Провал - потеря восприятия окружающего, способности понимать, ясно мыслить то, что скрывают другие церковные лидеры: «Большинство диалогов фактически провалились, просто наши церковные лидеры нам это не сообщают. Почему? Потому что, несомненно, откровенное публичное признание провала диалогов подвесит в воздухе всё христианское движение СЦ баптистов!»
«Иону зачастую рисуют в образе «пророка, бегущего от Бога», - комплимент не такой уж и приятный! Однако если мы возьмём за труд если внимательнее присмотреться к этому человеку, взглянуть на него через призму более благоприятного отношения, то останется ли перед нами картина «пророка колеблющегося и неохотно идущего на дело Божье», или же перед нами предстанет Иона-праведник? Древние мудрецы наставляют нас, советуя оценивать любого представителя рода человеческого с положительной точки зрения. Основа этого мудрого учения сокрыта в самом Слове Божьем. Сам Бог заповедал Своему народу: «но люби ближнего твоего, как самого себя» - /Лев.18.19/. Нам не по душе, когда люди плохо относятся к тому, что мы делаем, или говорим. Таким образом, и мы должны придерживаться того же принципа в отношении с другими людьми. В 4 книге Царств 14.25 об этом пророке говорится как о «чрез раба Своего Божьего Ионе». А такой благосклонный «титул» ещё нужно заслужить. При этом насколько же он контрастирует с теми негативными «ярлыками», которые мы нередко навешиваем этому человеку! Вполне возможно, что именно такой – более положительный – взгляд на этого слугу Господнего и есть наиболее подходящий.
Йона, а так имя Иона звучит на иврите, означает «голубь». Первое упоминание об этой птице в Писании мы находим тогда, когда Ной выпускает голубя из ковчега, остановившегося на горах Араратских. Патриарх это делает для того, чтобы проверить, окончательно ли сошла вода после потопа /Быт.8.8/. В первом случае голубь возвращается к Ною. Проходит ещё неделя, и Ной отправляет голубя в путь во второй раз. Голубь возвращается снова, но теперь уже с веточкой оливково дерева в клюве. Перед нами картина покоя и примирения. Благодаря Ною и его семье, человечество сможет начать всё заново. Голубь (йона) представляет символ восстановленных отношений между Богом и человеком. А пророк Йона и стал тем…».
«- Встань и иди в Ниневию, пророк! - Но я бежал - прочь от лица Господня. Иоппия, корабль. И в путь - недолог срок: Всего - то в море три - четыре дня.
Билл Краудер поднимает эти вопросы на примере жизни В/З пророка Ионы – человека, пережившего на собственном опыте радость поражения и горечь победы. Так что результат можно назвать «успешным» провалом. Победили мы или проиграли, если победа стоила слишком дорого?
То же можно сказать о пророке Ионе. Книга, носящее его имя, показывает, что вопреки многочисленным провалом Ионы Бог успешно направлял ход событий к великой победе. Пророчество Ионы часто рассматривается как часть В/З, в которой отражается отношение Бога к народам мира. Сам же Иона предстаёт в книге далеко не в лучшем свете. На протяжении всего повествования мы, видим, его упрямое нежелание участвовать, в деле Божьего милосердия. Картину усугубляет и то, что отрицательное отношение Ионы к жителям Ниневии было характерно и для всего его народа. Иона и весь Израиль с ним, казалось, радовались, до крайности в своём развращении и их жизнь висела на волоске. Не будем, впрочем, забывать, что эти люди были злейшими врагами Израиля.
Иона – не главный персонаж книги, главный – Бог! Эти ключи помогут нам понять главную истину книги Ионы – об «успехе, ставшем провалом». «Поступай естественно». Название напоминает нам, что есть вещи, которым не нужно учиться, - они происходят естественно. Для человека естественно убегать от Бога. Кто-то сказал, что всем нам нужно учиться послушанию, а быть непослушными люди умеют и сами. Прятаться от Бога – естественный инстинкт падших человеческих существ.
Внимание к себе равнодушие к другим. С самого начала мы видим, что Иона поступает естественно, т.е. уделяет куда больше внимания драгоценному себе, чем Богу или кому бы то ни было ещё. Когда Бог повелел отправиться с предупреждающей вестью к другому народу, упрямый пророк устремился в противоположную сторону. Присмотрим, что происходит в сердце Ионы, а также в Божьем сердце. Он так и сделал – но пошёл совсем в другую сторону. А что делаем мы? Не поступаем подобно Ионе и мы! Всякий раз, когда мы не ищем изменений внутренних, начинается бегство от Бога. Он мог убегать всю жизнь, и он убегал. Он бежал и бежал не только от Бога, но и от себя.
Почему Иона бежал? Куда бежишь, Иона? В иную землю уходишь? Но «Господня земля и что наполняет её» - /Пс.23.1/. Или в море? Но разве не знаешь, что «Его — море, и Он создал его» - /Пс.94.5/? Или на небо? Но разве не слышал ты, что говорит Давид: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов» /Пс.8.4/. Но, несмотря на это, он, объятый страхом, якобы убежал, потому что на самом деле невозможно убежать от Бога. Он понимал суть Божьего суда, но он также помнил и о Божьей милости. А как мы увидим впоследствии, пророк вовсе не горел желанием увидеть эту милость, изливающуюся на грешный народ. Иона знал, что Бог желает прощать кающихся грешников, и поэтому предпочёл убежать, лишь бы не предупреждать о грядущем наказании. Он не хотел, чтобы они избежали осуждения. Многие люди пытаются оправдать поступок Ионы. Утверждать, что пророк испугался трудностей пути. Или – слишком большой город, чтобы его голос одного человека мог быть услышан. А может утверждать, что задание было чересчур, опасным. Тем не менее, главной причиной нежелание Ионы идти к гражданам была великая ненависть к ним. Блудный пророк узнал цену ненависти, и это урок дорого ему обошёлся. Франк Гэбелейн писал: «В день, когда предубеждения и ненависть переполнят наши чувства и исказят суждения, Иона с потрясающей силой обличит нас в том, что любви и сочувствия у нас хватает лишь для близких или похожих на нас людей, а другие извергаются вон из сердца». Ненависть легче, чем любить. Некоторые из нас могут оказаться в опасной близости то того, чтобы создать собственную Ниневую. Возможно жители нашей «Ниневии» - это сторонники абортов, гомосексуалисты, сектанты или представители других национальностей. Мы должны честно ответить на вопрос: не заставляют ли нас эти предубеждения, подобно Ионе, ненавидеть этих людей или мы целенаправленно проявляем к ним Божью любовь?
Как бежал Иона? А мы, если подумать, тоже бежим. Только куда? На этом этапе, бегства Иона был, уверен в своих действиях и ему везло. Нашёл корабль и отправился - /Иона 1.3/. Так называемые христиане СЦ баптистов, которым дали свободу действий. Что они сделали? Проповедовали! Нет. Они также сели на корабли, поезда и отправились, кто в США, кто в Германию. И оставили после себя разрушенные здания церквей, и «поля нив» заросшие бурьяном и крапивой. Что касается самой возможности скрыться куда-либо от лица Божия: «решился на оное, потому что, хотя как пророк и знал, что Бог всяческих присущ повсюду, и ни одно место не лишено Его помышления, но предполагал, что являет Он Свое присутствие в одном только Иерусалиме» - /Феодорит/.
Так подумали и они, что благовестие только в Германии и США. Всё у него получалось, обстоятельства способствовали задуманному. Увы, действительность была такова, что он по-прежнему был сосредоточен на себе намного больше, чем на других. А у нас такое бывает? Как легко оправдывать себя, особенно если ветер наполняет паруса. Но обстоятельства подобно ветру, быстро меняются: «когда колеблется нога моя» - /Пс.37.17/. Господь, призвавший Иону, не оставляет его в покое, хотя он такой несговорчивый. Замысел Бога выполняется, хотя и поздно – но, выполняется. И человек не сможет ему препятствовать, только создаст проблемы. Непослушания Ионы принесло проблемы не только ему самому, но и окружающим. Каждый в такой ситуации «взывает к своему богу» - /Ион.1.5/. В разгар бури, когда в мире проблемы христиане подобно Ионе безмятежно крепко духовно спят. Похоже на то, что его (их) ничто не тревожит, но мы знаем, что они не имеют мира с Богом как Иона. Иногда мы считаем, что чувство умиротворения – это хороший показатель того, правильное ли решение мы принимаем? Однако разве не может статься, что наш барометр обманывает нас и мир в нашем сердце вовсе не Божий? «Находясь в духовном отпадении, - пишет комментатор Меррилл Юнгер: «Иона лёг и крепко заснул» - Ион.1.5/. Но это не было результатом доверия и послушания Богу, как в случае со сном Спасителя во время шторма - /Мр.4.37-39/. А напротив – следствием духовного бесчувствия и сожжённой совести. «Когда же мы были на совещаниях Совета Церквей и слушали всё, - говорит Куксенко, - нам казалось, будто «корабль наш Титаник» летит на подводные камни, «капитан наш, Г.Крючков руководитель СЦ баптистов сидит глубоко в трюме как Иона и руководит курсом оттуда. Михаил Хорев, который выступал на его похоронах в Узловой (Тульская область), Г.Крючков жил «в небольшом незаметном доме на чердаке с 1970 по 1989 год. Я там был у него. С ним 4-5 сестер, занятых издательской работой». Так какой работой занимался он с сёстрами. А у него 9 детей!».
«И корабль у пристани стоит.
Этот Одиссей, чтоб ему провалиться,
Дома Одиссею никак не сидится,
А жена идёт вслед за ним и вздыхает,
И ломая руки, говорит.
Ты куда, Одиссей, от жены, от детей,
Одиссей, Одиссей,
Милый Одиссей, милый Одиссей.
Шла бы ты домой, Пенелопа» - /Л.Дербенёв/.
А матросы - делатели делают совсем не то, что нужно, а чтобы скорей потопить его». «И пришёл к нему начальник корабля и сказал ему: «Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем (с.6). В отчаянии начальник корабля разбудил Иону и призвал его к молитве. Какая ирония: язычник просит Божьего человека молиться! С кем-то, что-то не в порядке в душе. И в дальнейшем проясняется, что именно. Иона отвечает: «Я Еврей, христианин, чту Господа Бога небес»-/1.9/. Но не всё сказанное было правдой, не так ли? Если бы Иона действительно чтил Бога, он бы в тот момент находился на пути в Ниневию, а не плыл в Фарсис. Думается, что когда Иона назвал Бога сотворившего небо, он обозначил, что именно его Бог был причиной всех возникших осложнений, равно как и то, что, только у Бога было решение проблемы. Сказано: «Что неверующие никогда не выглядят лучше, чем в сравнении с непослушными Божьими детьми».
В противоположность нежелание пророка участвовать в спасении жизни сотен тысяч людей. Обратите внимание, как язычники-корабельщики начали усиленно грести, чтобы спасти жизнь его самого, а у него не было желание спасти других. Заметьте также, какое уважение они имели к Господу, в противоположность отсутствия уважения к Богу у Ионы.
В те времена люди верили, что беды случаются с ними за великие грехи: «Могучий лев погибает» - /Иов.4.8-11/, «и заставят его бросаться туда и сюда» - /Иов 18.11/. Но как моряки могли узнать, за чей грех их постигла буря? Обычным приемом тогда в таких случаях был жребий, причем не, только у язычников. Не запрещен был такой способ узнать волю Божию и в древнем Израиле, поскольку считалось, что и жребии тоже подвластны Господу: «По жребию» - /Числ.26.55/, «По жребию делали они, как повелел Господь» - /И.Нав.14.2/, «выпал такой жребий» - /И.Нав.15.1/, «так как жребий выпал им» -/1Пар.6.54/, «В полу бросается жребий» - /Прит.16.33/. И то, что «жребий пал на Иону» - /Ион.1.7/ доказывает, что это так. «…но всё решение его от Господа».
Если бы не было возможность спасения, то не нужен был бы и срок. Искренность их покаяния была видна в перемене жизни. И вдруг ответ из огненного зева: Как можно не жалеть людей, «не умеющих, где право, а где лево! Я Бог вам! Бог!»-/Ион.4.11/.
«Только преданный Богу Христианин может оказывать влияние на этот мир. Миру не нужны теплые, ленивые, вздорные, сомневающиеся или гордые христиане. В Библии сказано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» - /Иак.1.8/. Что мешает тебе посвятить всю свою жизнь Царю царей и Господу господ? От твоего ответа будет зависеть успех или провал твоей духовной жизни. От него будет зависеть, будешь ли ты нуждаться в помощи или сам сможешь помогать другим. Этот ответ кардинально изменит твои привычки, молитвенную жизнь, твое отношение к Библии, пожертвованиям, христианскому свидетельству, твои отношения внутри церковной общины. Настало время решать! Успех – это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и согласующейся с универсальными законами. Успех – это видеть возможность там, где остальные видят лишь поражение! «Генерал, ни разу не испытавший неудачи, недостаточно опытен» - /Пьер Буаст/ «Каждая неудача – шаг к удаче»- /Уйгурская пословица/. Если это есть на то воля Божья!
«Вряд ли есть еще какая-нибудь деятельность или инициатива, - говорит Эрик Фромм, - которая начинается с такими огромными надеждами и ожиданиями и так регулярно заканчивается провалом, как любовь: «во многих охладеет любовь» - /Мт.24.12/.
Источники: Библия. Ю.Куксенко - духовный служитель, один из руководителей СЦ евангельских христиан-баптистов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности