«И отвечал мне Господь, - говорит пророк Аввакум, - и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» - /Авв.2.2/.
«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» - /Исх. 34.27/. Моисею велено «записать сии слова», чтобы народ лучше узнал, их благодаря внимательному неоднократному прочтению и чтобы письмена можно было, передать грядущим поколениям» - /М.Генри/.
Дневник из детства устремлённый,
Наивных строчек - черновик...
Здесь чудом слова восхищённый,
Лиричной вязью вёл дневник.
Забытых строчек, откровенья,
Зеницей ока я храню -
Они источник вдохновенья,
Рассуждений, что на бумаге создаю:
мудрость, любовь, мысли, слова» - /Нахтигал Франц/
Что приходит тебе в голову, когда слышишь слово «дневник»? Скорее всего, школьное позорище — никем не любимые тетради из плотной бумаги, куда учителя выставляли отметки и выводили послания родителям красной ручкой... Или немного неуклюжие детские/подростковые записи в потайной блокнотик (об ужас, если эти «секретные материалы» обнаруживали предки или вредные братья/сестры...). Или еще хуже — дневники практики, отчетные дневники о командировках или наблюдениях, от одной мысли о которых скулы сводит от скуки... И очень жаль, что ассоциации именно таковы! На самом деле ведение дневника — это сильная психологическая техника, инструмент, который может быть очень полезным.
Что такое ведение дневника? Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день. «Дневник — подневная запись тех поступков и мыслей, о которых записывающий может, вспомнить, не краснея» - /Амброз Бирс/. Дневник (синоним этого слова – «ежедневник») - это книга, в которую человек записывает различные переживания и происшествия. Так называются записки, составленные данным лицом о событиях своей внешней и внутренней жизни. Самое название «Дневник» - от слова: «день», указывает на формальную отличительную особенность этих записей: они ведутся в хронологическом порядке, по мере развития событий, правда, иногда с более или менее значительными перерывами, обусловленными либо внешними обстоятельствами, либо душевным состоянием автора дневника. Во всяком случае, подобные записи не ретроспективны: они современны соответствующим событиям. От этой формальной основной особенности дневника зависит, и расчленение его на части. Оно обусловлено датой отмечаемых событий, а не их внутренней последовательностью.
Если вы христианин, то в вашем дневнике должны быть записи дел и путей, Божьих в вашей жизни. В вашем дневнике также может содержаться оценка ежедневных событий, личные отношения, записи открытых вам мест Писания, а также список молитвенных просьб. В дневнике также могут сохраняться идеи, полученные во время молитвенного общения, и продолжительные теологические рассуждения. Дневник - это одно из самых лучших мест для обзора вашего прогресса в духовных дисциплинах и для прослеживания того, как вы достигаете своих целей.
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям. Ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например» - /Д.С. Лихачёв/. «Всем ребятам я говорю, что надо обязательно вести дневник, рассказывает поэт Игорь Потоцкий, - это здорово, потому что, во-первых, дневник учит регулярно работать. Во-вторых, дети рассказывают там о прочитанных книгах. Рассуждают, как в тех или иных ситуациях должны были действовать герои. В-третьих, в дневниках ребята учатся ставить цели. Как Давид Самойлов, который в 15 лет написал в своем дневнике, что он обязательно станет настоящим поэтом. И он стал поэтом. Я советую студийцам ставить сверх цели. Дневник поможет этих целей добиться». «Милый мой дневник, сколько я всего в тебя напихала. А сейчас чуть не стала писать о борьбе с потливостью ног на фронте!». «Будучи натурой романтичной, она с самого начала войны ведёт дневник, в который записывает самые интересные впечатления. Именно её дневниковые записи и составляют костяк повести. Прежде всего, это заметки о тех людях, которые, с её точки зрения, ведут себя в условиях войны мужественно и достойно» - /Ю.Герман – писатель/.
«Я никогда не путешествую без своего дневника, - говорит Оскар Уайльд, ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде». «Однажды я сказал старику, говорит М.Горький, - что иногда записываю его речи в тетрадь, где у меня уже записаны разные стихи, изречения из книг; это очень испугало начетчика, он быстро покачнулся ко мне и стал тревожно спрашивать: «- Это зачем же ты? Это, малый, не годится! Для памяти? Нет, ты это брось! Экой ты, какой ведь! Ты дай-кось мне записки-то эти, а?». Он долго и настойчиво убеждал меня, чтобы я отдал ему тетрадь или сжег ее, а потом стал сердито шептаться с приказчиком. Когда мы шли домой, приказчик строго сказал мне: «- Ты какие-то записки делаешь - так чтобы этого не было! Слышал? Этим занимаются только сыщики»- /М.Горький/. А почему только сыщики и наблюдатели-следопыты. Это от зависти и безграмотности. Что можно сказать? У М.Горького уже в младые годы проявилось, желание писать дневники и сразу нашлись, противники, чтобы он этого не делал – не писал. А что в наше время в церкви не найдутся противники, если будешь сидеть в собрании и слушать и писать свои наблюдение, как видеться. Это вопрос: А зачем? Чтобы делать выводы в рассуждении с Писанием. Зачем вести дневник? Ведение дневника помогает понять себя, свои желания и чувства. Когда накапливается огромный объем мыслей, находящиеся в беспорядке, лучше «выплеснуть» их на бумагу. В процессе ведения дневника, вспоминая и описывая ту или иную ситуацию, начинаешь анализировать свои поступки, задумываешься, правильно ли ты поступил при данных обстоятельствах, делаешь выводы. Вообще вести дневник пред Господом - очень дисциплинирующее дело. В своё время Бог, - говорит В.Корчагин, - (через пророчествующих) призывал в нашем собрании всех и каждого - вести дневники пред Ним. Очень полезно! Потом. По завершению очередного дневника. Перечитать своё сокровенное (в т.ч. молитвенное) бытие пред Богом. И то, что ещё покажется из записанного важным – можно перенести в новую тетрадь, а старую можно ещё некоторое время сохранить, возможно, для ещё одного прочтения, а затем просто сжечь. Ибо здесь совсем неглавное наше накопление «мемуаров», а важен сам процесс ежедневного предъявления (изложения себя) перед Богом, важен навык непрестанного проговаривания себя Господу (приучающий непрестанно сознавать Его всегда и во всём).
В древности вели записи цари и одно из записей прочитаем: «Дело было исследовано, и найдено верным…. И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя» - /Есф.2.23/. Рассматривая дальше: для чего делалась запись и как эта запись спасла Мардохея. «В ту ночь Господь отнял сон от царя, и он велел принести памятную книгу дневных записей; и читали их пред царём. И найдено записанным там…/Есф.6.1/. Царь воздал почести Мардохею. И Христос сказал ученикам: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах»-/Лук.10.24/. «Но те чьи «имена написаны на небесах» никогда не погибнут, они Христовы овцы, которым Он даст жизнь вечную» - /М.Генри/
Множество великих или просто известных людей вели дневники. Порой их чтение не только увлекательно, но и чрезвычайно поучительно. Интересный материал для историка дает и контекст. К примеру, Николай II не задумывался о том, что можно написать в личном дневнике, когда в стране были волнения и протесты. Он был настолько захвачен частной жизнью, что ученые и политологи до сих пор обвиняют его в пренебрежении интересами государства. Конечно, не факт, что наши стихи для личного дневника или путевые заметки, рассуждения о смысле любви и дружбы или впечатление от увиденного станут когда-либо общественным достоянием. Но поучиться у великих стоит. Можно долго спорить о том, кто имеет право публиковать частные заметки. Тем не менее, мы так охотно заглядываем в изнанку жизни известных фигур именно потому, что они не задумывались о том, что можно написать в личном дневнике. А просто фиксировали реальность и свое осмысление окружающего. Историческая ценность свидетельств такого непреднамеренного, неуполномоченного автора только повышается.
Иоанн Кронштадский вел дневник, в котором записывал малейшие движения своей души, анализировал их, давал оценку, незамедлительно приносил покаяние Господу в малейших проступках, на которые люди подчас не обращают внимания. В дневник, который назывался «Моя жизнь во Христе», он заносил богословские размышления, наблюдения за общественной жизнью. Труды отца Иоанна - бесценный учебник, путеводитель по жизни души, кладезь, из которого с пользой для себя почерпнет воду живую любой христианин, невзирая на возраст и духовный опыт. «Я никогда не путешествую без своего дневника, - говорит Оскар Уайльд, - ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде». «Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать»- /О. Дуглас, Анна Бакан/.
«Как бы хороша ни была память у человека, в ней всегда возможны ошибки и путаница, особенно в цифровых данных. Поэтому ни в коем случае не следует откладывать запись своих наблюдений – говорит Н.П.Харитонов до вечера или до возвращения домой. «У дома росли старые оливковые деревья. Их огромные узловатые стволы причудливо переплетались, и задумчивый взор художника находил в них очертания» - /И.Ефремов/. Это те эмоции, которые ты не в состоянии, по каким либо причинам рассказать людям и что бы выплеснуть эти переживания записываешь в личный дневник! Все необходимо записывать на месте, где проведено наблюдение, в виде кратких, но обязательно точно сформулированных заметок. Основой для записи служит полевой дневник. За неимением настоящих дневников начинающим исследователям проще пользоваться продающимися в писчебумажных магазинах записными книжками в твердых обложках такого формата, чтобы они свободно помещались в кармане. Также можно использовать аккуратно разрезанные поперек тетрадки в 48 листов. Бумага в записных книжках или тетрадках должна быть в клетку, что облегчит записи, нанесение схем и рисунков. Листки записной книжки следует нумеровать. Полевой дневник необходимо надписывать, т. к. не исключена возможность его потери и вместе с ним потери ценных, может быть, иногда даже невосполнимых наблюдений. Надписывают дневник на первой странице, указывая очередной номер дневника, фамилию, имя, адрес исследователя, а также дату начала и окончания дневника. Начинающие натуралисты часто задают вопрос: что надо записывать в дневник? Попробуем ответить на него, приведя высказывание профессора А.Н. Формозова. «Вопрос простой и сложный, сложный потому, что нет возможности изложить программу наблюдений по всем специальностям. Простой, т. к. можно ограничиться таким советом: записывайте все, что интересует вас из виденного на экскурсиях или услышанного от знающих людей. Чем подробнее делать записи, тем лучше. Полезно описывать не только ход наблюдений или их результаты, но и обследуемую местность, условия погоды, забавные приключения и тому подобное.
«Нельзя отрицать, что сегодня существует огромная нужда в возвращении к посвященной жизни. Если что-нибудь и характеризует сегодняшний протестантизм, то это отсутствие духовных дисциплин или духовных упражнений. А ведь именно эти дисциплины формируют саму суть посвященной этими. И не будет преувеличением заявить, что это является потерянной частью в современном протестантизме» - /Дональд Блаш/
Ведение дневника обворожительно привлекает всех, кто слышит о нем, больше, чем, наверное, какая-нибудь другая дисциплина. В основном это потому, что ведение записей объединяет библейское учение и повседневную жизнь, которые благодаря этому, как две огромные реки, сливаются в одну. Так как на пути по реке жизни в Небесный Град у каждого верующего встречаются повороты, опасности и неожиданности, с которыми он еще не сталкивался, то эта идея ведения записей чем-то напоминает приключения, которые являются неотъемлемой частью христианского роста. Хотя в Писании нет заповеди вести дневник, но эта идея явно видна в Библии. И Бог постоянно благословлял ведение дневников и записей еще с библейских времен. Ваши чувства и мнения о разных событиях и происшествиях сплетаются из ваших записей. В центре ведения дневника лежит ваше личное отношение ко всему этому и рассматривание вещей на вашем личном духовном уровне. В самой Библии содержится множество примеров богодухновенных записей. В Псалмах записан личный духовный путь Давида с Господом. Дневник Иеремии, в котором он записывал свои чувства о падении Иерусалима, мы называем Книга Плач Иеремии.
Читая Библию, подумайте с молитвой о том, чтобы присоединиться к тем Божьим людям, которые дисциплинировали себя в ведении дневника «для достижения благочестия». Помните, что цель - как можно больше преобразиться в Иисуса должна быть основной причиной для начинания любой духовной дисциплины, включая и эту. Со свежестью в вашем уме задумайтесь над словами, которые сказал Маурик Роберте о ведении дневника: «Ведение дневника является логически неизбежным, когда человек чувствует побуждение преобразить свое сердце и жизнь в образ Христа. Никто не будет вести записи своих томлений, страхов, грехов, переживаний, провидений и стремлений, если он не убежден, что эти записи очень ценны для его духовного прогресса. Именно такое убеждение сделало записи обычным явлением в ранние времена. И мы хотим сказать, что ведение дневника должно быть вновь оживлено, и что-то нужно сказать в его защиту».
«О, Всевышний Аллах! Помоги мне, - говорит Бисмилляхи Рахмани Рахим!, - в моем начинании и ниспошли мне разума и терпения, что бы вести этот дневник во благо братьями и сестрам в Исламе, а так же что бы рассказывать правдиво об Исламе всем, кто еще не пришел в свету Единобожия. Братья и сестры! В этом дневнике я буду делиться с Вами своими мыслями, а так же интересной и полезной информацией о нашей с Вами религии – Ислам». Сказано то, что и Христианам нужно обратить внимание.
Иосия Пратт подчеркнул ценность дневника в самоисследовании: «Ведение дневника в какой-то степени развивает бдительность. «Будьте же бдительны и сберегите это» - /Езд.8.29/. Многие проводят свою жизнь наугад. Они впадают в определенные религиозные привычки и, возможно, поэтому не попадают под сильные искушения. Они постоянны в церкви, в таинствах, в своей семье. Они читают Библию, и каждый день молятся втайне. Но на этом все заканчивается. А где «поспешим к совершенству»? - /Евр.6.1/. Они почти ничего не знают о прогрессе или падении внутреннего человека. И, таким образом, у этих христиан низкий уровень духовных достижений. Нет движения?! Действие жизни во Христе не замечается должным образом, нет рассуждений, и поэтому человек не ищет благодати, чтобы одерживать победу над грехом; и плодородные дела благодати также не заметны, а посему они не развиваются и не взращиваются. В таком случае дневник может повысить духовный стандарт таких людей благодаря восхитительной бдительности». При ведении дневника «прогресс или упадок внутреннего человека» можно заметить, например, через наблюдение за происшествиями, которые раньше в вашей жизни не случались.
Когда просматриваешь записи дневника, сделанные месяц, шесть месяцев, год назад, можно увидеть себя и события более объективно. И можно проанализировать свои мысли и действия, не находясь под влиянием тех чувств, которые были у меня в то время. При таком подходе легче проследить, был ли у меня духовный подъем или же упадок. Ведение дневника - это не время для написания новелл. Тем не менее, оно также не является оправданием нашей эгоцентричности - эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, за счет этого нуждающегося мира.
Говоря о пуританах и их отношении к обществу, Эдмунд С. Морган цитирует выписки из дневника одного благочестивого юноши, который во время своей болезни, от которой умер в конце XVI века, вел записи. В них этот молодой человек оценивает, проявил ли он достаточную любовь к другим. Затем Морган говорит: «Тот факт, что многие пуритане вели дневники такого рода, помогает объяснить их стремление к социальной добродетели: дневники были итоговыми показателями актива и пассива их веры. Открывая эти книги, они записывали падения нравственности с немедленным выражением покаяния и затем, чтобы восполнить такой упадок, совершали дела веры. Катон Матер старался записать в своем дневнике хотя бы один благой поступок каждый день недели. Если правильно использовать дневник, то он может в какой-то мере побуждать нас к добродетели по отношению к другим людям, а не только к сосредоточению на себе.
Дневник может стать зеркалом в руках Святого Духа, в котором Он покажет Свой взгляд на наши подходы, мысли, слова и действия. Т.к. мы будем давать отчет за все это на Суде, оценивание их является мудростью. «Духовные записи обязательно углубят и освятят в какой-то степени эмоциональную жизнь Божьего чада. Будет очень хорошо, если мы станем более эмоционально глубокими в разных вопросах нашей веры. «Он (Бог) открывает глубокое и сокровенное, знает…»- /Дан.2.22/. Наш век не очень глубок в чувствах. Старая пословица гласит, что «мысли сами, распутываются, когда проходят через уста или через ручку писателя». Согласно Френсис Бекон, в то время как чтение делает человека полным, диалог - готовым, написание делает его правильным, аккуратным и точным. Я обнаружил, - говорит Д.Уитни, - что, записывая размышления и откровения о Господе, я помню их намного дольше. А иначе в моей памяти мало чего остается до конца дня из тех впечатлений, которые я получил в молитве и чтении Библии. Как и любая другая дисциплина, ведение дневника может приносить плоды на любом уровне. Ведение записей будет приносить пользу, несмотря на то, как хорошо вы пишете, думаете или выражаете свои мысли. Пишете ли вы каждый день или нет, пишете ли вы много или мало, парит ли ваша душа так же, как душа псалмопевца, или же вы с трудом переходите от мысли к мысли - ведение записей в любом случае поможет: «Чтобы поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и вам возрастая в познании Бога» - /Кол.1.10/.
Читаем написано: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем: …«Вы отвечали мне, и сказали: хорошее дело велишь ты сделать». «Всё испытывайте, хорошего держитесь» - /Вт.1.14; 1Фес.1.21/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/. А.М.Колядина (1981) — учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске. Доктор Дональд Уитни является пастором баптистской церкви в Глен Элин, штат Иллинойс, с 1981 года.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности