Для ТЕБЯ - христианская газета

Пробуждение в России. Было ли оно? Почему не удалось? Возможно ли еще?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Пробуждение в России. Было ли оно? Почему не удалось? Возможно ли еще?


Господь Иисус Христос задал как-то грустный риторический вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Безусловно, Иисус видел будущее, Он знал, что когда будет Его второе пришествие на эту землю, чтобы забрать Церковь Свою к Себе, то очень мало окажется тех, кто действительно будет еще веровать. Грустно становится от этого пророчества, особенно, когда осознаешь, что мы живем, вероятно, в последнее время и вот-вот должен прийти наш Господь...

Уже не так слушают люди в России весть о Спасителе Иисусе Христе. Уже нет частых покаяний на богослужениях. Уже крещения проводят всего один или два раза в год, с трудом набирая хоть сколько-нибудь новообращенных, достойных принять этот священный завет с Господом и войти в Его церковь. Пробуждения так и не видно...

Почему так? Вроде бы совсем недавно в СССР пали атеистические цепи, наступила свобода проповеди Евангелия и свобода совести, вроде бы, казалось, началось духовное пробуждение, тысячи людей пришли к Богу и в церкви ЕХБ. Так было в конце 80-х и начале 90-х. Я тогда тоже пришел к вере в Господа, пришел в церковь, которая одна, казалось мне, является истинной на этом свете, в церковь евангельских христиан-баптистов. И я до сих пор встречаю братьев и сестер, которые именно в этот период времени пришли тоже к Господу, тоже стали детьми Божьими.

Придя в церковь, очень хотелось быстрее приобщиться к новой общности, нужному делу, нести Евангелие другим, делиться радостью спасения с окружающими. Я открыто говорил с людьми о вере, убеждал их, что атеисты столько лет обманывали нас, и теперь есть наконец-то возможность познать Истину. Было ощущение, что вот-вот, еще немного, и начнется массовое обращение людей к Богу, приход их в церковь. Причем в баптистскую, служители которой, в отличие от православных, не ездят на огромных представительских машинах под охраной мотоциклов и людей в черном.

И действительно, много людей пришло тогда. Но вскоре оказалось, что настроения у пришедших и мотивы разные. И отношение их к происходящему тоже разное.

Я помню, как лет 10-12 назад я показал одному давно знакомому мне брату свою статью, в которой были такие строки: «Помню, когда мы приняли Христа, нам казалось, что мы сейчас всю Русь пробудим, обязательно совершим Реформацию, Россия сбросит не только коммунистические, но и атеистические путы, все уверуют в Бога и Христианство наконец-то восторжествует здесь по-настоящему! Говоря "мы", я имею в виду множество таких же, как я, русских людей, уверовавших благодаря краху прежнего режима (1989-92 гг.)». А он удивил меня скептической усмешкой и ответом: «А я вовсе так и не думал никогда».

Я был несказанно удручен. Оказывается, это мне только хотелось пробуждения, это мне хотелось обращения России, а другим, принимавшим крещение, и сейчас несущим служение, все это не было так уж и нужно, их интересовали какие-то другие свои мотивы...

В начале 90-х верующие всего мира смотрели с надеждой на Россию, ждали, что произойдет в стране, где столько лет верующие противостояли богоборческому режиму, и тому не удалось сломить и одолеть Церковь. Сюда посылались Библии, проповедники, книги, гуманитарная помощь, возносились молитвы. Церкви росли, наполнялись людьми... А сейчас?

А сейчас уже прохожего на улице не интересует Благая Весть, в церковь люди не спешат, ни за что не желают брать и тем более покупать христианские газеты и журналы. Все отмечают некоторое охлаждение. Некоторые говорят о «провале евангелизации» России, говорят о «неготовности церквей ЕХБ принять нахлынувший поток новообращенных», их «неспособности приспособиться к новым условиям времени» и «перестроиться». Другие говорят, что ситуация просто вошла в нормальное, стабильное русло. Количество верующих ЕХБ хоть и медленно, но растет. Количество новых церквей ЕХБ хоть и медленно, но увеличивается. Враги Церкви явно спешат праздновать победу.

В то же время нельзя не отметить, что возросло количество лиц, которые, пробыв несколько лет в церквях ЕХБ, уходят из баптизма. Уходят часто с шумом, со скандалом, с грязными пасквилями и «разоблачениями», распространяемыми ими по интернету и в печати. Уходят в конфессии, которые, будучи в здравом уме и трезвой памяти, никак нельзя назвать истинными или живыми для христианина... В харизматики, в православные, в лютеране, даже в мусульмане. Таких ушедших, конечно, мало, это не «исход», но в этом есть тревожные сигналы, на которые нашим бы пресвитерам и руководителям Союзов не мешало бы обратить внимание.

Все гадают над причинами и угасания интереса к Евангелию, и иссякания потока новоприбывших в церкви, и перебегания отдельных личностей к нашим духовным противникам по религиозному полю.

Что можно обо всем этом сказать? Да, безусловно, массового обращения не произошло в России и всем бывшем СССР. Баптисты не стали влиятельной в обществе силой, с которой бы пришлось считаться властям и другим институтам. Кто-то говорит, что так решил Господь, так наказывает Россию за 70 лет атеизма и нестроения внутри Братства ЕХБ.

Однако представляется, что мы имеем то, что реально можно было получить в России. Вряд ли люди, которые хотели уверовать, не воспользовались такой возможностью. Видимо, мы должны признать, что тяга к Богу была не у всех людей в СССР, не все хотели знать Бога, не все вообще понимали, что такое духовность. Другими словами, мы имеем в России столько верующих, сколько наш народ заслуживает. И не стоит тут винить Господа или разруху перестройки, или политические коллизии.

Из сложившейся ситуации мы, тем не менее, можем и должны сделать выводы. Да, справедливо считается, что это Господь ответил на молитвы гонимых верующих в СССР, когда атеистическая власть рухнула. Справедливо, что Господь дал возможность русским людям прийти к спасению, и возродиться Духом Святым. Однако мы должны понимать, что Господь никого насильно не заставлял становиться христианами, не принуждал никого каяться и просить прощения грехов. Не делает этого Он и сейчас. Господь только предлагает людям дар спасения, дар вечной жизни и прощение грехов. А уж как люди отзываются на это предложение - это и их дело тоже. Мы должны согласиться с тем, что большинство людей не пожелало стать возрожденными христианами и найти спасение во Христе. Печально, но это факт.

Это не должно нас вгонять в пессимизм. Наоборот, мы можем продолжать делать что можем, полагаясь на помощь нашего Господа. Не нужно ждать массовых обращений стадионов, принятия каких-то прохристианских законов в парламенте, чуда внезапного интереса неверующих к Богу и церквям ЕХБ. Церковь должна как всегда делать свое дело честно, последовательно и не нарушая Божье Слово, не отходя от него ни на шаг. Таков земной путь Церкви до ее славной встречи со своим Главой на небесах.

Некоторые же братья у нас явно впали в какую-то панику. Когда вал новых людей в церкви стал убывать, многие начали судорожно предпринимать какие-то экстренные меры, чтобы только остановить процесс на прежнем уровне. Отсюда идут все эти попытки приспособить церковь под этот мир, сделать церковь максимально удобной и комфортной для неверующего человека, лишь бы он пришел в церковь, и тут чтобы его ничто не смогло отпугнуть, «напрячь» или ввести с церковью в конфонтацию. Для этого были введены разные новшества и «послабления», призванные привлечь человека с улицы. Многие заговорили о том, что и мы, церкви возрожденных христиан, баптисты, тоже «обросли небиблейскими традициями», от которых надо срочно избавляться. И стали избавляться. От благоговейной музыки и пения глубоких по содержанию гимнов. От строгого отношения к мирскому искусству и культуре, к его ценностям. От целомудренной одежды и женского покрывала на голове. От буквального толкования и понимания слов Священного Писания. От хранения своей веры, своего учения и преданности своей деноминации, преемственности от евангельских христиан-баптистов прошлого.

Принесло ли это плоды в церквях ЕХБ? Безусловно. Только не те, что хотелось бы, не те, о которых молились верующие прошлого и какие желает видеть Господь. Возросло влияние мира на церкви. Уже часто не поймешь где разница между верующим и неверующим. Уже не понятно, кто баптист, а кто представитель другой конфессии. Да и этих различий с другими конфессиями стало принято уже стесняться, избегать, затушевывать. Многие члены церквей ЕХБ не осознают уже себя «евангельскими христианами-баптистами», а какими-то «христианами вообще», или «протестантами». Историей Братства мало кто интересуется, книги наших предшественников мало кто читает, взгляды ЕХБ практически никто не хочет считать единственно правильными...

В России возникло много новых конфессий и сект. Большинство их не проходило годы гонений при атеистах, они появились «от хорошей жизни» в период перестройки, часто на деньги зарубежных миссионеров-временщиков. Они втянули в свои ряды очень много народа, который бы должен был прийти в церкви ЕХБ. Кто-то у нас из вышестоящих братьев радуется и этому. А есть ли тут чему радоваться? Вместо служения Господу, распространения Истины, мы видим пеструю череду потешных и никому не нужных сект и секточек, своим учением и поведением только дискредитирующих христианство как таковое. Будь они в церквях ЕХБ, такого бы безобразия можно бы было избежать. А мы радуемся «многообразию вероисповеданий» на Российской земле...

Получается, что мы, современные баптисты, не уважаем самих себя, мы не уважаем и не ценим свою историю. Свои традиции мы безжалостно готовы выбрасывать на свалку и топтать, топтать, вместе с другими еретиками и лжеучителями. Мы не выдержали наш спор с атеистами и миром сим, мы стали не исправлять их, а себя подстраивать под мир, под его взгляды, моду, методы. И называем это «современными видением».

Когда церковь не уважает сама себя, невозможно ждать, чтобы ее уважали другие. Мирские люди не глупые, в своей безбожной позиции они не в пример многим из нас последовательны и догадливы. Нельзя не заметить, как они отмечают ложь и лицемерие «современных христиан», желающих всеми способами угодить им. «Христианский рок», сколько бы его не пропагандировали отдельные верующие, так и не воспринимается серьезно неверующими, зато верующих сталкивает к року мирскому весьма успешно. Многие любители «новых способов евангелизации» превращаются для мира сего в настоящих клоунов, роль которых часто сводится к развлечению неверующих, но не ведет их к покаянию... Мирские видят притворство. Можно ли за это нас уважать?

Мы боимся быть строгими в наших церквях, в отношении к греху и нарушению благочестия и дисциплины. Человек из мира, придя в церковь, и не видя почти никаких требований к себе, кроме абстрактного «быть добрым и не курить», очень быстро смекает, что ему перестраиваться от прошлой жизни и привычек вовсе и не нужно, его принимают и «таким как он есть»: со всем багажом прежних представлений и ценностей. Никто не смеет уже указать такому новообращенному на его неподобающее для христиан поведение. «Кто ты, чтобы обвинять чужого раба?» В большинстве случаев раб, действительно, чужой. И вот уже чужие диктуют церкви как ей жить и что считать приемлемым. Церковь не уважает сама себя, не уважают ее и новоприбывшие.

Потому, я думаю, некоторые и уходят в конфессии и религии, где сохранено какое-то самоуважение. Православные не стесняются считать себя истинной церковью. Ислам не стесняется называть себя истинной религией. Лютеране не стесняются именно себя считать истинной церковью. Пришедшие туда люди из ЕХБ часто готовы смиряться и с любыми требованиями, и с какими угодно ограничениями и правилами, и слушаться и подчиняться, то есть со всем тем, с чем они воевали в церквях ЕХБ, и где пасторы думают, что это все «отталкивает людей от церкви». А оказывается, не отталкивает! Оказывается, если церковь принципиальная, если она четко стоит на определенных позициях, с которых сходить не намерена, тогда ее уважают и с ее требованиями считаются. И или принимают, соглашаясь, или не принимают, и честно уходят сразу, а не ведут подрывную войну внутри.

Все пробуждения, какие бывали в истории народа Божьего, и древнего Израиля, и Церкви, если смотреть внимательно, были связаны с возвращением к Слову Божьему, со стремлением к исполнению заповедей Божьих. Никогда, ни разу, пробуждение не было связано с либерализацией отношений к миру и ложным учениям! Да, небиблейские предания сбрасывали, да, не всегда доводили реформацию до конца, до полного послушания Господу, но всегда мотивом было возвращение к точному исполнению Слова Божьего и жизни по нему в Духе Святом! Нынешние потуги обновить церкви ЕХБ, к сожалению, идут отнюдь не под знаменами возвращения к Слову Божьему, а под знаменами братания с миром и ересями. У нас много теперь ругают «консерваторов», много кричат о «законничестве», «фарисействе», «традиционализме» в церквях ЕХБ, от которых, говорят, надо скорее избавляться, а под эти лозунги ведется разрушение всего духовного наследия братства ЕХБ, клевета на предшественников и нашу догматику, предательство нашей культуры, отречение от корней и даже самого названия. Потому и итоги пробуждения в России пока такие скромные.

Пробуждение возможно только когда мы следуем за Господом, когда Он для нас последняя инстанция, а не мнение окружающего общества или наши представления о том, что миру нужно от церкви. Миру, как всегда, нужен Христос, нужно возрождение, нужна жизнь в Духе по Слову Божьему. А вовсе не наши «новые методы» и заигрывания.

Давайте будем действовать, чтобы пробуждение могло происходить через нас, через каждого из нас, начиная с нас самих. Надо бодрствовать и противостоять разного рода либерализму, твердо стоя на фундаменте Слова Божия, не уклоняясь ни направо, ни налево, продолжая славные традиции наших братьев-предшественников, устоявших в вере. И тогда еще возможно в России духовное пробуждение, которого все мы не можем не желать. Всё еще в это верю.

Об авторе все произведения автора >>>

Igor Kolgarev Igor Kolgarev, Москва, Россия
Христианский писатель, публицист, бард и проповедник в церкви
e-mail автора: kolgar@mail.ru
сайт автора: Авторская песня

 
Прочитано 2877 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Виктор 2012-05-18 15:54:10
Сколько не читаю разного всего об этом самом "пробуждении" на уровне государства, в частности, России, так и не могу до сих пор вкурить - о чем же, собссно, идет речь. На что хоть оно должно быть похоже, это "пробуждение"?
 Комментарий автора:
Так не кури.

Николай Агапьев 2013-08-16 12:37:07
Я искренне сопереживаю ситуации которая сложилась в ЕХБ не являясь при этом баптистом и при этом искренне считая вас братом во Христе. Такая ситуация у многих конфессий. Проблема законничества и необузданности актуальна... Главное не впадать в крайности... Верующего во Христа, так же и Христианскую церковь определяет не одежда, не название и не методы поклонения, а искрення вера в нашего Спасителя, умершего и воскресшего, а также следования Слову Божьему выраженному в основных догмах Христианства. Согласен с тем, что пробуждение нужно не в ограниченной конфессии при всем их разнооброзии сильных и слабых качествах...
 Комментарий автора:
В статье не рассматриваются другие конфессии и религии. Речь идет о христианском здравом учении, который исповедуют евангельские христиане-баптисты (и имеющие сходное с ними учение например, так наз. евангельские христиане).
Верующего определяет, действительно, не одежда, однако верующий будет и в одежде придерживаться Евангельских норм, как и во всем.
Слову Божьему нужно следовать не только в основных, но и во всех догматах.
Конфессия ЕХБ ничем не ограничена, поэтому не понятно, с чем вы согласны.

Николай Агапьев 2013-08-16 19:42:01
Спасибо вам за ответ и прошу прощения за неясность в изложении своих мыслей. Согласен с вами в том, что многие находятся в положении застоя и церкви нужно пробуждение, к которому надо прилагать старания и молитвы.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

О храме - Галина

бабушкина авоська-6/сказка о белом ангеле / - irina kramarenko
Умереть значит присоединиться к большинству.../ Петроний Гай/

Вопрос к христианам. - Андрей Марченко

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Без ссор и обид не бывает - ОЛЬГА МИСЕВИЧ

Публицистика :
Первые аплодисменты - Васильева Валентина Яковлевна

Поэзия :
Благодать от Господа - Дима Захаревич

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100