Для ТЕБЯ - христианская газета

Шахматы как логика для жизни
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Шахматы как логика для жизни



Логика «искусство рассуждения» - оказывается столь необходимой и неизбежной в качестве инструмента всякого мышления, что даже те, кто отмежевывается от нее, вынуждены, тем не менее, прибегать к логическим формам, чтобы обосновать свой отказ от логики. Определений термина «логика», что наиболее верное из них – способность грамотно мыслить. Многие люди предпочитают развивать логику, шахматы — игра, требующая от человека последовательности, расчета, развивающая мышление и логику. Понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически. «Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман» -/А.Конан Дойл/. Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете отвратительно играть в шахматы. «На мой взгляд, - говорит Иван Конев, полководец, - если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера».
«Впрочем, желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь» -
«Деян.28.22/, каково твоё мнение или отношение, именно суть того, в чём ты так твёрд и так хорошо осведомлён, к чему ты так расположен» - /М.Генри/.
Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции. «Шахматы - безусловно, как по природе своей, так и по истории своего происхождения, — заслуживают того, чтобы стать массовой народной игрой, в большей степени, чем предметом турнирных состязаний, которые, конечно, всегда будут необходимы как образец и стандарт».
«Жизнь — это партия в шахматы»- /Сервантес/. «Шахматы - это тихая игра музыки разума» - /Леонид С. Сухоруков/. «Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера» - /Альберт Санчес Пиньоль/.
Шахматы - это настоящее зеркало культуры. «Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры». «В жизни, как на шахматной доске, – проповедовал Цессолес, – каждая фигура имеет не только свои права, но и обязанности». «Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память» - /А.Карпов/.
В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Например, пешка не является априори худшей фигурой по сравнению, скажем, с ладьей. В шахматах вообще не бывает плохих и хороших фигур, бывают хорошая и плохая позиционная картина, расчет и стратегия. Навыки, полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях, в политике и в бизнесе, когда нужно принять решение при множестве переменных и ограниченном времени, и, наоборот, жизненный опыт неизбежно привносится в игру.
«Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны... » Митрополит Алексий (Поликарпов). В то время как итальянская школа недооценивала роль пешек, Филидор выступил с парадоксальным заявлением, что именно пешки – «душа шахмат» и что сила фигур в значительной мере зависит от пешечной структуры, а та, в свою очередь, часто диктует наиболее целесообразную стратегию игры.
«Благородная игра — шахматы. Благородная необыкновенной, философской стройностью. Ее глубины открываются только для посвященных, и чем глубже вы постигаете ее, тем более широкие горизонты открываются перед вами. Как в философии, как в математике, как в поэзии.
Один умный человек сказал, что шекспировские драмы никем не написаны: они такое же произведение природы, как воздух, вода, солнце. Точно так же и шахматная игра не сочинена никем: она управляется теми же законами, повинуясь которым всходит и заходит солнце, растет дуб и поет соловей.В ней нельзя ничего прибавить и ничего убавить».(Газета «Русское Слово». 1904 год).
Шахматы в жизни замечательных людей. Петр I в юношеские годы с интересом относился к шахматной игре; особенно увлекся он шахматами во время путешествий. Он не только отменил существовавший тогда запрет на них, но и популяризовал шахматы при каждом случае, введя традицию шахматных уголков на придворных балах.
Американский политик и педагог XVIII в. Б. Франклин рассматривал шахматы с воспитательной, этической и моральной стороны. В своей работе «Morals of chess» (первой шахматной книге в Америке) он обращает внимание на формирующие характер свойства игры: выработку способности заглядывать в будущее и взвешивать последствия, развитие чувства рассудительности, осмотрительности и ответственности за свое решение. «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в игре в шахматы и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. ...Играя в шахматы, мы приобретаем привычку, не падать, духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра настолько изобилует разнородными ситуациями, подверженными неожиданным изменениям, что она вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей... В шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в собственные силы, а невнимание — привести к потерям».
«Посредством шахмат воспитывается свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни».
Мир шахмат несравненно проще мира реального. Но он достаточно сложен и содержателен для того, чтобы совершенствуясь в шахматном мастерстве, люди обогащали бы тем самым и свои представления об объективных закономерностях самой жизни. Основные законы логики, диалектики и эстетики не зависят от области их проявления. Логика ученого и полководца, учителя и врача, предпринимателя и фермера – это та же логика, которой подчиненно и мышление шахматиста. И точно так же как нет никакой «отдельной шахматной логики», не существует и никакой «отдельной шахматной эстетики. «Вспоминая яркие партии... мы отдаем себе отчет в том, что наше восхищение ими основано на глубоком эстетическом чувстве, своеобразном, но ничем не отличающемся от чувства, охватывающего нас перед красотой здания, гармонической красотой природы или физическом совершенстве человека».
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» - /Василий Сухомлинский – педагог/. «В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни» - Александр Алехин.
Как писал известный русский мастер И. Шумов: «Для успеха в шахматах требуется уменье двигать массами разнородных сил, выигрывать время, пользоваться ошибками неприятеля, заменять малочисленность выгодной позицией. В шахматной игре, как и в битве, есть минуты вдохновения, внезапно решающие участь сражения, дающие ему неожиданный оборот».
«Шахматное творчество – это, прежде всего продукт глубокого продуманного, тщательно систематизированного научного подхода к древнему шахматному искусству. Поэтому даже кратковременная совместная работа означает приобщение к научному методу, ознакомление с важнейшими законами шахматной стратегии, выработанными за века увлечения человечества этой безграничной и бесконечной игрой, таящей в себе одновременно элементы науки, искусства и спорта».
«Много качеств должен иметь и непрерывно совершенствовать человек, желающий стать гроссмейстером. Определяя качество шахматного мастерства, мы должны потребовать от будущего гроссмейстера хорошего здоровья и нервов, выдержки и спокойствия, честолюбия и настойчивости – в общем, всего того, что подходит под категорию спортивных черт. Сколько талантливым шахматистам этого как раз не хватало. Но не эта сторона нас сейчас интересует – мы ведём разговор о мастерстве чисто шахматном».
«Шахматы – игра келейная, камерная, - утверждают некоторые специалисты. – Для того чтобы добиться в ней успеха, гроссмейстер должен дома, в тиши кабинета, отрабатывать свой стиль, искоренять недостатки и ошибки, открывать новые пути, доселе неизвестные, в бесконечных теоретических дебютных вариантах».
«Лишь после того, как мы глубоко изучим известное, можно уверенно сделать шаг в сторону и окинуть взором общую картину.
Тогда открываются неведомые горизонты, старые знания приобретают новый смысл и новаторство становится не исключением, а нормой» -
/Г.Каспаров/. «Шахматы не для слабых духом» - /Вильгельм Стейниц/. «Многие наши военачальники считают шахматы очень нужной и полезной игрой. Ведь они развивают у воина, будь он солдатом или генералом, важнейшие качества — умение предвидеть ход событий, умение почувствовать тот момент, когда следует перехватить у противника инициативу…» - /Иван Х. Баграмян (1897-1982) Маршал Советского союза/. «То же самое выражение, какое бывает у шахматиста, оценившего всё коварство очередного хода противника и решившего достойно его парировать» - /А.Конан-Дойл/.
Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками». Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. В подтверждение сказанному напомню, что вице-премьер Правительства России Александр Жуков является кандидатом в мастера спорта по шахматам, он же является и президентом Федерации шахмат России. Многократный чемпион мира Михаил Ботвинник был выдающимся ученым, доктором технических наук. Министр информационного развития Молдовы Владимир Моложен является опытным шахматистом и возглавляет Федерацию шахмат Молдовы. Воспитанник шахматной школы Молдовы мастер ФИДЕ Сергей Вырлан, благодаря шахматам, сумел защитить степень доктора информатики. В настоящее время он работает профессором в парижском Университете. Международный гроссмейстер Каролина Смокина стала не только членом олимпийской сборной Молдовы по шахматам, но и в свои 29 лет защитила степень доктора международного права и в настоящее время заведует кафедрой Кишиневского международного Университета УЛИМ.
В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Правильный, разумный ход рассуждений – принятий решений. Получая жизненный опыт и образование, люди, так или иначе, осваивают логику, но далеко не всегда ею пользуются и не всегда у них логика поднимается до уровня мудрости. «Сядьте за благородную шахматную доску, состязание приносит почётный венок» -/Ян де Брай/.
Если человек постоянно играет в шахматы, то это принижает его честь и достоинство. Слишком сильное увлечение отвлекает от добрых дел, заставляет человека быть «рабом» одной из страстей. Полное отрицание приводит к отсталости. Есть над, чем задуматься! «Что для одного логично, то для другого безумно» - /Дэвид Росси/: «Иов сказал ей: «ты говоришь как одна из безумных» - /Иов 2.10/. Христианская логика – это тончайшая нить, собственно связывающая со Христом, оборвать которую – проще простого! Благоразумный человек в логике - познает, что духовная жизнь покоится в первую очередь на разуме, - и благоразумные же достигают в ней наибольшего успеха. Если мы оценим учение Иисуса с точки зрения логики, здравого смысла, то увидим, что оно безупречно: «слова истины и здравого смысла» - /Деян.26.25/.

Источники: Библия. А.Алехин (1892-1946), четвертый чемпион мира, по шахматам. А.Котов – шахматист – писатель. - /И. Дьяков, Н. Петровский, П.Рудик «Психология шахматной игры» (1926).


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 5670 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Смерть не принесет тебе радость - Николай Николаевич

Божья слава - Кирилл Кудряшов

Любити - Стасік Степанчук

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Выбор - Игорь Киселёв

Поэзия :
Взгляд - Надежда Горбатюк
Из наблюдений за собой...

Проза :
Исцеление - Жуганова Татьяна Анатольевна

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100