Эготизм (от англ. egotism - самовлюблённость; и от греч. ego - я) - термин гештальт - психологии, означающий преувеличенное мнение о себе, преувеличенное чувство значения своей личности. Уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, пастыря.
Еврейское слово: «qin'ah» и греческое слово «zelos», которые в Библии переведены словом «ревность», означают «тепло» или «жар». Оба слова в Библии используются как в позитивных, так и в негативных контекстах для подчеркивания положительного или отрицательного оттенка чувств.
«Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» - /Рим.10.2/. Их оппозиция к Евангелию вытекала из уважения к своей собственной персоне. Ревность в людях (речь о лукавой ревности или ревности не по разуму) признается не одним из видов мудрости, но одним из душевных недугов, и именно – она есть ограниченность в образе мыслей и великое неведение. «Лишь не многие люди мыслят логично. В большинстве своём мы не объективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениям ревностью, подозрительностью, страхом, завистью и гордынею» - /Д.Карнеги/ Без дара рассудительности не может стоять никакая ревность. «Есть люди, - говорит Антоний Великий, - которые изнурили тело свое подвижничеством и, однако ж, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности», «…и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет в том никакой пользы» - /1Кор.13.3/.
«Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них» - /Гал.4.17/: «Ап. Павел, заявляет, что это хитрые люди, стремящийся возвыситься и заботящиеся, под благородным предлогом, о своих интересах, а не об интересах церкви. «Они ревнуют по вас», они выказывают своё больше уважение к вам и делают вид, будто очень любят вас, но «не чисто». Они делают это не с добрым намерениями, не искренне: «чтобы вы ревновали по них». Они стремятся, в основном к тому, чтобы приобрести вашу любовь, и с этой целью делают всё возможное, чтобы настроить против вас».
Одним из таких вредоносных проявления ревности надо считать ревность одностороннюю, однобокую. «Ревнивец сомневается на самом деле не в своей церкви, а в себе самом» - /Оноре де Бальзак/.
«Случай такой ревности мы часто встречаем в жизни молодых проповедников и — неоднократно в Св.Писании. Вот вам пример: «Царь Ииуй устремил свою ревность на истребление «дома Ахавова», но преступно пренебрег созиданием своего собственного дома. Часто проповедники, ревнуя о церкви,- домашние дела оставляют на произвол судьбы.
Истребляя царственный дом Ахава и всех поборников Ваала с «земли Израильской», Ииуй покрывал нечестие и пороки в своем доме, в своей собственной душе… «не старался ходить в законе Господа, Бога» - /4Цар.10. «Когда народ начинает ревновать о религии, лукавый приводит их к фанатизму с его чрезмерными страстями» - /М.Генри/. Пастыря подстерегает эта же односторонняя ревность Ииуя. Как легко пастырю проявить ревность, проповедуя, обличая и бичуя пороки других, забыв при этом о своих собственных. Ревность как результат эготизма - влюблённость в себя, себя любит . «Ревность – это источник мук для любящего и обид для любимой»-
/К. Гольдони/. Есть такая история про священника, который после семинарии был назначен настоятелем, и надо было ему разрушенный храм восстанавливать. Ревнитель о стройке. Матушка у него молодая, красивая, а он ушел весь в стройку. Она обед готовит, он не приезжает домой, времени нет. Несколько месяцев прошло, год, ребенок родился. Батюшки дома почти никогда нет. Приезжает, значит, постель не забывает, а семью забывает. Дело дошло почти до развода. Матушка говорит: «Поехали к духовнику». Батюшка с готовностью согласился, он же благое дело делает. Поехали они к старцу Иоанну Крестьянкину. Ну, и батюшка там хорошо получил нравоучение. Отец Иоанн объяснил ему, что никакие высокие цели не оправданы, если семья запущена».
Пастырь, одержимый однобокой ревностью Ииуя, часто не созидает, а разрушает дело Божие. Он всегда очень требователен и даже жесток к грешнику, неспособен снисходить к нему, часто враждебен и беспощаден в своих к нему словах и отношениях, забывая о том, что ревность, исходящая от сердца, из любви, — полна милосердия, нежна и долготерпелива. Очевидно сходство с «ревность» латинского rivalis (соперник), хотя, если верить Фасмеру, это сходство случайно. Трудно поверить Фасмеру. – Так или иначе, ревность, если отвлечься от нынешнего специфического смысла этого слова – это страсть исключительного обладания какой-либо ценностью, отсюда – соперничество.
«Ревностное» отношение к чему-либо – страстное, личное. «Ревнитель» – страстный приверженец и защитник чего-либо; так, «ревнитель истины» – тот, кто страстно борется за истину (и – что роднит его с элементарным ревнивцем – стало быть, уверен, что обладает ею вполне). Это самый страшный тип ревности, который с трудом поддаётся коррекции даже с помощью опытных психологов. Эгоизм развит до таких масштабов, что любимый человек воспринимается личной вещью, собственностью, которая больше никому не может принадлежать. Мало того, к ней никто не может подойти и уж тем более — проявить какие-то знаки внимания или интерес. Личность любимого человека для такого эгоиста ничего не значит.
Апостол Павел усматривал в этом «замысел врага» и поэтому, духовно бодрствовал: — «дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» - /1Кор.9.27/. Лицеприятная ревность является тоже одним из проявлений превратно понимаемой ревности. Именно ее - лицеприятную ревность проявляли во времена земной жизни Иисуса Христа, книжники, фарисеи и саддукеи, как «ревнители закона» и поборники каждый своей религиозной секты. В наши дни духом лицеприятной ревности заражены «защитники вековых традиций», «ревнители древнего блогочестия», «блюстители церковного благолепия» и другие поклонники человеческих установлений. Опасность для всякого пастыря заключается в том, что он может стать чрезмерным приверженцем той или иной христианской группировки, объединения, союза, движения или общества и, ревнуя об успехе только своей организации, перестанет считаться с правами и интересами всех остальных. В таких печальных случаях, когда пастырь стал на путь лицеприятной ревности. Он, не задумываясь над тем вредом, который будет нанесен Церкви Божией. Станет унижать, недооценивать и даже поносить другие подобные же организации, общины и церкви, судить строгим судом других проповедников истины, «запрещать» им служить Богу лишь только потому, что они «не ходят с ними» /Марк. 9.38/. Лицеприятная ревность не переносит успеха других служителей Христовых. Напротив, она ищет их падения и сорадуется ему. Лицеприятная ревность приведет нас, в конце концов, к настоящей беде, она ввергнет нас в ту самую яму, которую мы так ревностно роем для других.
Ревность лицеприятная также является одним из проявления превратно понимаемой ревности. Этот вид ревности проявляли книжники и фарисеи во дни земной жизни нашего Спасителя. Это они были чрезмерными ревнителями отеческих преданий, блюстители буквы закона, защитники обрядов, традиций и установлений своей секты. В наши дни этим же духом лицеприятной ревности заражены миллионы людей. Подобно ветхозаветным фарисеям, отвергавшим новозаветное учение Христа, современные «блюстители церковного благолепия», «ревнители древнего благочестия», «защитники вековых традиций», «приверженцы веры отцов» готовы были бы вести на Голгофу каждого, кто не разделяет их часто суеверных и безосновательных взглядов.
Опасность современного пастыря заключается в том, что он так же, как и другие, способен стать ярым приверженцем той или иной специфической христианской группировки, того или иного объединения, движения, союза или общества и, ревнуя об успехе только своей организации, перестанет считаться с интересами и правами всех остальных, здравостоящих в вере организаций. В таких печальных случаях, когда пастырь стал на путь лицеприятной ревности, он, не задумываясь над тем ущербом, какой причиняется церкви, унижает, высмеивает и поносит все другие группы, кроме - своей. Лицеприятная ревность обычно не переносит успеха в работе других служителей Христовых и готова чуть – ли, не отстранить их от служения. Ревность, порожденная невежеством, также должна быть отнесена к разряду ложной ревности» - /В.Когутов – пастырское служение/.
«Люта, как преисподняя, ревность стрелы её – стрелы огненные,
она – пламень весьма сильный» - /Песн.8.6/, всепоглощающая и всепожирающая. Кто истинно любит Христа, тот будет ревностно относиться ко всему, что может увести его от Возлюбленного, особенно к самому себе – чтобы не совершить поступка, который заставит Христа удалиться от него, но дабы избежать сего, скорее вырвет правый глаз свой и отсечёт правую руку, а что может быть более жестоким? Немощные и трепещущие святые, испытывающие ревность ко Христу и сомневающиеся в Его любви к ним, обнаруживают, что эта ревность преследует их, как преисподняя; ничто не изнуряет дух сильнее; однако сие есть доказательство силы их любви к Иисусу Христу» - /М.Генри/. Прежде всего, разграничим славянское слово «ревность» (в значении «ревность по Богу»), подразумевающее действительно святое, возвышенное чувство. Суть которого — стремление содействовать славе Божией, огненное желание угождать Богу, и одному Богу, и иное, душевное чувство – ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.
«В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. Совершенно противоположное бывает со страстью»- /Ф. Достоевский/. Аль-гайра (ревность) — это когда человек не хочет, чтобы посторонний вмешивался в его личную жизнь. Что здесь плохого? Это нормальное человеческое качество. Но все-таки ислам не считает, что ревность — это одно добро. Мухаммад, четко сказал: «Есть две ревности, одну Аллах любит, и одну Аллах ненавидит. Ревность, которую Аллах любит — это та ревность, которая проявляется при возникновении греховных поступков. А та ревность, которую Аллах ненавидит, проявляется при отсутствии греховных поступков». Ибн Таймийя сказал: «Хорошая ревность — это та ревность, которая совпадает с ревностью Аллаха». А почему Аллах ревнив? Мы говорили, что ревность — это когда ты не любишь, чтобы посторонний был соучастником в твоих личных делах. Когда человек совершает мерзость, это означает, что он подчиняется своей страсти, в то время, как он должен подчиняться только Аллаху. Аллах видит в совершении мерзости, что человек сделал в этом грехе соучастника Аллаху. Из-за ревности Аллах запретил мерзость. Отсюда мы понимаем, что отсутствие ревности — это когда человеку безразлично увидеть, что близкий совершает непристойное дело. Мужчина должен ревновать из-за того, что его близкий человек совершает непристойное дело. Хорошая ревность совпадает с ревностью Аллаха, а Аллах ревнует, когда человек совершает мерзость, потому что мерзость — это непристойное дело. И ревность говорит о том, что кто-то для тебя не безразличен. Ревнивость, ревность - негативно окрашенное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой. Хроническая склонность к ревности называется ревнивостью. Она считается, как правило, негативной чертой и даже сопоставляется с болезнью. В случае не вовлечённости в ситуацию ценимого человека имеет место зависть.
Как сказал Цициан: «Ревнуйте друг друга, о, ревнуйте! Ибо в этом смысл любви!» «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных…» - /1Кор. 14.1/ Ревность – сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божьей воли. «Ревнуйте о дарах духовных...»- /1Кор. 14.1/. «Ревнуйте о странноприимстве» - /Рим. 12.13/.
О том, что значит ревновать, порою бывают разномыслия и несогласия, и, в основном, только потому, что не имеют правильных понятий о том, что означает само слово «ревновать» и каков его настоящий смысл? Слово это встречается не только в Евангелии, но и в некоторых случаях вообще в русской речи, и потому хорошо обратиться к языковедам, знатокам и специалистам языка и речи. «Ревновать - слово это воспроизведено от слов «рвать» и «рвение» и означает: «потщиться» (постараться, поусердствовать всеми силами), «с рвением стремиться». «Не ревновать - не заботиться, не усердствовать быть равнодушным» - /В. Даль/. К этому моменту может относиться и ревность, смысл которой - горячее усердие, старание, стремление к добру. «Эту ревность не следует смешивать с ревностью супружеской, суть которой - слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-то любви или верности. Охваченного такою ревностью называют ревнивым. А в ком ревность деловая, полезная, того называют ревностным и значение этого - самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всею душой делу». Ожегов, слово «ревность» также объясняет в двух значениях. Если ревность супружеская (или в этом роде), то это будет мучительное сомнение в чьей-нибудь верности и любви. Если ревность деловая, то «усердие, рвение». Если мы читаем тексты о ревности – Отк.3.19; Тит.2.14; Рим.10:2;11:11-14; 2Кор.7.7; 9.2; Кол. 4.13; Евр. 6.11-12: то эти места никак не следует смешивать с ревностью на почве любви в супружестве и дружбе. Все это важно и необходимо, если мы хотим правильно понимать смысл каждого слова в Писании. Деловая ревность, это движущая сила в деятельности всякого служащего Богу в любом виде служения. Даже тому, кто был «ни холоден, ни горяч», и то Господь советовал начинать с ревности, затем - покаяние. Ревностных называют ревнителями Деян.21.20;22.3; 1Пет.3.13; Гал.1.14/. Это люди, исполненные ревности, предавшиеся всею душою делу.
«Подобная ревность свойственна всем истинно верующим. Ревность охватывает различные ступени благодати. Усердие и ревность – источник жизненной силы набожности, зародыш святости, начало благодати, обещание совершенства» - /Ч.Сперджен/.
«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных...» - /1Кор. 14.1/ Ревность – сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божьей воли.
«Бог ревнует о двух вещах: о нашей любви и о нашем доверии. Он ревнует о нашей любви, чтобы мы не любили творение больше, чем Господа, поэтому Он доказывает нам, что творение хуже. Бог ревнует о нашем доверии, чтобы мы не полагались на тварь больше, чем на Него, поэтому Бог доказывает нам неверность поклонение твари. Внешние блага даны нам как пища, чтобы подкреплять нас, но не как опора, без которой мы упадём. Если мы делаем из твари кумира, то наше доверие ему Бог обратит в позор для нас. Доверьтесь бессмертному Господу! Мы подобно Ноеву голубю, не найдём покоя для ног своих, пока не войдём в ковчег Божьей неизменности» - /Т.Ватсон/.  
Источники: Библия. М.Генри – английский толкователь. Томас Ватсон – пуританский богослов.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Теология : Дневник по книге Плач Иеремии - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник изучающего Библию. Книга написана для тех, кто сейчас находится в беде, в страшной беде. Пребывая в уютном и в мирном расположении души и тела постигнуть её невозможно. Не-воз-мож-но!