Суть христианства - двойственность. По-русски это называется: с двойным дном, с задней мыслью, с двойными мерками. Слово « дуализм» происходит от латинского «двойственный». Это учение, содержащее понятие о том, что в мире существуют два самостоятельных начала. Их двойственность выражена в телесном (материальном) и духовном воплощениях. «Когда словно играя в жмурки, мы гоняемся за удовольствием, а когда, поймавши его, мы снимаем повязку с глаз, - говорит П. Буаст, - оно никогда не бывает тем, что мы думали». Что мы христиане, а оказывается, нет. Так кто?
«Таким образом, всякий писатель может сказать о себе: на безумие не способен, до здоровья не снисхожу, невротик, есмь. В «Кобре» Северо Сардуя чередуются два типа удовольствия, как бы стимулирующие друг друга; другой край — это обещание другого счастья; еще, еще, еще больше! каждое новое слово — это новое празднество. Устремляясь по бурному руслу, язык возрождается в ином месте, там, где сливаются все возможные языковые удовольствия. Где же именно? в райском саду слов. Располагается doxa - доксе общепринятое мнение, а на другом - (греч., от para - против, и doxa - мнение) парадокса, его опровержение. Итак, есть удовольствие, и есть запрет на удовольствие; не хватает лишь третьего члена, отличного от первых двух» - /Ролан Барт/.
Удовольствие - оно произошло от древнерусского «удоволъ - удочка». Птица «удод» (с длинным тонким клювом). «Утлая лодка» - узкое длинное, неустойчивое плавсредство. «Минутное удовольствие часто, - говорит К.Виланд - писатель, - бывает причиной долгих страданий». В слове «удовольствие» первая «у» - это приставка, обозначающая близость к чему-то. А корень «довол» (в свою очередь составной, восходящий к «воле»), однокоренного с «воля». «Доволен» - наша воля довольна, т.е. исконное значение слова «удовольствие» - «стать довольным». Или от понятия вдоволь - до полного удовлетворения. Иметь что- либо вдоволь для многих настоящее удовольствие. Ну и воля, которая слышится в слове - так же мила человеку.
А Жак Лакан - ученый, считал, что удовольствие возникает «от зависимости и эрекции желания». Без удовольствия ничего не получается - это мотив всего. «Удовольствие и любовь это крылья для великих дел» - /Пилад в «Ифигении в Тавриде» Гете/. Удовольствие связано, таким образом, с одной стороны, с желанием, а с другой - с его удовлетворением; в совокупности это «жизнеутверждающая эмоция», как выразился X. Гизе.
Чтобы разобраться, как получать удовольствие от жизни, прежде всего, стоит понять отличие удовольствий, приносящих пользу, от удовольствий, приносящих вред. «Мирские привычки и мирское удовольствие в значительной степени понимается неправильно большей частью христиан. Мирские желания и удовольствия могут стать опасным врагом христианина» - /Билли Грэм-проповедник/. «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами» -/2Петр.2.13/.
Когда люди ищут счастье, они на самом деле ищут удовольствий: будь то вкусная еда, секс, хорошие фильмы, новая машина, тусовки с друзьями, массаж всего тела, популярность и так далее. Но удовольствие не всегда приносит счастье. Удовольствие связано со счастьем, но не является его причиной. Так, наркотики дарят наслаждение, но их последствия ужасны. Погоня за мимолетными удовольствиями редко приносит долгосрочное удовлетворение. Исследования показывают, что люди, которые концентрируют свою энергию на материальных и поверхностных удовольствиях в итоге оказываются более встревоженными, эмоционально нестабильными и менее счастливыми. Удовольствие – самая мелкая форма удовлетворенности жизнью, поэтому самая легкая. Нам продают наслаждения, мы на них зациклены. Но есть нечто большее.
Опять же, удовольствие от танцев может быть и эгоистической природы, например, когда один танцует, просто чтобы показать, как красиво можно сделать это, или это может быть чисто альтруистическим, как джига от Peg Woffington, которую она танцевала с единственной целью предоставления наслаждения. Жизнь — это непрерывное нарциссическое удовольствие, торжествующий эгоизм. «Плохо то, что иногда всякие глупости доставляют удовольствие» - /Джером Дэвид Сэлинджер/.
«Есть люди, мучающие других людей не из корысти, не ради мести, не потому, чтобы те люди им как-нибудь поперёк дороги стояли, а для удовлетворения своей мучительской наклонности» - /Н.Михайловский/. «Таким образом, всякая форма самолюбия и себялюбия ведёт к отчуждению от других людей. Которое может дойти до таких пределов, что себялюбец, ничуть, не будучи злобным или мстительным, способен причинять людям тяжкие страдания лишь от скуки. Клеопатра, втыкающая булавки в грудь невольниц или из любопытства, которой одинаково доступна красота «и зверского сладострастия, и подвига». Что возможно только при крайнем эгоцентризме – крайняя форма эгоизма» - /Н.Лосский/. «По мнению Н.Михайловского многие герои Достоевского такие истязатели. Например «Человек из подполья» мучит своими разговорами проститутку, доводя её до неутешных рыданий, и в изображении этого утончённого истязания Достоевский отверг все внешние, посторонние мотивы: герой мучит, потому что ему хочется, нравится мучить. Ни причины, ни цели тут нет, да вовсе, их по мысли автора, и не должно и не надо, ибо есть жестокость, безусловная жестокость «в себе и для себя» и она-то интересна». «Религия представляется чем-то вроде ширмочки - снаружи умильно улыбающиеся личики, а за ширмочкой мучат и истязают» - /А.Чехов/.
Стремится ли человек в своем познании к удовольствию? Гедонисты и утилитаристы отвечают на этот вопрос положительно. Для первых удовольствие является островом человеческой жизни, а это значит, что все усилия человека в конечном итоге сводятся к нему, если отказаться от иллюзий. Для вторых, по крайней мере, сначала, удовольствие завуалировано понятием польза, но последняя понимается все равно через удовольствие.
Удовольствия преходящи и почти не затрагивают процессы мышления. Это могут быть телесные удовольствия и более высокие. Телесные удовольствия возникают спонтанно – их определила за нас природа. Все, что помогает человеку существовать и продолжать род, - хорошо и доставляет удовольствие (вкусная еда, приятные запахи, секс и т.д.). Более высокие удовольствия требуют более сложных внешних стимуляторов, они интереснее и разнообразнее обычных физических удовольствий. Высокие удовольствия описываются такими словами: блаженство, экстаз, трепет, эйфория, возбуждение и т.д. Удовольствия скоротечны и могут вызвать привыкание, но, думаю, никто из нас не откажется от них.
«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» - /Тит.3.3/.
Доставлять удовольствие всегда было очень важным понятием в человеческой жизни. Большинство из нас приучены с детства к тому, что надо доставлять удовольствие другим, то есть быть приятными кому-то. Почти все культуры сходятся на том, что человеческое существо приходит на Землю для страданий, а значит, должно отвергнуть всякие личные удовольствия. Удовольствие чаще всего мыслится как удовлетворение чувств. Доставлять себе удовольствие - это тот аспект жизни, которому нам надлежит уделить самое пристальное внимание. Нам предстоит осознать все выгоды от того, что мы научимся доставлять себе удовольствие, делать различные вещи ради удовольствия доставить удовольствие, не чувствуя себя должником или виновным. С самого раннего детства нас учили доставлять удовольствие нашим родителям, учителям, друзьям, а позже - нашим супругам и детям. Но никто нас не учил доставлять удовольствие самим себе. И мы этого не умеем. Некоторые думают, что доставлять себе удовольствие или получать удовольствие означает просто игру, баловство, несерьезность. Мы переняли это верование от наших родителей и воспитателей. В детстве мы не раз слышали: «Хватит играть, пора браться за работу. Жизнь не всегда состоит из удовольствий». Получать удовольствие - значит, доставлять себе удовольствие, и не обязательно при этом хохотать или баловаться. Это значит иметь ощущение благополучия и равновесия, вкушать каждое мгновение собственной жизни. Представление об удовольствии как игре столь сильно, что многие люди говорят себе: «Я спешу закончить работу, чтобы немного развлечься и получить удовольствие ». Другие говорят иначе: «У меня почти нет времени для себя, для собственного удовольствия ». Эти люди вычленяют удовольствие из повседневной жизни. Но удовольствие можно доставлять себе в любое мгновение — когда работаешь, играешь или не делаешь ничего. С другой стороны, мы можем очень долго готовиться к игре — и не получить от нее никакого удовольствия.
Оно подразумевает специальное, намеренное издевательство над человеком с целью получить удовольствие. Моббинг – издевательство над людьми, травля человека коллективом в виде эмоционального насилия и психологического преследования с целью выжить неугодную личность. Термин образован от английского слова mob – окружать, нападать толпой. Людей, которые сознательно травят и унижают других, получая удовольствие, психологи считают психологическими садистами. Если вы об этом не слышали, то вам необходимо знать, что сегодня во всё больших местах церковь становится вовлеченной именно в эти дела. Многие люди желают, чтобы их развлекали, и они хотят, чтобы церковь обеспечивала их и их семьи «удовольствиями». Печально, но немало проповедников и старейшин внимают таким мирским призывам. Как результат этого, в попытках привлечь большее количество людей или, по крайней мере, удовлетворить членов с мирскими взглядами, во многих местах развлечения, отдых, веселье и удовольствия – пожалуйста, в то время как проповедь с точными ссылками на книгу, главу и стих Библии, и обличение тех, кто участвует во грехе и занимается неразрешенной деятельностью, – не надо. Нужны ли церкви спектакли или учение Бога? Мы знаем, что драматические группы очень популярны среди многих братьев. Что касается нас, то мы смотрим на спектакли как на некое шоу, которое разыгрывается ради удовольствия и развлечения людей. Мы знаем, что неизменное слово «сообразно здравого учения» - /Тит. 2.1/ и «Посему так говорит Господь Бог»- /Иез.21.24/, не настолько привлекательны для многих людей, насколько привлекательны костюмы, грим и марионетки.
Наша задача не заключается в том, чтобы смешить и заставлять людей улыбаться, или чтобы они хвалили наши замечательные шутки. Но мы должны «проповедовать Евангелие» - /Мар.16.15/. Его, и только его, ибо именно оно может спасти тех, кто имеет «честное и доброе сердце» - /Лук. 8.15/. Что нам нужно: чтобы церковь оплачивала развлечения и забавы, или чтобы развлечения были за счет семьи? Здравые развлечения, отдых, забавы и мероприятия, приносящие удовольствие, не есть нечто неразрешенное для детей Божиих. Однако это должно быть организовано и оплачено папами и мамами, членами семьи или другими людьми. Всё это просто не является работой церкви. Развлечения и удовольствия в церкви? Никак. Братья, давайте оставим развлечения, забавы и игры, отдых и удовольствия там, где это и должно быть. Это должно быть делом дома/семьи. Это, конечно же, не является частью работы церкви» - /Роджер Кэмпбелл- проповедник/
Однако неизменная истина такова: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия … то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» - /1Кор.1.18.21/.
Духовное удовлетворение мы получаем, занимаясь любимым делом. Чем лучше нам удается сконцентрироваться на деле, войти в состояние потока, тем более глубокое духовное удовлетворение мы получаем. «Сознание плодотворности труда, - говорит Л.Вовенарг, - есть одно из самых лучших удовольствий». «Когда труд – удовольствие, говорит М.Горький, жизнь – хороша!». По поводу грубых и безнравственных удовольствий, которыми наслаждался языческий император Максимиан. Но прежде, нежели предаться удовольствиям, необходимо испытать себя, точно ли тело и душа твоя утомлены, хотя изнурительными, но полезными, важными и необходимыми трудами, и заслуживают того, чтобы дозволить им, то или другое удовольствие? Не есть ли скука и тягость душевная плод бездействия, а не трудов, – праздности, а не излишних занятий? В таком случае надобно не только отказывать себе в удовольствии, а побудить себя трудиться.
Мы забываем о времени, растворяемся в себе, эмоции при этом могут полностью отсутствовать! «Такие впечатления оставляют более глубокий след, чем удовольствия, - пишет Мартин Селигман, - они заставляют нас думать и делать выводу, не так быстро приедаются…». Чем более, благой является цель такой деятельности, тем сильнее духовное удовлетворение. Духовное удовлетворение от удовольствия отделяет та же пропасть, которая лежит между жизнью счастливой и жизнью приятной.
Постоянное предпочтение удовольствия духовному удовлетворению чревато печальными последствиями: плохим настроением, отсутствием энергии, депрессиями. Поэтому, если вы хотите быть счастливым, научите себя делать выбор в пользу духовного удовлетворения. Не сериал посмотреть, а написать пост в блог или почитать полезную книгу.
«Удовольствие – мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен, — пишет Михай Чиксентмихайи, — Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей… Духовное удовлетворение, напротив, не всегда приятно, порой связано с сильным стрессом. Так, альпинист может чувствовать себя измученным, полуобмороженным, оказаться на краю бездонной пропасти – и все же он не променяет это состояние ни на что другое».
«Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его» -/Сир.9.13/. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» -/Рим.22.7/ Это удовольствие, которое мы получаем от чтения, от решения сложной логической задачи, от юмора, от прослушивания музыки, от созерцания картин и фильмов.... и, конечно же, от создания этих произведений искусств. От чего получают большее удовольствие, от потребления культуры, от пассивного участия в творчестве, находясь в роли читателя-слушателя-зрителя... или от самого творческого акта, в момент создания произведения искусств? Наверное, от создания получают больше удовольствия, чем от потребления, иначе никто, никогда не становился бы творцом... зачем становиться творцом, если тебе и так не плохо, в роли пассивного потребителя. Из трех врагов христианина (дьявол, мир и похоть плоти) самым привычным, труднораспознаваемым и поэтому очень опасным можно считать мир. Миp означает вселенную, всю нашу мировую систему. Мир хочет завлечь нас в грех через многое, как например: дурных товарищей, удовольствия, моду, мнения других людей и мирские цели.
После вашего возрождения вы убедитесь, что ваши развлечения в совершенно новом светлом плане. Многие неверующие порицают христианский образ жизни за то, что он, якобы, состоит из ряда запретов, правил и всяческих требований. Это тоже дьявольская ложь. Христианский образ жизни, это не ряд запретов, а ряд призывов на труд. Вы становитесь настолько занятым делом Христа и настолько совершенно удовлетворены этим, что у вас нет времени для мирских удовольствий.
Предположим, что кто-нибудь предложит мне тарелку крошек, когда я только что поел сытный обед. Конечно, я скажу ему: «Спасибо, я уже сыт». Мирские привычки и мирское удовольствие в значительной степени понимается неправильно большей частью христиан. Здесь требуется некоторое пояснение. По всей вероятности, это одно из самых больших затруднений, с которыми приходится встречаться молодому и неопытному верующему. Д-р Гриффит Томас сказал: «Существуют известные наклонности ежедневной жизни, которые не грешны сами по себе, но имеют склонность вводить нас в грех, если ими злоупотреблять. Уже само слово «злоупотреблять» во многих случаях указывает на что-то, что неизбежно вводит в грех. Удовольствием пользоваться законно, но незаконно злоупотреблять им. Иоанн Дамаскин так учит об этом: «Из удовольствий одни суть душевные, другие - телесные. И душевные, конечно, суть те, которые свойственны одной только душе самой по себе, каковы удовольствия, чувствуемые при занятиях науками и при созерцании. Телесные же удовольствия - те, которые происходят через участие души и тела и которые поэтому называются телесными. Это - все, касающееся пищи и совокуплений и подобного. Но никто не мог бы найти удовольствий, свойственных одному только телу. С другой стороны, одни из удовольствий - истинны, другие - ложны. Удовольствия, свойственные одному только уму, состоят в познании и созерцании; те же, которые возникают с помощью тела, касаются чувства. И из удовольствий, возникающих с помощью тела, одни суть естественные, вместе с тем и необходимые, без которых невозможно жить. Каковы: пища, восполняющая недостаток, и необходимые одежды; другие же, хотя и естественные, но не необходимы, каковы: совокупления, согласные с природою и сообразные с законом. Ибо хотя эти содействуют сохранению всего рода, однако возможно без них жить в девстве. Иные же удовольствия ни необходимы, ни естественны, как: пьянство и сладострастие, и пресыщения, преступающие потребность. Ибо они не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода. Но, напротив, скорее даже вредят. Поэтому тот, кто живет согласно с волей Божией, должен искать удовольствий необходимых, в то же время и естественных, а удовольствия естественные и не необходимые полагать на втором месте, допуская их в приличное время и приличным образом, и в приличной мере. Остальных же удовольствий следует всячески избегать. Прекрасными же удовольствиями должно признавать те, которые не соединены с печалью и не возбуждают раскаяния, и не способны производить другого вреда, и не переходят за пределы надлежащей меры, и не отвлекают нас на долгое время от серьезных дел, и не порабощают». Но главная опасность чувственных удовольствий состоит в том, что они могут привязать к себе самое наше сердце, сделаться неотразимою потребностью души нашей, предметом страстного увлечения, возобладать душою нашею и лишить нас свободы духовной. Лобсенс размышляет над тем, способен ли человек добиться счастья. Что же ему удалось обнаружить в своем исследовании? Что «под маской веселья скрывается растущая неспособность получения истинного удовольствия». Мораль веселья — не что иное, как попытка воссоздать через притворство удовольствия детства. Большинство детских игр, особенно те, которые подражают деятельности взрослых, содержат явную или подразумеваемую установку: «Давай притворимся». Притворимся, что пирожки из грязи настоящие или что Джонни «по правде» доктор. Такое притворство необходимо, поскольку оно позволяет ребенку безраздельно отдавать себя игре. Если к детской игре присоединяется взрослый, он должен принять выдуманные ситуации за реальные, в противном случае он окажется здесь посторонним. Не притворяясь, дети не смогли бы всецело и самозабвенно отдаваться игре, а без этого не было бы удовольствия.
Взрослый, который притворяется, что получает удовольствие, ставит этот процесс с ног на голову. Он занимается такими серьезными делами, как выпивка или секс, с установкой, что он делает это ради забавы. Он пытается превратить такие серьезные виды активности, как зарабатывание денег и содержание семьи в развлечение. Не удивительно, что такой подход заканчивается неудачей. Во-первых, эти виды деятельности сопряжены с серьезной ответственностью, а во-вторых, отсутствует самоотдача, столь характерная для детской игры. Мораль веселья, кажется, придумана именно для того, чтобы не допускать подобной самоотдачи. Если цель деятельности — веселье, то незачем посвящать ей себя целиком. Предаваясь погоне за весельем, взрослые теряют свою способность испытывать удовольствие. Удовольствие требует серьезного отношения к жизни, ориентации на свое существование и преданности работе. Эскапада же, несмотря на все видимое веселье, неизбежно заканчивается болью, как это бывает при любых попытках бегства от жизни.
Шандор Радо заметил, что «удовольствие — это узел, который связывает». Для меня это означает, что удовольствие привязывает нас к нашим телам, к реальности, к нашим друзьям и к работе. При наличии удовольствия в повседневной жизни у человека не возникает желание бегства.
«Своей основной миссией я, - говорит Алексей Сканави, считаю то, чтобы научить слушать музыку людей, которые пока еще не умеют этого делать. Потому что классическая музыка, помимо того, что это искусство, это еще и культура в своем концентрированном выражении, показатель высокого качества жизни и неисчерпаемый источник удовольствия. Но получать это удовольствие возможно только в том случае, если понимаешь, что это такое…»
Люди, настолько холодные ко всему земному, не могли быть пристрастными к удовольствиям чувственным. «Какое удовольствие, - говорит Тертуллиан, - может сравниться с тем, которое происходит от презрения к миру, от истинной свободы, от чистой совести, от навыка довольствоваться малым и не страшиться смерти? Попирать ногами языческих богов, изгонять демонов, целить болезни, испрашивать откровений, жить для Бога, - вот утехи, увеселительные зрелища христиан!».
Земная жизнь дана нам не для того, чтобы мы жили в свое удовольствие и как нам вздумается, но чтобы потрудиться, угодить Богу и принести Ему те плоды, которые Он ждет от нас.
«Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец» - /2Мак.15.39/.
Источники: Библия. М.Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности