«Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся» - /А.Пушкин/. Поэт задаёт вопрос каждому тем более христианину.
«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим...» -/Из наказа Ярослава Мудрого сыновьям/.
Масса и Мерива - (евр. «искушение и распря» воды пререкания, воды распри) - /Исх. 17.7/. В Иез. 47.19 (евр.), а также в 48.28 (евр.) говорится о водах распри при Кадесе. В обоих случаях еврейское слово, переведённое как «распря», — это слово «Мерива»; этим именем были названы воды в Числах 20.13. Вода, текущая из рассечённой скалы, должна быть водой мира. Но из-за нашей ошибки она становится водой Меривы, водой распри, пререкания, состязания. Распря – разделение аферистского совета против разумного «я».
«Конфликты, вызывающие раскол в верховном руководстве, - это всегда отражение конфликтов, раскалывающих церковь в целом на части» - /Роберт Джексон/. Хранит в себе память об остроте конфликта в оазисе Кадес Барнеа. Хукат написано: «Это место было названо Мей-Мерива (в переводе — «воды распри»), где спорили сыны: «… это означает, что после времени того царства произойдут немалые распри, и царство подвергнется опасности падения» - /3Езд.12.18/. Почему так много распрей и кровопролитных войн совершается на основании того, что люди исповедуют разную религию, ведь БОГ ОДИН! И почему мы осмеливаемся утверждать, что одна религия лучше другой?
Так же как и название вод источника (ивр. «Мерива» означает «спор, распря, битва»). Раскол (cleavage) Термин заимствован из геологии. Означает раскол религиозной системы по этническим или идеологическим признакам. Используется в довольно широком смысле, иногда чтобы указать на расхождения в величинах… Раскол — всякое разделение внутри целостных сообществ без указания на правоту (неправоту) частей этих сообществ (партий, церквей). Раскол - узкий коридор, сделанный из деревянных щитов, такой ширины, чтобы овцы могли проходить в один ряд. Устраивается у овчарни или внутри нее и служит для счета и выделения из отары нужных овец; необходимых при бонитировке…Нужных овец для кого: пастырю или Богу.
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» - /Иак.4.1/. Труднее бывает, когда человек одет в рясу, носит бороду, и поэтому сразу не поймешь, что это раскольник. Раскольник—это тот, кто, не искажая догматов веры, при этом не признает законную церковную иерархию, т.е. не подчиняется Патриарху и епископам. Он как бы «раскалывает» организм Церкви, отчего и происходит название «раскол». Обычно раскольники ставят своих лжеепископов и принимают звучные названия, типа «истинная баптистская церковь», «харизматическая церковь» и т.п. И далеких от Православия людей эти названия и вроде православный облик такого сообщества вводят в заблуждение, что это такая же христианская Церковь. Но нет…
«Дела плоти известны; они суть: …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия» - /Гал.5.19.20/. «Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» - /1Тим.6.4/.
Это заявление: «мужи братия! Я фарисей» - /Деян.23.6/ послужило поводом к разделению синедриона. По всей видимости, первосвященник выступил на стороне саддукеев, что можно заключить из того, что он озлобился на Павла, за слова: «стена подбеленная» - /3/. Это еще больше вывело из себя фарисеев, и вот произошла распря между фарисеями и саддукеями (ст.7), ибо последнее заявление Павла распалило саддукейские страсти и охладило фарисейские. Вследствие этого собрание разделилось; - произошел раскол, или распря, между членами синедриона, и весь их пыл направился теперь от Павла на них самих. Теперь они не могли сообща действовать против Павла, в их рядах не было единства, так что судить Павла за раскол иудейского собрания, когда в самом синедрионе не было единства в духе, не представлялось возможным. Раньше все они как один шумно обвиняли Павла, теперь же великий шум производили выкрики одной половины расколовшегося собрания против другой, «Но как раздор увеличился» - /ст.9/. К этому времени рядами иудеев возобладал такой свирепый и яростный бес, что все смешалось в шуме и гвалте. Вот в какой возбужденной манере обсуждались начала иудейского вероисповедания, однако подобные занятия являются малополезными, ибо гнев человека не творит правды Божией. Противящихся нужно убеждать с помощью четкой аргументации, но только не пронзительным криком. Последствия этой речи, как она была воспринята. В общем, она вызвала разногласия: Итак, произошла о Нем распря в народе, ст. 43. Произошел раскол, - таково значение употребленного здесь слова: различные мнения отстаивались с жаром и препирательством, противоречивые чувства приводили к разногласиям. «Чувство вины лишь сопровождает раскол воли» - /Хабермас Юрген/.
Думаете, Христос пришел принести мир на землю, чтобы все единодушно приняли Его Евангелие? Нет, результатом проповеди Его Евангелия всегда было разделение, ибо одни объединяются вокруг него, а другие объединяются против него, что вызывает брожение, как и произошло в данном случае. Однако Евангелие виновато в этом разделении не более чем целительное лекарство - в усилении нездоровых ощущений в теле, хотя они производятся с целью снятия их.
Костомаров в свое время верно отметил: «Раскол гонялся за стариною, старался как бы точнее держаться старины; но раскол был явление новой, а не древней жизни…». В этом роковой парадокс Раскола… Раскол не старая Русь, но мечта о старине. Раскол есть погребальная грусть о несбывшейся и уже несбыточной мечте. И «старовер» есть очень новый душевный тип…
Раскол весь в раздвоении и надрыве. Раскол рождается из разочарования. И живет, и жив он именно этим чувством утраты и лишения, не чувством обладания и имения. Раскол не имеет, потерял, но ждет и жаждет. В расколе больше тоски и томления, чем оседлости и быта. Раскол в бегах и в побеге. В расколе слишком много мечтательности, и мнительности, и беспокойства. Есть что-то романтическое в расколе, — потому и привлекал так раскол русских неоромантиков и декадентов…
Раскол весь в воспоминаниях и в предчувствиях, в прошлом или в будущем, без настоящего. Весь в истоме, в грезах и во снах. И вместо «голубого цветка» полусказочный Китеж… Сила раскола не в почве, но в воле. Раскол не застой, но исступление. Он есть первый припадок русской беспочвенности, отрыв от соборности, исход из истории…
И совсем не «обряд», но «Антихрист» есть тема и тайна русского Раскола. Раскол можно назвать социально - апокалипсической утопией… Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в «слепой» привязанности к отдельным обрядовым или бытовым «мелочам». Но именно в этой основной апокалипсической догадке. «Время близко есть…»
Весь раскол в чувстве отчуждения и самозамыкания. Раскол ищет этой выключенности из истории и жизни. Он рвет связи, хочет оторваться. Всего менее это «старообрядчество» было хранением и воскрешением преданий. Это не был возврат к древности и полноте. Это был апокалипсический надрыв и прельщение, тяжелая духовная болезнь, одержимость… Раскольничий кругозор был узок…
Любопытно, что в зарождающемся расколе чрезвычайно было распространено самозванство. «Как только партия достигает своей основной цели, каждый ее член начинает заботиться о своих частных интересах; тем самым он вступает в противоречие с другими, и в партии происходит раскол, что вызывает еще большую неразбериху» - /Б. Франклин/
Раскол сознания - это когда человек расколот на две полярности (условно - белую и черную), и, находясь в одной из них, полностью вытесняет существование другой. Другими словами, когда он в «белой полярности», он не осознает своих негативных сторон, чувств и проявлений, а даже если и осознает их частично, то оправдывает их благими намерениями. А когда находится в «черной», то полностью перестаёт чувствовать любовь, уважение к другим, то есть, свои светлые стороны, воспринимая себя, таким, каков он есть в ненависти как носителя справедливости, например.
«Как может существовать государство, разделившееся в самом себе, ведущее борьбу с самим собою? Как существую я, если силы моей души разделились и борются между собою? Из-за чего? Из-за тебя. Я хочу найти спокойствие в мысли, что люблю тебя. Но как, же достигнуть этого спокойствия? Одна из борющихся сил хочет убедить других, что она сильнее, искреннее всех любит тебя, другая хочет того же и т. д. Если б эта борьба происходила вне меня, она бы не особенно встревожила меня; я не побоялся бы ничего, пусть даже кто-нибудь дерзнул бы влюбиться или не влюбиться в тебя, — и то и другое одинаково преступно, — но эта борьба во мне самом убивает меня! Это — страсть, разделившаяся в самой себе!» - /Сёрен Кьеркегор/.
Секты, в последнее время активно размножаются на территории России. И резко растет количество адептов каждой из них. И вот, что можно заметить. Секты (как религиозного характера, так и иного идеологического характера) можно разделить на два типа по типу руководителя. Секты, где руководитель не верит в те учения, которые проповедует. Обычно такие секты создаются заведомо ради обмана людей, с целью получения прибыли. Так как их организуют мошенники, которые умеют говорить и обладают ораторскими способностями, то обычно такие организации более успешны, более организованнее, чем секты второго типа. И по числу адептов они гораздо больше. Также и количество собираемых денег больше. Например, к таким сектам относятся Церковь Прославления, Церковь христианской жизни и другие.
«Не надо забывать, что раскол, собственно так называемый, т.е. баптизм СЦЕХБ есть порождение грубости и невежества и что он должен со временем уничтожиться, когда просвещённый проникнет в низшие слои народа. Перед светом общечеловеческого образования не устоять расколу, если не будут воздвигаться на него новые преследования и новые гонения» - /П.Усов Из очерков Мельникова/.
Здесь на примерах раскрывается сама сущность разделения Церкви Христа на земле. «Внутренние распри в церкви возникают не по причине мелочей, но из мелочей» - /Аристотель/.
Как бы раскол ни обеляли и не оправдывали благими намерениями реформирования церквей, это средство не оправдывает себя. Оно не меняет испорченной природы людей, не порождает истинной святости, а производит горькие плоды среди самих делителей. Разделение есть «палка о двух концах». «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю»- /Ос. 8.7/.
В Коринфской церкви был целый букет различных духовных болезней. Что ни глава, то новая болезнь: разделения; ссоры и зависть. Непризнание Павла за Апостола; пресыщение и обогащение; оправдывали блудников; судились друг с другом у мирских судей; допускали нарушения в брачном вопросе; ели идоложертвенное; злоупотребляли Вечерей Господней; злоупотребляли дарами Духа Святого, женщины устраивали в церкви беспорядки, многие отвергали воскресение мертвых, не знали Бога и тому подобное.
Вот если бы Апостол Павел, как тот лекарь-зэк, всем духовно больным предлагал одно, и тоже лекарство: «Выйдите из среды их и отделитесь», то, что осталось бы от Коринфской церкви? - Одни клочки.
Но Павел, как мудрый отец своих больных детей, знал и приписывал каждому больному свое, особое лекарство. «Ибо когда одни говорят: «Я - Павлов, а я – Аполлосов», он говорил: «Да разве Павел или Аполлос за вас распялся?» Кто производил ссоры и разногласия, он говорил: «не плотские ли вы?» - /1Кор.3.4/. «Работники Совета Церквей баптистов, у которых Дискордия - лат. Discordia римская богиня раздора, соответствующая греческой Эриде, ездят к нам, Среднюю Азию - говорит Ю.Куксенко, - в церковь на каждое Совещание и не перестанут ездить до тех пор, пока не поссорят нас и не разделят нас и наши церкви так, как они подразделили у себя в Западной части Союза». Да. Настоящее поклонение и исполнение богине Диоскордии - раздора. «Величайшие распри производят меньше преступлений, - говорит Вольтер, чем религиозный фанатизм в распрях». Но это была пиррова победа. Групповые распри привели к тому. Что из-за узкогрупповых, в большей степени – руководство церкви, а не членов церкви. Пастыря – «левые» и «правые», «не сведущи в Писании» и «фанаты своих идей» – потеряли все права на свою собственность. А в итоге потеряли собственность своей души пред Богом.
«Я смотрю на людей исподлобья, - говорит Б.Чичибабин, - видно, в школу Бога любви ни единый из них не ходил».
Раскол – это реальная опасность не только целостности Церкви, но в первую очередь духовному здоровью раскольников. Такие люди добровольно лишают себя спасительной благодати, сеют разделение внутри единства христиан. Он, не может быть оправдан ни с какой, точки зрения: ни политические, ни национальные, ни какие иные причины не могут быть рассмотрены как достаточное основание для раскола. К расколу и его вождям в руководстве не может быть ни сочувствия, ни понимания – с церковным разделением необходимо бороться, устранять, – чтобы не случилось чего хуже.
Чтобы противостоять распрям и распадам, нужно, прежде всего, трезво учитывать их неизбежность. Брать это в расчет. Смиряться с неизбежностью. Народы забывают свои распри в каждом случае конкретно. Распутывая ту или иную ситуацию. В единую семью они не соединятся никогда. Хотя и будут о ней мечтать. Будут трезвить об общем человечьем общежитии, которое недостижимо в окончательности, но достижимо в решении бесконечно меняющихся загадок бытия. Что можем мы противопоставить логике неизбежных распадов и разрывов? Логику солидарности и разумности, которая тоже в природе человека. Иначе оно давно бы спеклось в пепле своей агрессивности. Таятся в человеке силы, помогающие душе устоять и духу определиться: «Дабы не было разделение в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» - /1Кор.12.25/.
Источники: Библия. Ю.Куксенко – (1930-2003) руководитель евангельских христиан-баптистов. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Они уже пришли… (пастыри-любостяжатели) - Николай Погребняк Перед вами глава из книги \"Если Господь вывел Вас из церкви\". Два товарища, члены церквей разных деноминаций, задумали написать роман – необычный роман, в котором рассказано об отлученных и изгнанных верующих: об их переживаниях, их жизни и… духовном росте во Христе Иисусе.