Всякий разумный человек, даже если не имеет детей, понимает, что такое — иметь в семье сына или дочь, за поведение и жизнь которых приходится краснеть. Любое непослушание детей вызывает в родителях огорчение; а если дитя распущенно и не хочет исправляться, то гнев родителей обязательно его настигнет через наказание.
Еще хуже — когда из детей, в которых вложено много любви и заботы, вырастают полные негодяи, приносящие лишь боль и вред остальным. Сколько детей заплатили черной неблагодарностью родителям, промотав наследство; испортив свою невинность в грехе; уйдя из дома, где их любили... Неслучайно так понятен образ блудного сына из притчи Господа: ведь это — нередкая повседневность многих семей.
В таких случаях бывает, что отчаявшиеся родители просто отказываются от детей: их сердца не могут вынести позора, бесславящего родительские любовь и авторитет. Им стыдно не то что рядом с такими детьми стоять — вообще стыдно называться их родителями.
Когда же речь идет о Боге и людях творениях Бога, то все это приобретает самый яркий окрас. Потому что Писание показывает человека как создание, восставшее против Любящего Творца; как возлюбившее грех, повернувшееся к Богу спиной. И с каждым поколением людей эта разлученность приобретает все более зловещие формы, когда люди ненавидят Бога. Ненавидят Его любовь, ни во что не ставят божью волю и служат сатане, находя в этом зачастую удовольствие. Через грехопадение человек стал дитем дьявола и полностью чужим Святому Богу. И меч Божьего гнева занесен над каждым неверующим даже если он не знает об этом. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдою.» (Рим. 1:8).
«...Гнев Божий пребывает на нем.» - так сказано о всякой неверующей во Христа душе.
Многие религиозные люди пытаются угождать Богу, находясь в состоянии отчуждения и вражды к Нему. Не понимая, как Бог смотрит на человека, люди думают, что угодны Богу, представляя Его таким, каким хотят видеть.
Но Бог стыдится человека в его падшем состоянии.
Бесчуствие же неверующего мешает ему ощутить подлинное отношение Бога к нему, и так проходят годы...которые однажды сменятся страшными словами в вечности: «Я никогда не знал вас... отойдите от Меня, делающие беззаконие.».
Тогда откроется вся нагота людей, которую прикрывали «листочки» самоправедности и невежества. Гнев Бога, подобно урагану, сорвет всякое греховное покрытие с душ, и беззакония человека вихрем унесут его от Святого Бога. Тогда многие познают стыд, который сейчас им неизвестен — когда Бог окончательно постыдится их. Навечно.
Мы все были бы в положении таких людей, если бы не Божья благодать, привлекшая нас через покаяние ко Христу. Увидев однажды себя в Божьем свете, каждая возрожденная душа ощутила, что человек испорчен, а Бог свят; и что сами по себе мы не можем войти в присутствие Бога. И Бог поднял наши глаза на Своего Сына, дав нам веру во Имя Его. Так произошло наше возрождение, после которого между нами и Святым Богом совсем другие отношения:
«Ибо и освящающий и освящаемые, все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями...» (Евр. 2:11).
Мы — Христовы братья!
Христос не стыдится нас, потому что мы освящены Его Кровью, и стали своими Богу. Как Он — от Бога, так и мы теперь от Бога (1 Иоанна 4:4). Нет больше разделения, преграды грехов наших; нет отчуждения, нет тьмы и безнадежности от осознания нашей и спорченности и недостоинства.
«...Теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою...
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу...» (Ефес. 2:13,19).
И Бог нас не стыдится, став нашим Богом и Отцом через Господа Иисуса.
Тот, кто любит Писание и читает его с серьезностью, однажды заметит, что апостолы всегда начинают свои послания с описания той благодати, которой мы одарены. Перед тем, как дать практические наставления, они ставят ноги наши на вечную и твердую почву окончательного примирения с Богом, полного принятия нас Христом. Мы навсегда принадлежим Ему, Он принял нас, омыл Своей Кровью; и всем Своим Бог говорит теперь: «...совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Пет. 1:13).
С такой же ноты начинается и послание к Евреям, откуда мы читаем слова, что Христос нас не стыдится.
Но в конце Послания к Евреям мы находим еще одно место, говорящее о тех, кого Бог не стыдится; и оно не менее важно, чем первое. Только смысл его иной, как и причина отсутствия стыда иная:
«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.» (Евр. 11:13-16).
Дорогие братья и сестры! Я хочу привлечь ваши сердца к тому, чем многие христиане пренебрегают, остановившись в своем пути сразу после обращения от грехов.
Прочитанный отрывок помещен Богом посреди повествований о героях веры, которые своей жизнью являли подлинность своего призвания, своей веры, своего упования на Бога. Все они были героями Ветхого Завета; но при этом все были свидетельствованны Богом в вере, и несли поношение Христово, даже не отдавая себе отчета в этом. Они имели только земные обетования; но оказывается, что в их сердцах были алмазы небесных устремлений — к Богу, в небо, вдаль от грешной земли... Они считали себя пришельцами, и это были не слова, но суть их жизни.
На земле у них не было окончательной цели. Они стремились в небо, и жили соответственно.
Каждому из них Бог дал время испытания, когда они могли что-то переосмыслить, передумать, повернуть назад... пренебречь божественным призванием и вернуться туда, откуда ушли.
Но не было в них таких мыслей. Всю жизнь они положили к божьему алтарю, устремляясь к тому, чего никогда не видели. Они верили Богу среди испытаний, трудностей, страданий, имея в сердце Небесный Град, созерцаемый только глазами веры. Издали...
И что же Бог?
«Бог не стыдится их...». Почему?
«...Они стремились...к небесному».
И это для нас сегодня особенно важно. Потому что очевидно: у многих верующих жизнь веры не пошла дальше покаяния; а что еще более странно — люди продолжают жить, как жили. Так редко мы видим в нашей среде, друг в друге такую жизнь, которая бы реально сияла силой святости и красотой небесных устремлений. Вместо креста в нашей жизни — мысли об этом мире, отсутствие стремления угождать Богу во всем, просто равнодушие и повседневное прозябание, похожее на жизнь окружающих нас мирских людей.
Как редко души ревностно пытаются узнать у Бога - «что повелишь мне делать?». Так говорил апостол Павел сразу после своего обращения (Деяния 9:6); и нам он говорит: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Потому что Сам Господь был на Земле странником, устремленным всем сердцем в Небо. Это о Нем говорят пророчески слова: «Ибо странник я у Тебя и пришелец...» (Псалом 38:13).
И вот перед нами верующими времени Нового Завета — Бог ставит образы людей, которые не просто верили и были спасены по вере, но которые свидетельствовали жизнью, что они — спасенные, граждане Неба, куда страстно стремятся уйти из мира зла и богоненавистничества.
Так было у Авеля, познавшего волю Бога на принесение кровной жертвы и убитого безбожником братом.
Так было у Еноха, который среди всеобщего развращения, не поддаваясь влиянию мира, искал воли Бога и исполнял ее, живя пред Богом, постоянно угождая Ему.
Так было у Ноя, который, приняв откровение Божие, всю жизнь был послушен тому, к чему это откровение призывало его каждый день.
Так было у Авраама, ушедшего из идолопоклоннического общества в неведомые края — за Богом. Но даже там, получив землю, он и его дети устремлялись сердцем к Небу — к Городу, приготовленному для них не на Земле.
Так было у Сарры, ставшей матерью тогда, когда это было невозможно с человеческой точки зрения. Писание называет причину такого благословения — вера. Не просто абстрактная, мертвая, безразличная, но активная вера, проявляющаяся в послушании мужу и следовании за ним.
У всех этих людей было одно в сердце: к Богу, для Бога, с Богом.
Бог не стыдится именно таких людей: они показали жизнью, что достойны своего призыва и избрания.
И не только они говорят, что имеют Бога; Бог говорит, что Он действительно их Бог.
С такими людьми Господь соединяется в общении, направляя жизни и благословляя всем, что нужно. В их жизнях Он проявлялся так, как не проявлялся в других.
А ведь были и другие...
Писание называет Лота племянника Авраама - праведником (2 Петра 2:7). И этот человек мучился среди греха, в котором жил. Но мы не читаем о нем в числе тех, кто описан как герой веры в 11 главе посл. к Евреям. И, вспоминая историю его жизни из книги Бытие, видя его падения, вспоминая события перед уничтожением Содома, мы можем предположить, что Бог СТЫДИЛСЯ ЕГО.
Ангелы даже не хотели входить в его дом; а все спасение Лота имело две причины: милость Бога к нему (Быт. 19:16) и молитвы Авраама о нем (Быт. 19:29).
Лот был праведником, он спасся, но «как головня из огня»; и его жизнь в этом мире запечатлена неодобрением со стороны Господа.
Он не имел ни общения с Богом, ни истинного богатства богопознания, ни силы, ни небесных устремлений. Он стремился в Содом, где получил богатство мира и положение в обществе; но там и погиб бы, если бы ни милость Бога к нему.
Таковых верующих Бог стыдится.
Сколько сегодня есть христиан, которые живут так, словно самое главное — здесь, на Земле, среди развращения и зла, а не в Небе!.. Они не ищут угождения Богу, не страдают от мирских связей, не ждут Христа Грядущего. Они, может быть, действительно дети Божии; они не постыдятся, как этот мир, когда Христос восхитит их вместе с остальными христианами...
Но здесь, на Земле, их жизнь такова, что Бог не встает близко к ним, потому что стыдится их мыслей, целей, жизней...
Как же прекрасно, когда иногда звучат слова: «если среди нас и есть кто-то по настоящему верующий, то это...» и называется имя того, кто прославляет Бога в сердце и жизни, искупленной Христом.
Это, возможно, Сам Бог говорит: «Я не стыжусь его, Я действительно Его Бог. Он являет это своей жизнью и устремлениями.».
Если мы действительно возрождены Богом, то к нам относятся слова: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.» (Ин. 5:24). В этом смысле всякий, кто истинно уповает на достаточность Христовой Жертвы за него, не будет Богом постыжен. Именно об этом говорят слова — «...Он не стыдится называть их братьями...»
Но это откроется в вечности.
Здесь же отношения наши с Господом определяются нашим послушанием Ему и устремлением к горнему. Кого-то из нас Бог здесь стыдится — ведь мы так не похожи на героев веры...
У нас есть еще один пример человека, которого Бог не стыдился. Это апостол Павел. Он очень хорошо знал о своем небесном жилище, которое приготовил Бог. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище.» (2 Кор. 5:1).
Он прославлял за это Бога и стремился к Нему: «...Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.» (2 Кор. 5:8).
Но как он жил, ожидая восхищения?
«И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными...» (2 Кор. 5:9).
Вот состояние сердца человека, которого Бог не стыдится: он стремится к Богу и ищет угождения Ему, причем ревностно. Он рассуждает: «...Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.» (2 Кор. 5:14,15).
И живет не для себя, но для Христа, «забывая заднее, простираясь вперед».
Потому что знает: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа...» (Флп. 3:20).
Таковых Бог не стыдится. Их вера подтверждена жизнью.
Павел не случайно писал это. Среди его духовных чад были те, которых Бог стыдился. Вместо того, чтобы смотреть вперед, они смотрят в мир, назад. Вместо устремлений Павла в их жизнях проявляется разная неправда; они даже сомневаются в апостольстве Павла, хотя сами — следствие его служения. Они не видят Города и не устремляются туда.
Поэтому в словах Павла звучит беспокойство: «...Только бы нам и одетым не оказаться нагими».
Когда человек наг ему стыдно; и стыдно тем, кто видит эту наготу.
Какими же нас сегодня видит Бог?
Наконец, есть еще нечто, что объединяет праведников Ветхого Завета с Павлом и всеми, кто идет угодным Богу путем. Это радость. Настоящая, глубокая, возрастающая радость послушной Богу души, несущей свой крест. «...Издали видели оные, и РАДОВАЛИСЬ, и говорили о себе, что они странники и пришельцы...». То же самое видим и в Павле, устремляющемся в Небо: «...нас огорчают, а мы всегда РАДУЕМСЯ...» (2 Кор. 6:10).
Их сердца, все более ощущающие приближение Неба, благодушествуют. Им плохо в мире — они хотят домой. И с каждым шагом веры эти чувствования растут и крепнут. Обстоятельства могут становиться все тяжелее, но Небо становится ближе, ощутимее, желаннее... И душа, обновляясь в силе, идет за Господом.
Бог не стыдится таковых, взиря на них в благоволением.
Давайте попытаемся понять, что чувствует Господь, смотря на каждого из нас сегодня.
Вслушаемся в призыв, написанный после свидетельства о тех, кого Бог не стыдился: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.» (Евр.12:1,2).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности