У христиан всего мира есть замечательная традиция – в канун Рождества ставить в доме вертеп. Настоящий Рождественский Вертеп – место рождения Иисуса Христа, это величайшая христианская святыня, находится в Вифлееме, в храме Рождества Христова. Это пещера, пол которой украшен серебряной звездой, позолоченной и декорированной драгоценными камнями. Надпись внутри звезды гласит – «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Шестнадцать лампад висящие над звездой принадлежат различным христианским конфессиям.
Священное Писание повествует нам, что младенец Христос родился в яслях (Лк. 2:7;12). Самое древнее, дошедшее до нас письменное свидетельство, написанное в 150-155 годах, о месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу, где он утверждает, что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема (Диалог с Трифоном иудеем). Пещера как место, где родился Христос, многократно упоминается в апокрифическом евангелии Иакова написанном, предположительно в тоже время. Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 году. Позднее в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 года, он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова. Все это говорит о том, что Христос действительно родился в пещере, где прятались от зимней стужи пастухи со своими стадами.
Рождество Иисуса Христа, несомненно, одна из главнейших вех в истории всего человечества. К этому величайшему событию Бог долго готовил мир, открывая через пророков, где, когда и при каких обстоятельствах свершится такое чудо. Это не красочная Рождественская сказка, в которую на Западе превратили это наиважнейшие, для всех людей событие, где, по словам поэта:
«Едва декабрь перешагнул порог,
Еще морозов не было в помине,
А Санта Клаус, бизнесменов бог,
Уже давно смеется на витрине».
Рождество Иисуса Христа это не просто Новогодний праздник, это проповедь человеку, кто он есть, человек, в своей сущности и как его любит Бог.
Принятое нами, исчисление «от Рождества Христова» введено в 6 веке, римским монахом Дионисием по прозванию Малый, и этой датой стал 754 год от сотворения Рима. Только потом расчет Дионисия, после тщательных исследований, признан ошибочным. Ошибку обнаружили в средние века, по разным источникам она составляла 4-6 лет, до принятого Рождества, исправлять которую не стали, дороже выйдет.
«В те дни миром владел кесарь Август. Его владычество землей было как бы образом Божьего единоначалия в обоих вселенных: духовной и материальной. Все известные народы и племена земные покорились власти Августа, прямо или косвенно, или только платя ему свою подать, или же признавая римских богов и римских чиновников. Единовластие над миром было полностью в руках кесаря Августа. Над ним не было ни человека, ни бога, то есть он не признавал никого выше себя. От начала мира ни один смертный человек не достигал большего могущества, чем кесарь Август, который, не имея соперников, владел всем миром. И, от начала мира, человек, сотворенный Богом, не опускался на такое дно ничтожества и отчаяния, как, тогда когда он стал обожествлять римского кесаря, - человека со всеми немощами и слабостями. Человека смертного, с желудком и кишками, печенью и почками, которые через несколько десятков лет превратятся в червоточный смрад и бездыханный прах; статуи которого, по всей империи пережили его, его силу и его империю» (Николай Сербский «Беседы»).
Почему наш Бог Иисус Христос не родился в Риме – центре цивилизации, как сын кесаря и почему Он не навязал людям своего спасительного учения, посредством императорских указов и силы? Как бы было все удобно и просто, вышел указ о новой религии и дело в «шляпе». Указ за указом, указ за указом и новая вера была бы утверждена, как утверждена вера в кесаря, как бога, и Царство Небесное на земле было бы установлено. Но тогда куда бы делась свобода, дивного Божественного создания - человека, как бога по обетованию? «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6).
Пришло время родиться Христу, а место для Царя царей даже не подготовлено. Что это? Просчет Бога, «забывчивость» в текучке повседневных дел? Проколов, ни в малом, ни в большом, у Бога не бывает. И такой вопрос, где должно родиться Христу, не может быть решен обстоятельствами, как на первый взгляд мы видим в Евангелии, то есть отсутствием свободных мест в гостинице (Лк. 2:7). Это внешняя, видимая сторона вопроса, но никак не главная. Можно ли вообразить себе, что для Бога это обстоятельство может стать проблемой. Иисус Христос, должен был родиться в хлеву, и только, там и нигде больше, окруженный скотиной и грязью, по плану Самого Бога.
По толкованию Феофилакта Болгарского: «Господь полагается в ясли, быть может для того, чтобы научить нас смирению, а быть может, для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, - уподобившимся неразумным скотам (Пс. 48:13). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей нам. Итак, мир – ясли, а мы неразумные животные: а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь».
Кто возразит, что Своим Рождеством в пещере, Христос учит нас, смирению, родившись не в царских палатах, а в месте, куда пастухи сгоняют овец в непогоду? Но и это не главная причина. Своим рождением в хлеву Христос говорит нам о Своем рождении в каждом из нас, принявшим каноническое водное крещение, человеке.
По древнему преданию, во время рождения Спасителя около яслей стояли вол, и осел, как говорит пророк Исаия; «вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3). В Библейской Энциклопедии, репринтного издания Свято-Троицко-Сергиевой Лавры читаем: «Ясли – это слово буквально означает стойло для скота, как-то: коров, лошадей т.п., с корытом для их корма».
Человек по своим грехам, является подобием таких «яслей», «вертепом» достойным обитания разбойников и животных, а не Бога. Господь же, при нашем Крещении, как в Свое Рождество, рождается в нас, тех, кто заслуживает обратного, не по причине «недостатка места», а по величайшей любви к людям – «агапе».
Готовясь к своему личному причастию, мы вычитываем сугубые молитвы, где говорим: «И якоже восприял еси в вертепе и яслех безсловесных возлещи: сице восприми и в яслех безсловесныя моея души, и в оскверненное мое тело внити». В переводе на русский это значит, как Ты Господи не погнушался яслями и вертепом, родившись в них, не гнушайся и моим оскверненным грехами телом, которое, такие же вертеп и ясли для скота, недостойные Тебя.
В хлеву Господь только рождается, но жить в нем Он не будет, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христос, введенный крещением, продолжает прибывать в нас, но как бы умерщвленный нашим ветхим поведением. Нерукотворный храм Божий превращается в тесный и темный гроб» (Аскетическая проповедь).
Чтобы Господь восстал из гроба и начал жить в человеке, необходимо заняться уборкой «помещения», дом для животных (хлев), перестроить в дом для Бога. И эту чистоту поддерживать на протяжении всей жизни. Видимым примером, такого чудесного превращения, служит Вифлеемский храм Рождества Христова, который из пещеры переродился в великолепную Церковь. Каждый человек по сути своей «вертеп» и разбойник, достойный распятия. Об этом нам проповедует Голгофа, которую никому не избежать. Все человечество делится на двое; одни по правую сторону от Христа, идущие в рай, другие по левую, достойные ада.
Но ум наш не хочет, а у кого и не способен принять то, что Господь может родиться в «вертепе страстей, притоне разбойников», как многие не могут представит себе, как можно распять Бога? И мы начинаем придумывать этому названию позитивную окраску, обманывая себя, что «вертеп разбойников и разврата» это одно, Рождественский вертеп совсем другое. Что это пещера пастухов, находившаяся недалеко от города, к дурному не имеющая отношения. Но вертеп, особенно в котором родился Спаситель, просто заброшенной пещерой, без значения, быть не может, о чем говорит само рождение Господа в нем. Вертеп это «скрывище дурных дел, притон», стало для нас знамением.
Писание говорит нам, что Христос рождается в яслях. Место же рождения - пещера названа «вертепом» отцами Церкви позже, для того, чтобы растолковать и усилить этим негативным словом характеристику, тому состоянию, в котором прибывает земля и каждый человек в частности. Иисус Христос рождается на растленной земле, в грязном хлеву и в падшем человеке. Все это в целом названо «вертепом». Вертеп, это все мы, и мир в котором живем и которым дорожим. Рождество Христа, это проповедь, сказанная Господом, людям о людях.
В этом и заключается безграничная Любовь и безграничное Величие Господа, что Он рождается не в белокаменных палатах кесаря (что для Бога не представило бы труда), которые ни как не могут быть подобием погрязшего в грехах человека, а в яслях, окруженный нечистотами и скотиной, которые и есть буквальный образ существующего мира.
Христос рождаясь в этом мире; при нашем крещении, подобно «горчичному зерну» (Мф. 13:31), посеян в нас - «вертепе». Освящая «вертеп», понимай нас, превращает нас, из ночи в день. Рождается не в праведниках, которых нет (Рим. 3:10), а в грешниках, ради которых, Сам одевается в «кожаные одежды» нашего греха, то есть в нашу плоть, ради нашего спасения. Страшно то, что все этим и ограничивается, посеянное в нас «горчичное зерно», остается зерном, как посеянное на гранитной плите, не имея всхода.
«Вертеп», это мостик, «тамбур» между «вагонами», из старого в новый, соединяющий Ветхий и Новый Заветы. И как мостик и тамбур, он не может быть местом нормального проживания. Это только переход, который является пунктом, рождения из старого в новое, но никак не дом для жительства Бога. Человек сам, по своей свободе и желанию, становится местом жительства, или домом для Небесного Царства, или местом для «скотины», то есть для грехов, «вертепом разбойников (понимай бесов) и разврата». Не всем, искренне верующим, по силам быть храмом для Духа Святого, но пренебрегать уборкой «помещения», которая для христианина является исповедание грехов, значит любить свой вертеп. Регулярно прибирать в своем доме, есть надежда на милость Господа о спасении, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Это не значит, что в праздник Рождества мы не должны строить и украшать Рождественский вертеп. Он напоминание, символ нашего просвещения и освящения младенцем Христом. Наоборот «вертеп» этот должен быть убран, краше любого дворца. Ведь все мы в крещении и своем причащении, даже видимым образом, пусть ненадолго, становимся светлее. Украсим же, в этот великий день, каждый, свой личный вертеп «не внешним плетением волос, не золотыми уборами или нарядностью в одежде» (1Пет.3:3), а «сердцем сокрушенным и смиренным» (Пс.50:19), которое по слову Господа, Он никогда «не уничижит» (Пс. 50:19).
|