«Поклонение кумирам означает нехватку независимого индивидуального мышления» - /Кости (Bones).
В наше время участились случаи создания теми или иными: само себя называющие - пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря, подкрепляемом негативным отношением к Библейскому священноначалию, а также к другим пастырям и христианским общинам. Культ - группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет за собой отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии. В отличие от религии, культ – это группа, которая заявляет о своей принадлежности к христианству, в то же время, отрицающая основные доктрины Библейского христианства. Это система поклонения и безоговорочного следования определённому божеству или обожествлённой личности, своду правил или другому источнику, признаваемому за исключительную и незыблемую («святую») истину. Для культа личной церкви характерны: бескомпромиссность и не изменяемость норм.
«Культ – это религиозная группа, - которая преклоняется перед каким-то человеком, находится под его влиянием и следует за ним, говорит Л.Плетт, христианский писатель, - чаще всего не сознавая этого. Исходя из этого, свидетели Иеговы, СЦ ЕХБ возможно, в самом начале их движения раскола бунтарства являлись, по сути, культом для себя, но на данное время представляют собой секту откола. Так что, между этими двумя понятиями «секта» и «культ» очень трудно провести чёткие границы и установить твёрдые рамки, потому что в секте может ярко проявляться культ личности её руководителя, а в культе отчетливо вырисовываться черты секты. К сожалению, нужно сказать, что, несмотря на то, что любой культ или секта рассматривается как звено, отделившееся от основной, ведущей, созданной Христом церкви, даже в самих этих больших церквах имеются вещи, которые являются типичными для сект и культов. Всегда, когда в церкви практикуется культ руководителя СЦ раскольники или игнорируется здоровая, трезвая критика. Когда подавляется всякое высказывание недовольства и возражений по поводу способов и методов внедрения учения или к фундаментальному, узкому водительству в учении и практике жизни. Тогда существует опасность, что в такой общине и церкви нашли себе место тенденции, похожие на сектантские учения. Внутри больших церквей нередко можно обнаружить группировки, которые находятся, если так можно выразиться, на развилке дорог между «ещё церковью» и «уже сектой».
Как пишет ап.Иоанн: «но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас» - /3Иоан.9/. Как это выразил Додд: «Не может быть подлинного христианского чувства, если оно не проявляется в милосердии». Именно поэтому, несмотря на все свои руководящие способности и свое превосходство, в понимании ап. Иоанна, Диотреф не был настоящим христианином, а создавал из себя культ личности. Как в наше время происходит в церквях.
«Кажется, уходит время личностей. Все выравнивается и стрижется под одну гребенку. Масса творит себе кумира, раздувает, потом – когда наиграется – выплевывает и начинает создавать нового. По своему образу и подобию» - /Олег Борисов «Отзвучья Земного»/. Человеку во все времена было свойственно создавать кумиров. Тем, кому не повезло научиться думать своей головой, Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования. Приходилось следовать указаниям авторитетов, чьи постулаты не подлежали обсуждению и редко осмыслялись. А поскольку осмысление не происходило, то и глубина указаний авторитетов, как правило, была недоступна и воспринималась сама собой. Не зная истины трудясь, верят тому, что скажет пастырь-кумир.
«Был бы культ, а личность найдётся» - /Валентин Домиль/. «Культ личности в гораздо большей степени продуктивнее культа общества. Индивидуальная парадигма всегда побеждает парадигму коллективистскую. Культ личности как единицы социума необходим вне зависимости от оценочного определения этой личности, т.к. без личностей нет социума. Иными словами, если личность равна нулю, то и общество нулевое… Пастырь - если он не туп, как бревно, а является духовной личностью - постоянно решает для себя этот вопрос. Движим он или его двигают? В итоге опустевшую нишу церкви стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей церкви. «Если бы я был вашим кумиром, - говорит Ишхан Геворгян, - я бы помог вам избавиться от глупой манеры иметь кумира».
«Кто управляет лицеприятно тобою? – Культ. Лицемерие (т. е. прикрытие истинных мотивов своего поведения, или своей неискренности и злонамеренности, притворной чистосердечностью, добродетелью, доброжелательностью и т. д.). Со временем выражение приобрело также уничижительный оттенок. Оно стало употребляться в связи с нечестным, пристрастным отношением. Подобным образом употреблялось и еврейское словосочетание нахар паним (переводимое как «проявлять лицеприятие»), «быть лицеприятным», а буквально означающее: «Не различайте лиц…не бойтесь лица человеческого», «не смотри на лица…/Втор.1.17;16.19/.
Греческое выражение ламбано просопон (переводимое как «проявлять лицеприятие», а буквально означающее «принимать лицо»). Построено по модели еврейского: «и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь» - /Лк.20.21/. Формы этих двух греческих слов, когда они составляют одно слово, переводятся как «лицеприятие» - «Лицеприятие – человекоугодие, пристрастие, предпочтение одного лица другому не по достоинству, а по личным отношениям» - /В. Даль/.
Христианский культ - группа людей, сект считающих только себя истинными последователями Иисуса Христа. И утверждающие, что одной Его жертвы на кресте недостаточно для полного спасения человека. Поэтому добавляющих, кроме веры, еще несколько необходимых условий спасения: принадлежность к определенной организации, выполнение тайных ритуалов, беспрекословное подчинение лидерам культа и др. что насаждается культ личности пастыря, что противно христианству и не допускается святыми догматами – создание кумиров, которые требуют абсолютного послушания своему слову, не содержащему Христа, а лишь человеческое страстное желание – властвовать над душой. Поклонения культу пастырей и отдельных служителей напрямую зависит от их паствы, которая их и обожествляет. Паства сама роет яму для своего кумира, не видя, что сама туда же и попадет с культ личности. Тому примеры большие церкви и миссии с одним-единственным пастырем во главе... Плод духа культа личности можно видеть по адептам церкви - они скорее будут ревновать пастыря, чем Бога, культ личности, чем веру. Вера Иисуса основана не на культе личности человека- пастыря, но на качествах Его души (характера). Надеюсь, вы понимаете, что сегодня существует культ поклонения личности пастыря или проповедника в церкви. Так вот знайте, Господь против всего этого. Одни говорят - нужно поклоняться так, другие - иначе, нужно идти против и того и другого, против культа, против поклонения человеку.
Таковые пастыри забыли о том, что их задача - вести людей к Богу, а не группировать людей вокруг самих себя. Подобного рода церкви создается атмосфера собственной исключительности, несовместимая с духом соборности, на которой зиждется евангельская Церковь. Одна из отличительных особенностей, которая могла бы быть начертана на знаменах различных культов сегодня — это роль их лидеров, которые выдаются за новых пророков, апостолов, мессий, или единственный источник правды. Это авторитарное лидерство подкрепляется новым откровением, которое приравнивается или даже ставится выше откровения в Библии. Если Библия встает на пути такого лидера, ее часто видоизменяют, чтобы ослабить ее вполне ясное Послание. С этой целью делаются ненаучные переводы или перефразируются слова Библии, что заставляет членов культов блуждать в темноте.
Культ личности - одно из самых вредных явлений не только церковной жизни, но вообще всей жизни. Его надо искоренять всячески. И первый, кто должен это делать, - тот человек, который является жертвой культа, - пастырь или паства, которого окружают недолжным и непозволительным почитанием. Для этого священник-пастырь должен постоянно следить за собой и постоянно себе напоминать, что он ничто, если им не руководит Божия благодать. И что Божия благодать ему дается не как постоянный дар, а в меру того, как он сам смиряется перед Богом, как он сам отрекается от себя и как он сам отдает свою жизнь другим, на служение. Священник Софроний как-то сказал, что «Церковь построена, словно пирамида, стоящая вверх дном, на самом острие своей вершины. И чем больше человек приближается к Богу, чем он хочет больше себя отдавать на служение другим, тем он должен сходить ниже и ниже, глубже и глубже в этой пирамиде, т.к. вершина этой опрокинутой пирамиды. Сам Христос, на Котором все покоится, вся тяжесть мироздания, вся тяжесть человеческих грехов, все. Поэтому если пастырь хочет избавиться от культа личности, он должен первым делом прийти в себя, опомниться, понять, что его почитают либо за то, что ему было дано, либо потому, что люди видят в нем то, чего, может, и нет. Что было дано - это, во-первых, его внешность: она играет большую роль. И пастырь должен задуматься над тем, чтобы своей внешностью не быть соблазном, т. е., чтобы его внешность не была воплощением его тщеславия, гордыни, духовного невежества, природной глупости, в конечном итоге. Это очень важно. Значит, первым делом священник должен следить за тем, чтобы внешностью своей не поражать окружающих; быть собой, да, но быть осторожным и не выдаваться» - /Антоний Сурожский/
Лидеры культа дистанцируются от исторического христианства. Они как бы обосновываются на сцене, огороженной с трех сторон, а в открывшееся пространство атакуют историческое христианство. Их аргумент состоит в том, что это церковь отделилась от истинной веры, и лишь они одни следуют в правильном направлении Божием. Джозеф Смит, основатель мормонизма, провозгласил, что все церкви — не истинны, и лишь он один восстанавливает истинную веру. Основатели СЦ ЕХБ, Свидетелей Иеговы, Христианской Науки и других культов выдвигают то же положение: христианство — заблуждается, они — правы. Каждый из них отделяет себя от учения Библии, а свою группу — от христианства.
Многие культы выдвигают ложную идею о том, что Бог открыл нечто особенное именно им. Иногда это что-то типа видения, иногда — специальное письменное послание. В культах процветает идея нового откровения, которое вытесняет Библию, потому что у них есть врожденное желание дать современному человеку современное откровение. Однако они не замечают, что Библия обращается к современному человеку: «Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род» - /Пс.32.11/. Вместо того чтобы подчиниться Слову Божию, культы обычно противопоставляют ему новое послание. А почему? А потому, что не хотят читать, а хотят учить.
Культ личности – явление не только нашего времени. Он чувствовался и в Коринфе во времена ап.Павла. Всегда найдутся неразумные люди, раболепствующие перед своими духовными руководителями и советниками и склонные возвышать одного над другим. Такой обычай существовал и в Коринфе. Он побудил ап. Павла написать: «Ибо когда один говорит «я Павлов», а другой: «я Аполлосов» то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог…. Ибо мы соработники у Бога» - /1.Кор.3.4.6,9/. Преувеличенное подчинение руководителю служит признаком духовной незрелости и плоти. Принятие же такого угодливого подчинения является доказательством таких же слабостей руководителя. Ап.Павел был возмущён и резко отверг это. Это не значит, что не нужно быть любимыми теми, которым человек старается служить; но всегда существует опасность, что почитание мастера перейдёт на слугу. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении»-/1Тим.5.17/, но оценка их не должна вырождаться в лесть. Самым успешным руководителем является тот, кто направляет привязанность своих последователей ко Христу, а не к самому себе. Он может с полным правом находить поощрение в том, что его служение было плодотворным и достойным, но он должен бороться против идолопоклонства.
«Как распознать культ? Говорит Пэт Робертсон, - практически каждый культ имеет особенности, о которых внимательный наблюдатель может сказать, что что-то в нём не так. Например, как религиозная группа мыслит об Иисусе? Иисус Христос есть Бог, Господь всего, единственный источник спасения. Поэтому культ обязательно поставит нечто на один уровень с Христом. У последователей культа будут ритуалы, сопоставимые для них с Христом, или у них будет учение, принимаемое ими как Христова истина, либо они будут ставить лидера, равного для них Христу по своему авторитету. Другими словами, даже если данный культ считает Христа Спасителем, он утверждает, что для того, чтобы попасть на небо, вам требуется ещё нечто. Культы учат, что путь к спасению – это Христос плюс их собственный уникальный путь. В некоторых культах вообще не почитают Христа, считая Его равным религиозным авторитетам данного культа либо великим людям в истории. Лучший способ распознать культ – это выяснить его отношение к Иисусу. Во-вторых, культ нередко стремится вызвать у своих последователей страх. Их настойчиво учат, что спасение даётся исключительно через культ. «Если вы уйдёте от нас, вы утратите своё спасение», говорят они сомневающимся. Третий круг вопросов связан с экзальтацией вокруг лидеров данного культа. Культы часто складываются вокруг человека, который путём манипулирования другими людьми пытается добиться власти, богатства, влияния. Напротив, многие культы усиливают духовную зависимость членов секты до такой степени, что те утрачивают способность принимать независимые разумные решения. Нередко с целью сформировать зависимое, роботоподобное поведение примечается техника «промывания мозгов». Есть и другие признаки культового поведения, но эти – самые распространённые и характерные».
Уверен, - заявил Анас-хаджи, - что ни одна страна не застрахована от нового культа личности. Дело в том, что появление «вождей» диктуется низким уровнем самосознания среди населения: ведь культ личности - это дело рук небольшой группы людей из окружения «лидера», которые создают своему кандидату имидж полубога», Однако, по мнению муфтия, можно бороться с этим, если привить людям мысль о том, что не все зависит от человека. «Кроме того, нужно прививать людям мысль, что отнюдь не все в жизни государства зависит от руководителя. Никак не меньше зависит и от народа. И все зависит от воли Божьей», - добавил муфтий. Лучшее лекарство от нового «культа личности» - это вера в Бога, который помогает правителю и направляет его действия. «Культ личности обычно создается не самим лидером, а его окружением. Дело в том, что верующий человек благодарит в первую очередь Бога, который помог ему и направил на верный путь. Это самое верное лекарство от нового «культа личности», - считает Альбир-хазрат Крганов, главный муфтий Чувашии.
«Нет, мы не застрахованы от опасности возникновения нового «культа личности» - мы живем в испорченный век. Защититься от этого можно только одним - сохранить Библейскую истину. Каждый, даже самый могущественный человек, должен иметь духовника». Мы не можем быть застрахованы от культа личности, так как он проистекает от человеческих пороков: гордости и тщеславия, считает первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза ХВЕ (пятидесятников) Константин Владимирович Бендас.
«Иногда расчет пастырей в способах руководства паствою опирается на стремление привязать к своей личности верующих с помощью возбуждения в них религиозного сентиментализма. Встречаются служители Церкви хитрые, зараженные фанатизмом, прелестным самомнением. Интеллигенция, утратившая духовный вкус и живую связь с Церковью, с охотой примыкает к самопрельщенным пастырям. Они не требуют от паствы глубокого смиренно-молитвенного подвига, постоянной самособранности и духовной борьбы с собой. Себя же они воочию всех показывают проповедниками и аскетами и ревнителями Церкви, интересуясь домашними беседами с паствой и великолепием богослужения с чудным хором и кратким уставом службы. Все это душевному человеку сродни, легко и привлекательно».
Помните одно: «Публика легко отрекается от тех, кого восхваляет, чтобы с наслаждением растоптать кумира, которого вчера превозносила до небес» - /Эжен Сю «Парижские тайны»/.
Источники: Библия. Лебедев Михаил Ионович – главный редактор газеты «Вечерний Омск - Неделя». «Новое Поколение», пастырь А. Ледяев/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности