Сегодня желаю продолжить рассуждения на тему библейской космологии, в частности Быт. 1:6-8.
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».
Как я уже упоминал, слово «ракия», переведённое как «твердь», на самом деле обозначает «свод». Это слово использовалось в архитектурной деятельности, как арка, или купол. Лично я, как уже упоминал ранее, подозреваю, что творцы Синодального перевода намеренно перевели так, чтобы оставалось место для манёвра, при толковании, дабы не вступать в конфликт с наукой.
Однако, я уже упоминал неверность использования постоянно меняющихся научных концепций при толковании не меняющихся текстов Священного Писания. Хочу привести пример того, как происходят попытки толкования очевидных текстов с помощью науки. Ниже приводится пример такого толкования, которое я взял со странички одного из христианских сайтов.
«Быт. 1:6-8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее, по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике - "покрышка"). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность "обволакивала" землю».
А вот ещё одно интересное, в современном духе и соответствии с научными данными, толкование этого текста, которое я нашёл на другом христианском сайте.
«Предметом творения второго «дня» является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит – пространство, шатер. Бог назвал твердь небом. Итак, во второй творческий день или период по слову Божию образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор пока до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающиеся объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными.
Итак, второй библейский «день» надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то, по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды».
В первом случае, ошибка была сделана в самом начале. На библейском иврите слово вода – это «маим» (отсюда и «шаммаим» - небеса, или, «далёкие воды», как я и упоминал в первой части). Учитывая принципиальную ошибку, сделанную толкователями в самом начале, нет смысла развивать дальнейший обзор интересного, но далёкого от первоначального смысла, толкования на этот текст.
Второй комментатор пошёл в своём стремлении соотнести с наукой смысл Писания ещё дальше, просто подменивая понятия, поскольку слово «ракия» отнюдь не пространство и не шатёр. На библейском иврите шатёр – это «ахль», а пространство – «олам».
Более того, дальнейшее объяснение творения автор интересного, но далёкого от смысла Писаний комментария, ограничивает лишь солнечной системой, утверждая, что за её пределами процесс творения ещё не завершён. Кроме того, он утверждает, что слово «йом» - день, в данном случае обозначает период творения солнечной системы, однако «йом» нигде и никогда в этом значении Библия не употребляет. Зачастую, в качестве синонима слову период, используется уже знакомое нам слово «олам» - пространство. Так, например всю историю человечества иудеи делили (и делят) на две части – олам газе (век нынешний) и олам гоба (век грядущий). Эти выражения можно встретить и в Новом Завете.
Однако, никогда слово «день» в Библии не используется иначе, чем известные нам сутки. Таким образом, эти два типичных примера демонстрируют, насколько искажается смысл библейского повествования, когда комментаторы пытаются придать ему «правильный» смысл.
Следует добавить, что седьмой и восьмой стихи отнюдь не противоречат первому. В самом начале главы внимательный и вдумчивый читатель увидит, что небо первого стиха и небо восьмого – это не одно и тоже. Как я уже упоминал в предыдущих частях, речь идёт о бесчисленных массах воды, которая составляет воды Тахома – Великой Бездны.
«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт. 1:9,10).
Один интересный момент. Как видно из этого текста, происходит описание не сотворения земли, а её явления из вод. Т.е. она была сотворена, но потом, как я упоминал в предыдущих частях, стала «безвидной и пустой», была тьма и воды бездны (тахом), над которыми носился Дух Божий.
В этом повествовании мы видим, что «ракия» отделяет землю от вод Тахома, а остатки воды на поверхности земли собираются в одно место. Таким образом, в допотопном мире суша была одним целым, не разделяясь на материки, а собрание вод являлось одним океаном, части которого, врезаясь в береговую линию единого мегаматерика, представляли из себя моря.
Сухая поверхность, которая таким образом открылась в результате того, что часть вод Тахома, которые остались после возникновения небесной тверди, образовали из себя моря, на библейском иврите звучит, как «либс», а вся земля – «а-рец», от слова «рец» - шаг. Т. е. земля – это место, по которому можно ходить.
Описанная картина далека от нынешней космологической картины мира, в которой земля – это планета, вращающаяся вокруг своей оси со скоростью 1660 км/час, вокруг солнца – со скоростью 30 км./сек, а кроме того, вокруг центра галактики со скоростью 828000 км/час. В свою очередь, наша галактика тоже вращается вокруг центра вселенной со скоростью 220 км/сек.
Однако, согласно указанных библейских отрывков, которые были рассмотрены выше, земля подобна батискафу, или воздушному пузырю внутри вод Великой Бездны, от которой её отделяет куполообразная небесная твердь.
Разумеется, мы продолжим рассматривать космологическую картину мира в свете Библии, не ограничиваясь только первыми стихами Бытия. Однако, уже сейчас видно, как резко отличается описание мира, в котором мы живём, в Библии, и тем, как его нам представляет современная космология.
Кто-то может заявить, что вышесказанное может повредить вере верующих и помешать уверовать неверующим. Возможно и так, но, в Библии и без этого предостаточно мест, которые становились соблазном для тех, кто верил в неё.
Вместо таких страхов, лучше говорить честно о том, что в ней написано, нежели пытаться угодить людям, которым всё равно не угодишь.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Может ли сатана исцелить тело? - Николай Погребняк Недавно один из читателей в комментарии сделал мне такое замечание: \"Вы написали: \"Иногда исцелившийся человек думает, что это Бог его исцелил, а на самом деле сатана исцелил его тело, чтобы обольстить и погубить душу\". Я не согласен с Вами – пишет комментатор, – потому что невозможно зло исцелять злой силой. Знамения и чудеса, которые будут совершать, и уже совершают лжехристы и лжепророки – это не исцеления. Исцеление это по сути своей доброе действие. Вы же своим выводом внесли опасный хаос в понимание исцеления\". Итак, вопрос: \"Может ли сатана исцелить тело?\"