На протяжении нескольких последних лет в средствах массовой информации г. Читы, а также во многих российских газетах, идут массированные нападки на работу реабилитационных центров христиан веры евангельской. Несмотря на кажущуюся весомость авторитетных мнений, напористость авторов статьей, бросается в глаза их абсолютное незнание предмета, который они так жёстко взялись критиковать. Вы не найдёте у них ни цифр статистики, ни анализа объективной информации, но только нагнетание чёрных красок вокруг сфабрикованного ими же самими образа деструктивного культа, а также различные формы манипуляции с духовной непросвещённостью масс.
Так в материале, опубликованном несколько месяцев назад в читинской газете «Эффект», сразу на двух полосах давался «разгром» работы кризисных центров пятидесятников. Причём не только города Читы, но и во всей России. Разгромом занимался православный священник Анатолий Берестов, занимающийся развитием работы реабилитационных центров при Русской православной церкви. Казалось бы, человек делает хорошее, благое, богоугодное дело. Но почему-то отец Анатолий, рассказывая о работе православного реабилитационного центра, основную часть своего выступления посвятил критике и очернению работы центров христиан веры евангельской, пятидесятников. Когда журналисты спросили его мнение о работе в Чите кризисного центра церкви «Спасение в Иисусе», он просто начал лить грязь, используя выражения «секта», «тоталитарная секта» и многие другие, оскорбляющие религиозные чувства верующих, выражения.
После этого «разоблачения» меня стало беспокоить чувство несправедливости, потому что я знаком с другой информацией. Интересно, что за всё время никто из журналистов не взял на себя ответственность объективно разобраться по данной теме. Поэтому я решил собрать недостающий материал и высветить те тёмные места, о которых простой читатель, может быть, даже и не догадывается.
Справка: социальная работа протестантов в ЦФО России признана самой эффективной
Социальное служение протестантских церквей среди наркозависимых и алкоголиков является наиболее эффективным среди религиозных организаций. Об этом 25 марта во время круглого стола, посвященного теме "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития наркологической помощи в России" (организаторы - Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи и Фонд "Нет алкоголизму и наркомании"), заявила начальник отдела по работе с общественными и религиозными организациями аппарата полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Марина Белогубова.
По словам Белогубовой, количество реабилитационных центров для наркоманов, созданных на базе евангельских общин, многократно превосходит число аналогичных центров, организованных православными, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru". Особенно важно, что протестанты доказали эффективность своей работы в сфере душепопечения, так как никакими медицинскими методами наркомана невозможно вернуть к нормальной жизни.
Как подчеркнула Марина Белогубова, прорыв в понимании всех трудностей антинаркотической работы произошел во время реализации проекта "Поезд в будущее". Его участниками и инициаторами были как православные, так и протестанты. Наряду с огромным интересом к различным методикам по профилактике и реабилитации наркоманов, выяснилось, что большую популярность имеет коммерческая реабилитация наркоманов в центрах, которые обещают полностью исцелить любого больного, что практически невозможно.
Кроме того, как отметила Белогубова, в ходе акций "Поезда в будущее" в Смоленске и Норильске удалось не только устроить семинары для специалистов, которые будут работать с наркоманами, но и провести ток-шоу в прямом эфире местных телеканалов. В Норильске, к примеру, выступление одного из бывших наркоманов, сотрудника пятидесятнического реабилитационного центра из Ленинградской области, переломило общественное мнение в пользу запрета даже легких наркотиков, употребление которых превращается в тяжелую неизлечимую болезнь. По мнению Белогубовой, особенно важен голос церквей в ситуации, когда "молодые люди считают, что они произошли от обезьяны, а их культуру формируют реклама, поп-музыка и телевидение".
Агентство: Портал-Credo.Ru
Информация УВД
Старший инспектор по делам несовершеннолетних УВД по Читинской области майор милиции Баранчугов Сергей Анатольевич дал мне краткую характеристику проводимой в Чите и Читинской области работы по профилактике наркомании. Он пояснил, что в целях предупреждения подростковой преступности и наркомании органы внутренних дел применяют все необходимые средства и методы, в том числе и взаимодействуют с религиозными конфессиями традиционной направленности. Он подчеркнул, что основное взаимодействие направлено на сотрудничество с православной церковью. Такая установка определена инструкциями, идущими от руководства МВД.
Сергей Анатольевич сообщил, что ему известно о том, что профилактикой наркомании занимается не только Русская православная церковь, но и католическая, также евангельские христиане-баптисты и христианская церковь «Спасение в Иисусе». В какой форме и какими методами проводится такая работа он из-за отсутствия информации пояснить не мог. Сергей Анатольевич объяснил, что единственными источниками информации о религиозной жизни Забайкалья для него является газета «Православное Забайкалье», которая ориентирована только на православие, а также «Забайкальский рабочий», в которой в последнее время стали появляться публикации о религиозной жизни края.
Его пожеланием было, чтобы СМИ освещали не только работу православных центров и проектов, но и других направлений христианства и религий как можно лучше.
Наркоконтроль
Начальник пресс-службы Наркоконтроля Верхотурова Татьяна предоставила необходимую информацию о сотрудничестве с христианскими организациями г. Читы. В своём интервью она отметила, что отдел профилактики Наркоконтроля тесно сотрудничает с представителями кризисного центра церкви «Спасение в Иисусе». В результате чего была осуществлена запись на радио рассказов бывших наркоманов, работников центра. Такая кассета под названием «Молодежный квартал» разошлась по всем школам города. Верхотуровой Татьяной была организована пресс-конференция с журналистами и представителями международной организации «Teen Challenge» («Вызов подростку»), пастором церкви «Спасение в Иисусе» Панасовец Андреем Андреевичем и работниками кризисного центра.
Также начальник пресс-службы выразила свою благодарность за участие в деле профилактики наркомании в адрес пастора церкви «Скала спасения» Дмитрия Синицына, многократно выступавшего спонсором спортивных мероприятий «Спорт против наркотиков». По её словам пастор церкви «Краеугольный камень» Алексей Осипов предоставил в Наркоконтроль уникальный видеоматериал по профилактике наркомании.
Верхотурова Татьяна подчеркнула, что работники центра церкви «Спасение в Иисусе» делают большую работу, вытаскивая людей из бездны. По её мнению, имеет право на жизнь все, что связано с профилактикой: «У каждого накоплен свой опыт и необходимо им делиться, и где нужно объединять усилия».
Также Верхотурова Татьяна отметила и некоторые моменты препятствующие эффективному сотрудничеству подобных кризисных центров с государственными органами: отсутствие анализа их деятельности, статистики, анализа эффективности работы, отчётности центров перед органами власти, а также упор на религиозную тематику в общении со СМИ и представителями власти.
В городской администрации
Следующие мои вопросы были адресованы заместителю начальника отдела по работе с федеральными правоохранительными органами и связью с общественностью администрации г. Читы Лыцусь Александру Ивановичу.
Александр Иванович, рассказывая об истории создания реабилитационных центров, пояснил, что первый такой центр в Чите был создан общественной организацией «Спасательный круг», который работает в настоящее время недалеко от пос. Кука, на выделенном им администрацией участке земли. Александр Иванович положительно охарактеризовал работу этой организации, пояснив, что «Спасательный круг» первым заявил о привлечении внимания власти к проблеме наркомании на всех уровнях и свою задачу выполнил. В результате этого была разработана областная программа, в которой значился пункт «создание реабилитационного центра» под эгидой «Спасательного круга». При этом осуществлялось бюджетное финансирование их работы.
Далее Александр Иванович пояснил, что он знаком с работой одного кризисного центра церкви «Спасение в Иисусе». Он отметил, что официально кризисный центр создала общественная организация «Родители против наркотиков» осуществляющая свою деятельность под эгидой церкви «Спасение в Иисусе». Он посещал лично центр в селе Карповка и отметил, что, по мнению самих реабилитантов, положительное действие этого центра есть: люди действительно освобождаются от наркотической зависимости. Отрицательным, на его взгляд, моментом в работе этого центра является жесткая дисциплина (при одновременном действии принципа добровольности). Такой же принцип присутствует, по его словам, и в работе «Спасательного круга». Ещё он сказал, что «там очень много религии, и, несмотря на то, что официально центр создан от общественной организации «Родители против наркотиков», везде и всюду сквозит молитва, служба, послушание, и т.д.»
«Сам я православный, но отношусь к деятельности церкви «Спасение в Иисусе» с уважением. Но я немного не понимаю их формы и методы работы. Мне кажется, что там слишком большая психологическая зависимость членов церкви от руководства. И это меня пугает. Когда смотришь на их мероприятия, на людей, то кажется, что они немножко не в себе. Видно, что на них что-то воздействует таким образом, что они впадают в состояние наподобие легкого транса. Мне это не очень нравится. Я не знаю, что там за этим дальше может быть. Могу лишь предположить, что человек потом будет целиком и полностью зависим. Полагаю, что, вылечив наркоманов в центре с. Карповка, эта церковь получает своих надежных испытанных рекрутов. С одной стороны, это хорошо, с другой, мне кажется, что они освобождают человека от химической зависимости и предлагают ему более прочную духовную, психическую зависимость. Вот это ярко прослеживается. Я желаю, чтобы православных центров было больше, потому что мне это как православному ближе. Но, в общем, на сегодняшний день я вижу, что их деятельность носит положительный характер. Официально в настоящее время я не могу назвать деятельность каких-либо религиозных объединений на территории нашего города, которые подходили бы под формулировку «деструктивных», - сказал Александр Иванович.
На мой вопрос о распределении денежных средств, которые выделяются государством на профилактику наркомании, Александр Иванович пояснил, что ему сложно дать полный ответ: «Официально предусмотрено выделение средств на проведение разовых акций по борьбе с наркотиками только по линии молодежной программы. На областном уровне такие направления деятельности есть. Это и областной наркологический диспансер и другие. Но наркологический диспансер из года в год испытывает дефицит денежных средств. Если бы было финансирование в полном объеме, то эффективность этого учреждения была бы намного больше и выгодна для государства в целом. Но этого не происходит. У меня сложилось мнение, что мероприятия по борьбе с наркотиками финансируется по остаточному принципу».
Александр Иванович отметил, что для социально значимых для города программ предусмотрено выделение денежных средств на конкурсной основе. Так в прошлом, 2004 году, было выделено 300 тысяч рублей. Пять организаций смогли получить гранты на сумму в пределах 60-70 тысяч рублей. Всего было рассмотрено 15 проектов. Пять из них получили финансирование.
Само понятие реабилитационного центра, по его мнению, является социально значимым. «Если хотя бы один человек посредством усилий этих общественных формирований будет вырван из цепких лап наркотиков, станет полноценным человеком, способным к семейной жизни, к работе, значит, они уже не работали даром. Если у них в результате вернулись к жизни несколько человек, то считаю, что это социально значимо как для области, так и для страны. Важен конечный результат. Общественная организация «Родители против наркотиков» уже много сделала в этом отношении. Это и профилактические мероприятия и работа кризисного центра. Можно только сказать им спасибо, что они это сделали. Православные в этом отношении немножечко отстают, хотя эта конфессия более мощная, более популярная», - сказал Александр Иванович.
Справка:
На основании информации предоставленной Анатолием Берестовым, которая доступна на сайте www.moigorod.ru, в душепопечительском православном центре святого праведного Иоанна Кронштадтского, реабилитация наркозависимых проводится с акцентом на духовную составляющую. Так, например, на первом этапе реабилитации с наркоманами беседуют, соответствующим образом настраивают, привлекают к участию в молебнах. На втором этапе, который проходит в монастырях и общинах, совершаются молитвы, беседы, посещение музеев и т.д., осуществляется целенаправленное воздействие на личность больных специалистами, членами группы поддержки из числа бывших наркоманов. В это время реабилитируемые много работают. На третьем этапе, находясь уже в состоянии устойчивой ремиссии, наркозависимые возвращаются домой и находятся под присмотром служителей церкви. Через душепопечительский центр прошли уже более 3000 человек. Первые наркоманы - 41 человек - пришли сюда в конце 1998 года. 35 из них избавились от наркозависимости. Сейчас они - активные помощники отца Анатолия.
По словам самого Анатолия Берестова, осовободить нарокзависимого может только Бог. Других возможностей нет.
Кризисный центр церкви «Спасение в Иисусе»
Моя встреча с руководителем кризисного центра по реабилитации и социальной адаптации наркозависимых церкви «Спасение в Иисусе» Вячеславом Васильченко проходила в здании церкви на улице Подгорбунского 60.
- Как и когда началось это служение?
- Первый кризисный центр был создан в Чите в 2000 году на одной из дач на р.Никишиха. Освобожденный от наркотической зависимости Денис Стеганцев начал первым развивать у нас работу такого центра. Тогда он увёз первого реабилитанта в кризисный центр г. Ачинска. Этим человеком был я. Сейчас от церкви «Спасение в Иисусе» работает уже два центра, один в селе Карповка, другой в Ивановке.
- В чем отличие вашего христианского центра от других?
- Мы не применяем никаких медикаментов. У нас люди молятся, читают Библию, обретают новую жизнь со Христом, получают освобождение от наркотиков. Ведь только Бог может сделать человека свободным. Я не знаю никого, кто получил бы свободу каким-то другим способом. К нам приезжали ребята и из других центров, кому-то сверлили голову в институте имени Склифосовского, кто-то ездил в Бишкек, но никто из них не получил освобождение. В то же время я видел другое - много ребят, которых освободил Иисус Христос. И это внушительно.
- За счет каких средств осуществляется ваша работа?
- Основная часть финансов поступает от церкви. Также жертвуют люди, чьи сердца расположены. Чтобы оказать нам помощь была создана общественная организация «Родители против наркотиков». Родители, чьи дети были или являются наркоманами, больше других понимают эту проблему и поэтому помогают нам. Ребята, проходящие социальную адаптацию, реабилитацию, у которых есть возможность, также оплачивают часть расходов. Половина ребят, у кого нет такой возможности, проходят её бесплатно.
- Существует государственная программа по профилактике наркомании, на которую выделяются большие средства. Взаимодействуете ли вы с органами государственной власти и как?
- Да. У нас был подписан договор с Госнаркоконтролем и мы совместно ходили по техникумам, проводили лекции о вреде наркотиков. Также мы каждую субботу читаем лекции в наркодиспансере, в детской наркологии. Отправляли несколько писем в администрацию Читы непосредственно мэру города Михалеву Анатолию Дмитриевичу, рассказывали о той профилактической работе, которая нами проводится, просили помочь, выделить помещение. С администрации к нам приходил Лыцусь Александр Иванович, который как раз занимается работой по линии общественных организаций. У него было большое желание помочь, но дальше слов дело не пошло. Мы написали много писем, но в результате ничего не получили. Многие чиновники говорят, что у нас доминирующая РПЦ и им не нужны конфликты.
- Я уже несколько раз слышал из уст православных верующих такое обвинение, что в кризисных центрах пятидесятников люди из одной наркотической зависимости попадают в другую – в зависимость от своих духовных лидеров, от своих сект. От кого же на самом деле зависят у вас люди?
- В какой то степени это действительно так - человек переходит из одной зависимости в другую. Но это зависимость от Бога, а не от каких-то людей. И эта зависимость, которая действительно обогащает и делает человека полноценным. Не так давно мы были в Читинском педагогическом Университете на встрече с православным священником Анатолием Берестовым. Мы говорили там, что Бог освобождает людей не только в православной церкви. На том семинаре много говорилось о самоубийствах, распадах семей, и еще много всякой лжи и негатива, якобы происходящего из-за работы наших центров. Но на самом деле происходит обратное: образуются здоровые семьи, рождаются здоровые дети, люди социально восстанавливаются, устраиваются на работу, организуют свой бизнес, действительно становятся полноценными людьми. Поэтому такие обвинения несостоятельны.
- Зависимость от Бога в священном Писании называется верой. Получается, что людям не нравится именно ваша вера, и то, как вы верите?
- Когда я пришел в церковь «Спасение в Иисусе», моя жизнь восстановилась. И все это благодаря Богу. Я рос с моим другом. Когда-то мы вместе начали колоться. Настал момент и я уехал на реабилитацию, а его посадили. Когда я вернулся свободным от наркотиков, его отец, который уже двадцать лет употреблял алкоголь и буквально все пропил, сказал мне: «Слава, я вытащу тебя из этой секты». Я возразил ему, что когда я погибал от наркотиков, то был классным парнем, когда у меня в жизни все разваливалось, я умирал, то все было нормально. А теперь, когда моя жизнь прекрасна, я не завишу ни от каких наркотиков, у меня есть семья, есть цель и смысл, теперь меня нужно спасать?!
Как-то встретил своего старого знакомого, наркомана и он стал мне рассказывать о своих проблемах, которых у него была масса. Потом спрашивает, где я все это время был, потому что мы очень долго не виделись. Я рассказал, что прошёл реабилитацию, и моя жизнь теперь стала совсем другой. Он посмотрел на меня и сказал: «Слава, тебя зомбировали». Я возразил: «Давай остановимся и посмотрим, кого зомбировали. Смотри, я стою здесь, меня не ищет милиция, моя мама самая счастливая, у меня есть деньги, я не бегу колоться, живу и радуюсь жизни. А теперь посмотри, что есть у тебя незазомбированного классного парня: тебя ищет милиция и ты наркоман». На что он мне ответил, что я просто несу бред. Это был его взгляд. Сейчас он сидит очередной срок. В его жизни ничего не изменилось. Несмотря на то, что он находится на зоне, он все равно остается наркоманом.
- Я часто слышал по ТВЦ свидетельства людей освободившихся от наркотической зависимости, чуть ли не своими силами. Что это? Найдут одного из тысячи, а потом всем другим в пример ставят, дескать, вот вы слабые не можете сами освободиться?
- Я лично не встречал таких людей. Когда-то я пытался найти выход самостоятельно и искал людей, которые, как я думал, сами своими силами перестали употреблять наркотики. Но я их так и не нашёл. Мой друг, о котором я уже говорил, отсидел три года и, когда освободился, мы встретились. Он долго убеждал меня, что никогда не вернётся к наркотикам, что уже три года он не колется и свободен. Но я возразил ему: «Знаешь чем отличается твоя свобода от моей? Положи между нами грамм героина: я спокойно выкину его в унитаз, а ты положишь его в уголочек, и он будет там у тебя «пищать», и ты просто опять подсядешь». Не прошло и трех недель как он начал колоться, потом продал квартиру и уехал в Ростов. Теперь погибает там.
- Сколько вам лет?
- 29 и уже четыре года как Бог освободил меня и дал новую жизнь.
- Сколько лет вы были в зависимости?
- Пять лет принимал внутривенные наркотики. До этого курил траву, экспериментировал, пытался найти удовлетворение в этой жизни. Находясь в центре, в первые дни я сидел и смотрел на звездное небо, думал: «Надо же, оказывается все так просто. Я не там это искал».
- Если кому-то будет необходима помощь, как вас можно найти?
- Пусть позвонят в кризисный центр по телефону 370-444 или в церковь 26-26-54.
Посещение центра
Затем с Вячеславом Васильченко на машине мы посетили кризисный центр в селе Ивановка. Дорога была разбитой, бугры и ямы. Кризисный центр располагался в одной половине запустевшего дома бывшей лыжной базы. Радостные ребята по очереди рассказывали мне свои истории о чудесном освобождении, которое они пережили в центре, как Бог чудом спас их. Некоторые я успел записать. Во дворе шло строительство, кто-то работал на кухне, кто-то в подсобном хозяйстве. У меня осталось приятное впечатление: чистые светлые глаза ребят, их мечты о новой жизни, которой они теперь будут жить, сожаления о прошлом, радость настоящего.
На основании книги учёта кризисного центра установлено:
2001 - 2002 – обращалось за помощью 68 человек.
2003 - 80 человек.
2004 - 121 человек (многие ещё продолжают проходить реабилитацию).
2005 - 17 человек поступило в первый квартал для социальной адаптации и реабилитации.
Всего за время работы в кризисный центр церкви «Спасение в Иисусе» обратилось за помощью 286 человек. Из них около 15 человек было исключено из центра за нарушение дисциплины. Подавляющее большинство добровольно покинуло центр во время первого этапа реабилитации. Ребят, прошедших в центре все три этапа реабилитации и больше одного года не употребляющих наркотики около 60 человек. Они восстановили отношения с близкими, восстановили семьи, получили постоянную работу. Многие из них стали прихожанами церкви «Спасение в Иисусе».
Заключение
Материал данной темы далеко не исчерпан. Необходимо найти ответы и на многие другие вопросы. Надеюсь, что эта публикация будет способствовать тому, что журналисты, государственные служащие и граждане будут рассматривать деятельность христиан веры евангельской более объективно, без предубеждений и домыслов.
Общаясь с чиновниками, я понял, что они вообще мало знакомы с деятельностью протестантских церквей. При этом присутствует ярко выраженная ориентация на продвижение проектов Русской православной церкви, тогда как социальные достижения евангельских христиан игнорируются. Упрёк в том, что в кризисных центрах пятидесятников присутствует много так называемой религии, никак не оправдан, потому что религия также присутствует и в православных центрах. Получается, что эта религия нас устраивает, а эту мы не приемлем.
Конечно же, это является искажением принципов Конституции РФ, которая гарантирует равенство всех людей, защиту их прав и свобод независимо от религиозной принадлежности и вероисповедания. Это само по себе несправедливо, а, учитывая характер публикаций в СМИ в отношении евангельских христиан, разжигающих религиозную вражду, питающих экстремизм, является противозаконным действием и подлежит осуждению.
Дополнительная информация по социальной работе протестантских церквей г.Читы.
Церковь «Краеугольный камень» (пастор Алексей Осипов) начала работу кризисного центра для наркоманов в мае 2004 года. С этого времени в центр обратилось 30 человек. Из них четверо полностью прошли реабилитацию и освободились от наркотической зависимости. Конт.тел.: 8-902-590-4627.
Церковь евангельских христиан–баптистов «Антиохия» (пастор Артемьев Игорь), в начале этого года также начала работу по созданию кризисного центра для наркоманов. Конт.тел.: 35-62-01.
Церковь «Скала спасения» (пастор Синицын Дмитрий) занимается профилактикой наркомании через проведение спортивных мероприятий среди молодёжи, проведение бесед с родителями, показ фильмов о вреде наркотиков. Конт.тел: 26-28-08.
Комментарий автора: Предлагаю вашему вниманию материал журналистского расследования, которое я проводил в прошлом году...
На протяжении нескольких последних лет в средствах массовой информации г. Читы, а также во многих российских газетах, идут массированные нападки на работу реабилитационных центров христиан веры евангельской. Несмотря на кажущуюся весомость авторитетных мнений, напористость авторов статьей, бросается в глаза их абсолютное незнание предмета, который они так жёстко взялись критиковать. Вы не найдёте у них ни цифр статистики, ни анализа объективной информации, но только нагнетание чёрных красок вокруг сфабрикованного ими же самими образа деструктивного культа, а также различные формы манипуляции с духовной непросвещённостью масс.
Алексей Мочалов,
Россия, Чита
Был спасён Иисусом от греха в 1995 году. Женат. Трое детей. Пять внуков. Бог дал видение служить Ему в Последней Реформации.
Прочитано 9306 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Вот, пока мы не поймем, что "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф.4:4-6).
До тех пор и будем "делить неделимое".
О! Господи! Будь милостив ко мне грешному!