«Я к тебе простираю главную Заповедь:
«Не убий».
Не убий ни словом, ни взглядом.
Ни вдали, ни когда мы рядом.
Не убий,
Не убий любви, ни открыто,
Ни мысленно ее не убий!
Ни безжалостностью, ни милостыней.
Не убий!» - /С.Кирсанов/
Кто убивает из-за денег, кто убивает из-за власти, кто убивает из-за идей кто-то из-за фанатизма. Но вот о чем можно постоянно думать нормальный человек не убивает... но если ситуация становится стрессовой то убить может каждый.
«Сюжеты своих детективных романов я нахожу, - говорит А.Кристи, - за мытьём посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». На сегодняшний день увеличилось число наёмных убийц – людей, убивающих за деньги. Недаром Пророк (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Наступит время, когда убийца не будет знать, ради чего убивает, а убитый не будет знать, за что его убивают». У людей остаётся всё меньше уважения друг к другу, «Не возвращайтесь после моего ухода из жизни к неверию, убивая друг друга» (хадис).
Убийство – большой грех во всех религиях! На сегодняшний день мир погряз в этом грехе – по новостным каналам СМИ только и слышишь: «произошёл взрыв!» или «был убит».
Кто-то скажет: «Среди таких, кто призывает убивать, есть и богатые, не нуждающиеся в деньгах!» Мы же отвечаем: во-первых – никто не утверждает, что все убивают из-за денег, есть и вербованные, и убивающие из-за жажды власти; во-вторых – возникает вопрос: разве не может быть иной цели, кроме денег? Неизвестно, на что может пойти человек под воздействием наущения шайтана и вербовки, а может быть, и шантажа. История знает немало людей, больных идеей подчинить весь мир себе и своим законам, которые повели за собой сотни и сотни тысяч людей на гибель.
«Когда забираешь у человека жизнь, ты не просто убиваешь его. Ты уничтожаешь все, чем этот человек мог стать»- /Гарри Морган/. Мы убиваем из равнодушия, иногда из-за любви, но никогда - из ненависти. «Нет подлее преступления, как убийство слабых и беззащитных» -/А.Чехов/. «Многие люди живы только потому, что убивать противозаконно» -/Шотландская пословица/. «Убить тех, кого любишь, это не самое страшное. Есть вещи страшнее. Например, безучастно стоять в стороне, пока их убивает мир. Просто читать газету. Так чаще всего и бывает» - /Чак Паланик/
Так гласит пятая из десяти заповедей Моисеевых. В действительности, нельзя выразиться проще и яснее, и это относится, вопреки говорящим иначе интерпретациям, не только к убийству человека. На иврите, языке оригинала, эта заповедь выглядит так: lo tirtzach Lo означает «ты не должен», относится к «любому мыслимому виду умерщвления», как авторы установили, прибегнув к помощи стандартного словаря доктора Роибена Алкалея. Tirtzach означает, таким образом, не только «убивать», хотя эта пятая заповедь переводится в последнее время в некоторых современных «объединенных переводах» Библии как «Не убий». «Не убивай» - /Исх.20.13/. Итак, шестая по счету заповедь — «не убивай». Тора однозначно запрещает убивать. Более того, запрещено прямо или косвенно подвергать опасности человеческую жизнь. Торой декларируется абсолютная ценность жизни, ради сохранения которой она разрешает и в крайних случаях даже требует нарушить многие другие заповеди. В основе запрета на убийство лежит известное библейское положение о том, что человек создан по образу и подобию Всевышнего. Поэтому убийство - не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца. Сказано в Талмуде: «Тот, кто убьет хотя бы одну душу — уничтожит целый мир. А тот, кто спасет хоть бы одну душу - спасет целый мир».
Не убий - звучит категорично, как запрет убивать вообще. А «не убивай», что нельзя убийство делать образом своих действий или принципом жизни. То есть не убивай жестоко, бессмысленно, неоправданно и не по Божьей воле. Запрет «не убивай» распространяется на всех людей: евреев и не евреев, мужчин и женщин. Он входит в число «Семи заповедей сыновей Ноаха», данных всему человечеству задолго до Синайского откровения и дарования Торы. Известно, однако, что, если заповедь дается повторно, значит, к ней что-то добавляется. В еврейской традиции заповедь «не убивай» тесно соотносится с запретом публичного оскорбления человека. Талмуд подробно объясняет, что речь идет о преступлении, которое приравнивается к кровопролитию — если оскорбление было нанесено в присутствии достаточно большого количества людей (10 человек и более).
Эта библейская заповедь «не убий» у арийцев звучит так — «не
убий, без крайней необходимости». У ариев — это гораздо мудрее, хотя, конечно, в этой форме заповедь сложнее и требуется думать собственной головой, когда наступили эти крайние обстоятельства, а когда нет.
В духовном понимании убивать значит отбирать духовную жизнь. Духовное убийство – это любые сказанные нами слова, которые ослабляют веру человека и которые лишают его невинности. И любые наши действия, из-за которых другие теряют веру в Бога, в Его Слово или Его царство, в Его провидение или милость. Как уже отмечалось, Господь учил, что ненависть содержит в себе убийство, ибо любая ненависть наносит вред душе. Под убийством подразумевается также убийство в себе веры в Господа. Господа убивает в себе всякий, кто начинает отрицать то, что Господь Иисус Христос есть Бог, имеющий всю власть в небесах и на земле, потому что такой человек убивает власть Господа действовать в нём, так что в нём Господь больше не живёт. В этом смысл слов: «И поклоняться ему (зверю) все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни Агнца, закланного от начала мира» - /Отк.13.8/.
«Не убивай» - /Исх.20.13/. Эта заповедь запрещает убивать. «Не убивай», т.е. здесь подразумевается, что мы должны беречь свою собственную жизнь и жизнь других. Запрещённый грех – убийство: «Не убивай». Здесь важно, что мы понимали, что не должны наносить вреда ни себе, ни другим. Не наносить вреда другому человеку. Клевета и оговор - жесточайшие преступления против человека. Давид восклицает: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» - /Пс.34.11/. Первые христиане обвинялись в убийствах своих детей и кровосмешении. Ни один врач не сможет вылечить ран, нанесенных языком.
Мы ни в коем случае не должны причинять вреда физическому состоянию человека. Жизнь драгоценна в глазах Господа, и Бог сотворил заповедь, чтобы оградить жизнь одних от посягательств на нее других. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» - /Быт. 9.6/. Согласно Закону, убивший нечаянно мог найти защиту в святилище, но злоумышленника не могло спасти никакое святилище. «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» - /Исх.21.14/. Шестая заповедь запрещает не только убийство, но и все пути, ведущие к нему.
1. Гнев. От гнева кровь закипает в жилах, что часто ведет к убийству, «...они во гневе своем убили мужа...» - /Быт. 49.6/. Гнев быстр, он воспламеняется, как солома, зависть нетороплива, но удовлетворения ищет в крови. «Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?» - /Прит.27.4/.
«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – и себя и другого», – говорит народная мудрость.
2. Зависть. Сатана позавидовал нашим прародителям и лишил их рая и вечной жизни. Братья Иосифа позавидовали ему потому, что отец подарил Иосифу цветную одежду /Быт 37.20/, и решили убить его. Зависть сродни убийству. Недовольство Богом приводит к преступлению против человека. Завистливый Каин, выступив против Господа, кончил убийством брата. 3. Ненависть. Фарисеи ненавидели Христа потому, что Он был талантливее их и популярнее в народе. Они не могли успокоиться до тех пор, пока не пригвоздили Его ко кресту и не отняли у Него жизнь. Ненависть - хищница, она живет кровью. Аман ненавидел Мардохея, потому что последний не поклонился ему, и он решил уничтожить за это весь израильский народ. Ненависть жестока.
Чем и как совершается убийство?
- Рукой. Так Иоав убил Амессая «Тот поразил его им мечом в живот, так что выпали внутренности его на землю» - /2Цар.20.10/.
- Мыслью. Злоба - убийство в уме. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца...» - /1Ин. 3.15/. Замышлять недоброе в сердце своем против человека - значит убить его.
- Языком. Клевета убивает. Иудеи оболгали Иисуса Христа перед Пилатом, что привело к распятию Господа.
- Пером. Так Давид убил Урию, написав Иоаву: «...поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» - /2Цар.11.15/. Несмотря на то, что меч аммонитянина поразил Урию, фактически убийство было совершено пером, и Господь сказал Давиду устами пророка Нафана: «Урию Хеттеянина ты поразил мечом...» - /2Цар.12.9/.
- Замыслом
Так, Иезавель, несмотря на то, что она не коснулась Навуфея, тем не менее, тщательно спланировала убийство наговором лжесвидетелей, «потом выведите его, и побейте камнями, чтобы он умер» поэтому она - убийца /3Цар.21.10/.
- Ядом. Сколько примеров знает история! Но можно убить и лекарством. Используемое не по назначению или принимаемое в чрезмерном количестве лекарство - яд.
- Стремлением убить кого-либо. Так Ирод под предлогом поклонения Христу чуть было не убил Его /Мат. 2.8/. У Саула было стремление убить Давида, когда он послал его воевать против филистимлян. «...Пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем» - /1Цар.18.17/. Стремление убить и само убийство равнозначны в глазах Господа.
- Одобряя убийство, мы тем самым принимаем участие в нем. Савл принял участие в убийстве Стефана. «...И, когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» - /Деян.22.20/.
- Не предотвратив убийства, хотя для этого были все возможности, мы тем самым принимаем участие в нем. Пилат знал, что Иисус Христос невиновен. Но он не остановил убийства, а напротив, умыв руки водой, он убил Иисуса и не смог смыть с них крови Христа.
- Не милосердием. Отнимая то, без чего человек умрет, мы убиваем его. «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова; ибо таковой берет в залог душу» - /Втор. 24.6/. Более того, не дав необходимого для жизни человеку, мы тоже убиваем его. Голодающий может умереть без нашей поддержки, и мы будем виновны в смерти.
- Бездействием. Не приведший в исполнение высшую меру наказания виновен в смерти. Судья может быть виновным, скажем, в двух из шести убийства преступника, так как он не остановил его, раскрыв четыре, позволив после смягченного приговора совершиться еще двум.
Но самым страшным, самым противоестественным, варварским убийством является убийство самого себя. Что может быть ужаснее, чем обагрить свои руки собственной кровью? Господь Бог поместил душу в тело, как узника в темницу, и никому не дано право, выпускать ее наружу до тех пор, пока Бог не соизволит открыть дверь.
«По правде говоря, среди семейной жизни, - говорит Н.Рерих, - среди школьных занятий, среди работ общественных преподается много уроков жестокости. А взамен так скудно и скучно повторяется иссохшее в сердцах человеческих: «не убий!» И в теле люди как-то перестают понимать, что это значит – «не убий», какой высший смысл имела эта суровая в своей краткости заповедь. Всегда, когда мы будем произносить великую заповедь «Не убий», будем ее понимать не только в телесном, но, главное, в духовном значении. Это последнее значение обратит наше внимание на сердце и поможет понять великую заповедь не только в тесном земном смысле, но и во всем великолепии всех прочих миров».
Надо же. Тоже два слова и даже тоже количество букв в каждом из них. Начнем с глагола. Тут могли быть варианты. Но используется именно это слово. Корень у него A(qal) - это совершить убийство (предумышленное, жестокое и т.п.). Могло быть, но слово - это общее слово для «убить», оно может употребляться в любом контексте (непредумышленное, в порядке самозащиты и т.д.). Оно более нейтральное.
С глаголом разобрались. Теперь посмотрим на частицу. Здесь могла быть частица. Вот это команда – не убий! Остановись! «Не убий – нужно понять: Не «Уничтожай Божьих ИсполнениЙ».
Иисус Христос пытался вернуть абсолютизм шестой заповеди, почему в Нагорной проповеди говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» - /Мт.5.21/, и нет в Его словах никакого разделения на ситуации – когда убийство будет считаться грехом, а когда и нет, только «подлежит суду».
«Не убивай других словами!
Не убивай!
Пусть кровь пролилась между вами -
Ты воли не давай.
Ни чувствам, сердцу и рукам -
Не убивай!
Пусть нету, примиренья вам -
Ты зла - не пожелай.
Не убивай других словами -
Вернётся всё,
Пусть нету мира между вами -
Ведь каждому – своё» - /И.Макаров/.
«Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать» - /Лук.9.56/.
Источники: Библия. Томас Ватсон – пуританский богослов Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности