Соблазн и свобода во Христе.
«Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божьей» (1Кор.10,32)
Сегодня в христианстве существует недопонимание (мягко говоря!) значения слова «соблазн», которое встречается в Писании в разном контексте. Часто можно услышать от христианских исповедников реплики в адрес рядом идущих: «Я соблазняюсь тобой!» – Так что же такое соблазн? Как можно соблазниться и что это значит практически, если сегодняшний стих предписывает «НЕ ПОДАВАТЬ соблазна» никому?! В греческом тексте есть два слова, которые в русском Синодальном поданы словом «соблазн». Мы присмотримся внимательнее к ним обоим для того, чтобы не путаться в их значении и применять их правильно. Есть одно важное предписание в Новом Завете, в котором встречаются оба эти слова сразу: «Не станем же более судить друг друга, а ЛУЧШЕ судите о том, как бы НЕ ПОДАВАТЬ брату случая к ПРЕТКНОВЕНИЮ* или СОБЛАЗНУ**» (Рим.14,13).* греч.: «proskomma» [проскома] – преткновение, соблазн ** греч.: «skandalon» [скандалон] – преткновение, соблазн, ловушка, капкан; от него и семантика русского слова «скандалить»
На первый взгляд, они особо не отличаются друг от друга. Но в этимологии греческого языка, на котором Господу УГОДНО было представить для нас оригинал Своих новозаветных наставлений, они имеют не только разную семантическую структуру, но и несколько различающееся значение, хотя филологи и библеисты часто подают их значения смешанно одинаковыми. Если же мы действительно любим Господа и дорожим Его Словом, то значение того, что Он сказал и заповедал нам, не может быть для нас малозначимым. А настоящее послушание Его Слову даёт нам несказанные привилегии – наслаждаться свободой, в которую Он поставил Своих святых…
«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10,24)
Сегодняшний стих – это предыстория ПОВЕЛЕНИЯ, о котором мы начали говорить выше: «Не подавайте соблазна» (1Кор.10,32). Верная ориентация сердца при этом – выгода и польза ближнего, а не эгоизм! Если мы с такой позиции будем подходить ко всему, то не только послушно исполним Слово Бога, но и сбережём отношения с близкими нам людьми от преткновения. «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и НЕТ в НЁМ соблазна» (1Иоан.2,10), – так учили апостолы. Однако не всё так просто, ведь КТО любит братьев больше, чем Господь Иисус?! И всё же Он стал для многих людей (особенно родных Ему по плоти!) «камнем ПРЕТКНОВЕНИЯ и камнем СОБЛАЗНА» (Рим.9,32.33; 1Петр.2,7). Он, истинный Человек и единственный Человек, который был во всём послушным воле Бога, всё же оказался для кого-то преткновением и соблазном! Но Святой Дух, вдохновлявший апостолов, не мог ошибиться или учить неправильно! Поэтому Его учение о свете и любви – важная веха истинной христианской жизни. Мы говорили обстоятельно в статье «Общение верующих» о причинах разрыва отношений и правильном общении святых друг с другом. А истинное христианское общение возможно только у рождённых свыше Христиан! Одного названия и посещения религиозных встреч недостаточно! Это распространяется и на вопрос преткновения и соблазна. Если мы имеем истинную любовь в сердце (она может быть там только посредством возрождения, излитая Святым Духом!), то сможем и «пребывать во свете», и иметь общение с Богом и святыми, также ходящими во свете (1Иоан.1,7), и сможем силой Бога сторониться всякого соблазна и преткновения, и сами не послужим для кого-то таким преткновением и соблазном…
«Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6,12)
Истинный христианин имеет от Бога очищенную и обновлённую совесть, очень чувствительную ко всему, что противоречит воле Бога. Даже если это ещё неопытный Христианин, всё же он сумеет различить, что ему позволительно, а что – нет! Это сделает живущий в нём Святой Дух (1Иоан.2,27). Сегодняшние слова апостола Павла – это не вседозволенность, не берущая в расчёт совесть рядом идущего, и не позиция законника или формалиста, но выражение постоянного и полного САМООТРЕЧЕНИЯ. Он хорошо понимал, что его свобода во Христе связана самым прямым образом с крестом, на котором он был распят вместе с Христом. Господь Иисус подарил ему полную свободу, но не для того чтобы от использования её апостолом страдали и впадали в грех немощные верующие. Так следует рассуждать и каждому истинному христианину сегодня. Если мы имеем в чём-то победу и поэтому используем христианскую свободу, то нельзя забывать о принципе воздержания, представленном в сегодняшнем стихе. Вообще, следует помнить о том, что воздержание – это ингредиент плода Духа (Гал.5,23), который должен быть вполне естественным для каждого, рождённого от Духа. Легкомысленное отношение к свободе, которую мы имеем во Христе, и использование её для прикрытия похоти, – тяжкий грех против Христа и совести брата (1Кор.8,12).
Дорогой Христианин! ВЗЯТЬ и НЕСТИ свой крест за Христом – значит самоотверженно жить в этом мире, думая о том, как больше душ приобрести для Господа. А для этого «НИЧТО не должно ОБЛАДАТЬ» нами! Если Господь Иисус – полновластный Хозяин и Властелин жизни, то может ли ещё что-то обладать нами?! Он хочет иметь неразделённо преданные Ему сердца! Он достоин от нас внимания и почтения, так как имеет на это все права!
Однако не навязывает нам креста, но ждёт добровольной и смиренной зависимости и послушания…
«Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1Кор.10,29)
Свобода во Христе, подаренная Христианину, дана не для того, чтобы он бесконтрольно делал всё что угодно. Истинная свобода в том и заключается, что человек теперь не является рабом или пленником греха. Он свободен, в первую очередь, от него и может контролировать всё. Но свободен также ДЛЯ определённой цели – жить жизнью ПОЛНОЦЕННОЙ победы! Грех не только обременяет совесть, но искажает мышление и делает человека неспособным воспринимать действительность. Однако свобода от греха и неправды, напротив, делает душу чуткой и внимательной к совести ближнего. Действительность земной жизни в том и состоит, что мы не одиноки – на нас смотрит не одна пара глаз, и нам следует учитывать это, так как мы влияем друг на друга (хотим того или нет). Если в своих действиях мы не забываем об этом, то будем учитывать совесть ближнего. Очень легко послужить преткновением или соблазном брату или сестре, если мы не думаем о нём, о его восприятии и его совести. Апостол Павел, имея общение с Богом, понял это и учил так святых. При этом речь идёт не только о пище, посвящённой идолам. Он подводит черту под всяким поступком или действием Христианина: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное ЧТО делаете, ВСЁ (!) делайте в славу Божью» (1Кор.10,31).
Стать преткновением для рядом идущего верующего или же какими-то своими действиями вызвать конфликт или спровоцировать скандал – недостойно истинного христианина. Все поучения апостолов в посланиях имеют общую направленность на самоотречение (принесение в жертву собственных интересов!) и бескорыстное служение ближним. Кто настроен именно так поступать, сохранится от соблазна Господом и не станет преткновением для рядом идущих! …
«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор.8,12)
Грех «против братьев» и «немощной совести их» – это грех против Христа! О, как же это серьёзно! Если бы мы больше думали об этом и не забывали о совести ближнего в нашем хождении! Но как можем мы (слабые и ничтожные люди) прожить так, если даже сам Господь Иисус не мог не соблазнить окружающих: «И соблазнялись о Нём» (Матф.13,57; Марк.6,3)?!
Господь Иисус Христос стал предметом споров и раздражений (даже скандалов!) людей не потому, что Своими поступками как-то провоцировал их на грех. Мы рассмотрели выше Его отношение к греху и то, что Он (в Своей безмерной любви!) РАЗДЕЛЯЛ грех и грешника, давая ему не только прощение, но и СИЛУ для победы над грехом в будущем (Иоан.5,14; 8,11; 9,24.25.39).
Однако Господь Иисус остаётся и сегодня для нас примером, на который мы призваны равняться. Как бы ни скандалили о Нём пленники греха и человеческих мнений, Он прошёл Свой земной путь в полном послушании воле Отца, исполнив все Его намерения относительно спасения грешников. И мы также можем, глядя на Его пример и подражая Ему, пройти наш жизненный путь, думая обо всём, что угодно Ему. Он хочет, чтобы мы научились учитывать «немощную совесть» наших ближних и не провоцировали (не соблазняли) их на грех.
Это возможно и сегодня, если нами будет УПРАВЛЯТЬ Его Дух, а мы позволим Ему это делать! Если благословенный плод воздержания (Гал.5,23) будет регулировать наши отношения с ними и свободно проявляться в нашем поведении. «Кто ЛЮБИТ брата своего, тот ПРЕБЫВАЕТ во свете, и НЕТ в НЁМ соблазна» (1Иоан.2,10)! А «что мы ЛЮБИМ детей Божьих, УЗНАЁМ из того, когда любим Бога и СОБЛЮДАЕМ (!) заповеди ЕГО» (5,2)! …
«Живёшь по-язычески, а … язычников ПРИНУЖДАЕШЬ жить по-иудейски» (Гал.2,14)
Вот, он – соблазн! Когда мы говорим одно, подразумеваем другое, а делаем третье! Увы, такое началось уже в самом начале христианства, и даже в среде апостолов. Плоть действительно, как сказал Господь Иисус, «НЕ ПОЛЬЗУЕТ нимало» (Иоан.6,63)! Не только не приносит никакой пользы, но и не может использовать ничего, что проистекает от Духа!
Закон, не сделал людей способными жить правильно. Они оставались себялюбивыми и эгоистичными, не думающими о ближних: «А КТО мой ближний?» (Лук.10,29); «НЕ имею человека … когда же я прихожу, другой УЖЕ сходит прежде меня» (Иоан.5,7).
В окружающем мире
Не найти состраданья –
Каждый занят собою!..
И неважно, кем является человек (иудеем или неиудеем), он остаётся эгоистичным грешником! Апостолы не только являлись иудеями, но и соприкоснулись с самим Господом Иисусом, подателем божественной милости и благодати. Однако их суть не изменилась: «Живёшь по-язычески, а … язычников принуждаешь жить по-иудейски»! Узнав о свободе во Христе, они стали на путь свободы. Но других не пускали на этот путь – «ПРИНУЖДАЕШЬ жить по-иудейски»! Подобное осталось в христианстве и по сей день. Многие христиане, вкусив свободу во Христе, всё же не учат других этой свободе, но налагают на них «бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваются до них» (Лук.11,46). Жизнь по благодати – это жизнь в свободе «во Христе», когда Святой Дух, поселившийся в человеке («помазание» – 1Иоан.2,27), учит его всему и направляет на Истину, а не законнические шаблонные установки плоти…
«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём» (Кол.2,6) «Что делаете, ВСЁ делайте в славу Божью» (1Кор.10,31)
Вот она, истинная свобода во Христе Иисусе – принять Его как Господа, добровольно подчинить Ему всю жизнь и ХОДИТЬ в Нём. Если мы приняли Его, то приняли и божественную силу, которой нам дана способность и ходить (практически поступать) в Нём. Неверующему человеку такая жизнь и такое хождение непонятны. В его душе – постоянный конфликт (ПРОТЕСТ), так как «плоть [его ветхий человек] желает противного духу» (Гал.5,17).
Истинный христианин имеет от Бога способность «быть подобным образу Сына» Его (Рим.8,29). А это значит, что он может ходить в этом мире так же, как и его Учитель и Господь. И к этому всегда следует стремиться каждому рождённому от Бога. Ходя так, он и будет проявлять истинную любовь к ближним. Такая жизнь угодна Богу и прославляет Его!
Как бы ни соблазнялись Господом Иисусом окружающие Его, как бы ни спорили о Нём, Он остался для всех жителей Планеты непревзойдённым авторитетом и примером. Даже те, кто не верит в Него, всё же вынуждены признавать это! Поэтому каждый Христианин может (по Его примеру!) следовать по проторенной Им дорожке и пользоваться свободой, в которую поставила его Жертва Христа. Не подать ближнему соблазна, не послужить для него преткновением, но быть добрым примером и светом для окружения – вот ЗАДАЧА и ЦЕЛЬ истинного христианина всегда. Если мы живём не для себя, а «для Умершего за [нас] и Воскресшего» (2Кор.5,15), если живём по принципу самоотречения, а не эгоизма, – то ХОДИМ в Нём. Как бы люди ни спорили о такой жизни и таком хождении, как бы ни выискивали причину для соблазна и обвинения (2Кор.11,12) – Господь оправдает таковых! Поэтому, дорогой Христианин, как ты «принял Христа Иисуса ГОСПОДА, так и ходи в Нём»! Больше смотри на Него и оставленный Им пример, стремясь всем сердцем уподобляться, сколько возможно, Ему!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дано нам судилище ума... - Сергей Сгибнев Стиль изложения и манера письма, безусловно, покажутся непривычными и, возможно, не вдруг постигается смысл написанного. Но наберитесь терпения. И как после восхождения на высокую гору, открываются неописуемые красоты горной страны, так и по прочтении Послания, дошедшего до нас из глубины веков, откроются нам невыразимые высоты и глубины мудрости. То самой Мудрости, что "была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время" (Прит.8:30).
А по окончании прочтения, обратите внимание на дату написания....
И задумайтесь...
С Богом!!!