Как были лжепророки в народе Израиля, так и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами. (2Пт.2:1-3) Здесь приведены слова Апостола Петра о будущем земной Церкви. В ответ на волнение и заботу его сердца, в ответ на молитву, Святой Дух открыл Петру будущее. Бог открыл не то, что интересно человеческой природе, не для удовлетворения суетного любопытства, типа: кто будет следующим царем или какие будут войны. Он открыл пред Апостолом тайну о внутренних духовных процессах, которые движут видимым и невидимым. А через его заботливое сердце Господь донес уже и до нас, как великое завещание, слова истины. Донес через века, чтобы предостеречь: дабы мы не упали. Поэтому, братья и сестры во Христе, осознавая особую важность сказанного в Апостольских посланиях, вам надо быть благомысленными, приняв слово и со всем усердием разбирая Писания. Взирая со страхом Божьим на предостережение церкви о новой угрозе: о том, что верующим грозит не просто новая ересь, а гораздо более серьезная проблема. Ибо различные ереси были в церквях уже и при жизни Апостолов (вспомните борьбу с ересью Апостола Павла в посланиях к Галатам и Колоссянам, вспомните первый Иерусалимский Собор). Теперь же Святой Дух предупреждает, что для земной Церкви наступают времена тяжкие.
Хотя сатана всегда атаковал Церковь, но именно в последние времена, он пришел в поместные церкви (уже пришел!) с такой ложью, которую нельзя изобличить по внешним признакам: как можно изобличать ереси и неверное толкование Священного Писания. Новая ложь "говорит" всё правильно, но это ложь. Ложь, придет под видом "Ангела света", и многие прельстятся её внешностью. Ибо сама суть лжи глубоко сокрыта под показной добропорядочностью и богоугодностью – так спрятана, что отличить ее от истины можно будет только лишь откровением Духа Святого.
Апостол Петр во втором послании предупреждает церкви, что придут к ним любостяжатели и захватят власть. Они станут учителями и пастырями – но это будут лжеучителя, подобные лжепророкам Израиля, которых все в народе ценили, но они говорили свое, а не Божье слово, хотя и старательно цитировали Священное Писание.
Вспомните слова Иисуса Христа: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их. (Лк.6:26)". Вот черта, характерная для лжепророков: о них все говорили хорошо, они всем нравились (и начальникам, и подчиненным), их все любили. То же можно сказать и о пастырях-любостяжателях (я бы назвал их любвистяжателями).
Почему же этих ложных "слуг Божьих" все любят? Да потому что они всегда говорят то, что от них ждут, желают услышать (не путайте с ласкательством в словах, присущим льстецам, нет, пастыри-любостяжатели могут и обличительную проповедь сказать… когда ожидают услышать от них такую проповедь, могут даже вступить в спор, защищая… сильного от слабого). Они угождают человекам, а не Богу. Для сравнения вспомните – можно ли сказать, что пользовались всеобщей любовью и почитанием пророки: Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль и другие? Можно ли сказать, что пользовался всеобщей любовью Иисус Христос; например, в Его родном городе, когда Он читал место из Исаии, или в Иерусалиме, когда Его распяли? Пользовались ли всеобщей любовью и почтением Апостолы? Нет, нет и нет! А вот лжепророков все в Израиле любили и почитали за истинных мужей Божьих.
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. (Лук.6:26)
Так мой друг, Степаныч, поведал мне о второй угрозе, своим коварством опутавшей церкви. Угрозе, стремящейся в первую очередь уловить действительно верующих, любящих членов церквей. Об угрозе от пастырей-любостяжателей. Но чтобы понять суть этой сокрытой и очень коварной опасности нашего времени, давайте рассмотрим ее признаки, ее сущность.
И начну я с того, что выясню значение слова: "любостяжатель"? Словари слово "любостяжание" обычно толкуют как "любовь к стяжанию – жадность". [1] Но вспомните, что изначально книги Нового Завета были написаны в первом веке на древнегреческом языке. И слово, переведенное в Синодальном издании Библии, как "любостяжание", в древнегреческом оригинале несет в себе более широкий смысл, чем просто жадность. Кстати, и во втором послании Петра, из контекста видно, что в слово, переведенное как "любостяжание", Апостол вкладывал гораздо большее значение, чем просто жадность. Это не просто стяжание денег, а "стяжание любови и почета": то есть жажда завоевывать поклонение и приобретать любовь от окружающих людей – так, чтобы стать их кумиром, их вождем. Любостяжание, это еще и себялюбие, желание быть центром внимания в обществе.
Теперь, помня, что книги Нового Завета были написаны на древнегреческом языке, обращусь к словарю Стронга, [2] и посмотрю, где ещё использовалось данное греческое слово, которое было переведено во Втором послании Петра, как "любостяжание":
-- в (Мк.7:22) – это слово переведено: "лихоимство";
-- в (Рим.1:29) – это слово переведено: "корыстолюбие";
-- в (2Кор.9:5) – это слово переведено: "побор", то есть взимание платы с кого–либо;
-- в (Еф.4:19) – это слово переведено: "ненасытимость" в распутстве, в нечистоте духовной;
-- в (1Фес.2:5) – это слово переведено: "корысть".
Из текстов Священного Писания видно, что Апостол Петр говорит нам не только о грехе сребролюбия и жадности, а и о грехе намного более страшном – грехе ненасытимости, отсутствии чувства меры в каких бы то ни было похотях. Говоря о любостяжании, Петр предупреждает нас еще и об их гипертрофированном эгоизме, себялюбии, стяжании к себе внимания и любви окружающих.
Почему любостяжание представляет особую опасность в церкви?
"Почему пастыри-любостяжатели особенно опасны церкви?" – в следующие выходные, а точнее, в пятницу вечером, после рабочей недели, я предложил Степанычу обсудить этот вопрос.
– Я уже говорил, что любостяжатели, произнося правильные речи и делая внешне правильные дела на людях, на самом деле, приучают верующих любить, не столько Господа, сколько их самих. Они не научают членов церкви самостоятельному хождению за Господом, а приучают их, идти за Господом, следуя за ними. Заметил разницу?
– Так, отмечаю: во-первых, пастыри-любостяжатели не учат верующих самостоятельно жить во Христе.
– Любостяжатели хотят, чтобы в них всегда нуждались, чтобы без них все чувствовали себя плохо – беспомощными и осиротевшими. Хотят, чтобы все любили их. Я же хочу, чтобы ты, Николай, ясно увидел суть любостяжания: она в том, что любостяжатели не любят окружающих их людей, но всеми силами стараются убедить их в своей горячей и бескорыстной любви. Они подобны любовникам-донжуанам, которые многократно влюбляются, но никого не любят и не собираются ни с кем связать свою жизнь навсегда. Любостяжатели совершают поступки, похожие на проявления любви, но на самом деле они стараются лишь о получении и удержании вашей любви к ним. Они подобны ростовщикам, дающим свои богатства в долг под большие проценты. И горе тому, кто берет у них в долг: ибо раньше он был беден, но свободен, теперь же, попал в зависимость, в кабалу к заимодавцу, а богаче (любовью и познанием Бога) так и не стал. Добиться вашей любви к себе – вот их цель.
– Записываю: во-вторых, пастыри-любостяжатели хотят быть не просто незаменимыми людьми, но стремятся, чтобы все члены церкви полюбили их.
– Да, любостяжатели вообще много говорят о любви. И верующие, в конце концов, начинают верить им и чувствуют себя грешниками, если не приходят в восторг видя и слыша их. И наступает момент, когда все в церкви уже считают пастыря-любостяжателя благом для себя, считают незаменимым, и слепо (без критического анализа его поступков) следуют за ним, думая при этом, что тем самым идут за Господом. Знай же, что все без исключения любостяжатели учат "букве" закона, а не духу Истины. Они не хотят, а вернее, уже и не могут научить людей личному познанию Господа и Его водительству в жизни и в служении, ибо сами водимы не Духом Святым, а сатаной, водимы духами обольстителями.
– Это будет уже, в-третьих, пастыри-любостяжатели сами, не будучи водимыми Духом Святым, не могут ни направить, ни научить верующих духовному видению.
– Постепенно и незаметно порабощая волю людей "буквой" закона (хотя и цитируя Новый Завет), они становятся в церкви как бы посредниками между людьми и Богом, становятся в глазах верующих так называемыми особыми "помазанниками" (греч. "христос"). При всем том внешне такие учителя и пастыри делают добрые дела и других учат делать добрые дела – на людях делать добрые дела. Вообще, с "добрыми делами" у пастырей-любостяжателей особые, я бы даже сказал, мифологические отношения: вскользь, намеком они побуждают членов церкви рассказывать друг другу проявления великой любви их пастыря к ним. Со временем рассказы все более множатся, придавая пастырю ореол "заботливого любящего отца".
Добавь сюда, что они всегда на хорошем счету у своего начальства (ведь угождать они мастера). Еще больше скажу об их положительном имидже – любостяжатели неутомимы в работе, в открытии новых служений и воплощении новых "правильных методов" управления церковью. Достичь успеха – вот их цель.
– Так, записываю: в-четвертых, через слово закона пастыри-любостяжатели уподобляют себя ветхозаветным священникам, бывшим посредниками между Богом и народом Израиля, как будто мы и сейчас стоим перед закрытой завесой "Святого святых" в храме, как будто Христос своей смертью не разорвал сверху донизу сию преграду между Святым Богом и грешным человеком. Интересный анализ у нас получился, не правда ли?
– Самое плохое: при укоренении любостяжателей в церкви у верующих тоже вместо истинных лиц начинают появляются маски – все более и более.
– Вместо лиц маски, и так во всей церкви – только маски?
– Только маски! Ибо каждый из пастырей, который стал любостяжателем, сначала был каким-то образом уловлен сатаной – через тайный грех, или через любовь к чему-либо земному (например, через не совсем законную покупку здания церкви): у сатаны много способов обольстить или запугать человека. И вот такой человек проповедует в церкви. Как ты думаешь, сатане нужно, чтобы уловленный им церковнослужитель привнес какую-то ересь в церковную доктрину: не в дух, а в слово? Конечно же, нет! Ведь цель сатаны – заставить церковь безоговорочно поверить уловленному им человеку. Как ты думаешь, сатане нужно, чтобы уловленный им церковнослужитель был изобличен церковью как грешник? Конечно же, нет! Ведь цель сатаны, чтобы у его человека была в церкви безупречная репутация и непререкаемый авторитет. Также и грандиозные дела, в которые этот пастырь завлекает церковь, якобы, во славу Божию. Даже скажу более: он начинает загружать своими великими планами и мероприятиями верующих до полного их изнеможения, так что уже не остается времени остановиться в суете и побыть в общении с Господом Богом. У верующих уже просто нет времени на спокойное уединение со Христом, на размышления о себе: в их ушах звучит: "Давай! Давай становись святым! Давай становись служителем Божьим!". Прибавь к сему заботу о семье, прибавь работу, и что им остается – только… быстренько становиться "святыми", быстренько становиться "служителями" – хотя бы внешне, хотя бы на часы, когда они находятся в церкви, ибо на внутреннее изменение у них нет ни сил, ни времени.
– Да, Степаныч, насчет чрезмерной загруженности верующих пастырями и я слышал во многих церквях, но, с другой стороны, пастыри ведь тоже завалены от архипастырей планами и циркулярами по религиозным и церковным мероприятиям. Со всех сторон только и слышно: давайте, давайте! Давайте стройте храм, давайте проводите евангелизационные компании, давайте собирайте деньги, но… приходя на богослужение – вы должны принадлежать Царству Божьему, а не миру сему. Так-что ты правильно сказал, что верующих принуждают к созданию видимости духовного роста, но причём здесь любостяжание? Ведь в это "давай, давай!" вовлечены все церкви, не может же быть, чтобы во всех церквях были пастыри-любостяжатели?
– Николай, обрати внимание на такой нюанс: построив молитвенный дом или храм, служители, как правило, на этом не успокаиваются, не отвращаются от забот мира сего (ведь всякое строительство, по сути, заботы мира сего), не возвращаются к жизни молитвенных размышлений и познания Слова Божьего. Нет, и служители, и члены церквей бросаются в новые мероприятия, в новые стройки. Что же не дает им покоя? Увиденный плод трудов своих – вот что не дает им покоя. Духовного роста глазами не увидишь, не посчитаешь ни в людях, ни в квадратных метрах, а тут все налицо: вот наши успехи на ниве Христовой. Вкусившая видимых и осязаемых "плодов" церковь уже не может жить без них. Вот и создана благодатная почва для взращивания своего пастыря-любостяжателя, который становится все активнее и активнее в устроительстве разных программ и мероприятий "во славу Божию".
– Но тут у меня возник вопрос: "Если пастор является лишь карьеристом и лицемером, как может быть, что он, начав с основания, создал церковь, например, в тысячу человек, организовал служение реабилитации наркоманов и благотворительные фонды. А у другого, хорошего, искреннего служителя Божьего, водимого Духом Святым не видно видимых плодов служения. Как это может быть? Почему Господь не дал искреннему, бескорыстному служителю явить видимые плоды его служения?".
– Во-первых, служитель, имеющий видимый успех, не всегда был рабом сатаны. Во-вторых, не он один создавал церковь, не он сутками дежурит с наркоманами и молится за них, не он несет свои пожертвования в фонды – он лишь присвоил себе славу труда многих – но об этом поговорим дальше. И самое главное: ты сейчас попытался измерить одной меркой разный духовный труд на ниве Божьей. Это неверный подход: в жизни тебе ведь не приходит в голову измерять вложенными кубометрами бетона труд строителя и труд, например, музыканта. Неверный подход привел к неверному выводу. У Бога не так. Он смотрит на внутреннюю, сердечную работу, на уподобление верующих Иисусу Христу. И, кстати, еще неизвестно, сколько людей из той тысячи на самом деле спасены во Христе.
– Я немного сбил тебя, Степаныч, с ритма рассуждений о том, почему пастыры-любостяжатели особо опасны для церкви, но, думаю, вопрос, который мы только что обсудили с тобой, тоже очень важен.
Теперь вернемся немного назад: к основной теме. Итак, судя по твоим словам, получается, что сама церковная жизнь, церковная среда порождает пастырей-любостяжателей? – Это будет уже шестой признак: пастыри-любостяжатели очень деятельны в видимых религиозных делах, и поэтому церкви, ведомые ими, выглядят успешнее, чем другие.
– Кстати, хочу еще раз сказать, что хотя трудятся все члены церкви, но присмотрись внимательнее – ВСЯ слава достается только пастырю-любостяжателю: только о нем говорят, когда речь заходит о программах и мероприятиях, делаемых церковью. Хотя нет, не совсем так, пастыри-любостяжатели прибирая всю славу себе, в то же время не скупятся на внешние знаки отличия для своих последователей – на различные "церковные" награды и звания. Ты спросишь: зачем они это делают? – А закон кнута и пряника! – без пряника союзников не приобретешь. Кроме того через эти, по сути, ничего не значащие награды и звания, пастырь-любостяжатель связывает членов церкви круговой порукой взаимного признания. Только, повторяю, для себя он приобретает истинное признание и славу в церкви, а последователей удовлетворяет ложными знаками.
На этом нашу разминку мы завершили; думаю семь отличительных признаков – хорошая цифра. Да и Степанычу уже домой было пора. Наскоро перекусив, он еще погулял со мной возле дома, пока я выгуливал свою собачку – русского тойтерьера: его принесла в дом жена, чтобы меня "выгуливать" на свежем воздухе.
Кстати о Мазике (так зовут мою собаку), он у нас дважды "очень": очень умненький и очень толстенький. Толстый, не до состояния ленивой отупелости, а до "вечнобеременной собачки". Жильцы нашего дома уже привыкли к нему, все знают его, а меня узнают в основном по собачке. Недавно мы зашли на территорию школы, и там он весело подкатил к компании ребятишек лет десяти. Одна бойкая девчушка спросила меня: "Это девочка или мальчик?".
– Мальчик.
– Ни фига себе! Первый раз вижу беременного мальчика! – всплеснув руками и даже присев от удивления, выпалила она.
Мы пробовали худеть нашего Мазика, но ничего не получалось. В буквальном смысле, не нытьем так катанием, не бурными сериями атак с приглашением на кухню, так буквально щенячьим поскуливанием и даже мурлыканьем (и где только научился), он добивался своих прежних порций не от одного, так от другого. А уж как он глазки строит! Подбежит, лапами ткнет в ногу, сам голову потупит скромненько, этак на бок, только уголком глаза поглядывает на тебя: "Я, мол, нечаянно". Он даже научился наших гостей приглашать на кухню, чтобы они угостили его хоть щепоткой мюсли. В конце концов, мы оставили затею с его похуданием, и он живет таким, как есть: веселым, шустрым и толстым. А еще он у нас: "чытырехместный" Мазик. У него есть будка, корзина и гнезда в двух комнатах. Будучи страшным собственником, он всё свое имущество блюдет. Даже если возьмешь покрывало, чтобы постирать, часа через два начинает ходить за тобой по пятам и смотреть немым укором: чего, мол, разорил мой курень, верни имущество – и так, пока не высохнет. Но зато, когда вернешь на место, столько счастья!
Вот мы и выгуляли моего пса, теперь он может спокойно спать до утра, а может и… заняться "добыванием" второго ужина.
К чему я рассказал про свою собаку? Да ни к чему, просто рассказал и все: не все же время заниматься беседами на духовные темы да умными рассуждениями, иногда хочется отвлечься, отдохнуть. Но немного отдохнули и буде, пора за работу! Не сегодня, конечно, а завтра с утра, если угодно будет Господу.
-----
Вчера наша со Степанычем беседа завершилась на том, что церкви все более вовлекаются в видимое делание "ради Господа", и в результате у верующих совершенно не остается ни времени, ни сил на духовное созерцание и размышление, на стяжание Духа Святого в своей христианской жизни. Мы говорили, что церкви, заменившие внутренний духовный рост, внешними религиозными или гуманитарными делами, служат благодатной почвой для возникновения в них пастырей-любостяжателей, которые, в свою очередь, еще дальше увлекают верующих от водительства Духом Божьим.
Бедные, бедные церкви! Господь Иисус Христос назовет все их дела сеном и соломой, которые мигом сгорят, без следа сгорят. Как сказал баптистский пастор и богослов Иоганн (Иван) Каргель (1849-1937): "О как много вещей бывает у детей Божиих, которые считаются плодами (Духа Святого), и все-таки они не плоды, то есть не плоды Иисуса Христа, потому что они произведены не через Него, но дело их рук, их напряжений, рвения, где Ему не было дано места действовать. Поэтому Господь никогда не признает этих плодов. Последние могут быть подражанием Его плоду, но эти плоды будут отброшены, как поддельные, подобно как отлично подделанные бумажные деньги объявляются знатоком фальшивыми." [3]
Искусная подделка плодов Духа Святого. Теперь понимаете, как опасен враг Божий – дух любостяжательства, который сам заставляет уловленных им людей быть внешне безупречными в видимом служении Богу и сам принуждает их поступать внешне праведно, поступать по милости и даже, в подражательстве любви?
Конечно же, в первую очередь, сатана наиболее опасен для самих пастырей-любостяжателей, ибо они, однажды попав в его сети, видят, что ничего страшного с ними вроде и не произошло. Наоборот, стали, как будто, даже более успешны в своем служении и в своем поведении: ведь теперь нет противодействия сатаны, со всех сторон только "попутный ветер". Но в итоге, пастырь-любостяжатель из пленника сатаны незаметно превращается в его соработника; и ему такое положение даже нравится: ведь он – тайный соработник.
Что же творится в сердцах у пастырей-любостяжателей? Апостол Петр писал о них: "Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. (2Пт.2:18)". "Уловляют в плотские похоти" – здесь Апостол говорит не о примитивных и грубых призывах грешить: ибо так никого не введешь в заблуждение, а о тонкой игре на человеческих слабостях. Люди, изощренные в поисках любви к себе, интуитивно чувствуют, как добиться от других благорасположения и даже любви. Хотя, если быть точным, им нужна даже не истинная ваша любовь, подобная любви Божьей, а нужно им от вас лишь льстивое обожание и угодничество. Любостяжателя можно уподобить такому невообразимому врачу, который, приходя к больному, заботится о том, чтобы, погладив по головке и наложив обезболивающий пластырь, сделать ему приятное, а что до болезни – до нее ему и дела нет. Главное, чтобы было приятно.
Господи! Как увидеть всю гнусность души, как увидеть внутреннее презрение к нам у того, кто всевозможным искусством обольщения старается убедить нас, что он любит нас? Как увидеть внутреннее презрение к нам у того, кто добивается, чтобы мы любили и обожали его, чтобы поклонялись ему? Как увидеть эту подмену?
Иисус Христос – Сам искренне любил, и учеников учил любить других, а не искать любви к себе. Он учил любить даже врагов, любить тех, от кого не ждешь взаимной любви, а ожидаешь только ненависть и насмешки. Пастыри – пожиратели любви, цитируют слова Господа, но сами они никогда не проникнутся любовью к врагу. Более того, они даже друзей готовы гнать и ненавидеть, если заподозрят в них хотя бы тень возможной угрозы своей репутации. Все их слова о любви – это надутое пустословие и ничего более. А обманутые люди даже и не подозревают, насколько, на самом деле, их презирают эти пастыри-любостяжатели.
Слова о любви в устах пастырей-любостяжателей – это лишь надутое пустословие, это лишь лицемерие и ничего более. И только в очень узком кругу, там, где они чувствуют себя свободно, эти лицемеры приподнимают свои маски. И тогда звучат такие слова: "Да они (церковь) овцы, что ты от них ума ожидаешь?", или: "У меня столько-то овец, а у тебя сколько?", или: "Делай, что тебе пастырь сказал, а не что Святой Дух говорит" и тому подобные (именно так они говорят: я ни одной фразы не выдумал, все слышал своими ушами). На публике же, звучит совсем другое: "Братья и сестры!", или: "Мы едины и должны любить друг друга", или: "Следуйте за Господом" и в том же духе (и это реальные их слова). От пастырей-любостяжателей, в свою очередь, заражаются лицемерием и церкви. Заражение церквей лицемерием происходит незаметно – через взаимные комплименты, через говорение красивых и правильных слов, через слезы умиления и слезы скорби на публике, через видимость сострадания и видимость любви. Как написано пророком: "Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих. (Ис.29:13)".
Придя на следующий день, Степаныч снова начал с заготовленной дома фразы: "Хорошо известно по всем церквям, что еще на заре Христианства враг Церкви, сатана, гнал Её. Но гнал Её извне, пытался запугать верующих. И хотя сатане удавалось запугать очень и очень многих, – в целом, он не добился успеха: ибо любовь к Богу, ко Христу Иисусу, которая была в Церкви, оказалась сильнее страха смерти. Теперь сатана действует другими методами: он стремится пленить сердца верующих, подчинить их творению, а не Творцу, и через возникшее чувство любви и безоговорочного почтения к человеку не дать им прилепиться всем сердцем, всей душой к Господу. И особое коварство сатаны состоит в том, что добивается он своей цели, используя людей, проповедующих Благовестие Иисуса Христа. И если раньше Апостол Павел мог написать церкви в Филиппах: "Одни по любопрению (не путайте с любостяжанием) проповедуют Христа, не чисто, а другие из любви. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться. (Флп.1:16-18)", то теперь начали проповедовать о Христе так, что этому нельзя радоваться".
– Но как может быть так, что нельзя радоваться благовестию в церквях? Да разве такое может быть? – удивился я.
– Да, такое может быть, когда о Христе проповедуют люди, прельщенные или запуганные сатаной. Потому что, при таком "благовестии", сатана уже атакует Церковь изнутри. Атакует совершенно незаметно (потому что в проповедях не звучат слова ереси, и поведение проповедуется вроде самое благочестивое). Враг рода человеческого – древний змий, теперь воздействует на церкви не запугиванием или обманом, а через коварное обольщение и создание комфортных условий – чтобы усыпить верующих в неге, чтобы их сердца прилепить к этому миру, чтобы прилепить их к подвластным сатане людям, прилепить сильнее, чем они прилепились ко Христу и к истине. А кого могут верующие в своих церквях полюбить и пойти за ними и, при этом даже не заметить, что удаляются от Христа? Конечно же, лучше пастырей-любостяжателей кандидатур не найти. Потому что пастыри-любостяжатели постепенно воспитают и окружат себя человекоугодниками, а не Богоугодниками.
– Я сейчас подумал: а ведь действительно, чем более "урожайным" будет благовестие пастыря-любостяжателя, чем больше он увлечет за собой людей из среды ищущих спасения во Христе, тем меньше их научится любить Иисуса Христа.
– Вот мы с тобой нашли "вирусы" и выявили тех "вирусоносителей", которыми сатана сейчас заражает и духовно губит поместные церкви во всем мире: это дух человекоугодничества и пастыри-любостяжатели – подвел итог Степаныч.
-----
Человекоугодничество вползает в церкви незаметно, как рак, и часто, когда болезнь становится видимой, уже поздно лечить. Многие в церквях, а в последние времена и целые церкви оказываются духовно выжженными изнутри. Они уже более боятся ослушаться своих пастырей, чем боятся солгать или оклеветать. Они уже не противостанут, если увидят, что их пастырь лжет или поступает несправедливо, ибо превратились в человекоугодников, стали пастыреугодниками. Такие люди, а чаще уже и целые церкви, боятся самостоятельно, без указки своих пастырей, принимать какое бы то ни было решение. Боятся, потому что многие так и не обрели, а кто имел – уже утратили личное водительство Духом Святым. Боятся, потому что не возрастают в личном познании Бога.
Братья и сестры во Христе, вы должны знать и помнить, что все равно, боится он или нет, возрастает в познании Христа или нет, но, рано или поздно, но каждого Бог поставит перед выбором: поступить по духу или по плоти. Каждого!
И если вы приучены ходить за пастырем, который не научил вас самостоятельно ходить за Богом, не научил пребывать в Господе – то вы обязательно поступите по плоти и… будете облагодетельствованы своим пастырем-любостяжателем.
Постепенно, компромисс за компромиссом, целые церкви уходят от Иисуса Христа. Хотя при этом, имя: "Иисус Христос" – по-прежнему звучит у них на устах. Даже еще громче в церквях звучат восклицания: "Слава Иисусу Христу!" – но Христу, далекому от них, чужому им, находящемуся где-то на Небе, одесную Отца.
Те же верующие, которые живут Господом, и Дух Божий живет в них, кто избирает послушание Святому Духу – неизбежно, рано или поздно, но обязательно увидят нечестивый дух пастыря-любостяжателя. И, в лучшем случае, их пастырь сделает вид, как будто их вообще нет в церкви – "забудет" до удобного момента, когда можно будет ударить побольней. Но, чаще пастыри-любостяжатели сразу же пытаются сломить волю таких членов своих церквей, а если не удается "сломать" и заставить во всём слушаться себя и только себя – тогда, пастыри-любостяжатели, как правило, сначала публично обвиняют верующего, живущего по Духу, в гордыне, в попытке раскола – в чем угодно. И если не получится уловить в слове или в поступке, то его просто оклевещут и по ложному обвинению, а то и вообще без обвинения: рассыпая перед церковью бисер эмоций, типа: "Я так любил его, а он оказался таким грешным, таким грешным, что я даже и сказать не могу вам о его грехах" – изгонят из церкви.
Всё это неизбежно происходит и будет происходить в церквях, где власть захватили пастыри-любостяжатели, в церквях, где господствует дух человекоугодничества.
-----
Я думал, что уже подвел итог теме о человекоугодничестве и пастырях-любостяжателях, но пришел Степаныч и продолжил, вскрывая все новые и новые черты этих лицемерных губителей духовной жизни членов Церкви Христовой: "Да, пастыри-любостяжатели именно захватывают власть в церкви. Хотя они и любят разглагольствовать о покорности и покаянии, к себе этого не приемлют. Апостол Петр писал о таких лжеучителях: "Они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. (2Пт.2:13)". Здесь говорится не столько о житейской роскоши (хотя и её пастыри-любостяжатели обожают), сколько о том, что они, подобно фарисеям, более озабочены земным и видимым, чем невидимым, духовным.
Они любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах (церквях) и предвозлежания на пиршествах (посещать "пасторские" конференции и т.п.), поядают домы вдов (то есть, обижают, гонят тех, от кого не боятся отмщения) и лицемерно долго молятся. (Лк.20:46,47) Здесь говорится о том, что пастыри-любостяжатели озабочены земной славой, озабочены людским мнением о себе, как о великих Божьих служителях. Сии, сами ставшие рабами тления, представляют себя миру, как духовные люди и, более того, как духовные учителя."
– Я тоже вовлекся и нашел несколько Библейских цитат, говорящих о любостяжателях: "Апостол Павел назвал любостяжание идолопоклонством, а любостяжателей – идолослужителями (см. Кол.3:5, Еф.5:5)".
– Степаныч тут же продолжил (его, если увлечется, то, как бегущего бизона – не остановишь): "Апостол Петр сравнивал их с безводными источниками, с облаками и мглой, гонимыми бурей: им приготовлен мрак вечной тьмы (см. 2Пт.2:17). Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную. (2Пт.2:15)".
Дорогие мои братья и сестры во Христе, теперь видите, насколько коварна и губительна последняя атака сатаны на земную Церковь?
Как появляются любостяжатели в церкви
Кто из верующих может стать любостяжателем – идолопоклонником, водимым сатаной? Когда я (уже я, автор) увидел ответ на этот вопрос, то он привел меня в смятение: ибо Святой Дух говорит, что любостяжателем может стать рожденный Свыше христианин; более того, может стать тот, кто раньше был водим Богом, и совершал великие дела Божьи. Любостяжателями могут стать люди, имеющие видимый для других успех в служении пастырями и учителями.
Может, скажете: "Это невозможно. Как может тот, в ком обитает Святой Дух, стать орудием сатаны?".
Невозможно? Посмотрите, что об этом сказано в Писании.
Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. (2Пт.2:20,21) Как видите, тут написано: "Избегнув, опять запутываются … познав, возвращаются назад". Люди были частью Тела Христова, но в какой-то момент запутались и были побеждены сквернами мира сего, в какой-то момент от пути правды, от Божьей заповеди возвратились ко лжи.
Но каким же образом сатана может победить и заставить служить себе того, кто уже познал Бога и был водим Им? Ведь в Священном Писании сказано, что ничто и никто не может отнять нас у Господа?
И это действительно так – никто и ничто не может отнять верующего у Господа, но только в том случае, если он сам, по своей воле, не оставит Его. Не оставит, искусившись обольщением сатаны. И хотя у сатаны много способов для искушения верующих, но все они, в общем, сводятся к двум принципам: либо обольстить, соблазнить верующего чем-либо привлекательным (не обязательно греховным), настолько привлекательным, чтобы он захотел это более чем Христову благодать, либо запугать, что он потеряет то ценное, что имеет в мире сем, если не согласится пойти на компромисс с грехом. Дальше – больше, компромисс за компромиссом, гордыня за гордыней, отступление за отступлением и погиб верующий во Христа… уже бывший верующий, ибо он делами своими отверг веру свою, хотя устами и будет еще продолжать исповедовать её.
Рассмотрим два примера из Писания. Сначала: историю с царем Саулом, как он – служитель Божий – запутался в сквернах мира сего и был побежден ими.
И собрались Филистимляне на войну против Израиля: тридцать тысяч колесниц и шесть тысяч конницы, и народа множество, как песок на берегу моря. Саул же и весь народ, бывший с ним, находился в страхе. И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил… и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил (пророк и священник Божий). (1Цар.13:5-10) Над Народом Божьим нависла угроза – страшная угроза, и все были в страхе. Господь дает народу и царю Свой путь избавления: "Стойте в покое и ждите, когда придет пророк Самуил и вознесет Богу жертвы и всесожжения за Израиль". Но царь Саул боится потерять свое (?!) царство. Он не может просто стоять и ждать. Саул решает спасать свое царство своим путем, – в итоге он отвержен Богом: "За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. (1Цар.15:23)". Часто именно из-за боязни потерять то, что имеют (здание церкви, свою власть, репутацию, и тому подобные земные ценности), пастыри идут на грехи, хотя нет, сначала многие идут лишь на некие компромиссы с грехом. Дальше – больше: они уже начинают врать (не лгать, а именно нагло врать) и других заставляют врать. Потом уже свои плотские ценности они ставят выше людей – членов их церкви, и ради этих "ценностей" пастыри начинают клеветать и изгонять из церкви тех, кто не желает участвовать, и вскрывает их дела. И так – вплоть, до того, что их "ценности" становятся им уже важнее всего в жизни – даже важнее общения с Духом Святым, а иногда важнее и самой их жизни.
И всё! Эти пастыри уже стали рабами сатаны. Из-за страха потерять видимое, или в стремлении приобрести видимое, они уже отвергли Невидимое – они осознанно сделали свой выбор. Дальше для сатаны уже все просто: он будет их все больше и больше затягивать в душевную грязь – затягивать как в трясину. И они всё больше будут ожесточаться сердцами, и при этом становиться всё коварнее (прикрываясь показным благочестием).
Второй пример: пророк Самуил приходит к царю Саулу, и говорит ему: "Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1Цар.15:1-3)". И поразил Саул Амалика … И Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечем. Но Саул и народ пощадили Агага, и лучших из овец, и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. (1Цар.15:7-11) Царь Саул почти во всем исполнил волю Божию – он поразил Амаликитян. Лишь в малом избрал непослушание: царя Агага оставил; оставил, потому что видеть пленного царя – это тешило его гордыню, как знак ЕГО победы над Амаликитянами. Да, да, Саул здесь не просто пожадничал, не просто по слабости согрешил, когда его еще можно обличить в грехе, и он покается (как, например, было у Давида с Вирсавией). Нет, здесь был осмысленный выбор – кому угодить: Богу или своей гордыне, и было принято решение: искать славы себе. И такое решение принял не далекий от Бога язычник, а помазанник Божий. Тот, кто был во-пророках. Тот, кто раньше искренне служил Богу, и искренне исполнял Его волю. Тот, кто уже сделал великие дела во имя Божие, и во благо Израиля.
Но искренне ли служил Саул Господу Богу раньше? Да – скорее всего, царь Саул, действительно, искренне желал всегда верно исполнять волю Божию. Хотя горькое семя было, конечно было. Согласитесь, что у человека есть своя воля; в том числе, и у человека, водимого Святым Духом, его воля не подавляется. Более того, служитель Божий может поступать по своей воле, вопреки воле Божьей. Может знать, и все же отвергнуть по какой-то причине волю Божию, может отвергнуть благодать Божию и даже саму жизнь с Богом. Отвергнуть ради "пряника" предлагаемого сатаной.
Но ведь это уже безумие! – скажете вы. Мы сейчас, глядя на всё со стороны, говорим: "безумие", но ведь царю Саулу та суетная слава показалась ценнее жизни с Богом. И, что еще хуже, Саул, после сделанного им выбора, уже не пожелал принять обличение пророка Самуила. Он обвинял всех и вся, оправдывая свое непослушание Богу. Только себя не захотел винить в случившемся.
С такими случается по верной пословице: "Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи. (2Пт.2:22)". Обратите внимание на слова: "с такими", я не сказал, что с Саулом и даже не сказал: "с такими, как Саул", я сказал: "с такими". Это означает, что может случиться и с вами, и с вашим пастырем, с любым верующим, в том числе и со мной.
Поэтому не говорите: "С нами этого не может быть, потому что не может быть никогда!". Те, кто так думает, стоят уже, как минимум, на полпути к уподоблению псу, что возвращается на свою блевотину и свинье, что идет валяться в грязи. -----
Сейчас вспомнил, как Степаныч несколько лет назад рассказывал историю с видением, которое открылось сестре во Христе из их церкви.
Когда попросил пересказать ее снова, он ненадолго задумался; но в эти секунды лицо его преобразилось, как бы мысленно унесся, нет, не в свои воспоминания (когда вспоминают, тогда по-другому), а в то видение, что тогда увидел по милости Божьей.
Пока мой собеседник готовит свой рассказ, я хочу поделиться с вами одним удивительным свойством откровений и видений Божьих. Когда вспоминаешь о них, о дарованных тебе откровениях и видениях, то в то же время духом своим как бы вновь уносишься туда – в те видения. Они переживаются вновь в такой же полноте, в такой же эмоциональной насыщенности, как и в первый раз. Да, ясности и явности Божьих видений и откровений никогда не забудешь. Можно только своим волевым решением отказаться вспоминать о них; но это будет уже отказ от дарованного тебе Богом.
"За несколько месяцев до нашего с Любавой отлучения из церкви, ко мне подошла сестра во Христе и рассказала свое видение: она была потрясена им, и просила истолковать," – размеренно начал свое повествование Степаныч. – Она видела, будто стоит в нашем собрании, вероятно на воскресном богослужении. Рядом стояли братья и сестры по церкви, но два первых ряда заняли незнакомые высокие мужчины в черных костюмах и белых рубашках с галстуками. И все собрание стоит и аплодирует, и эти аплодисменты не прекращаются. Потом двое незнакомцев в черном выходят вперед и выводят её пастора из зала. Сестра во Христе рассказывала, что когда она выглянула, куда повели его, то обомлела. Она увидела, что те двое били пастора и трясли его так, что голова его болталась, как на веревочке. Он стоял измученный и бледный, как стена, но синяков от ударов видно не было. Бьющие требовали от пастора, чтобы он предоставил им еще больше места в церкви. В том видении, сестра закричала о помощи, но никто ее не слышал. Все стояли и аплодировали, аплодировали, аплодировали. Лишь несколько человек в том собрании тихо сидели и не участвовали во всеобщей овации. Среди тихо сидевших я видела и тебя, – сказала она мне.
Сразу я не мог объяснить значения её видения. Мы помолились и попросили Господа истолковать нам значение видения, и разошлись по домам. А спустя месяц или два, когда я уже совсем забыл про тот разговор, Господь открыл значение её видения, показав его мне самому. Это было, как увидеть всю картину в одно мгновение, но в то мгновение запомнить все детали и всё понять.
Вот значение видения: люди в зале аплодировали своему пастору, и тому это нравилось. Люди в чёрном – это сатанинская власть. И за приумножение аплодисментов, которые так нравились пастору, сатана требовал для себя всё больше и больше места и власти в церкви. Сатана требовал от пастора идти на компромисс с совестью, с грехом. При этом я увидел закономерность: чем больше церковь аплодировала пастору, тем больше ему это нравилось и тем сильнее его бил сатана, всё наглее требуя себе власти в церкви. Страшное избиение; но пастору нравились аплодисменты, и он все более жаждал их слышать – это желание было подобно наркотической зависимости.
Когда я рассказал сестре значение её видения – она не приняла его. Не смогла поверить. Ведь пастора все в церкви так любили, даже обожали. Да, любят верующие своего пастора, и… губят аплодисментами, губят восторгом и обожанием. – На этом Степаныч завершил свой рассказ.
Может истинно любили пастыря не восторженные и аплодирующие, а те немногие, кто не аплодировал?
Да, того, кто поддался страху потерять свое "видимое", сатана уже не обольщает – он бьет его и трясет как грушу, принуждая и подчиняя всё больше и больше. Подобно тому, как завербовавшие изменников всё больше и больше порабощают их, и в то же время всё больше и больше презирают их.
Погрязшие же в измене и обольщениях, пастыри-любостяжатели, в свою очередь всё усерднее стараются выглядеть привлекательными и внешне безупречными в глазах своих церквей и, при этом, становятся всё черней и черней внутри. Это как духовная наркомания, и освободиться от нее можно, лишь пройдя через "ломку" покаяния и позора: когда будут вскрыты их грехи, их лицемерие, когда все увидят, кем они стали на самом деле. Как при химической наркомании, так и при духовной, если уловленные в ее путы любостяжатели отвергают покаяние, то они неизбежно будут еще "принимать дозы" лжи и лицемерия. Они будут еще лгать и лицемерить, будут еще на кого-то клеветать, чтобы прикрыть свое прежнее лицемерие, прикрыть старую ложь или грех – и так до конца, пока не наступит духовная смерть от "передозировки" грехом и ложью.
Святой Дух предупреждает нас: "Знайте же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут лишь иметь вид благочестия, силы же его отрекутся (см. 2Тим.3:1-5)". ТТяжкие времена – ибо плохо будет и самим любостяжателям, плохо будет и церквям, где любостяжатели является пастырями. Хотя, церквям, наверное, даже хуже. Не напрасно Писание учит: "Таковых удаляйся (2Тим.3:5)". Поэтому, если есть возможность, лучше вообще не общаться с любостяжателями, ибо сказано: "Не обличай кощунника, чтоб он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя. (Пр.9:8)". Хорошо, если есть возможность верующим, а тем паче целым церквям избежать заразы любостяжания. Но, возможно ли такое? Ведь не зря Священное Писание предупреждает нас, что в последние дни злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2Тим.3:13,4:3). Что значит: "будут преуспевать" – как не то, что их будет всё больше и больше, и их влияние в церквях будет всё более возрастать? Что значит: "по своим прихотям будут избирать себе учителей" – как не то, что будет спрос в церквях на тех, кто был бы приятен слуху и желаниям верующих (спрос уже есть, и стремительно возрастает)?
Как понимаете, никто для этого не подходит лучше, чем любостяжатели, которые по самой своей природе – тонкие игроки на человеческих слабостях, уловляющие в плотские похоти и разврат (духовный разврат) тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пт.2:18)? Поэтому Священное Писание предупреждает всех, кто в наше, последнее время, желает жить благочестиво во Христе Иисусе, что все они будут гонимы (2Тим.3:12). Гонения желающих жить благочестиво во Христе происходят не так, как было в первые века или было в СССР – сейчас начались гонения верующих во Христа своими же братьями и сестрами по церкви.
Почему их гонят свои же по вере? Да потому, что их жизнь как свет. И на фоне того света становится все заметнее ложь лицемеров, вскрывается суть пастырей-любостяжателей. Кроме того, как было в Израиле, так и сейчас – тех, кто истинно желает жить благочестиво, гораздо меньше, чем тех, кто лишь на словах благочестив, а на самом деле более сластолюбив, нежели Боголюбив.
Как не впасть в любостяжание, как не соблазниться
Если кто, показав на морковку, будет утверждать, что это яблоко – вы не поверите ему. Не поверите, потому что знаете истину. Так же и здесь: чтобы сатана не обманул, просто нужно знать истину.
Апостол Петр учит: "Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься, но возрастайте в благодати и познании Господа. (2Пт.3:17,18)". За пять столетий до него, пророк Осия написал: "Суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет Богопознания на земле. (Ос.4:1)". Что значит: возрастать в познании Господа? Может, это означает, что нужно молиться, читать Библию, общаться с верующими и ходить в церковь? Бесспорно, это нужно делать, но сколько людей старательно исполняли все вышесказанное, но так никогда и не познали Иисуса Христа, не обрели водительство Духом Святым…
Наш Бог, Он – Личность. Удивительная Личность, прекраснейшая Личность. Он – Бог. Он любит лично меня и лично каждого из вас. И Он приемлет именно личное наше знакомство с Ним и личное общение с Ним. Но Он – Святой Бог. Поэтому никакие наши дела не вознесут нас в Его Святость: ни своими делами, ни своим религиозным старанием – ничем и никогда мы не сможем ни приблизиться к Святости Божьей, ни пребывать в Ней.
(?!!) Что же получается, без общения с Духом Святым, без пребывания в Нем для нас нет возможности познания Бога, нет возможности спасения от лукавства сатаны, а, с другой стороны, сами мы никогда и никоим образом не сможем войти в так нужное нам общение со Святым Господом Богом?
Да, получается так. Но дело в том, что, если мы истинно обрели спасение во Христе, то нам и не нужно сотворять сего единства с Господом Богом – благодать Христова его уже создала. Если мы пребываем в Духе Святом, и Он – в нас, то нам нужно лишь горячее сердечное желание к познанию Иисуса Христа да послушание Духу Святому. Пусть сначала корявое и неумелое, хоть какое, но послушание, благодаря которому Дух Божий Сам будет развивать общение с нами. И тогда наше познание Господа станет уже делом Духа Святого – Он будет творить сие познание в нас на протяжении всей нашей жизни (и здесь, и в вечности).
Молитвы же, чтение Библии и христианских книг, общение с верующими и участие в церковных таинствах тогда станут "инструментом", благодаря которому, пребывающий в нас Святой Дух, сможет вершить наше Богопознание быстрее и успешнее.
Пророк Иеремия писал: "И дам им сердце, чтобы знать Меня… ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. (Иер.24:7)". Воистину, чтобы познавать Господа, обретши спасение и жизнь во Христе Иисусе, ищите Его всем сердцем своим, желайте Его более всего на свете, более своей жизни, и тогда Божья благодать; – нет, не просто благодать, а Сам Дух Божий, вошедши в вас, дорогие мои братья и сестры во Христе, сохранит вас от лукавого; ибо знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2Пт.2:9). -- Испытывайте свои сердца. Бойтесь, – более всего бойтесь лицемерия и гордого законничества: даже их малейших "росточков" в вас.
-- Будьте искренни с Богом и с людьми – просто искренни.
-- Не ищите своей выгоды: особенно за счет притеснения других.
-- Не ищите себе славы: тем более, уничижая других. Ибо Христос сказал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мф.11:29)". -- Учитесь у Иисуса Христа кротости сердца и смиренномудрию, ибо в сем начало познания Бога. Как учиться? Особо не мудрствуя, просто задавайте себе вопрос: а Иисус в этой ситуации, как бы поступил – так и вы поступайте.
Недавно я получил письмо, автор которого спрашивал: как различить Дух Святой говорит тебе или дух-искуситель? Вот мой ответ: "Основным признаком слова от Духа Святого является то, что Он никоим образом (ни напрямую, ни даже мимолетным намеком) не будет обещать славы, если вы послушаетесь Его, а наоборот, если возникнут высокомерные мысли, сразу обличит их и покажет как через увеличенное стекло. Ибо Дух Божий сошел, чтобы прославить Иисуса Христа, и только Его."
Очень хотел бы я дать вам "формулу для сбережения души"! Но её нет! Только Дух Святой силен спасать наши души, только Дух Святой силен вскрывать перед нами всякую сатанинскую ложь.
С чего же начинается познание Господа именно в вопросе противостояния любостяжанию? Вспомните, что противоположность любостяжанию – смиренномудрие. Не внешнее, принуждаемое вашей волей смиренномудрие, а внутреннее, обретаемое от Духа Святого, как черта, присущая Богу; обретаемое вашей душой, обретаемое, к сожалению, каждым из нас в непременной внутренней духовной борьбе со своим "я".
Смиренномудрие – это внутреннее, духовное учение Христово, и его нельзя постичь, просто восприняв информацию извне, через прослушивание проповедей или чтение Библии – нужно пережить его в себе.
Смиренномудрие – это благодать Божия для души.
Смиренномудрие – это тайна, открываемая только через личный опыт послушания Богу. Еще раз повторяю: сия тайна не открывается без духовной борьбы в наших сердцах "природного, ветхого человека" и "нового, духовного человека", и только побеждающий верой в послушании Духу Святому найдет истинный мир душе своей.
Смиренномудрие начинается с приобретения в сердце сначала страха перед похвалами, а затем и ненависти к тщеславию. Ибо сердца всех нас, без исключения, не могут принимать похвалу и почитание безвредно для себя.
Византийский богослов Иоанн Лествичник писал: "Если предел гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет; то признак смиренномудрия, когда человек, в некоторых случаях принимает на себя вину, какой в нем нет. Так поступил тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно (см. Ис.20:2)… (Первая степень познания смиренномудрия) когда душа принимает уничижение с радостью, воспринимая его как врачевство, исцеляющее и попаляющее её греховные недуги, (вторая степень) – когда душа научается истреблять всякий гнев в себе. А третия, и превосходнейшая степень, когда перестаешь оглядываться на свои добрые дела и всегда имеешь желание научаться от Бога." [4]
Не смущайтесь трудностью познания Господа: никто не всходит на вершину лестницы одним шагом. Поэтому, давайте будем уповать на благодать Божию и в усердии проходить ступеньку за ступенькой.
Второе, что дает силу не впасть в любостяжание и не соблазниться – это обновление ума. Апостол Павел учит: "Пребывай в том, чему научен, пребывай в священных писаниях, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2Тим.3:14,15)". Апостол Петр вторит ему, особо советуя читать Пророков: "И притом мы имеем важнейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику. Ибо изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2Пт.1:19,21)". Почему именно Пророков? Вы замечали, что их книги труднее понимать. И причина не только в специфике тех книг, а еще и в том, что пророки смотрят на всё другими глазами, понимают другим умом – Божьими глазами и Божьим умом. Согласитесь, что только обновленный Богом ум позволил пророку Амосу, за изобилием богатства Израиля и за принесением тысяч жертв в Храме во время царствования Иеровоама-II, увидеть ожесточение народа и скорую погибель страны. Увидеть за внешним изобилием и религиозностью Израиля его духовную нищету, развращенность и лицемерие, и скатывание к смерти.
Согласитесь, что только обновленный Богом ум позволил Давиду Вилкерсону за нынешним процветанием Америки, за множеством церквей и миссионеров, посылаемых в разные уголки мира, увидеть её духовную нищету и скорый суд Божий над страной. Увидеть нищету у "страны, которая была благословенный Божий рай на земле и прибежище для людей со всего мира. Но превратилась в буйное, помешанное на наркотиках и деньгах общество, исполненное страха и чувственности… Очень скоро следует суд!". [5]
Именно пророки в наибольшей мере были научены Богом смотреть не на видимое, а на невидимое, на духовное. И мы, читая Пророков, научением и откровением Духа Святого, так же будем изменять свой взгляд на события, на мир, на жизнь в нас и вокруг нас.
Итак, чтобы не попасть в сети любостяжания – нужно, чтобы мы научились мыслить и видеть всё как Христос, а не как люди мира сего. Ибо только обновленный ум сможет различить духовную тьму и порабощение там, где, кажется, всё славит Бога. Только обновленный по образу Христову ум может заглянуть за видимый фасад количественного роста церквей, за великолепие церковных зданий и за изобилие новых гуманитарных программ.
Братья и сестры во Христе, учитесь различать голос Духа Святого и идти за Ним, подобно тому, как в притче Иисуса Христа овцы знали голос доброго пастыря и шли за ним, а от чужого убегали (см. Ин.10:3,4).
Просматривая черновики моей рукописи, Степаныч подтвердил: "Воистину, ничто и никто, только Дух Святой может открыть нам, поражен ли верующий заразой человекоугодничества и любостяжания или нет – только Дух Святой," – вспомни Саула, поразившего Амаликитян (см. 1Цар.15): разве кому-нибудь в Израиле могло прийти на ум, что царь, только что одержавший великую победу над могущественными врагами во исполнение воли Господней и приготовивший великие жертвы во славу Бога – впал в немилость у Бога? Весь народ радовался и славил Господа за победу, один лишь пророк Самуил пришел и осудил царя Саула за непослушание Богу.
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. (1Цар.15:22) Дух Божий открыл Самуилу истинное сердце царя Саула, когда все остальные видели лишь его великую победу во славу Божию.
– Степаныч, как ты думаешь, неужели больше не было ему спасения из сети духа человекоугодничества? Неужели Саул был обречен погрязать в грехах все более и более?
– Думаю, была и властолюбивому Саулу возможность спасения: мы говорили об очищении через покаяние; в первую очередь покаяние пред Богом, во вторую – покаяние перед людьми. Но принял ли Саул слово от Бога? Нет, не принял. Хуже, сначала лукавством и спиранием своей вины на других попытался "перегнуть" слово Божие под себя, а когда не получилось – отверг с великим негодованием. Так и сам не заметил, как превратился из ослушника в богоненавистника, подобного сатане…
Такой вот конец истории про пастырей-любостяжателей.
-----
Очень наглядная история: бывший во пророках помазанник Божий, через свое любостяжание превратился в противника Божьего – в человека-сатану.
Да, таков был его конец!
Что еще сказать? Что любую болезнь, тем более духовную, легче предупредить, чем лечить, особенно уже запущенную. Поэтому бодрствуйте; и, увидев первые же симптомы пороков, первые признаки человекоугодничества и любостяжания в себе или близких ваших, пусть даже это только покажется – со страхом, с ужасом и трепетом сразу же отвергайте их, вопрошая Духа Святого: "На пути ли истины я?". Ибо сказано: "Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся зла. (Прит.3:7)".
Иоанн Златоуст предостерегал верующих от чрезмерной самоуверенности. И особенно опасна такая самоуверенность, писал он: "Относительно любостяжания. Если бы ты и мало погряз в мире этого безумия, с трудом можешь выйти из него; как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (стремления воды), так – и еще гораздо хуже – впавши в бездну этой страсти, погубить себя со всем своим имуществом. Потому, умоляю, станем избегать зла малого (даже малого компромисса со злом), потому что из малого рождается большее. Кто привык говорить: "Это еще ничего; тот мало-помалу всё погубит… если бы Исав не продал первородства, то не сделался бы недостойным благословения; а если бы не сделал себя недостойным благословения; то не дошел бы до того, чтобы желать братоубийства". Если же жившие еще даже до закона от такого нерадения, мало-помалу погрязли в самой глубине зла, то помысли, что потерпим мы, призванные к большим подвигам, если со всею тщательностью не будем обращать на себя внимания." [6]
Как противостоять любостяжанию в церкви
– Как быть, если Господь открыл вам, что в церкви господствует пастырь-любостяжатель? – спросил я своего друга.
– Нужно поступать по примеру мужей Божьих – ответил Степаныч. Вспомни, в Библии есть повествование о том, что во дни царствования Иоакима, царя Иудейского, поставленного на трон языческим Египтом, было слово от Господа к пророку Иеремии: "Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе… может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтобы они обратились каждый от злого пути своего, чтобы Я простил неправду их и грех их. (Иер.36:2,3)". Иеремия выполнил поручение. И слово Божие было провозглашено в Иудее. Но царю не понравилось слушать о суде Божьем за грехи его, и он сжег книжный свиток, а Иеремию велел арестовать. Пророк и его помощник убежали и скрылись от слуг царских. И что дальше? Господь Бог повелел Иеремии написать еще один книжный свиток, чтобы опять предупредить царя Иоакима и народ Иудеи, и призвать их покаяться в грехах их. И снова пророк в точности исполнил Божью волю; исполнил, даже зная, что за это его могут убить. Он до конца остался верен Господу и остался любящим свой народ.
Так же и нам нужно до конца быть послушными воле Господа, и оставаться верными народу Божьему, и нечего особо мудрствовать.
– То есть ты утверждаешь, что противостоять сатанинскому духу человекоугодничества можно только приняв и покорившись слову Иисуса Христа, Который сказал: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. (Матф.16:24,25)". Что, только пойдя на некое самопожертвование можно устоять в истине, когда церковь поражена человекоугодничеством, когда в ней пастырь-любостяжатель. Неужели нельзя без жертв?
– Да, как это ни прискорбно звучит для нас, избравших следовать за Христом, но устоять в истине в церкви, пораженной грехом, и при этом не пожертвовать имиджем, служением, а то и членством в ней, не получится. Подумай, можно ли было остаться христианином и не пострадать во время гонения христиан языческим Римом? Наверно, можно, но… принеся жертву идолу. Такая же ситуация и теперь: только сейчас церковь гонима сатаной не извне, а изнутри. Да и Сам Господь предупреждал нас, что условия следования за Ним таковы – и других не будет, не обманывайтесь ни ты, ни вы, возлюбленные братья и сестры во Христе. Других условий не будет!
Скажу больше: придет время, когда Дух Святой поставит каждого из вас в ситуацию, сходную с той, что пережил Иисус Христос на последней Вечере. Когда Он подал хлеб Иуде Искариоту, зная, что тот сейчас пойдет и предаст Его, а Иуда принял тот хлеб и не поперхнулся, тоже зная, что сейчас выйдет, чтобы предать своего Учителя и Господа. Дух Святой будет, обязательно будет учить вас любить даже врагов ваших. Тех же христиан, кто будет уловлен в сети человекоугодничества, Дух Святой поставит перед выбором: или покориться истине и в покаянии противостать искушению, либо осознанно отвергнуть истину, отвергнуть Духа Божьего и стать сыном противления, как сатана. Рано или поздно, но каждый слышавший слово Благой Вести будет поставлен перед чертой выбора… и что он изберет?
– В дополнение к сказанному тобой хочу отметить еще одну, думаю, важную деталь: пока Иуда не предал, никто не видел, не хотел видеть, что он – предатель, отступивший от Бога и водимый сатаной. Никто не верил, просто не хотел поверить в такое. Так же и в церквях: люди с великой готовностью принимают и верят любым, даже глупейшим оправданиям злых поступков пастырей-любостяжателей, только бы не признаться самим себе, что те согрешают против Бога и против людей. Готовы верить, подобно тому, как на Вечере Апостолы успокоили себя мыслью, что Иуда пошел на базар… ночью. (?!)
– Согласен с замечанием: воистину пока любой из любостяжателей не явит себя "во всей красе", так, что церковь, где он пребывает, ужаснется – ему будут верить. Пастырям-любостяжателям верят и будут верить даже вопреки фактам, верят и будут верить даже вопреки тому, что видят своими глазами. "Ведь его все так любят! Как я смею даже подумать что-то плохое о нем, ведь он такой великий служитель Божий," – и всё: успокоили себя люди в церкви, затуманили свои глаза и свой разум.
– Слушай, Степаныч, неужели и о верующих, пораженных человекоугодничеством и любостяжанием, сказал Иисус Христос: "А прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. (Лук.8:10)"? – Я бы не спешил ставить точки над "i". Пути Господни неисповедимы, и видящие сегодня, завтра могут оказаться слепы, а слепые – прозреть. Поэтому будем не гордиться, а уповать на Благодать Христову.
– Но что же делать?! Не сидеть же сложа руки и ожидать, когда Господь Бог все Сам разрешит?
– Молить Бога, чтобы Он потряс церковь, потряс до основания: дабы устояло только то, что незыблемо, что от Духа Святого. Молиться, как молился пророк Иеремия: "Исцели меня Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя. Вот они говорят мне: "где слово Господне? Пусть оно придет!"… Пусть постыдятся гонители мои, пусть они вострепещут, наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением. (Иер.17:14-18)". Вспомни, что сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди об очищении от всего лживого и греховного: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Мф.5:29)". Знаешь, Николай, когда в личных беседах или письмах я говорю верующим, что в наше время нужно молиться не о мире и материальном процветании, а наоборот, чтобы Господь потрясал их церкви, очищая их от всего, что мешает духовному уподоблению верующих Иисусу Христу. Чаще люди просто пожимают плечами, но есть и такие, кто спрашивает: "А сам ты молишься, чтобы Господь проводил тебя и твою семью через очистительные страдания и гонения?". И я сначала не знал, что на это ответить. Ведь я не молился, да и не буду молиться молитвой: Господи, излей на нас чашу испытаний и страданий. Не буду, потому что это не только безумие по сути своей, но и противоречит учению Иисуса Христа о молитве, где сказано: "Отче наш, сущий на небесах! …не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (см. Мф.6:9-13)". Духом своим я чувствовал, что слова об очищающем огне для земной Церкви последних времен – это верные слова, но как точно сформулировать молитву к Богу – не знал. Да и до сих пор не знаю.
А тем же, кто упрекает: сначала на своей шкуре попробуй, а потом другим советуй, скажу: благодать Христова уже много раз показывала, что когда мы проходим испытания и трудности (не обязательно из-за своих грехов, а и по промыслу Божьему), то в конце это приносит добрый духовный плод.
– Да, и Аминь! И я могу засвидетельствовать о благодати Божьей, поддерживающей и ведущей меня во время испытаний. Больше того, теперь, например, если попадаю в больницу, то уже даже ожидаю, что Дух Святой использует создавшуюся ситуацию, для явления Своей благодати не только для меня, но и для кого-то из людей. Был случай, когда по молитве Господь исцелил. В последний раз, когда я попал в больницу, там проводили службу Евхаристии, и после причащения Тела и Крови Христовой я молился, и благодать Божия сняла проклятие с молодой женщины (могу засвидетельствовать, что явлена Благодать освобождения; ибо видел и разговаривал с ней, измученной страхами и многосуточной бессонницей перед молитвой и причастием, и потом видел её: счастливую, улыбающуюся, обретшую нормальный сон). А недавно она родила сына. Для меня, это послужило еще одним свидетельством действенной благодати Божьей.
Молясь о церквях своих, молите Господа, чтобы Он изменял ваше отношение к тому, что допускает в вашей жизни, чтобы Он обновлял ум ваш по образу Христову – вот в чем смысл и сила испытаний – в очищении, в освящении и уподоблении Христу!
Вспомните историю, когда Дух Божий открыл Апостолу Петру, что Иисус – есть Христос, Сын Божий.
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Матф.16:21-23) Вспомните также и молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду в последнюю ночь перед распятием.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Матф.26:39) Увидели ли вы разницу между мышлением и отношением к воле Божьей у Петра и Иисуса Христа? Принципиальную разницу: ибо один думал о том, что человеческое, а Другой – о том, что Божье. Хотя и Апостол Петр произнес слова: "Да не будет этого с Тобою", и Иисус Христос произносил слова: "Да минует Меня чаша сия" – но, при сходном звучании, духовно они абсолютно различны. Абсолютно различны! Ибо в словах Петра было: да не будет ни за что и никогда, а у Иисуса Христа – лишь просьба, которая ни в коем случае не имела намерения отменить волю Божью.
Что важнее для вас, братья и сестры во Христе, – вот о чем речь – ваше ли благополучие и мир, или готовность уступить воле Божьей, даже зная, что это будет многого стоить вам – очень многого.
Лишь обновленный по образу Христову разум способен увидеть благое в испытаниях, лишь обновленный. Не впадайте в панику, если видите, что ситуация вышла из под вашего контроля – сохраняйте верность слову Божьему, а остальное приложится. Поверьте же, наконец, Богу!
Конечно, когда Дух Святой начнет вскрывать истину о духовной ситуации в церкви – это будет шоком для многих, погрязших в человекоугодничестве и лицемерии, для людей, водимых пастырем-любостяжателем. Явление истины будет неожиданным и неприятным не просто для многих членов церкви, а почти для всех. И многие соблазнятся и отпадут, и многие уйдут – кто в мир, кто в другие церкви. Но те, кто шел за Иисусом Христом, а не за пастырем-любостяжателем – устоят; и не только устоят, но и возрадуются в истине. Более того – возрастут в познании Господа Бога.
Если кто почувствовал в сердце своем желание молиться об очищении своей церкви, то знайте, что в первую очередь потрясение Божьего откровения затронет самого молящегося. Это будет испытание вашей веры и стойкости в истине, как было с пророками Иеремией и Илией, как было с царем Давидом и другими мужами веры. Если вы увидели, что ваш пастырь или брат по церкви не устоял в вере при финансовом испытании, начав молиться за него и за церковь, знайте же, что Господь сначала вас проведет через подобное испытание веры: устоите ли вы, или, всё забыв, броситесь искать, как вернуть ситуацию под свой контроль. Да-да, прежде Господь вас научит, как поступать по вере в данной ситуации, а уж потом научит, как помочь ближнему в подобной.
Поэтому, если Дух Божий кому явил дар различения духов, и открыл о человекоугодничестве и любостяжании в церкви, то, прежде чем молиться за исправление, прежде чем идти и увещевать, прежде чем обличать кого-бы то ни было убедитесь, что это действительно по воле Божьей. Утвердитесь прежде в истинности откровения Божьего и в том, что ваше действие будет по Его воле. Ибо именно эта убежденность станет твердым якорем, когда вас отвергнут, назовут гордецом и лжецом (а именно так и будет: вспомните про непонимание слов Иисуса Христа не только фарисеями, но даже Апостолами, например, на Вечере). И лишь когда убедитесь, что действительно Дух Святой побуждает вас идти, тогда действуйте в послушании Богу.
Как сказал Григорий Богослов: "Закон мученичества таков, чтобы, как щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг (приступать к исполнению воли Божьей) самовольно, так же и когда выйдешь – не отступать, потому что первое есть дерзость, а последнее – малодушие." [7]
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, а любостяжание не должно даже именоваться у вас. Ибо знайте, что никакой любостяжатель, который есть идолослужитель не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. (Еф.5:1-5)
Что еще сказать об обрушившихся на церкви духовных грозах, таких, как человекоугодничество и любостяжание?
Храни вас Боже! – пожалуй, лучше не пожелаешь.
Сноски
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка.
[2] Библиология 1.0: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга).
[3] Каргель И.В. ХРИСТОС освящение наше. Гл.3.2.
[4] Иоанн Лествичник. Святая Лествица. Слово 25:8,44.
[5] Вилкерсон Д. Божий план защиты Своего народа в грядущей депрессии. Гл.5.
[6] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Гл.12(8).
[7] Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской.
Комментарий автора: Перед вами глава из книги "Если Господь вывел Вас из церкви". Два товарища, члены церквей разных деноминаций, задумали написать роман – необычный роман, в котором рассказано об отлученных и изгнанных верующих: об их переживаниях, их жизни и… духовном росте во Христе Иисусе.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 2663 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности