Если глубже исследовать книгу Иова, можно увидеть, что это – и пророческая книга. Есть в ней пророчества, относящееся и к церкви нашего, последнего времени.
Сразу предупрежу: похоже, это твердая пища. Она может разбить вашу праведность, повредить вашему богословию или подвинуть деноминационные представления. Немощным в вере она скорее повредит, чем поможет.
В книге мы видим древнюю церковь, где Иов – в роли пастора, священника. Это церковь праведников, что не может не радовать. Праведники церкви Иова ведут не сказать, что насыщенную – но вполне праведную жизнь, радуясь изобилию Божьих благословений. Это абсолютно беспроблемная церковь – как и множество церквей нашего времени. До той поры, пока Бог не решит, что пора перетряхнуть и проветрить залежалое. В праведной картошке, полежавшей на праведном солнце, начинает появляться неправедный зеленый яд–соланин. Это то, что случилось с ангелом Люцифером. Хорошие, чистые вещи, долго пролежавшие в шкафу, начинают гнить и вонять. То же может случиться и с самой святой земной церковью, церковью Победителей, если Бог долго не сливал её с осадка, не чистил испытаниями и не перетряхивал трудностями. «Победителям» для окончательной победы непременно надо крепко сесть в лужу, обломать когти и клювы, опалить крылышки и рухнуть на самое дно.
И Бог просит сатану присмотреться к Иову и его церкви. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению…». Он всегда так делает: чтобы начать очередной этап, первым делом ведет Иисуса и праведников к сатане, для испытания: что еще там откроется в твоей внутренности, когда сатана выпустит твои «кишки» наружу? Какие инструменты найдешь для преодоления?
Стоило сатане нарушить мир праведников, как из них полезло такое, чего они вовек в себе не замечали. Пораженный пастор сидит в прахе и пепле и поет Богу новую песнь: «ах, зачем я на свет появился!». Между делом предъявляет рекламации Богу и вызывает Его на суд. С церковным советом еще хуже: почтенные старейшины внезапно превратились в фарисеев. Они наплевали на братство, дружбу, любовь и Божью Истину: «защищая» Бога, они сообща оклеветали и «съели» пастора. Они не помогают ему, а утяжеляют его состояние; не успокаивают, а вызывают гнев. «Меня били в доме любящих меня»: даже жена толкает Иова к пропасти вместе со старейшинами, с советом церкви. Их православная праведность делает с Иовом точно то же, что православие фарисеев с Иисусом: они распинают его!
Можно ли сказать, что церковь Божья ополчилась на Иова, или на Иисуса? Технически это так; но духовно – нет: на данный момент это не церковь Божья, а «сборище сатанинское»: те, кто делили с Иовом хлеб, пинают его, лежачего, сапогами в спину, «ради Истины». Недаром Бог не хочет принять от них жертвы, даже не хочет видеть эти лица, лица праведников, запятнавших себя предательством Иова и Бога, т.е., дружбы, братства, Любви и Истины. Они не Бога защищают, а свои представления об истине, деноминационные правила. Это явление сатанинского эгоизма! Не допусти Бог эту встряску – и не открылись бы ни невежество Иова, ни гнилость его совета, его церкви.
Я далек от того, чтобы смеяться над болью и нечестием праведников. Достойна осмеяния наша общая с ними «праведность», которая на поверку всегда, как испачканная одежда. Разве ты, брат, вместе с твоей благочестивой церковью не подвергал осуждению немощного, нуждающегося не в вашем братском пинке, а в вашей направляющей, дружеской руке? Разве не гнал вместе с праведниками брата, оклеветанного сатаной, ради деноминационной «правды», ради «братского единства в вере»? Гоня другие церкви, не «защищал» Бога, Который в защите не нуждается? Мы призваны быть свидетелями Истины и проводниками Любви. Только тогда праведность Бога становится нашей праведностью. Вместо общей – деноминационной «праведности», и личной – по «новозаветному Закону». «Православие» твоей деноминации тебя не освящает и не оправдывает – это ты должен его оправдывать и освящать. Но не так, как это советует сатана – изгоняя «нечистых» из церкви и порицая иноверцев. Твоя церковь освящается твоим хождением в Духе Святом, Духе Любви и Истины. Если ты пока можешь только гнать – ты Его не достиг.
Часто голос Святого Духа противоречит «голосу коллектива» – «братскому совету», церковным правилам, заведенному порядку – и ты глушишь его. И тут же подпадаешь под общее с ветхими братьями отчуждение: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие!». Жертва Иова «на всякий случай» ничуть не лучше жертвы афинских язычников «на всякий случай неизвестному богу», потому что Бога он не знает настолько же, насколько не знают Его язычники. Точно также и наша «жертва» по «Новому Закону», в который мы превратили Новый Завет, неугодна и противна Богу. Большой разницы между новозаветной и ветхозаветной церквями, увы, нет! Опустившись до уровня закона, мы не превзошли уровня ветхозаветных праведников! Начав Духом – заканчиваем Законом – от чего нас предостерегал апостол Павел. Мы получили дары от Бога – но это не сделало нас лучше и праведнее. Богатство наших откровений преизобилует – но мы все так же нуждаемся в болезненных ограничениях и перетрясках от Бога.
Итак, пастор Иов в падении, церковь – в ереси, отступлении и недоумении. Казалось бы – ВСЕ ПРОПАЛО! Но нет. Бог почему–то выбрал быть голосом Истины незнатное и ничего не значащее – самого молодого и самого горячего брата. Которого место – в заднем ряду, и которого слушают последним. Нам известно его имя – но совершенно неизвестно, КТО он. Это самый таинственный участник событий!
С первых его слов начинает казаться, что Елиуй такой же «заслуженный брат», как и другие праведники: это «совершенный в познаниях», который не стесняется говорить за Бога и клянется, что не умеет льстить.
Но дальше выясняется, что эти слова были не просто похвальбой. Елиуй действительно знает Истину, действительно никому не льстит – даже Богу, как остальные трое друзей Иова – и действительно, говорит «за Бога». Более того – он говорит, как Бог: это речь с позиции власти, она полна Духа и силы. Кому интересно исследовать Слово – могут найти подтверждения тому, что это Елиуй переломил ситуацию. Бог не ответил ни на словоблудие друзей, ни на слезы и жалобы Иова, ни на его неразумный вызов, пока Елиуй не обнажил ситуацию и не привел Божьего суда. Бога «вызвал к жизни» праведный гнев Елиуя! Елиуй обличил и церковный совет, и Иова – и на этот раз им нечего было ответить: обличение попало в точку! Елиуй полностью берет ситуацию в свои руки – и голосу Духа никто не может возразить – даже природа. Нам подчеркивают, что Иов и его друзья оторваны от жизни: их речи не к месту и не ко времени – бьют мимо, не соответствуют ситуации. А проповедь Елиуя с какого–то момента начинает подчеркнуто точно соответствовать времени и месту: она точно отражает то, что происходит в данный момент не только в душах Иова и его друзей, но и в окружающем мире. Настолько точно, что начинает казаться, будто Елиуй управляет погодой, а не описывает её! По его «заказу» начинают сгущаться тучи, накрапывать дождик, усиливаться ветер. Для внимательного читателя не становится неожиданностью, что Бог отвечает Иову из бури. Он знает, откуда «вдруг» взялась эта буря в пустыне!
Елиуй открывает еще одну поразительную вещь: это Иов, сам (!) мешает своему исцелению! Тому самому исцелению, о котором плачет и которого так жаждет! Если интересно – для тренировки сердца найдите это место сами.
Итак – КТО же он, таинственный Елиуй – совершенный в познаниях, говорящий за Бога, не умеющий льстить и лгать, обличающий, повелевающий природе и вызывающий Бога? Имя «Елиуй» означает именно то, что нам «начинает казаться»: «Он Бог». Похоже, за привычной доктриной что «Искупитель мой жив» – это и есть Иисус», исследователи Библии не заметили настоящего, живого и присутствующего именно в данном моменте Искупителя. ГОЛОС ЕЛИУЯ – ЭТО ГОЛОС СВЯТОГО ДУХА В ЦЕРКВИ. Голос, которым зачастую пренебрегают и слушают последним – но который все ставит на свои места.
Время подвести итоги. В чем же оно, пророчество к церкви последнего времени, данное через описание эпизода из жизни церкви ветхозаветной?
Пожалуй, главная беда нашего времени – проповедники, проповедующие «ни о чем» или «не о том». Нам показывают праведников, проповедующих в церкви Иова 90, 95 и 100% истины. Но эти 100% «истины» являются 100% ложью – потому что не ко времени, и не к месту, не соответствуют ситуации и не отвечают целям. Ровно также, как 100% истина сатаны, когда он цитирует Слово Божье, превращается в 100% ложь, потому что он цитатой из Библии пытается обмануть Иисуса, приводя её не соответствующей времени, месту и обстоятельствам. «Абсолютно истинные» проповеди друзей обличают Иова в том, что он не делал, защищают Бога, который в защите не нуждается и «провозглашают Истину», попирая её. «Возвышенная речь», т.е., проповедь Иова тщится отстоять свою непоколебимую праведность, обличить Бога и доказать друзьям, что он – не хуже их. (Между прочим, Иов «получил по голове» именно тем, что он же и проповедовал друзьям – религиозной доктриной, что «Бог праведника не наказывает». Если мы видим иное – виновата не доктрина, а праведник). В Иове проповедовали боль, возмущение и непонимание. Друзья проповедовали не из Духа Божья, Духа Любви – а из духа религиозного, мертвящего, духа сатаны. Через них гораздо ближе открывается, почему «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие!». Читая такую жесткую отповедь Бога, раньше было как–то обидно за людей, которые, например, всю жизнь провели в церкви, исцеляли именем Иисуса и проповедовали о Нем – и вдруг такой сюрприз: «Я не знал вас»! Почему же, за что? Друзья Иова вели праведную жизнь – но они «всего лишь» не знали Бога, действуя в духе сатаны. Потому и Бог не пожелал их знать, не пожелал принять от них жертвы!
О чем сегодня проповедуют праведники в церквях? О том, что интересно им; о том, что «спустили сверху» или происходит за стенами; о том, что видят в людях, и т.д. В общем, проповедуют то, что накопали в Слове, доктрине, окружающем мире и в духе. А надо проповедовать то, что Дух «накопал» в них и в церкви. Должен звучать не наш голос, а голос Духа Божьего – тогда только это церковь Божья, руководимая Христом.
Нам еще раз напоминают, что «целью Бога» являются не доктрины, а человек. Что церковь для человека, а не наоборот. Что жить церкви надо не «по Слову», а по Духу. Что Любовь, Дружба, Братство – та самая «милость», что господствует над судом.
Что «православие», ставящее доктрину выше человека, общее выше частного, распявшее Христа – живо до сих пор.
Что мудрость – не обязательно удел старших, и один человек может быть правее всего общества. Если ты не способен увидеть Духа Святого в самом немощном христианине – ты не знаешь Христа, пришедшего во плоти.
Что от праведности до греховности – полшага. Полшага от Церкви Божьей до синагоги сатаны, и эти полшага христиане, «живущие по Слову», делают много раз в день, цитируя Слово Бога не к месту, к обвинению братьев, церквей и деноминаций.
Что церковь не использует, как надо, силу и мудрость Духа, не повелевает окружающей природе, не изменяет этот мир (не «осоляет» его). Каждый в церкви Божьей должен быть, как Елиуй!
Что, тем не менее – Дух Святой всегда рядом с нами – даже когда мы спотыкаемся и падаем. Надо только слышать Его голос, принять Его силу и руководство.
Даже то, что Елиуй – родственник Иова, напоминает нам о том, что Дух Святой – наш общий «родственник», если Бог – наш Отец.
Комментарий автора: Надо проповедовать не то, что мы накопали в духе, а то, что Дух \"накопал\" в нас.
Станислав Вершинин,
Наб. Челны, Россия, Татарстан
Пастор тюремного служения
Прочитано 1479 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности