«У себя принимала она весь город, наблюдая строгий этикет и не узнавая никого в лицо, а по сердцу» - /А.Пушкин «Пиковая дама»/. «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить»-/Филип.3.16/.
Во многих случаях цель на самом деле состоит не в том, чтобы быть скромной пред Господом, а скорее просто подчиняться человеческим правилам, и только пока в этом остаётся необходимость. Это серьёзная проблема, свидетельствующая либо о не возрождённом сердце, либо об отступничестве. Как говорится, истинный характер проявляется в том, что мы делаем. Нормы этикета это не просто свод правил; это средство постоянного обучения людей, по этому вопросу. Конечно, если сердце мирское, то человек будет по-прежнему искать способы раздвинуть границы норм независимо от их ясности, но вообще это отдельная проблема для каждого.
Развитие этикета в странах Европы связано с распространением христианства, и сложная процедура христианского богослужения легла в основу правил международного светского этикета. Этикет стал широко нужен людям с христианским образованием, которые пришли работать в сфере духовности, где требуется умение эффективно общаться с другими людьми: логика и здравый смысл. В современном скорости знаний и требовательном деловом мире, где практически все ориентировано на достижение успеха, хорошие манеры помогут уменьшить стрессы и избежать нежелательных взрыв эмоций.
«Не знать правил этикета в современном мире - значит, плевать против ветра выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное, считая это признаком высоколобых эстетов, которые совсем далеки от реальной жизни. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ».
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. Этикет есть не что иное, как собрание (свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежития того, общества, которое принято называть хорошим, т.е. благовоспитанным. Это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
Это То Исполнение Которое Ещё Требует – сокращёно Этикет.
Что такое Этикет - Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить мы в жизни? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослыми? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ: Этот самый этикет.
Ада́б (араб. – воспитанность, учтивость, нравственность) – исламский этикет. Нормы поведения, предписанные шариатом, включают в себя хорошие манеры, нормы приличия, порядочность, человечность. Адабу в исламе придают большое значение.
Вольтер говорил: «Этикет — это разум для тех, кто его не имеет». И он во многом прав. Ты можешь хорошо знать правила этикета, натаскан, на их соблюдение и соблюдать, их, но при этом не обладать соответствующей внутренней культурой, в том числе развитым интеллектом». Этикет отражает внешнюю форму поведения и позволяет судить об уровне воспитанности человека, о степени овладения им культурой общества, в котором он живет. Каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами христианского этикета порождает много проблем. Но незнание правил этикета может стать причиной неприятностей и в своей стране и даже в церкви.
«Настоящие враги Церкви им были недоступны, - Ю.Куксенко, - они сидели в кремлях, а братья всегда под боком. И вели войну грубо, неумело, как научила их мирская жизнь-матушка. Христианскому этикету обращения с инакомыслящими братьями им не у кого, да и некогда им было учиться, только родились и в бой. А потом пошли узы одни за другими с небольшими перерывами на свободе. А в заключение известно, какой культуре научишься. Так начиналась и проходила наша «военная» жизнь в 60-е и 70-е годы, а затем волна вынесла нас на руководящие должности и мы, будучи сами невеждами, порождали целые поколения подобных себе последователей.
Рассказывали мне, - говорит Ю.Куксенко, - братья, нам предоставили как порядочным гостям слово. А после начали, говорить, что-то о письме расколе руководителей. Пресвитер - старичок поднялся на кафедру, и говорит: "нам, дескать, самим бы надо прежде познакомиться с письмом этого брата". Но мы подошли на кафедру, вытолкали оттуда пресвитера-старика. «Мода существует для тех, - говорит Мария Эдинбургская, -у кого нет вкуса, а этикет — для тех, у кого плохое воспитание». Говоря старику: тебе брат, самому полезно посидеть на скамейке и послушать, что пишут братья!»
«Религия со всеми её догматами - мрачный вымысел тех, кто их проповедует: тут «много и шума и страстей, а смысла нет. Торговля - беспощадная схватка, в которой менее хитрые или менее ловкие и сильные погибают, а верх одерживают более коварные» -/Т.Драйзер/.
Но здравомыслящий человек, знающий правила этикета, подумает об этом человеке, лишь то, что он не далекого ума. И выбрал совершенно, отрицательный способ самовыражения: «ибо ничто так не вредит правильному восприятию, здравому суждению и беспристрастному мышлению, необходимое для мудрого поведения, как гнев». Помню, рассказывал как-то нам Н.П.Храпов, как посылал его Совет Церквей в Узловскую «Матерь-Церковь» Инициативной Группы мирить братьев. Приезжаю, говорит, немного с опозданием и прямо со станции иду в молитвенный дом. Членское собрание уже началось. Я прохожу к кафедре, сажусь и целый час слушаю, как сестры соскакивают с мест и, размахивая кулаками, кричат на братьев: трусы! Изменники! Предатели!.. А братья соскакивают и кричат на сестер: заткнись! Замолчи!.. Такой постыдный театр продолжался. Вот такой «образец» или такой «канат из песка» этикета в церкви».
В добром поведении. Если мы мудрее других, то должны доказать это своим добрым поведением, а не грубостью или тщеславием. Служители должны поступать правильно и следить не только за своими проповедями и молитвами, но и за своим поведением: исполняемое ими служение обязывает их вести себя хорошо, им нельзя вести себя как-нибудь – коек небрежно. Ваши действия называют небрежными, если в них видно пренебрежение, отсутствие уважения или внимания к кому-либо или чему-либо. Недаром говорят, что, сколько бы мы ни учили с кафедры своих в церкви хорошим манерам, они все равно будут вести себя, как их руководители. Пример заразителен.
Признаками мудрости являются поучительные, целительные слова, творящие добро, а не слова, кажущиеся значительными, но приносящие вред и служащие поводом к злу, либо для самого говорящего, либо для других. Истинная мудрость узнается по ее делам. Под поведением здесь подразумеваются не только слова, но вся практическая жизнь человека; поэтому сказано: «Докажи это на самом деле добрым поведением»-/Иак.3.16/. Истинная мудрость заключается не столько в хороших понятиях или умствованиях, сколько в хороших и полезных делах. Кто хорошо думает или хорошо говорит, но не живет и не поступает хорошо, тот с точки зрения Священного Писания не может считаться мудрым.
Существующие каноны этикета не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, как вести себя. Главная особенность этикета - его разумность, основы — нравственные нормы, его цель - не усложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Людовик XIV, желая проверить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету, и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. «Вот действительно учтивый человек!» — сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и этикет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.
Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизненных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Однако чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в первую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключения. Воспитание, честь, достоинство — главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно ошибаться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что «все эти церемонии» совершенно излишни.
Само понятие «этикет» французского происхождения и связано с правлением Людовика XIV (1638-1715), который ввел порядок поведения приглашенных гостей, появилось изложенный на специальных карточках - эти карточки назвали «этикетками» по франц. etiquette - этикетка. Слово этикет – французского происхождения – etiquette – в переводе означает церемонии, ярлык и этикетка. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Отсюда и слово этикет. Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. В России первым трактатом по этикету считается «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 г.), составленный по приказу Петра I. И при нём в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах. Он хотел перенять их обычаи, нравы. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Здесь рассматривались правила поведения на людях, за столом, в церкви. «Воспитанного человека, - как утверждается в трактате, - отличают три добродетели – приветливость, смирение и учтивость».
«У американских индейцев единственный руководитель – это обычай и то нравственное сознание этикета, - пишет Т. Джефферсон, - которое как чувство вкуса и осязания в каждом человеке составляет часть его природы. Поступки, нарушающие то, что считается между ними должным, наказываются презрением и исключением из общества».
Нужно ли христианам знать правила этикета? Именно христианам, тем более, нужно знать, как себя вести, поскольку мы являемся светом, примером и на нас смотрят более пристально, чем на неверующих людей. Почему же христианам нужно говорить правила этикета? Потому что в сердце христианина есть грех, который искажает и поведение верующего, а так же, потому что не всегда мы слышим голос Духа Святого. Вот и получается, что иногда нужно подсказывать и всегда нужно учить, как себя вести.
Если первоначально этикет в буквальном смысле слова означал порядок поведения и правила учтивости, необходимые при дворцовых церемониях, то позже он стал означать порядок поведения и соблюдение норм и правил учтивости, принятых в обществе. Синонимами этикета являются «хорошие манеры», «хороший тон». Термин этикет, т.е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова - греческий (в переводе - обычай), от него происходит слово этика, означающее:
1) философское учение о нравственности, морали;
2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п. Этикет – это форма общественного контроля над поведением каждого человека. Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.
Нравственной основой этикета является любовь к ближнему: «По тому узнают все, - говорит Христос, - что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»-/Иоан.13.35/. и «общительность, ибо таковы жертвы благоугодны Богу» -/Евр.13.16/. Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его. Этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Христианским этикетом называют не столько правила, сколько само поведение верующего человека. Это поведение присуще ему не только в стенах церкви, но и в повседневной жизни. Оно отражает его жизненную позицию, отношение к людям, воспитанное верой в Бога, почитанием Его святых законов и общением с другими христианами.
Гёте писал, «что манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет. Соответственно, наше поведение больше говорит о нас окружающим, чем, возможно, нам бы хотелось. Следите за своими манерами, и вы всегда будете на высоте духовности.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Ю.Куксенко - духовный служитель, один из руководителей СЦ евангельских христиан-баптистов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Проза : Дмитрий Березюк - Читаю душу будто книгу 2 часть - Светлана Камаскина Дорогие друзья! Читайте и Христианские стихи о служении Богу в Духе Святом, в них многое сказано о Божьей Благодати , что сходит в сердце со Знамением Праведности вашего сердца ...со Знамением в иных языках Хвалы!Всегда на них - молитесь!! Стихи можете прочитать и на сайте -
https://stihi.ru/avtor/kss1962 автор Светлана Камаскина.