Протоиерей Сергей Мечев родился 17/30 сентября 1892 года в семье настоятеля церкви святителя Николая в Кленниках протоиерея Алексия Мечева в Москве. Он был четвертым ребенком в семье известного старца (святого праведного Алексия Мечева (1859-1923)) Отец Алексий создал при своем храме маросейскую общину, пройдут годы и его сын возгласит эту общину. Прозорливому старцу многое было открыто Господом, как-то он сказал: \"Сын мой будет выше меня\".
Мать Сергея, матушка Анна умерла, когда ему было девять лет.
В 1901 году Сергея отдали в первый класс 3-й Московской мужской гимназии, которую он окончил с серебряной медалью. Протоиерей Алексий Мечев хотел, чтобы его сын стал священником, но он не мог ничего навязывать сыну, поэтому положился на волю Божию, и не мешал Сергею получать светское образование.
В 1910 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, затем перешел на историко-филологическое отделение.
Когда началась Первая мировая война, в конце 1914 года Сергей ушёл добровольцем на фронт и до июня 1916-го служит санитаром и братом милосердия в прифронтовой зоне во втором подвижном лазарете Красного Креста Московского купеческого и биржевого общества. В лазарете он познакомился со своей будущей супругой, тогда слушательницей Высших женских курсов Евфросинией Николаевной Шафоростовой (1890-1959), происходившей из благочестивой купеческой семьи.
После возвращения с фронта Сергей продолжил учебу в университете. Занимаясь историей древнерусской литературы и Русской Православной Церкви, он стал посещать богословский кружок, организованный по инициативе епископа Арсения (Жадановского) (священномученик Арсений, епископ Серпуховской, (1874-1937)), где заметно выделялся своей эрудицией и богословскими взглядами. Их он изложил в статье, напечатанной в журнале \"Возрождение».
В 1917 году после окончания университета Сергей некоторое время служил в армии, затем уволился по состоянию здоровья. Вскоре он женился на Евфросинии Шафоростовой . Венчал их отец Алексий 11/24 февраля 1918 года - в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого.
Осенью 1918 года Сергей побывал в Оптиной пустыни, где встретился с ныне прославленным старцем Анатолием (Потаповым)(1955-1922). Прозорливый старец уговорил его стать священником.
Весной 1919 года, в Лазареву субботу, Сергей Мечев был рукоположен во диакона, а в Великий Четверток 4 /17 апреля епископом Феодором (Поздеевским), настоятелем Свято-Данилова монастыря, - во иерея. Первым Таинством, совершенным в тот же день иереем Сергием Мечевым, стало Елеосвящение, на котором он заменил отца, сильно утомившегося после пешего возвращения вместе с семьей из монастыря в свой храм.
С 1919 по 1929 год отец Сергий Мечев прослужил в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Вскоре после рукоположения его, в связи с началом гражданской войны, вновь призвали в армию (по слабости здоровья, в нестроевую часть) - и опять-таки ненадолго. Демобилизовавшись, он было вернулся в Наркомпрос, где работал с 1918 года, но оттуда его уволили, так как он публично объявил о своем священстве.
В это сложное время, по словам прихожанина Маросейки А. А. Добровольского часть интеллигенции, загнанные революционной смутой в жизненный тупик и, не видя из него выхода, устремилась на путь духовных исканий.
Из воспоминаний А. А. Добровольского (1886-1964), духовного сына отца Алексия Мечева: \"Москва, умирающая от голода и тифа. (...) Черные улицы, расстроенная толпа. Храм еле освещенный, нетопленый и отсыревший. Всенощная скорбящих, всенощная плачущих, стекшихся сюда от скорби жизни невыносимой...\"
\"Разве могут забыть некоторые из вас, которые вместе со мной в 1919 году ощутили здесь... возрождение от мертвой спячки души, когда здесь, в нетопленом храме, мы молились по двенадцать часов в сутки, а после проводили время в \"агапах\" - то есть духовных беседах, когда вы так чувствовали Бога, правду жизни в Боге?\" (из проповеди отца Сергия, сказанной 6 мая 1927 года).
В 1919 году Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины при церкви Свт Николая в Кленниках) - чисто духовного объединения верующих вокруг старца Алексия Мечева. Во время настоятельства отца Сергия объединение продолжало существовать как \"покаяльно-богослужебная семья\". И сегодня история маросейской общины представляется одной из значительнейших страниц в жизни православной Москвы XX века.
На Маросейке, кроме отца Алексия, духовные беседы проводили молодые священники Сергий Мечев и Сергий Дурылин. Собирались также на квартирах у знакомых. По свидетельству современников отец Сергий был замечательным проповедником. Однажды группа студентов филологического факультета, не нашедших духовной пищи в философии и надеявшихся обрести ее в святоотеческом наследии, обратилась к отцу Алексию, а старец рекомендовал им отца Сергия. Из воспоминаний участников этого студенческого кружка, которые впоследствии стали духовными детьми отца Сергия: «Первая беседа была раскрытием церковного понимания слова \"мир\"... Затем были беседы о Церкви как Теле Христовом, о молитве, о страхе Божием, о совести, о рассудительности, о послушании и выборе духовного отца. Казалось, вся жизнь для нас озарилась новым светом\".
\"На беседах я почувствовала, наконец, источник воды живой. Мне стали открываться сокровища церковной мудрости, учение (Церкви) о смысле жизни человека, об устроении его души, о путях спасения. Слушая отца Сергия, душа звучала цельным чувством, утверждая: \"да, да, да!\".
9 /22 июня 1923 года протоиерей Алексий Мечев отошел ко Господу.
Отцу Сергию предстояло стать духовным преемником отца Алексия опекать маросейскую общину, духовно усыновить множество людей, привыкших к тому, что прозорливый старец видел их души насквозь, и мог безошибочно дать духовный совет каждому нуждающемуся в любой жизненной ситуации.
Отец Сергий горячо молился, просил Господа, чтобы Он вразумил его, научил принимать правильное решение в любой ситуации.
Вскоре отец Сергий был арестован «за непризнание обновленческого ВЦУ и неподчинение ему». В ночь на сороковой день после смерти старца Алексия отец Сергий в тюрьме явственно ощутил незримое присутствие отца. Это вселило в него надежду, что он скоро будет освобожден. 2 /15 сентября 1923 года он вышел на свободу.
Первое время отцу Сергию было очень тяжело опекать общину, он понял, что ему самому нужна духовная поддержка. Поэтому он отправился за помощью к ныне прославленному оптинскому старцу Нектарию, который после закрытия Оптиной пустыни был выслан в село Холмищи, в тридцати километрах от станции Думиничи. (В 1928 году отцу Сергию Мечеву вместе с другими священниками доведется отпевать и хоронить оптинского старца Нектария.)
Вернувшись в Москву, он собрал общину и рассказал о своих переживаниях. Одна из маросейских сестер вспоминала: «В напряженной тишине отец Сергий начал свою \"исповедь\" (иначе и не назовешь). Говорил о том, что, приняв от отца живое наследство, он считал его своим жизненным делом, но с каждым годом стал ощущать, как жизнь засоряется душевным мусором, и силы уходят, казалось, совсем не на то. У него не остается времени даже на встречи с людьми, которые его ждут, хотят с ним встретиться, а он улаживает капризы, мирит поссорившихся из-за пустяка - и в результате все недовольны, все жалуются, что он недостаточно уделяет внимания пастве. (...) У него сложилось мнение, что вернее всего отказаться от духовного руководства и уйти. \"И я поехал в Холмищи за благословением на этот шаг. А случилось то, чего никогда не случалось: я не мог доехать - не было переправы, не было лошадей. Впервые я вернулся, не добравшись до Холмищ. За этот день, который пробыл в одиночестве, ощутил совершенно ясно, что не имею права бросать порученное мне дело. Пусть напрасно расходуются силы, пусть раньше времени истратится здоровье и окончится жизнь, - со своего поста не смею уходить. Как бы тяжело мне ни было, каким бы трудным, а подчас и бессмысленным ни казался мне труд, буду продолжать его до конца, пока не прекратится он по воле Божией...\"
Спустя какое-то время в Холмищи поехала одна из духовных дочерей отца Сергия, которую он попросил рассказать старцу о своей неудавшейся попытке повидаться с ним и обо всех вызвавших эту попытку обстоятельствах. \"И хорошо сделал, что не доехал, - передают ответ старца Нектария, - я бы все равно не благословил его на оставление паствы\".
Так начинался тот самый \"труд\" отца Сергия, \"прекратившийся по воле Божией\" с его мученической кончиной, но сначала увенчавшийся превращением маросейской общины в \"единое стадо\", под водительством обретавшего все больший опыт пастыря, в \"покаяльно-богослужебную семью\" - образ жизни русских православных людей, которых отец Сергий смог перенести из допетровской Руси в \"железный\" XX век.
Отец Сергий, в одной своих проповедей, говорил: «Отец Алексей часто говорил, что его задача - устроить \"мирской монастырь\"... Вовсе не для одних только иноков открыт путь спасения, он должен быть открыт для всех христиан. Надо в миру жить \"премирно\", пользуясь им, по слову апостола, как бы не пользуясь. Тем своим духовным детям, которые просили благословения на поступление в монастырь, батюшка часто говорил: \"Погоди, у нас свой монастырь будет\", имея в виду не монастырские стены, а паству-семью, находящуюся под единым духовным руководством и связанную узами любви. В ней каждый человек живет как обычный мирянин и член общества, но в душе работает Богу... Батюшка отец Алексей понял, что надо дать верующим богослужение настоящее, подлинное, не имитацию, не суррогат, а богослужение вечное... И на этом фундаменте батюшка начал приобщать к вечности духовных детей... Будничное ежедневное богослужение совершается не потому, что каждый человек должен приходить каждый день, но чтобы каждый знал - в это время совершается богослужение в том храме, где он обычно молится, и, когда ему будет возможно, он сможет всегда туда прийти... Батюшкина задача заключалась в том, чтобы каждый в меру своих сил, своего семейного положения приобщался к той великой школе, которая заложена в богослужении... А затем начинается подлинная духовная жизнь, которой, казалось, не может быть в миру. Батюшка работал над духовными детьми как духовник и старец... Мы можем сказать прямо: мы ощущаем духовную почву под ногами, и ее дал нам батюшка - он... открыл для нас то, что было дотоле закрыто, спрятано в монастыре\".
Прихожане храма рассказывали, как отец Сергий вел их по церковному богослужебному кругу. И не только в проповедях и беседах раскрывалась перед нами тайна богослужения, но прежде всего в самом служении, в его отношении к таинствам и церковным песнопениям, ко всему церковному строю. Он делал всех прихожан храма соучастниками этой жизни... Он глубоко понимал и любил богослужение, знал и чувствовал символику каждого обряда, каждого штриха - он жил богослужением... Каждое слово, сказанное или спетое отцом Сергием, было действенно, пронизано чувством близости Божией и непреклонной верой в то, что оно будет услышано...
\"Служба, совершаемая отцом Сергием, была исключительной. Голос его пел, и в этом пении изливалась его душа перед Богом. Хор следовал за ним в воодушевленной молитве. Души молящихся присоединялись к хору, и общая молитва восходила к небу, как светлый столп\".
\"В... исповеди у отца Сергия я почувствовала величие и силу этого Таинства, потому что он совершал его с великим благоговением - он подлинно тайнодействовал. Он чувствовал присутствие Божие, и это чувство передавалось исповедующемуся. Так он совершал все таинства. Я вспоминаю случай, когда отец Сергий совершал Крещение в присутствии моей сестры, которая давно отошла от Церкви. На нее это произвело такое сильное впечатление... что благодать Божия коснулась ее, она стала посещать наш храм и вернулась в Церковь\".
Многие в своих воспоминаниях подчеркивали, что отец Сергий руководил \"покаяльно-богослужебной семьей\" именно как семьей, входя во все мелочи жизни членов общины, занимаясь даже их досугом, руководя их образованием и давая направление творческим устремлениям (кружки иконописи, вышивания). Одна из верующих женщин сказала: «Отец Сергий родил меня духовно, нянчил как младенца и растил - ему я всем обязана».
На Маросейке в \"покаяльно-богослужебной семье\" рождались и замечательные пастыри. Один из них был архимандрит Борис (Холчев) (1895-1971). В 1927 году он был вторым дьяконом, а затем и священником в храме Николо-Кленники.
О подвиге пастырства отец Сергий говорил, что он \"почитается в Церкви выше подвига мученичества... Подвиг пастырства так труден, что многие из пастырей, по слову Иоанна Златоуста, не спасут свою душу\". Следовательно, \"на духовных детях лежит обязанность, входить в труд их пастырей... И каждый из духовных детей должен чувствовать ответственность, помогая духовному отцу совершать общее дело спасения\".
В книге \"Маросейка. Жизнеописание отца Сергия Мечева, письма, проповеди, воспоминания\" (М., 2001) написано, что еще при отце Алексии существовали духовные семьи или группы, участники которых часто общались друг с другом. Они встречались иногда каждую неделю, вместе читали что-либо из святоотеческой литературы и молились. А при отце Сергии это движение получило еще большее развитие. Разрослась община, и таких семей стало больше. Во главе каждой стоял кто-нибудь из более знающих, опытных или старших по возрасту. Он становился помощником духовного отца... и мог оказать первую духовную помощь сестрам - утешить, ободрить, поддержать в трудную минуту... Это движение стало большим подспорьем для отца Сергия при его огромной нагрузке.
В храме не было штатного псаломщика или пономаря, не было и наемного хора, за богослужением читали и пели братья и сестры общины. Управляли двумя хорами девушки-регенты из тех же певчих. В алтаре прислуживали духовные дети отца Сергия.
Отец Сергий любил повторять: «Христианство - не учение, а жизнь». По такому принципу и жила община при храме святителя Николая в Кленниках.
Приближался день закрытия храма. Настоятеля храма скоро будут называть «бунтарём». Неприятие отцом Сергием позиции митрополита Сергия (Страгородского), который провозгласил 29 июля 1927 года фактически гражданскую лояльность Церкви к новой власти \"в обмен\" на легальность и духовную независимость, ставило под угрозу свободу пастыря и существование общины.
1929 году отец Сергий говорил пастве: «Мы должны теснее сплотиться друг с другом, по-настоящему любить друг друга... носить тяготы друг друга... Сейчас, в эти страшные дни, нельзя носиться только с собой, со своими горестями и радостями... Каждому предстоит в меру его сил чаша испытаний. Возможно, скоро нельзя будет собираться здесь, в храме, для общей молитвы - чем тогда останется жить? Много будет легче, если сохранится... любовное единение друг с другом... В эти труднейшие дни, в которые мы живем, в дни гонений, поношения, насмешек, клеветы, в дни лишения часто самого необходимого - мы должны перед Гробом Господа дать обещание установить свой личный завет с Господом».
Протоиерея Сергия Мечева арестовали 29 октября 1929 года вместе с двумя другими священниками и несколькими прихожанами Маросейки. Согласно материалам следственного дела, он обвинялся в создании некой антисоветской группы \"духовных детей\". Вскоре был объявлен приговор: ссылка в Северный край. Отправка по этапу в Архангельск последовала 24/11 ноября, в день памяти преподобного Феодора Студита, которого он очень почитал.
13/(26 ноября 1929 году он приехал в Архангельск, остановился на квартире одной из духовных дочерей Клавдии Тимофеевны.
В начале 1930 года он переехал \" в город Кадников, жил у церковного старосты Александры Константиновны Шоминой. 7 марта 1933 года он был арестован, и отправлен в Вологодскую тюрьму. Позже ему было разрешено временно жить вне тюрьмы на частной квартире, где отца Сергия также навещали родственники и духовные дети. 1 июля тройка Полномочного Представительства ОГПУ Северного края приговорила отца Сергия к пятилетнему заключению. В лагере мученику за веру пришлось работать на лесопильном заводе: разгружать лес. Позже удалось устроиться фельдшером в медпункте.
Матушка Евфросиния Николаевна, на руках у которой осталось четверо детей, в 1932 году тоже была арестована. После трех лет ссылки ей запрещалось въезжать в двенадцать крупных городов.
Духовные дети не оставляли своего пастыря - через них осуществлялась переписка отца Сергия с общиной. Некоторые из духовных чад навещали его в ссылке, среди них была и Мария Николаевна Соколова (будущая монахиня Иулиания). Именно к ней за духовной поддержкой, благословил обращаться нуждающихся отец Сергий в свое отсутствие. Он считал ее верной и преданной своей ученицей.
Летом 1937 года отца Сергия освободили. (Срок был сокращён на год – за \"ударный труд\", как отмечалось в документах). Но он не имел право селиться в крупных городах. Его семья проживала тогда под Москвой на станции Сходня, там нелегально некоторое время жил и отец Сергий. Затем он устроился на работу в поликлинику в городе Калинина (Тверь).
В 1938-1939 годах отец Сергий снимал жилье в разных местах под Калинином - вместе или по соседству с некоторыми духовными детьми. В начале 1940 года он переехал в Рыбинск и устроился работать фельдшером в поликлинику. Один епископ, которому он доверился, не выдержав пыток, рассказал об общине и её духовном наставнике. Опасность грозила не только отцу Сергию и его семье, но и его духовным детям.
Прихожанка Маросейки Елизавета Александровна Булгакова рассказывает: \"В то время в Рыбинске жила блаженная Ксения, слепая монахиня, молитвенница. К ней обращались за советом и архиереи. Связь с ней была через одну особу (возможно, келейницу), которая на словах передавала и вопросы, и ответы. Отец Сергий просил ее передать вопрос: \"Что делать священнику, которого предал епископ?\" Она смутилась и не хотела передавать вопроса. Приходит к матушке. Та встретила ее грозно: \"Кому ты отказала?! Он - священномученик! Его ждет схима, затвор\".
Отец Сергий понял, что его ждёт темница и мученическая кончина. Целыми днями он проводил в молитве. Он был готов вновь пострадать, просил Господа помиловать его близких и духовных чад. За великое смирение он удостоился дара Святого Духа прозорливости. Отец Борис (позже архимандрит Борис (Холчев)), живший в то время недалеко от подвижника вспоминал, что однажды отец Сергий признался ему: «Отец Борис, я заболеваю психически. Подходит человек, а я вижу, что у него в душе».
- \"Это не болезнь, - возразил отец Борис, - а прозорливость...\"
Предчувствуя скорую гибель, простился с другом и единомышленником и напоследок сказал ему: \"Бери Маросейку в свои руки\".
Вскоре после этого отец Сергий уехал в деревню Мишаки под Тутаевом в сопровождении духовной дочери Е. А. Булгаковой. 7 июля 1941 года в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отец Сергий был арестован, поместили в Ярославскую тюрьму. Арестовали и Е. А. Булгакову.
...12 ноября 1941 года Е. А. Булгаковой объявили об освобождении... В выданной справке значилось, что освобождена она на основании статьи 249-б Уголовного Кодекса, которая означала или полную невиновность, или смерть основного обвиняемого...
После 4-х месяцев допросов и пыток, во время которых он не выдал никого из общины, 6 января 1942 года протоиерей Сергий был расстрелян в тюрьме. Чин отпевания протоиерея Сергия был совершен после того, как удалось в неофициальном порядке узнать в Центральном архиве КГБ о гибели его в тюрьме в конце 1941 года... В дальнейшем память отца Сергия стали отмечать 29 декабря, в день его отпевания в 1950 году в Ташкенте отцом Борисом (Холчевым).
Позже стало известно, что в деле отца Сергия Мечева было записано: «В настоящее время Мечев ведет работу по созданию подпольных т. н. «катакомбных церквей», насаждает тайное монашество по типу иезуитских орденов и на этой основе организует антисоветские элементы для активной борьбы с Советской властью».
В 1989 году дети отца Сергия подали в прокуратуру заявление о его реабилитации.
Протоиерей Сергий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
6 января 24 декабря/6 января - день памяти священномученика Сергея
О преслáвный священномỳчениче Сéргие, плáменный молѝтвенниче, стóлпе Правослáвия, пáстырю Богомỳдре и исповéдниче, за Христá страдáния и смерть прия́вый!
Вéруем, яко покровѝтелем нáшим вкỳпе с прáведным стáрцем Алексѝем прѝсно пребывáеши и попечéний о пáстве и ныне не оставляеши. Сегó рáди мóлим тя: прострѝ рỳку пóмощи всем в нéмощи и скóрби сỳщим; научѝ во единодỳшии и любвé пребывáти, и вéчности, в тáйне богослужéния являемей, óбщники ны сотворѝ. Вéру правослáвную исповéдати, глáсу сóвести слéдовати и по Бóзе деяньми жѝти помозѝ; да тобóю укрепляеми, к гóрнему устремѝмся и Цáрствия Небéсного достѝгнем, идéже ты в сóнме новомỳченик и исповéдник Россѝйских непрестáнно слáвиши Всеблагáго во Святéй Трóице Едѝнаго Бóга во вéки. Амѝнь.
Приведём несколько отрывков из писем отца Сергия духовным чадам:
«...Не скорбите о себе, ибо у вас еще остается величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, - богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей родных по духу, связанных с Батюшкой крепкими узами преемственности.
Не ищите нормального духовного руководства, не такое сейчас время; и не найдете, если найдете, то на мгновение. Переключайтесь друг на друга, назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. \"Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов\" (Гал. 6, 2). Помните, что можете остаться совсем без иереев Божиих\".
«... \"Знаю, Господи, что не в воле человека путь его...\" (Иер. 10, 23), но по-человечески хотелось именно этот пост... провести в родной моей покаяльной семье. Чувствуете ли вы, мои милые, как утренюет дух мой ко храму нашему и как... устремляется душа моя к каждому из вас? С вами соединил меня Господь... Вы - мое дыхание, вы - моя жизнь, вы - мое радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете... Через вас я познал Господа, в вас Он открылся мне... Служа вам, служил Ему... Вы - мой путь ко Христу\".
«...Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья, я не только отец ваш, но и предстоятель церкви вашей, вы не только дети мои, но и сослужители. В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся, - полнота покаяльно-богослужебной семьи. Я не нахожу ни в себе, ни в богослужении моего и вашего - все переплелось, все составило новый организм соборно совершающий служение духовной семьи.
Я жил вами, вы мной, все вместе через Божию Матерь, святых угодников наших и приснопамятного Батюшку - во Христе. Разве можно нас поделить?».
«Преподобный Феодор Студит в служении семье, в непрестанном купножительстве с ней видит путь приобщения к вечной жизни. \"Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе, в сем бо (т. е. в этом житии вкупе) Господь обеща живот вечный»...
Дети мои! Ведь и наша семья от Господа!.. Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце!.. Тогда не глазами плоти, а очами сердца увидите вы собранных Господом вокруг вас чад Его, вашу семью... \"Любите семью, служите ей\", - так учил нас Батюшка»
Начало
"Христиане это христоносцы..."
http://www.foru.ru/slovo.63563.html
Литература:
Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексия Мечева. М., 1997.
Храм Николая чудотворца в Кленниках. М., 1991.
Священномученик Сергий Мечев. Тайны богослужения. М., 2001.
Маросейка. Жизнеописание отца Сергия Мечева, письма, проповеди, воспоминания. М., 2001.
Архимандрит Борис (Холчев): Жизнеописание, составленное его духовной дочерью Елизаветой Александровной Булгаковой // Глаголы жизни. 1992. N 2.
Сборник \"Надежда\". Базель-Москва. N 7, 12, 16, 17.
А. Грубе. Московский журнал, N 8 - 2005 г.
http://www.eshatologia.org/479-sergiy-mechev.html
Грубе А. А. Помяни всех притекающей к раке твоей // Московский журнал. N 12. 2001.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности