«Всё и всех понимать и всегда видеть добро и ненавидеть зло. Понимать и страдание и боль – как свои, так и других, и иметь в душе любовь пережить всё, что выпадет в жизни на долю твою в добре» - /Ф.Дзержинский/. Рассмотрим понятие ДОБРО – Дела Образованные Богом Работают Общественно. «Сблизься же с Ним (Богом) и будешь спокоен ; и чрез это придёт к тебе добро»-/Иов.22.21/. И очень приятную долю теперь для себя обрели, последнюю - долю нового в старом, найти, разглядеть, и, при желании, другим показать. - Это, наверное, и есть цель и задача, прошу прощения, творческой личности. Да и не обязательно творческой - просто личности. В поиске, что ли ...Приятна она и полезней из множества выбранных долей - добро. Украинской доле по ряду признаков соответствует сербская Cpeha (среча). Слово означает «счастье» и »встреча» и связано с осмыслением счастья как вовремя произошедшей встречи, счастливого случая. Добро и есть тот момент жизни, что нужно сделать хорошее и будет доля твоя. «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» - /Вильям Шекспир/. Добро – высшая моральная и нравственная ценность. В нравственном отношении под добром подразумевается выполнение личностью ряда действий, направленных на достижение высшего блага для других людей. «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро»- /Песталоцци Иоганн Генрих/. «Доброта - это разоружение; но как народы, так и люди лишь говорят об этом и никогда не применяют на практике» - /Этьен Рей писатель/. Для каждого человека понятие слова добро разное. Услышав, это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще, о чем либо. В этом плане показательно, что само слово «доля» связано с глаголом «делить».
В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, что многие люди не знают как правильно ответить на вопрос: А что же такое добро? «В повседневной жизни добро и зло различают непосредственно (интуитивно) однако в более сложных ситуациях, - говорит Н.Лосский, философ-идеалист - «легко впасть в ошибку и не заметить зла, замаскированного примесью к нему добра, или не оценить добра, которое в земном бытии не бывает свободным от недостатков». А то, что добро в самом большом дефиците, знает сегодня каждый из нас. Не уж то в этом наша доля и доброго исхода нет? В чужом, что ль, обитаем доме иль маемся в кошмарном сне? Так что такое в период всеобщего товарного дефицита, что самый большой дефицит человек испытывает в обыкновенной, человеческой доброте. Доброта сегодня довольно дефицитное качество, но именно от нее зависит, сможет ли этот мир еще существовать или вскоре погибнет. Согласно афоризмам, злые черты характера полностью отступают перед добрыми делами. Делая добро и видя его последствия, человек уже никогда больше не сможет сотворить зло.
Такое простое и понятное слово – добро. Но оказывается, как и любовь, и вера, оно не так просто, как кажется, и не так уж легко стать и быть добрым. Почему интересно поговорить о добре? Это понятно всем, это нужно всем, это у каждого есть одновременно, и мало, и много. Потому что для всех очень больной вопрос о насилии зла над добром, о границах добра, о благоразумии добра. Потому что добро может привести к Богу или гордо жить автономно. Христос прекрасно понимает, как легко милость и добро могут стать для человека средством для собственного спасения, очередным законом «добрых дел», а человек его придатком. Если забыть об источнике добра и о его смысле, то очень быстро оно начинает служить суетному тщеславию не для спасения, а для погибели. Он хочет вырвать сознание своих чад из власти служения идолу их собственного «я». «Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают,… и вы благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» - /Лк.6.33-36/. Кому посильна такая задача? Как часто человек с порога отвергает для себя реальность такого опыта. Но, между прочим, Господь не говорит слов, чтобы удивить или напугать».
«Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью»- /Аристотель/. Только настоящее добро не приводит к бедствиям. А рождается оно из мотивов и дел благородных, имеющих нравственное достоинство добра, когда оно исходит из мудрой любви к человеку и к Богу. Доброта - качество неординарных людей, обладающих сильным разумом и имеющих от природы мягкое сердце, которые способны понять, как правильно себя вести в той или иной ситуации, имея желание помогать другим людям. Таким образом, главное качество доброго человека - желание помогать другим людям не из слабости сердца, а из естественной любви к другим людям.
«Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвете.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!» - /А.Чепуров/.
«Мейстер Экхарт однажды случайно встретил нищего и приветствовал его словами: «Доброе утро». Нищий же ответил: «А какое утро не доброе?». Очевидно, этот нищий был просветлённым, ибо каждое утро, несомненно, доброе, и каждый день – добрый день. И как бы мы друг друга ни приветствовали – «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер», - жизнь идёт своим чередом, ровно мирно и счастливо. В наше время, кажется, люди забыли о таком роде счастья: «Добро». Они стараются оценивать, пытаются оценивать исключительно с точки зрения прибыли. А жаль?
«Человек, который делает добро, чувствует себя счастливым»- /М.Горький/.
«Доброта, как сказочная фея, собирает в свою волшебную корзинку все хорошие мысли людей прошлого и настоящего, чтобы на их потенциале родились будущие прекрасные мысли и дела» - /Politikus/. «От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его» -/Прит.12.14/. «Благодаря благу, совершаемому их благочестивым разговором и благоразумным советом, человек насыщается добром, т.е. получает утешение и внутреннее удовольствие, которое реально удовлетворяет». «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому, что это его доля» -/Еккл.5.17/. «Кто радостно использует то, что Бог дал ему, тот почитает даятеля и соответственно цели использует дар, тот поступает разумно и щедро, делая, добро для мира и извлекает выгоду из всего что имеет. От этого он получает утешение и добрую репутацию; это доброе и приятное: это наша обязанность. Это всё-то хорошее, что мы можем извлечь из благ этого мира: это наша доля».
«Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» -/Гал.6.6/.
«Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» - /Еф.2.10/. «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную» -/Рим.2.6.7/. Надо стараться делать добро от всего сердца – без тщеславия и гордости, чтобы не навредить своей душе.
«Также и Финеес, сын Елеазара, третий по славе, потому что он ревновал о страхе Господнем и, при отпадении народа, устоял в добром расположении души своей и умилостивил Господа к Израилю» - /Сир.45.28/.
«О качестве добра нужно тоже задуматься, ибо этим понятием так злоупотребляют, принимая за добро каждое выражение слабости и неразумия. Правильно сказано о том, что нужно отстаивать истину и бороться со злом. Качество добра есть великое насыщение действия справедливостью и сердцем. Качество добра должно быть понято во всех высших измерениях. Явим устремление к усовершенствованию понятия качества добра» /Мир огненный/ Добро — это всё хорошее, положительное, направленное на благо. «Добрые дела подобны различным цветам на лугу. Среди целебных цветов могут быть очень пышные, но ядовитые. Среди явлений прекрасных могут находиться весьма убийственные, но лишь на опыте можно произвести отбор справедливый. Неискренность содержит яд разрушительный. Можно видеть, что построение на лжи вырождается в безобразие. Много говорят о делах добрых, но они должны быть, действительно, добрыми. Пусть поищут люди в глубине сердца, когда они были добрыми?» - / «Братство»/. «Добрые дела — это путь к Богу, к живой вере в Него, а не к утверждению честолюбия и самости». «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»- /Лев Толстой/.
«И доброе, и дурное почти в точности повторяется через поколения. Оно глубоко живёт в памяти, ожидая своего часа выйти наружу. «Тот добродетели нас может научить, кто учит добрыми делами. Пример над юными сердцами сильнее действует, чем красивые слова» - /В.Жуковский/.
«Мы не говорим: «деятельностью в защиту слабых от обиды сильных», потому что этого нет, но именно желанием, совершенно так. Мы тоже рады сделать и доброе дело, когда оно заключает в себе только положительную сторону, т.е. не требует никакой борьбы, не предполагает никакого стороннего противодействия. Мы подадим милостыню, сделаем благотворительный спектакль, пожертвуем даже частью своего достояния в случае нужды; но только, чтобы этим дело и ограничилось, чтобы нам не пришлось хлопотать и бороться с разными неприятностями из-за какого-нибудь бедного или обиженного. «Желание деятельного добра» есть в нас, и силы есть; но боязнь, неуверенность в своих силах и, наконец, незнание: что делать? – постоянно нас останавливают, и мы сами не зная как, - вдруг оказываемся в стороне от общественной жизни, холодными и чуждыми её интересам, «точь-в-точь» как равнодушны. «О, если бы кто - нибудь мне сказал: вот, что ты должен делать! Быть добрым – этого мало; делать добро …да, это главное в жизни. Но как делать добро?» Кто из людей нашего общества, сознающих в себе живое сердце, мучительно не задавал себе такого же вопроса? Кто не признавал жалкими и ничтожными все те формы деятельности, в которых проявлялось, по мере сил, его желание добра? Кто не чувствовал, что есть что-то другое, высшее, что мы даже и могли бы сделать, да не знаем, как приняться надобно. И где же разрешение сомнений? Мы томительно, жадно ищем его в светлые минуты своего существования, и нигде не находим. Все окружающие, кажется нам, или томится тем же недоумением, как и мы, или загубило в себе человеческий образ и сузило себя до преследования только своих мелких, эгоистических, животных интересов. И так, день изо дня, проходит жизнь, пока она не умерла в сердце человека, и день изо дня ждёт живой человек: не будет ли завтра лучше, не разрешится ли завтра сомненье, не явится ли завтра тот, кто скажет нам, как делать добро. Это тоска ожидания давно уже томит русское общество, и сколько раз ошибались мы».
«Разговор о добре может оказаться полезным для многих из нас. Для злых людей по обстоятельствам – потому что они могут увидеть, что злыми им быть вовсе не нравится. И что в них больше добра, чем зла. Злые по убеждению – могут понять, что их оружие против мира сего – немудрое и коварное. Победа кажущаяся, а проигрыш, в виде растущей внутренней тьмы – реальный. Для людей добрых по природе – возможность увидеть источник своего добра и наполниться благодарностью к Нему. Для тех, кому кажется, что он добр – увидеть правду о себе и научиться настоящему добру. Для тех, кто знает, что добра в нем немного – захотеть умножить».
«Зло может быть искореняемо лишь добром. Такая истина проста, и, тем не менее, остается не понятой. У людей добро обычно не действенно и потому остается в бездействии. Они не могут вообразить, как добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при всей деятельности, добро лишено жестокости. В этом одно из самых значительных отличий от зла, также в отсутствии самости и самомнения. Но если бы даже религия и представители ее проявили жестокость, то это будет не религия, как связь с Высшим Благом. Как же можно представить себе служителя религии жестоким? Он станет врагом добра. Кроме того, он проявит свое невежество даже в Завете Библии. Не может добро завещать жестокость. Но, удерживая священное Учение деятельности добра, нужно помыслить, как в сиянии добра использовать все время свое, и сказанное сияние не будет только символом, но явится огнем сердца. Если мы хотим идти далее, мы должны продолжать действенную доброту. Мы должны понять, что место ямы мы должны заполнить истинным храмом. Мы должны шаг за шагом заполнять пропасть светлыми твердынями. Мы должны поверх личного настроения слагать камни добра. Пусть малая планета сгорит, но много домов у Отца. Христос сказал: «В доме Отца обителей много» - /Ин.14.2/. Каждое действие добра есть вечное достижение. Когда шлаки зла давно уже разложатся, место добра процветать будет.
И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засоренные глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток Блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью. Нужно понять и покрыть добром. Многое, творимое по беспамятности, не зло, но отсутствие памяти часто делает людей преступниками. Конечно, и не отвергнутая самость помогает бес памятью о других. Но огненное сознание не забудет цели жизни, когда оно во благо Мира. Часто люди не умеют мыслить о благе Мира, считая себя ничтожными, и это неправильно, ибо дух - зерно огненное, происходит от Единого Огня и направляется к Вечному Свету. Не имеет значения, где горит светильник, указавший путь заблудшему». Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Можно благотворить ближнему, чтобы улучшить его бытие. Можно поднимать целые народы героическим подвигом. Можно вносить в жизнь самые полезные открытия, которые должны преобразить будущее. Наконец, можно улучшить мышление народа, и в этом будет заключаться синтез добра. Как прекрасно мысленное творчество, не направленное ко злу. Когда народ поймет все зло осуждения, он откроет новые врата к будущему. Сколько времени освободится для познавания, для искусства мышления, для творения истинного добра. При этом зажгутся лучшие огни сердца. Во зле такие огни не зажигаются. Такое добро спасет здоровье и очистит на большое пространство атмосферу. Нелепо думать, что добро отвлеченность или заслуга. Оно есть спасение будущего, ибо без него нет утверждения восхождения. Так каждая мысль добра есть уже стрела света. Она уже где-то искоренила разъединение, ибо каждое разъединение во злобе есть низвержение в хаос. Потому учите мыслить о добре.
В чем же главная польза от посылок мыслей? Кроме полезности для добрых дел, ради которых мысль посылается, главная польза в укреплении самого пространства добром. Такое укрепление пространства - великая защита здоровья планеты. Таким образом, можно приучиться много раз ежедневно посылать добрые мысли, как пространственные стрелы. Мысли могут касаться, как отдельных лиц, так и быть безличными. Явление добра - великая ценность, не теряющаяся в пространстве» - /С.Н.Полюх/.
Если спросить у нескольких человек о причинах, по которым они делают добро, – ответы будут разные. Кто–то это делает по воле своей души из добрых побуждений, а кто-то делает это для себя. И дело здесь не в простой радости от того, что человек поделился с кем-то своей добротой, а в том, что он будет рассчитывать, что и ему теперь обязаны делать добро. На этот счет у народной мудрости один ответ – добро не терпит исчислений и записи в календаре. Человек не должен ждать, что из-за добрых дел все камни на его пути будут убраны, он должен принимать все последующие события смиренно.
Надо делать добро и не ждать вознаграждения. Не стоит жить по правилу «ты – мне, я – тебе», ведь к человеческим отношениям нельзя применить правила торговли на рынке. Если от человека, которому помогли, требовать сделать что-то взамен, получается, что добро можно купить и продать, а это не так. Для других делать добро – это такая необходимость, как дышать и есть. Не совершая добро, человек чувствует себя пустым и никому не нужным. Поэтому если человек стремится сделать доброе дело, нельзя его от этого отговаривать, так как в этом состоит смысл его жизни. Добро – это основа человека, его стержень, стремление и вера. Если этого качества в человеке нет, он не будет пытаться сделать добро, так как не понимает, что хорошего оно может принести конкретно ему. Такие люди являются эгоистами, и они, не делая добра, превращаются в злых людей.
Добро создает вокруг человека маленький мир, в котором царит хорошее настроение, улыбки, счастье и доброта. Добро – вещь, которая не может закончиться, и потому им следует делиться со всеми, кто в этом нуждается и кто этого заслуживает. Вокруг столько несчастных и отчаявшихся людей, для которых чужая доброта является спасением. Не следует экономить на доброте, если имеете возможность, помогите и сделайте доброе дело. Это прекрасно, когда чувствуешь в себе силу помочь, значит, уже не зря живешь на этой земле. Не делайте добро - условным, ведь сделанное по указу доброе дело теряет свое могущество.
Истинное знание есть то знание, которое не поддается ограничениям, и оно есть только у Бога. Коран четко указывает на то, что Бог является единственным, кому дано определить добро и зло. Поэтому наши понятия добра и зла могут быть заблуждением: «Однако вполне возможно, что вам не нравится то, что вам приносит добро, и вы любите то, что несет вам зло. Бог знает, а вы нет» - /суру Бакара, 2.216/.
Доброта сердца – дар Божий. Его можно удесятерить. На доброте сердца легче построить добродетель. Иоанн Златоуст говорит: «Не в том чудеса, что делаем великие дела, а чудо в том, когда злой превращается в доброго. Созидается новая тварь». Единственно, чем может быть богата жизнь – добром. Сблизить людей может только общая часть – то, что от Бога. Выявляя добро, мы окунаемся в вечность, творя новую жизнь. Как только мною овладела страсть, так в мир через мое сердце вошло зло. Апостол Павел очень хорошо знает природу человека, говоря: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но того чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» - /Рим.7.18-19/. Но пусть с Божьей помощью сбудутся в нашем стремлении научиться добру другие слова апостола: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» - /Фил.4.13/.
Источники: Библия. Мэтью Генри-английский толкователь Библии. Владимир Архипов-протоиерей. Н.Добролюбов-писатель. А.Грабовой.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности