Болезнь, здоровье, жизнь и смерть - вот вопросы, которые не проходят мимо никого из людей, живущих на нашей планете. Подавляющие большинство из нас, самым дорогим для себя в этой земной жизни определяет здоровье. Для кого-то оно, с самого рождения, по причине болезни, становится актуальной проблемой. Иной совершенно не радеет о здоровье, беспорядочно «разбрасывая камни» (Еккл.3:5), думая по своей молодости, что жизнь бесконечна и здоровье неистощимо. Кто-то о своем здоровье задумывается, по достижении им определенного положения в обществе, когда-то поставленной перед собой цели и только после этого начинает заботиться о нем, «собирать камни». Но никого, как бы он не хотел, вопросы болезни, здоровья, жизни и смерти не обошли стороной.
Целеустремленный человек для приобретения жизненного статуса, того, что в мире сейчас интенсивно проповедуется и ценится; - власть, богатство, сила, знания, популярность, слава, и т.п., тратит свое здоровье. И вот, все, чего ты желал, добытое тобой с большим трудом, на что было исчерпано здоровье, впоследствии начинаешь тратить, чтобы восстановить то, что потеряно и было твоей главной поддержкой в достижении намеченного успеха, - твое здоровье. Происходит обратный процесс. Человек зарабатывает деньги, расплачиваясь здоровьем за то, чтобы потом тратить эти деньги на сохранение того остатка здоровья, что расточил, зарабатывая деньги. Поздно, но все же, человек приходит к логическому выводу, - что здоровье это самое главное в жизни и нет ничего больше: «здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства» (Сир.30:14-15).
Человек идет на все, чтобы быть здоровым, готов пожертвовать всем, что имеет, что зарабатывал долго и с большим трудом. Мысли о смерти, что она все равно когда-то придет, не занимают его, а если иногда и думает о ней, то хочет умереть в старости и обязательно здоровым.
Опыт подсказывает, что люди умирают здоровыми, и то, относительно, только на войне и от несчастных случаев, внезапно. История не знает примеров смерти, на склоне лет, совершенно здорового человека. Не любим мы говорить о смерти, не принято, не этично. Если же все же зайдет разговор о ней, то мы желаем себе и свом близким, смерти мгновенной, без болезненных мучений, лучше всего во сне. Христианин же в своих молитвах просит об обратном: «не дай Господи внезапной кончины».
«Не следует желать внезапной смерти, - говорит Святитель Николай Сербский, - следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть».
Надо знать, что абсолютно здоровых физически людей просто не существует. Первородный грех нарушил структуру нашего, когда-то совершенного тела и с каждым столетием, увеличивая свои грехи, человечество утрачивает свое здоровье, это подтверждает появление все новых и новых болезней: «Болезнь есть потеря здравия, и возболевший по преступлении человек возболел естеством», говорит Симеон Новый Богослов. Что же делать? Ведь никому не хочется болеть.
Грамотное отношение к своей болезни, является главным помощником при терпения ее, не говорю преодоления, в смысле выздоровления. Здесь идет разговор о христианах, которым Евангелие дает правильное понимание земной жизни, для которых главное предопределение Бога, их спасение.
Но даже православному христианину, не всегда понятны такие слова Святителя Игнатия Брянчанинова: «Болезнь – готовое спасение» (Письма-559). Как же эти слова можно просто понять, не говоря о том, чтобы принять, столь чуждое нашему уму высказывание. А далее Святитель прилагает к сказанному еще и нагрузку, своего рода труд, который гарантирует это спасение: «Болезнь – готовое спасение, когда больной удаляется от дурных слов, помышлений и мечтаний; когда он предается воле Божией; когда благодарит за болезнь, удаляющую его от мира: чего бы он ни сделал единственно по собственному произволению». То, что больше всего хочется во время болезни; обругать ее, воззвать к справедливости, потребовать к себе снисхождение и жалости, для христианина, который желает спасения, не допустимо.
Мы же, в подавляющем большинстве, ждем, не дождемся, окончания болезни, подобно девяти из десяти евангельских прокаженных, чтобы поспешить к тому, что было упущено за время нашей хвори. Но путь, указанный Евангелием поистине узок и малопонятен для нашего самолюбивого ума, предполагающий, для спасения дорогу, вымощенную болезнями и скорбями: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян.14:22).
Это правда, сказанная Господом, принимаешь ее или нет, но эта, правда, она одна, тяжелая и горькая, но все же, правда. Апостол Павел выбирает для спасения недуг, как лекарство, которое называет «жало в плот, ангел сатаны» (2Кор.12:7), для исцеления греха появившегося в Коринфской церкви: «Силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор5:5).
Физические болезни даны нам по необходимости, как отражения болезней духовных, которые мы, по своему жестокосердию, не чувствуем так, как физические. И которые по своим последствиям намного опасней и труднее исцелимы.
«Ибо гордый есть больной бесчувственный, - который не сознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть души», говорит Симеон Новый Богослов. Болезни плоти, при правильном отношение к ним приводят к пониманию своих духовных недугов.
Даже лекарства «предполагают» лечение не легкое, так как все они до недавнего времени, имели горький вкус, не просто так, а чтобы, как говорят святые отцы, человек понимал, что любая болезнь, любое исцеление не может и не должно быть сладким. Сейчас же, многие лекарства делают приятными на вкус, с ароматами любимых фруктов и т.п., чтобы только угодить нам и чтобы болезнь не привела нас к правильному пониманию ее появления.
Чтобы разобраться в наших физических недугах, понять слова святых, проповедующих смиренное отношение к болезням, нужно приготовиться к принятию «горького лекарства», которое указывает на причину этих болезней в самом себе, а не в твоем окружении.
Душа и тело незримо связанны между собой и древний олимпийский афоризм: «В здоровом теле, здоровый дух», известен каждому. Но мало, кто знает, что изначально эти слова произносились немножко иначе: «Только тогда будешь иметь здоровое тело, если дух твой будет здоров». Для слуха, кажется, нет разницы в такой перемене слов, но не для самого человека, «образа и подобия Божия», который состоит из тела, души и духа. Где дух должен являться доминирующим, обязанный управлять душой и телом, не так как сейчас, когда наша плоть становится диктатором нашей жизни. Такая перестановка в пословице, сначала слов, а затем по слову и образа жизни, где приоритетом является тело, может сыграть роковую роль. «От перемены мест слагаемых сумма…», в вопросах веры, как раз меняется. Иисус Христос говорит нам на это: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда» (Мтф.23:26). Мы ставим внешнее впереди внутреннего, получая от Господа ярлык «лицемеров, что очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мтф.23:25).
Человек, становится упрямой «овцой» (Евангельское сравнение с овцами), по азиатски нарицательно - бараном, не хочет никого слушать, а что видит и понимает своим умом, считает правильным.
Боль от болезни разрушает то, чему нас учили в Церкви, о нерушимых законах и ценностях, которые запрещают обращаться за помощью к колдунам, знахарям, гадалкам и волхвам. Правда, они, поступая хитро, так себя уже не называют, пользуясь более звучными и малопонятными выражениями для нашего соблазна, выставляя напоказ, в своих приемных, всю православную атрибутику. И мы ловимся на эту удочку, смешивая наше Православие с язычеством, поклоняясь в храме Богу, бежим на поклон к целителям ради обещанного физического освобождения от недуга, даже не души, а тела: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк.17:33).
Мы забываем прописанные Богом истины, что не просто так получаем свои болячки. Боль закрывает нам глаза, смешивает мысли и укорачивает память. Мы не хотим понять, а если знали, то забываем, что истинная Церковь лечит духовные, нравственные недуги, которые являются причинами всех человеческих бед, включая физические. Что тот, кто тебе обещает физическое выздоровление, как раз и является тем шарлатаном от которого, так тщательно оберегает нас Церковь.
Мы забываем, что жизнь коротка, что болезнь наша, это наша болезнь, а не чужая, дана нам не по ошибке, а в наказание или награду, или для получения венца, или для спасения, в оставление грехов, но во всех случаях для исправления в лучшую сторону. Выяснить этот вопрос, откуда она «пришла», если быть внимательным к себе и не бояться правды, не составит труда. Только, мало кто хочет знать правду и слушать неприятное о себе, пусть даже это будет не вслух, а внутренний голос.
Мы забываем, что большинство из нас, болезни привели в Церковь, что некоторых людей болезни «цепями приковали» к храму и пока ты болеешь, ты в Церкви, тебе нужен Бог, Который, только по Своей любви не исцеляет тебя, чтобы ты не увеличил компанию девяти неблагодарных прокаженных из Евангелия.
Мои рассуждения, как обывателя такие; «если я хожу в храм, читаю вечерние и утренние молитвы, соблюдаю посты и прочие, почему же я болею, раз Бог назвал меня в Евангелии Своим чадом, а себя Отцом? Почему моя жизнь, как Божьего сына проходит в сплошном труде, болезнях и печалях, разве дети царей работают? Разве Христос умер за меня и понес мои болезни, для того чтобы мне быть несчастным»? (Из проповедей сектантов).
Нужно разобраться в главном, что я хочу от этой жизни, каковы мои стремления и приоритеты на этой земле?
«Построить дом, посадить дерево, родить сына», - красивая пословица, которая навязана нам, как цель нашей жизни, но не наша, не христианская. Она, как олимпийский афоризм умело, переделана для нашего обмана.
В нынешнее время строительство домов, превратилось в строительство дворцов и стало даже, каким-то соревнованием, показателем и мерой твоего благополучия. Писание же говорит о наших предках, которые, уча нас: «говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр.11:13), мы же на стройке личного своего жилья складываем головы.
Можно заменить в этой пословице «дом» на «храм», что будет как будто бы ближе к небу. Но что толку, тебе, от построенного тобой храма (смотря какое участие ты принимал в этом строительстве), если твой «храм», то есть ты сам, останешься «яслями» для скотины, «вертепом» разбойников, страстей и грехов.
«Посадить дерево», тоже сомнительная цель, много было в истории примеров, когда по приказу государей, разбивались великолепные сады и парки, для удовлетворения в этих садах, самых низменных своих утех. Много примеров, где сады служили орудием обогащения.
Остается «родить сына», что тоже не всегда приносит ожидаемого результата: «Мудрый сын радует отца» (Пр.15:20); «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр.17:25). Как угадаешь, кого родишь? Так что цель, которую проповедует мир, как наиболее возвышенную, ничего хорошего в себе не несет: «Лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых» (Сир.16:4).
Но можно рассмотреть эту пословицу с христианским пониманием ее предназначения:
«Построить дом», то есть вертеп или гроб (себя) переделать, в дом для Бога, – Храм.
«Посадить дерево», не просто посадить и бросить (при крещении, подобное «дерево», в виде зерна, сажается в каждом), а вырастить, ухаживая за ним, чтобы оно принесло плод.
«Родить сына», это дело не хитрое, много ума не надо, сейчас в наших школах, с начальных классов, нашим детям, преподают обратное, как предохраниться от детей. А вот вырастить, воспитать его в заповедях Бога, чтобы «мудрый сын радовал отца», цель вполне христианская.
Пословица меняет свою суть:
1. Построить из себя духовный дом, чтобы быть в нем священником: «Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы» (1Пет.2:5).
2. Вырастить в себе плодоносное дерево: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мтф.13:31-32).
3. Если родить, то воспитать сына в духе Божьих законов чтобы: «мудрый сын радовал отца» (Пр.15:20).
Мы рассмотрели две мудрости; мудрость нисходящею свыше и мудрость, как сказал в послании Апостол Иаков: «земную, душевную, бесовскую» (3:15).
И нам самим предстоит разобраться, что принять, то, что ближе к нам по нашему рассудку, желающему покоя, то есть мудрость земную или то, что в скорби и муках принесет пользу?
Церковь не пренебрегает традиционной медициной и различными лекарствами, как может показаться из прочитанного. Вот что говорит Писание в книге Иисуса, сына Сирахова 38:1-15, по этому поводу:
«Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его»
«Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими». Здесь предостережение нам от разного рода «химии».
«Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен». Место врачу, не колдуну.
«В иное время и в их руках бывает успех». Здесь прямо сказано, что все зависит только от Господа.
«Ибо и они молятся Господу, чтобы он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни». Несомненно, есть врачи, которые подпадают под этот стих, ходят в Церковь и молятся Богу.
«Но кто согрешает пред Сотворившем его, да впадет в руки врача»! Вспомним евангельскую историю про то, как: «женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержавши на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена» (Лк.8:43). То есть врач, смотря, как попустит Бог, может быть спасителем, может быть и орудием возмездия. Бог же не палач, а Врач, Главный врач, Который знает какое лекарство необходимо индивидуально каждому, для его здоровья.
Для нас важно услышать отношение к этому вопросу тех, кто опытно, на себе, а не из учебников медицины, испытал различные стороны всяких болезней, душевных и физических, и преодоление их.
«Болезнь многому доброму учительница; сверх того она послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов», говорит Святитель Игнатий, который сам был очень больным человеком. Мы же готовы совершать подвиги на словах, опуская руки при малейшем соприкосновении с самой проблемой.
Сейчас для нас подвиг, особенно сектантов, это как показательное выступление, чтобы все видели. Даже не выступление, а объявление того, что на подвиг в угоду Бога я всегда готов. Антоний Великий по этому поводу говорит: «Прежде, чем дойдем до излияния крови, не будем хвалиться (подвигами); потому что ни один художник не хвалится своим произведением прежде окончания его».
Времена гонение и крови, всегда были точной измерительной шкалой христианской веры. Что же делать, когда душа рвется к великим подвигам, а время, как думается, для этого прошло? Как же спасаться?
Во множестве, примеры спасения, находим у святых отцов, когда мученичество, как «спасительный круг» временами исчезало, в покойные периоды жизни Церкви, но святые находили пути, ведущие в Небесное Царство. Вот что сообщает Валаамский патерик о старце, схимонахе Никите, с 1874 года подвизавшемся на Валааме:
«С того дня, как сподобился я поступить в святую обитель, я всегда просил Господа избавить меня от нечаянной, внезапной смерти. Молил Его благость дозволить мне поболеть перед смертью и как можно болезненнее; это для того, чтобы терпением болезни хотя немного умилостивить Праведного Судию, Который, аще изволит, может вменить мне это вместо добрых дел, коих у меня нет… Дай, Господи, еще сильнее похворать!». Бог совершенно исполнил то, о чем усердно молился старец, и перед смертью даровал ему много потерпеть от недугов телесных».
Бог не оставил человека без шанса на спасение, Он дал нам и орудия для достижения этого спасения – болезни и скорби.
«Болезнью восполняются (недостающие) подвиги», - говорит Святитель Игнатий, - Если вспомним житие Святых, то увидим, что Бог по Своей благости, за те заслуги, которые Святые при своей святой жизни заработали, открывает им день их смерти, для серьезного приготовления к этому событию (исповедь, причастие). И вот Бог, в последние времена по пускает неизлечимые, смертельные болезни, как рак, не по жестокости, как многие полагают, а по милости, уподобляя, нас немощных, не способных ни на какие подвиги – Святым, которым открывает день их кончины. Пусть не в полной мере, как древним Святым, открывает точную дату, а указывает примерное время нашей смерти, тем самым, приравнивая нас к ним. Чтобы мы приготовились и без подвигов всей жизни, недолго потерпев, в короткий отрезок ее конца, завоевали то, на что Святые потратили всю жизнь, и вошли в Небесное Царство. Поистине Писание говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мтф.19:30).
Сейчас настало время, когда человек думает; не где он окажется после смерти, а как он будет выглядеть в гробу. И подражая западному образу жизни, мы предпочитаем о смерти не говорить, считая это неприличным. В похоронных косметических кабинетах покойника гримируют, делая из него «совсем как живого» и прощание с ним могут организовать по желанию клиента, какое угодно, в любой обстановке и в любой желаемой позе: сидя в кресле, за рабочим столом, стоя, «на коне», одним словом, как пожелаешь, только заплати. Лишь бы не создать стрессовую ситуацию у родственников. Делают все, чтобы родные покойного, как можно безболезненно перенесли утрату. А смерть каждого человека это своего рода проповедь Бога людям. Гримировать, прятать последствия послужившие смерти, тоже, что отказываться слушать эту проповедь: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна»?, читаем мы в покаянном каноне Господу нашему Иисусу Христу.
Покойник, как бы говорит с нами, прощальным своим словом, возможно единственно честным и самым нужным для нас. Мы же не хотим его слушать, косметикой «затыкая» ему рот, делая его еще красивей, чем в жизни. И наши слова: «Ему уже все равно» или «сейчас ему хорошо» и прочие подобные, это ужасные, необдуманные слова. Ему еще предстоит большое потрясение при прохождении мытарств.
Нам же, беспокоящимся о своем здоровье и продлении молодости, полезней всего помнить стих из нагорной проповеди Господа: «Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29), иными словами: «Лучше калекой попасть в рай, чем здоровеньким в ад».
«Здоров ли кто телесно и силен, и по причине своих здоровья и силы считает себя свободным от всякого искушения (греха) – но кому более, как не здоровому и сильному, свойствен грех «осквернения храма Божия» (1Кор.3:17), говорит учитель Церкви 3 века Ориген.
«Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А, познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией», (Святитель Николай Сербский).
В погоне, как нам кажется за главным; красотой, здоровьем, силой, мы «уподобляемся окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мтф.23:27). Приукрашивая себя внешне, используя любые средства, не страшась разного рода увещеваний и предсказуемых последствий, мы готовы пойти на все, чтобы наш «гроб» при жизни выглядел достойно, «как у всех». Мы не хотим серьезно задуматься о себе и своем предназначении. Не хотим определить самое главное в этой жизни, слушая проповедующих «синицу», которая в руках, не веря в «Журавля», который в небе: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3-4).
Не хотим знать, что физические страдания напрямую зависят от духовного твоего состояния, которое не почувствуешь, если главным твоим руководителем будет тело.
«Прежде (наступления) болезни заботься о себе» (Сир.18:19).
«Во всех делах твоих помни о конце твоем (о смерти), и вовек не согрешишь» (Сир.7:39).
Мы любим, говорить о «правде», что у каждого отдельного человека, она своя, от сюда и «самое главное», для каждого свое. Но как бы мы красиво, убедительно и «правильно» не думали и говорили, Правда есть и остается одна, и Самое Главное в этой жизни для всех людей без исключения будет одно, - Спасение, не зависимо, принимаешь ты это, как самое главное или нет. Выбор за тобой!
|