Для ТЕБЯ - христианская газета

Смех в церкви - театр
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Смех в церкви - театр


«Также … и смехотворство не прилично вам» - /Еф.5.4/. Не прилично - действие как не соответствующие или противоречащие правилам приличия Христианина.
Название этой совсем молодой науки происходит от греческого слова «геласма», что означает «смех». Существует даже «наука о смехе» — гелатология, которую основал американский журналист Норман Казинс, вылечивший себя от тяжелого заболевания непрерывным (в течение нескольких недель) просмотром комедий.
Театр (teatrwn) - слово греческое и переводится оно как зрелище, «смотрилище» и как «позорище». Все, что может быть объектом наблюдения, - зрелищно, а значит, - театрально. Театрально и само наблюдение. Театрален вид. «Люди большею частью привыкли слушать не для пользы, а для удовольствия, представляя себя как бы судьями трагиков, или игроков на кифаре; и то искусство слова, которое мы теперь признали излишним, здесь так одобряется, как у софистов, когда они вынуждаются спорить друг с другом» -/Иоанн Златоуст/
Церковь - это только пышный, торжественный спектакль! И вся эта церковная театральность может неожиданно показаться «барьером, загораживающим Христа». И не по какому-то невежеству, так форма может утратить для зрителя всякий смысл»-/Лев Алабин/. В рассуждениях Аристотеля о смехе, слепой монах Хорхе — главный ревнитель незыблемых библейских традиций — отвечает: «Смех — это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха — время праздников, карнавалов, ярмарок…
«Если мы отвергаем знание светской литературы, как глупость пред очами Господа, то нам должен быть ясен запрет на все виды театральных постановок литературных произведений» - /Тертуллиан/
«Жизнь без шуток и без смеха - не приносит нам успеха»- /Юрий Зарожный/ «Смех – это знак равенства между царём и нищим» - /Марк Твен/. «Смех – это не оружие. Это – обезоруживание» - /Андрей Белянин/.
«Вообще, что такое смех? Самый понятный ответ: это наша реакция на смешное. Однако смех может быть проявлением как дружелюбия, так и агрессии, а может быть и признаком психического расстройства, — и это нужно понимать и различать. Хороший ответ на свои вопросы можно найти у Ф. М. Достоевского в романе «Подросток». Устами своего героя писатель-психолог рассуждает: «Я так думаю, что когда смеётся человек, то в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит... Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. Впрочем, тут уметь нечего: это — дар, и его не выделаешь. Выделаешь разве что тем, что перевоспитаешь себя, разовьёшь себя к лучшему. Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует, прежде всего, искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это весёлость, а где в людях в наш век весёлость, и умеют ли люди веселиться? Весёлость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... Смех есть самая верная проба души. Взгляните на ребёнка: одни дети умеют смеяться в совершенстве хорошо... Плачущий ребёнок для меня отвратителен, а смеющийся и веселящийся — это луч из рая, это откровение из будущего, когда человек станет, наконец, так же чист и простодушен, как дитя...».
«Ты прав, - подтвердил Хайям, - мудрость предпочтительнее, беззаботного смеха. Я низко склоняюсь перед каждым мудрецом, учащим в своих книгах юношей правде жизни. Пища для ума, как и пища для тела, должна быть и правильной и полезной. Но что будет с человеком, если его поить только молоком и мёдом? Они очень полезны. Но иногда…редко…всего один глоток ароматного вина способен принести в сердце несказанную радость» - /Андрей Белянин/
«Смех – дело серьезное. Казалось бы, какой оксюморон!- (греч, — «острая глупость») — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Однако если задуматься над природой и многогранностью смеха, то невольно соглашаешься с этим утверждением. Смех обладает огромной палитрой оттенков, которые используются в разных сферах жизни. Лишь иногда смех — это просто смех, ни к чему не обязывающий и ни на что не намекающий, просто реакция на что-то комичное. Но ведь чаще всего за смехом кроется иной смысл. В частности, речь идет об иронии и сарказме. Когда мы смеемся над кем-то или чем-то, используя иносказание, когда мы лишь слегка укалывает, стремясь указать на недостаток и направить в нужную сторону – это ирония. Когда же наша ирония становится злой, превращается в издёвку - оскорбительная насмешка; и нацелена в самое больное место – это сарказм. Ирония и сарказм – это главное оружие писателей-сатириков. Высмеивая чужие пороки и недостатки, они обличают проблемы всего общества и болезни современности. Можно ли тогда не согласиться с тем, что смех – это дело серьезное? Думаю, нет. Почему же смех – дело серьезное? Смех – это оружие гласности и справедливости. Он может сказать о том, о чем все молчат, может указать на людские пороки, может заставить человека посмотреть на себя со стороны и увидеть то, что увидеть необходимо. В руках талантливого писателя юмор приобретает огромную силу».
«Театр любили глубоко и искренне, но смеяться над ним любили еще больше. Особенно когда в период «бюро», то есть в великий пост, дома была хорошая аудитория. Смеяться они любили очень, любили страстно…. Смеялись даже над самым любимым, над самым дорогим… Мне кажется, что они не любили того, над, чем нельзя было смеяться. Этот смех был признаком любви, признанием человека человеком. «Не смешной» — было страшной, убийственной характеристикой человека и явления. Смеяться и смешить, смешить, не только с целью вызвать смех, что можно сделать и, не смеясь, не радуясь самому, а смешить — делиться смешным, делиться радостью, общаться, объединяться в смехе, — это было едва ли не главное в домашне-общественной жизни всей компании моих родителей. Это была компания Художественного театра в основном, но не только.
Исключительно серьезно (это не для парадокса) он относился к юмору. Отсутствие его у человека он воспринимал не только как серьезнейший, существенный недочет в человеке, как неполноценность человека, но и как признак, как настораживающее отрицательное качество. Людей, не понимавших юмора, и особенно людей, боявшихся смеха, боявшихся вызвать смех, не выносивших смеха над собой, он опасался. Считал их либо дураками, опасными своей глупостью, либо подлецами. Людей смешных непосредственно он предпочитал умелым, опытным юмористам. Блоковские «испытанные остряки» были ему отвратительны. Одного крупного театрального деятеля, которого он высоко ценил и уважал за деловитость, ум, энергию, талант администратора, он сразу и категорически переоценил после вечера в компании, где тот несколько часов был «душой общества» — рассказывал анекдоты, острил и вообще «держал площадку». Даже его деловые качества начали вызывать у Василия Ивановича сомнения. «Очень уж он пошл, как его всерьез воспринимать?» Очень ценил хороших, наблюдательных рассказчиков, особенно таких, которым верил, вернее, когда верил, что они видят то, о чем рассказывают. Они могли и придумать, и преувеличить, но если это было талантливо, с видением того, о чем говорили, — принимал рассказ, если нет — словом «врет» ставил крест на рассказе, а иногда и на рассказчике. Василий Иванович очень любил природу и умел наслаждаться ею. Очень ценил в людях понимание красоты природы, но еще больше, чем понимание, ценил способность чувствовать красоту ее» - В.Шверубович – театральный педагог/.
Герцен сказал: «Смех имеет в себе что-то революционное, только равные смеются меж собой. Народ охотно принимает тех, кто приходит к нему со смехом, потому что над смехом никогда не смеются, потому что смех не создаёт мёртвых догм, потому что смех знаменует сознание силы, он связан с новым, с будущим и очищает ему дорогу так же, как расчищает её революция». Смех приносит пользу не только как лекарство для тела и души, но также дает огромную пользу в социальной сфере. Смех объединяет людей. Он помогает укреплению отношений, установлению эмоциональных связей между людьми. Юмор помогает пробить отстраненность и закрытость, без проблем выразить свои чувства. Очень важно, что даже в трудные времена смех способен объединить людей.
Наукой получено множество данных о целительном влиянии смеха. Например, по данным ученых Университета Висконсина, иммунная система веселых людей лучше сопротивляется вирусу гриппа. Смех помогает уменьшить аллергические реакции. Смехом лечат депрессию. Смех необходим при раковых заболеваниях и СПИДе, т.к. он позволяет уменьшить страх перед болезненными процедурами и химиотерапией и повысить эффективность лечения.
Смех — культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая работа ума приобретает вид особой радостной эмоции, выражающей специфическое удовлетворение по поводу разрешения противоречия, казавшегося на первый взгляд неразрешимым. Смех — двойствен. Однако обе его формы — низшая и высшая идут от одного и того же корня, сохраняя при этом единство внешнего мимического выражения: это «витальный смех», или «смех тела», выражающий радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося тела, и — «смех ума», т. е. собственно человеческий или «комический» смех.
«Потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это суета» - /Еккл.7.6/. «Нелепо человеку любить до безумия преходящие удовольствия, такие как смех глупых, «И при смехе иногда болит сердце, и концем радости бывает печаль» - /Прит.14.13/. Справедливое сравнение с треском тернового хвороста под котлом, который создаёт много шума и пламени, но очень скоро гаснет, разбрасывая уголья и мало таёт тепла, так как для этого необходим постоянный огонь! Смех глупого шумный и вульгарный и не является истинной радости» - /М. Генри/. «Время плакать и время смеяться»- /Еккл.3.4/.
«Научить пользоваться оружием смеха - одна из тончайших и сложнейших вещей в формировании моральных взглядов, убеждений, вкусов»-/ В.А.Сухомлинский/.
«Смех как лекарство. Все знают пословицу: «Смех без причины – признак дурачины». Но не всем известно, что смех используется в медицине и психотерапии для того, чтобы избавить человека от телесных и душевных недуг. Рассказывает наш эксперт – смехотерапевт, руководитель клуба смеха Римма Умярова. Против болезней смеха нет болезней. «Прибытие паяца в город значит для здоровья жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарственных мулов», - ещё 300 лет назад писал английский врач Сиденгам. Смех – удивительное лекарство, созданное природой Оно действенно, безопасно, не имеет побочных эффектов. Смех можно применять в любом возрасте: от младенчества до седых волос. Это средство не имеет противопоказаний. И что самое главное, смеяться это приятно! Как же это работает? Когда мы смеёмся, возрастает уровень серотонина, так называемого «гормона радости». Уровень же гормонов стресса кортизола и адреналина, наоборот, снижается. Вот почему смех – отличное средство при стрессе. Кроме того, когда человек смеётся, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения. Усиливается снабжения кислородом сосудов головного мозга. Поэтому смех показан при гипертонии, ишемической болезни сердца, гастрите, диабете, нарушении работы мозга – в общем, практически при всех заболеваниях. Проблемы? Это смешно! На самом деле смех – вещь серьёзная. Его изучением занимаются учёные, существует даже метод лечения – смехотерапия, применяемый как медиками, так и психологами. Смехотерапевты помогают преодолеть проблемы в личных отношениях: пережить развод, наладить взаимопонимания со своей второй половиной – в общем, найти выход практически из любой сложной жизненной ситуации. В Америке такие специалисты работают даже с больными СПИДом, раком, помогают женщинам, пережившим в детстве сексуальное насилие. Если у вас проблема, сформулируйте её и, подойдя к зеркалу, посмотрите на себя и много-много, раз повторите сформулированную фразу, добавляя после каждого предложения: «Это очень серьёзно!» К примеру: «У меня пропало сто рублей – это очень серьёзно!» Говорите так до тех пор, пока не рассмеетесь. Вы увидите, что на самом деле возникшее затруднение, не столь грандиозно, как казалось. «Я очень люблю посмеяться, - говорит Ирина Богушевская, - и верю в то, что смех продлевает жизнь. Не знаю. Может ли он победить по-настоящему сложную болезнь, но убеждена! Что позитивный настрой значит для выздоровления не меньше, чем лекарства. Вообще, новости сейчас со всех сторон такие, что хочется пожелать нам всем умения радоваться каждому дню».
Смех – в жизнь! Есть множество способов украсить свою жизнь смехом и радостью. Вот некоторые из них: Больше общайтесь с детьми и берите с них пример. Вызвать детский смех невероятно легко. Они смеются очень часто, иногда даже без повода. И нам, взрослым, тоже неплохо этому у них научиться. Перечитайте свою любимую детскую книжку. Вы не представляете, сколько можно получить положительных эмоций! Наденьте клоунский нос и посмотрите на себя в зеркало. Очень поднимает настроение, когда вам грустно! Заведите блог или блокнот, куда будете записывать все весёлые события, происшедшие с вами, вашими близкими, знакомыми. Старайтесь чаше улыбаться. Даже если совсем не хочется. Просыпаясь утром, улыбнитесь новому дню, собственному отражению в зеркале и родным. Это не только приятно, но и полезно. Вы сами заметите, что через 10 минут у вас поднимется настроение. Смейтесь как можно больше, только помните, что смех, оказывающий истинный психотерапевтический эффект, должен быть добрым: надо смеяться не над человеком, а над ситуацией. Смех не только полезен для тела и психики, он помогает нам раскрыть свою привлекательность. С улыбчивым человеком легче общаться, к нему тянутся люди. А весёлые женщины, хохотушки, пользуются неизменным успехом у мужчин» - /Василиса Аверьянова/.
«И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся» - /Быт.17.17/. «Сарра внутренно рассмеялась» - /Быт.18.12/. «Это был не радостный смех веры, а смех сомнений и недоверия. «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сара» - /Быт.18.13/.
«Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется»- /Сир. 21.23/
«Беседа глупых отвратительна, и смех их - в забаве грехом»- /Сир. 27.13/. Как пишет свт. Димитрий Ростовский: «Остерегайся смеха. Смех собранное духовное богатство расточает: смех устраняет благодать Господню, губит память смертную, вызывает забвение Страшного Суда. Смех есть признак детского нрава, сластолюбивого сердца, слабой, немужественной души». Поэтому одним из наиболее предосудительных видов осуждения является насмешка, где смехотворство соединяется с грехом осуждения и основывается на горделивом превознесении и отсутствии не только любви, но и простого уважения к человеку, который создан «по образу Божию» /Быт. 1.27/. Часто смех бывает над кем-либо, и тогда он не отличается от насмешки, т. е. тяжкой формы греха осуждения.
«Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили…» - /Мт.27.41/. «Насмехались же вместе с ними и начальники говоря: других спасал, пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос избранный Божий» - /Лук.23.35; Мр.15.31/. «И сплетши венец из терна, возложили Ему (Христу) на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» - /Мт.27.29/.
«А иные насмехались, говорили: они напились сладкого вина» - /Деян.2.13/. «Но разве они были настолько глупы, чтобы думать, будто вино ударившее им в голову, могло наделить, их способностью говорить, на языках благую весть» - /М.Генри/.
«Услышавши о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» - /Деян.17.32/. «Это великое учение, вызывающее у святых ликование, вызвало у афинян смех; они стали насмехаться над ним при одном его упоминании и сделали из него предмет насмешек. Не стоит удивляться тому, что священные истины, обладающие несомненным авторитетом и имеющие великую важность. Становятся предметом насмешек неучей и глупцов» - /М.Генри/.
«Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся»-/Иов 21.3/. «Если бы не насмешки их, то и среди споров их око моё пребывало бы спокойно» - /Иов.17.2/.
«И пошёл он (пророк Елисей) оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малый дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди плешивый! Иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка» - /4Цар.2.23.24/
«Смех, заключает в себе разрушительное и созидательное начала одновременно. Смех нарушает существующие в жизни связи и значения. Смех показывает бессмысленность и нелепость существующих в социальном мире отношений: отношений причинно-следственных, отношений, осмысляющих существующие явления, условностей человеческого поведения и жизни общества. Смех «оглупляет», «вскрывает», «разоблачает», «обнажает». Он как бы возвращает миру его изначальную хаотичность. Он отвергает неравенство социальных отношений и отвергает социальные законы, ведущие к этому неравенству, показывает их несправедливость и случайность» - /Д.Лихачёв/.
«Действительно, смех может открывать как положительные, так и отрицательные стороны характера, в нём проявляется наша двойственная природа. Смех — это не свобода. В греческом языке состояние смеющегося описывается не как его действие, а как действие, совершаемое над ним. Негативную сторону смеха С. Аверинцев охарактеризовал как акт отказа от стыда, жалости и совести. Осмеяние чужого горя, или добра, или красоты — это случаи внутреннего опустошения. Мы по опыту знаем, что иногда во время смеха совесть ловила нас на незаметном отступничестве и мгновенном сдвиге духовной позиции, которые именно смех делал возможным» - /Ольга Горбатенко «Отрок»/.
«Смех часто бывает великим посредником в деле создающий разницу истины ото лжи» - /В. Г. Белинский/.
Господь сказал: «Горе вам смеющимся ныне!..»- /Лк.6.25/ - горе, потому что они изгоняют Духа Святаго из своей души; горе, потому что они насмехаются над человеком - образом и подобием Божиим, а через творение - над Творцом; горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя глубины покаяния и чистоты молитвы»-/Дион Хрисостом/. «Всегда готовым повеселиться, над чем-то пошутить; горе тем, кто не знает другой радости, кроме плотской, чувственной, кто не знает другого применения благам этого мира, как только для удовлетворения этой плотской чувственной радости, изгоняющий из сердца печаль, даже благочестивую печаль, кто всегда развлекается пустым смехотворством» -/М.Генри/
«Всё очень сложно переплетено.
Возвышенное с низким часто рядом.
И, кроме нас, никем не решено,
Который путь нам в жизни выбрать надо.
Сам человек решает всё равно.
Он выбрать должен что-нибудь одно»- /О.Терминов/


Источники: Библия. Мэтью Генри (англ. Matthew Henry); 1662 -1714) - английский комментатор Библии и пресвитерианский священнослужитель

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 4359 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Жизнь в коконе - Сергей Варакин

Хитрости противника Бога ( не много в продолжении темы о цифровой экономике и экономич. форуме Петербурга) - Тата Петренко

Передача наследства - Инна Гительман

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Любовь- это... - Наташа Дивак
" Если бы кто давал всё богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением".(Пр.8:7) А ведь это был наш Господь.

Поэзия :
Не перечислить и не вспомнить - Раиса Дорогая

Публицистика :
Принцип принуждения Или почему люди не хотят работать? - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100