«Общество, которое не чтит своих героев, особенно жертву Христа обречено на вымирание» - /В. Снегирев, журналист/.
Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении христианство за победу в Иисусе Христе, обеспечивающего мир и любовь.
Герой - (греч. heros), «доблестный муж, предводитель» — человек исключительной смелости и доблести. Важное по своему значению деяние действие, совершенное в трудных, опасных условиях. При таких условиях невозможно ожидать, чтобы обыватели оказали какие-нибудь подвиги по части благоустройства и благочиния или особенно успели по части наук и искусств» - /М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города»/. «Высшее достоинство героя состоит в том, чтобы не терять присутствие духа в бурях современности» - /Жан Поль/
Буквально это слово происходит от глагола «подвигать». Это значит – двигать себя, понуждать, тащить. Помните, как барон Мюнхгаузен сам себя вытащил за волосы, — это он совершил подвиг. То есть это есть внутреннее ощущение, когда человек сам себя постоянно двигает, понуждает.
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» -/Мт.11.12/. И как говорит Киприан Карфагенский: «Подвиг, конечно, один, но он состоит из многих и разнообразных сражений». Как обращающийся духовный меч, подвиг во всякой добродетели нужен и во всяком искушении мы должны его употреблять, он многообразен». Подвиг в-миру, он называется умеренный подвиг. О нем Антоний Великий говорит следующее: «Те, кто проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь к Богу». Это когда у нас с вами умеренный подвиг, без каких-то особых возвышенностей – как на скалах висеть, питаться сухарями – без этого. Но наш подвиг, - в бытовом в супружеском отношение, где мы работаем. И еще, какие есть у нас места - везде нужно стараться быть благочестивым, чтобы человек на нас посмотрел и сказал: «Вот это настоящий христианин». Кто живет без подвига – его вообще любой помысел увлекает, любой.
Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. «Я не знаю лучшего подвига, лучшего наслаждения, как подать руку бедному и руководить слепого юношу, слепого по своей неопытности и молодости. Л. В. Дубельт, «Вера без добрых дел мертвая вещь». Кстати, у великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского в романе «Братья Карамазовы» есть одно любопытное выражение — «долгий подвиг». По Достоевскому, он важнее и сложнее, чем какое-то однократное и быстрое героическое деяние. Он говорит, что только мечтательная, еще незрелая любовь хочет скорого подвига, какого-то не очень продолжительного напряжения, быстро совершаемого и максимального по внешней отдаче. «Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная — это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука».
В этом смысле настоящий долгий подвиг совершают те, кто просто долгие годы тихо и незаметно для окружающих ухаживает за своими тяжелобольными родственниками. Или мать, которая в одиночку растит своего ребенка-инвалида, пожертвовав для него карьерой и личной жизнью, каждый день, тратя на него все свои силы и все свое время — разве она не совершает подвиг? Тот самый долгий подвиг, о котором говорил Достоевский?» Или, например, разве не совершают подвиг те, кто усыновляет чужих, порой даже больных детей? Или те, кто опять же тихо и незаметно регулярно помогают вообще незнакомым людям, попавшим в беду, тратя свое время и силы, при этом, не требуя себе вознаграждения или славы? Вот на таких вещах по большому счету и держится мир.
Христианство выработало иное понимание подвига, в котором максимально выражены те два свойства, о которых мы говорили ранее - любовь и смирение. Обратите внимание, что само это слово - «подвиг» - образовано от слова «движение». Движение чего и куда? В христианском смысле тот, кто совершает подвиг (то есть в современной терминологии герой, а в традиционной — подвижник), что-то такое двигает. Что же именно? Ответ может показаться парадоксальным: себя. То есть что-то сдвигает в своей душе. С трудом, с усилием, с кровью и потом, но ради того, чтобы в максимальной степени приобрести эти два главных качества — любовь и смирение.
При этом, разумеется, любой христианский подвиг восходит к самому главному подвигу на протяжении всей человеческой истории, и прошлой, и будущей — то есть к подвигу Иисуса Христа. Он добровольно пошел на мучительную смерть, при том, что по человеческой Своей природе ужасался предстоящей муке, но Своей человеческой волей преодолел этот страх: «Но не чего Я хочу, а чего Ты» - /Мк.14.36/. Любой христианский подвиг в уменьшенном масштабе воспроизводит этот подвиг Спасителя.
«Ибо мы слышали о твоей мудрости и хитрости ума твоего, и всей земле известно, что ты один добр во всем царстве, силен в знании и дивен в воинских подвигах» -/Юдифь 11.8/.
«Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами» - /Прем.4.2/ «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; - «Довольство чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения. Удовлетворение (satisfaction) - эмоция, возникающая в результате достижения определённой цели, связанной с личной потребностью и направленной на прекращение действий по достижению цели. Сердце его начинает наполняться довольством за подвиг своего исполнения до конца» - /Н.Добролюбов/, - чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» - /Исаия 53.11/.
«С каким удовольствием ап.Павел оглядываясь на прожитую жизнь: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» - /2 Тим. 4.7/. Как Христианин и как служитель он «подвизался добрым подвигом». Он преодолел все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществлении славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиг и пробежал своё поприще: «Веру сохранил». И был верен учению Евангелия, никогда не изменял ни одной из его доктрин. Заметьте: Во-первых, жизнь Христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда с поприщем. Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаёмся верными и мужественными. В-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершить своё течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не преодолеем всё силою Возлюбившего нас» - /Мэтью Генри/.
Подвиг здесь мы понимаем, как решимость следовать заповедям Христовым, как ревность о Боге, проявление этих качеств во всем. И пример тех, кто прославлен в лике святых, вдохновляет читателей житий, возбуждает стремление подражать подвигу и угождать Господу. И святые будут помогать нам в деле нашего спасения. Если есть сегодня среди нас люди духовного подвига, то узнать о них мы сможем только по плодам их труда. Другого пути нет. Чтобы увидеть этих современных героев, этих подвижников, необходимо некое духовное усилие — нужно подняться над своей душевностью. Но трудность здесь заключается в том, что эти герои, о которых я говорю, герои духа, не будут признаны большинством, не будут признаны миром. И поэтому только Церковь, только те люди, которые имеют духовное зрение, смогут увидеть их, понять их и принять. И не получится, мне кажется, объяснить миру, в чем заключается героизм, высота подвига этих людей. Может, быть, этого даже не стоит делать? Стоит показывать те ценности, ради которых они подвизаются. Ради которых идут на лишения. Ради которых жертвуют собой» - /Игумен Петр Пиголь/.
«Если принять, что герой — это человек, совершивший или совершающий благородные поступки, связанные с риском для его жизни, то сам вопрос: Существуют ли герои в сегодняшнем христианстве, выглядит риторическим. Герои существуют везде, где есть человек — так же, как рядом с героями существуют подонки, трусы и негодяи. Две стороны одной медали. Единство и борьба противоположностей. Часть диалектики.
«Задумывались ли вы когда-нибудь, как рождается в народе меткое словцо? Потребность в совершении подвига возникает далеко не всегда, а в исключительных обстоятельствах, в тяжёлой ситуации.
Абсолютный, безоговорочный герой - тот, кто, спасая других, идет под пули или в огонь. Кто жертвует собой ради других. Увы, таких людей с годами не становится меньше, потому что не прекращаются войны, теракты, пожары, техногенные катастрофы и стихийные бедствия. Героев - настоящих, не назначенных «сверху» - поэтому сейчас не меньше, другое дело, что общество не отдает им должного. И это очень прискорбно.
Если подумать о том, что такое героизм, то получится, что героизм — проявление силы души, поступок. Героический поступок — следствие внутреннего нравственного состояния человека. Мы можем рассказать друг другу о случаях того, как обычные люди вели себя в экстремальных ситуациях: кто-то кого-то вынес из огня, кто-то вытолкнул кого-то из горящего автомобиля. Помню, один армянин спас шестнадцать человек из тонущего автобуса - нырял за людьми до тех пор, пока сам не начал тонуть. И когда у него спросили, чем он руководствовался, зачем он с риском для собственной жизни спасал чужие. Он ответил, что на его месте каждый поступил бы точно также» - /Священник Виктор Лузган/
К сожалению, для современного мира, для современной молодежи, герои — это те, кто реализовался внешне. За душой эти «герои» ничего не имеют, но они на вершине, так как сумели стать богатыми, влиятельными, красивыми, сделали головокружительную карьеру — причем их успех заключается в том, что все это удается сделать за счет других. Впрочем, в мире все делается противоположно тому, о чем говорит Евангелие. У христиан же все всегда, наоборот: от самой их веры до иконы с ее обратной перспективой. Церковь, Православие — не от мира сего. «Ударят тебя по щеке - подставь другую». А мир дает сдачи, любит блеск внешний, не думает о глубине духовной.
Увидеть настоящего героя сложно. Это зависит от накапливания как раз тех самых внутренних ценностей, которые дают возможность человеку совершить героический поступок при необходимости.
Потенциально герои в любом народе рождаются до тех пор, пока в нем сохраняется его духовная основа. Если народ духовно гибнет, то и его герои исчезают. Собственно поэтому враги стараются, прежде всего, сломить дух противника. Так, некоторые социальные группы длительное время пытаются сие совершить в отношении христиан. Реально герои появляются при наличии возможности, потребности и желания. Основа героических поступков любых людей — духовная мотивация, лишь она позволяет преодолеть все, даже страх смерти. Героический поступок — всегда подвиг духа. Если мы ищем источники героизма, то обязательно приходим к духовности, вере и идеалам, определяющим для людей смысл поступков, самой жизни и всего бытия. И тогда становится понятен смысл самого героизма и конкретных героических деяний. Они могут быть яркими, уникальными, потрясающими, но могут быть и обыденными, незаметными, повседневными. Например, часто подвигом оказывалась жизнь христиан в условиях непрерывных и изощренных гонений на них, когда они, вопреки травлям, долгие годы являли любовь ко всем людям и образец своего целомудрия и терпения.
С точки зрения христианства подлинный героический поступок, настоящий подвиг - это обязательно то или иное делание любви в отношении к Богу и ближнему. «Победа ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» - /В.Ленин/.
Подвиг Христа — это подвиг любви. Он учит: «нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Но Он умер не за друзей, а за врагов, за палачей, за грешников всего мира. Голгофский крест стал апогеем Божественной любви. «Героизм - это всегда личный выбор и личная ответственность, решимость и принципиальность, бескорыстность и скромность, соединенные в едином порыве души и горении человеческого сердца. С точки зрения христианства, подлинный героический поступок, настоящий подвиг — это обязательно то или иное делание любви по отношению к Богу и ближнему. А ближний, согласно Евангелию, - это любой человек, независимо от его веры и национальности, пола и возраста, профессии и социального положения. Подготовка человека к совершению таких поступков возможна только в строго определенной системе духовно-нравственных ценностей, способствующей раскрытию заложенного в нас Богом Своего образа и творческого потенциала личности.
«Я никогда не считал себя героем, - считал Маринеско, подводник, - Настоящим героям чаще свойственна неудовлетворённость; оглядывая пройденный путь, они обычно приходят к мысли, что многое можно было сделать иначе и лучше».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Константин Киосев - диакон.
|