Очень часто тактика дьявола по отношению к людям заключается не в том, чтобы говорить абсолютную ложь, а в том, чтобы исказить хотя бы немного Божью истину. В таком случае ложь выглядит более правдоподобной и ей более охотно верят люди.
На этом принципе основано действие всех государственных идеологий. Каждая такая идеология в чем-то напоминает христианство, истину Божью, благодаря чему благосклонно воспринимается значительной частью общества. Но ни одна из государственных идеологий в принципе не может полностью соответствовать библейскому христианству, так же как государство в принципе не может заменить церковь.
Церковь призвана добровольно доносить Слово Божье. Так как лишь добровольное принятие Слова Божьего способно изменить судьбу человека в вечности. А государство имеет власть от Бога использовать насилие для принудительного наведения порядка в обществе.
Церковь призвана проповедовать Слово Божье в чистоте и без изменений. А государство призвано находить компромисс между святым Словом Божьим и развращенным грехом обществом. И чем большим будет развращение общества, тем большим будет несоответствие государственных законов и принципов библейским законам и принципам.
Поэтому церковь для своей деятельности руководствуется Словом Божьим. А государство — идеологией, которая всегда является в той или иной мере пародией на Слово Божье. Его гротескным искажением, призванным, тем не менее, приводить общество хоть к какому-то относительному порядку.
При этом, на протяжении истории, никогда не было государств с какой-то одной идеологией, которой бы придерживалось 100% общества. Любое государство — это всегда та или иная смесь идеологий. К примеру, в некоторых европейских обществах 3-5% людей придерживается ислама. Еще меньше язычников, коммунистов, фашистов. Большинство оказывает предпочтение идеологии потребления.
Но не всегда так было в истории. Были периоды, когда в том или ином обществе доминировало язычество. В Германии 30-40-х годов прошлого века доминировал фашизм. В некоторых странах — коммунизм, ислам и т.д.
При этом каждая из этих идеологий не была выражением какого-то абсолютного зла. Любая из них была своего рода коктейлем из доброго и злого. Причем этот коктейль мог изменяться с течением времени и в разных странах проявлять себя по-разному.
В связи с этим очень сложно выстроить какой-то рейтинг государственных идеологий. Иногда пытаются это сделать. К примеру, построить такую цепочку «зла» — фашизм, коммунизм, язычество, ислам и т.д. Но все это достаточно условно. В тех же США в 20 веке так же была определенная популярность у фашизма и коммунизма. Но эти идеологии не принесли в США таких разрушительных последствий как в Европе. Почему?
Потому что они так и не начали доминировать в Америке.
Таким образом, вред той или иной идеологии определяется не столько ее типом, сколько ее доминированием в том или ином обществе. Любая государственная идеология, как ни странно, и вредна и полезна. И степень ее вреда и пользы определяется уровнем ее развития и способностью к развитию.
Это похоже на развитие болезнетворных микроорганизмов. Если концентрация какого-то возбудителя высокая — это крайне опасно и может вызвать эпидемию. Но если человеку сделать прививку — ввести ограниченную дозу ослабленного возбудителя, то это может спасти жизнь и самому человеку, и окружающим.
Таким образом, польза и вред болезнетворного организма во многом зависят от его концентрации, а не от его вида.
Или похожий пример. Иногда пожарники борются с огнем с помощью…огня! В некоторых случаях специально, под контролем, выжигают участок степи, чтобы стена огня, дойдя до этого выжженного участка, остановилась. Таким образом, огонь, как это ни парадоксально, может победить огонь и спасти жизнь многим.
Так же обстоит дело и с государственными идеологиями. Опасен не сам по себе ислам, коммунизм, фашизм, язычество и т.д. Опасно лишь усиление и доминирование какой-либо из данных идеологий.
Итак, за последние две тысячи лет были популярны такие идеологии:
1. Язычество. В первые века нашей эры язычество было сильным сдерживающим фактором в развитии христианства в Европе. В настоящее время язычество подавляется и вытесняется другими идеологиями.
2. Государственный ислам. Возникает, когда власть стремится построить общество по законам шариата. При сильной концентрации существенно подавляет развитие христианства. Маскируется под Слово Божье некоторым аскетизмом, идеями самопожертвования. И этим завоевывает популярность. Но самопожертвование, которое практикуется смертниками-мусульманами, имеет не ту направленность, что в христианстве.
3. Национализм, фашизм. Имел сильное развитие и доминирование в 20 веке. Маскировался под Слово Божье идеями избранности, отделения одного народа от другого. Это напоминало отделение церкви от мира и привлекало многих сторонников.
4. Коммунизм. Также имел сильное развитие и доминирование в 20 веке. Маскировался под Слово Божье идеями равенства и справедливости. В первую очередь в распределении материальных благ. Но использовал для этого вовсе не христианские методы.
5. Государственное христианство.
Важно разделять два вида христианства:
а) Христианство как вера или библейское христианство. Такое христианство проповедовал Иисус и ученики. Оно изложено в Писании.
б) Христианство как идеология или государственное христианство. Эта идеология возникла в 4 веке нашей эры после того, как император Константин провозгласил христианство государственной религией. Одна из базовых идеологий, на которых построена нынешняя западная цивилизация. Основные принципы государственного христианства изложены не в Писании, а в административных, криминальных и других кодексах той или иной страны.
Христианство как вера, дает возможность общения с Богом, оправдания грехов, спасения души. Христианство как вера распространяется с помощью проповеди. Его можно принять лишь добровольно и сознательно.
Христианство, как идеология не дает ни общения с Богом, ни оправдания грехов, ни спасения души. Оно распространяется насильно государством ради достижения государственных интересов. Типичный пример распространения государственного христианства — крещение князем Владимиром жителей Руси.
Государственное христианство навязывается принудительно, и граждане исполняют его предписания под страхом наказания.
Польза и вред государственного христианства определяется так же, как и у других идеологий — по уровню доминирования в обществе.
Если какая либо идеология господствует в обществе — это препятствует нормальному развитию библейского христианства. И чем большим является такое доминирование — тем хуже для христианства.
В свое время государственное христианство серьезно вытесняло язычество в Римской империи и европейских странах. Это снижало доминирование язычества и содействовало проникновению в эти страны библейского христианства.
В нынешнее время государственное христианство — один из наиболее действенных способов противостояния господствующей идеологии потребления. В тех странах, где государственное христианство активнее противостоит и ослабляет идеологию потребления (США, Россия) — лучше развивается и библейское христианство. Там где государственное христианство меньше развито (Европа), наступает тотальное доминирование идеологии потребления. А это негативно сказывается на развитии библейского христианства.
Иногда в истории случалось, что само государственное христианство, как идеология, начинало доминировать в обществе — в папском Риме, в Испании времен инквизиции, в Швейцарии времен Кальвина. В таком случае, как и любая другая доминирующая в обществе идеология, государственное христианство начинало подавлять нормальное развитие библейского христианства.
6. Идеология потребления. Имела развитие в античности — Древней Греции и Древнем Риме. А также доминирует в современном мире. Маскируется под христианство мягкими и ненасильственными методами.
Все другие идеологии последних столетий (госхристианство, государственный ислам, фашизм, коммунизм) внедрялись в общество насильственными методами.
Но идеология потребления, как правило, использует ненасильственные методы — демократию, равенство, толерантность. Из-за этого многие воспринимают идеологию потребления как дружественную христианству.
Но ее кардинальное отличие от христианства (и других идеологий) заключается в отношении к идее самопожертвования. Идея самопожертвования — ключевая в христианстве. Сын Божий жил не для себя, а для других, отдав самое ценное, что у Него было — Свою жизнь. Отец отдал то, что было наиболее ценным для Него — Своего Сына. Жизнь ради других, а не ради себя — это и есть любовь. Это сущность Бога, объясняющая Его тройственную природу.
Именно так Господь спроектировал человека — по Своему образу и подобию. С расчетом на то, что Его творение будет жить так же, как и Творец:
» Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.» (1 Иоанн 3:16).
Эту идею в той или иной мере копируют многие идеологии, искажая ее. Госхристианство призывало отдавать жизнь за освобождение гроба Господня. Государственный ислам — за Аллаха. Фашизм — за Гитлера и арийскую расу. Коммунизм — за Сталина и коммунизм.
Но в идеологии потребления библейская идея самопожертвования напрочь отвергается. Смысл жизни представляется не в жертвенной любви, а в удовлетворении своих желаний. Конечно же, такой подход приводит к разрушению и конкретных человеческих жизней, и общества в целом:
» ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Матф 16:25).
При небольшом развитии идеология потребления приносит пользу, расчищая дорогу библейскому христианству. Так на протяжении 19-20 веков эта идеология успешно вытесняла язычество в Африке, индуизм и ислам в Азии, коммунизм в коммунистических государствах. В этом был промысел Божий, так как на эти «расчищенные» территории успешно и очень быстро проникало библейское христианство. Это одна из причин успешной проповеди Евангелия в Африке в 20-21 веке, в постсоветских странах в 90-е годы. В последние десятилетия — в Китае, Индии, мусульманских странах.
Но с каждым новым десятилетием идеология потребления все более усиливается в мире. И постепенно превращается из благоприятного в неблагоприятный фактор для развития христианства. В первую очередь это касается стран западной цивилизации, где популярность христианства стремительно снижается, а вероучение церквей все более отходит от истины Писания.
Схожие процессы начали происходить и в Восточной Европе, а также в постсоветских странах. Быстро прошел период 90-х годов, когда на этих территориях не доминировал ни коммунизм, ни идеология потребления. И, благодаря этому, темпы роста христианства в этих странах были быстрыми. Но в последние годы идеология потребления все больше начинает доминировать, что негативно сказывается на успехе проповеди евангелия.
Можно ли что-то противопоставить этому процессу?
Да. Христиане могут использовать свои гражданские права для отстаивания христианских ценностей в обществе. Это будет усиливать государственное христианство. То есть власть вынуждена будет принимать законы, ограничивающие, к примеру, развитие гомосексуализма. Активнее защищать семейные ценности, социальные нормы, малоимущих граждан. Это будет сдерживать развитие идеологии потребления и ситуация с христианством будет получше. К примеру, как в США, а не как в Западной Европе.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности