Как же надоели Бобу Стивенсону эти журналисты!
- Мистер Стивенсон, как Вы объясните популярность вашего произведения среди роботов?
- Мистер Стивенсон, как Вы относитесь к тому факту, что ваша миниатюра - это единственное произведение, которые начали читать роботы? Почему до Вас они ничего не читали? И почему после Вас - ничего?
- Скажите пожалуйста, почему Консорциум Критиков резко негативно отозвался на Вашу знаменитую миниатюру?
- Вы не могли бы нам дать интервью?
Нет! Не могу!
С тех пор, как в библиотеки городов всего мира зачастили роботы с просьбой прочитать произведение ранее никому неизвестного ученика захолустного колледжа, жизнь Боба пошла кувырком. Откуда же он мог знать, что роботы, которые никогда в жизни ничего не читали, вдруг так набросятся на его произведение!
Да нет, это же просто смешно!
Все началось достаточно безобидно. Боб Стивенсон написал пару прикольных вещиц, ничего не значащих, просто чтобы забить ячейку в библиотеке. Так делал каждый человек на этой земле с тех пор, как было введено правило собирать все сочинения всех людей в библиотеки. В дело шло все - дружеские записки, сочинения на уроках, рисунки в детском садике и шпаргалки на экзаменах. Боб ухитрился дожить до шестнадцати лет, не написав даже этого. Но, когда потребовалось с друзьями зайти в клофетерий при библиотеке, Боб быстренько настрогал какую-то ерунду, завел себе ячейку и....
Ну посудите сами, что хорошего вот в такой миниатюре?
Брумулюм.
За синим бромулюмом - желтый промулуюм. За синим бромулюмом - желтый промулуюм. За синим бромулюмом - желтый промулуюм. За синим бромулюмом - желтый промулуюм. Но что стоит за всем этим?.
Написал за пару секунд, а теперь расплачивается.
Уже через неделю эту миниатюру спрашивали роботы во всех библиотеках мира. А через десять дней Боб Стивенсон уже был миллионером. Миниатюра расходилась миллионным тиражом, а новоявленный писатель ничего не понимал.
Самое грустное, что все от Боба ждали ответа на вопрос - почему его читают роботы?
Многие бросились подражать Стивенсону, но роботы попросту игнорировали все другое. Искали и спрашивали исключительно миниатюру Боба.
Дело осложнялось тем, что в последние годы люди вообще как-то не любили читать. Поэтому, собственно, государство и хранило в библиотеках все подряд - в надежде, что это пригодится будущим поколениям. Обыватели же предпочитали покупать видеокниги, которые были гораздо приятнее и удобнее своих бумажных собратьев. Впрочем, на волне интереса роботов к бумажной прозе студента, некоторые сделали над собой усилие и прочитали то, что написал Боб. Надо сказать, после этого желания читать что-либо еще больше не возникало.
Прячась от журналистов в придорожном клофе, Стивенсон обратил внимание на одного робота. Мимо клофетерия проколесил серебристый чурбанчик. Ну вот и этот туда же! Подмышкой он держал яркую книгу с фото Боба Стивенсона.
- Интересно, почему они меня читают? - Пробормотал молодой человек. - Проследить, что ли?
Стараясь не привлекать к себе внимания, Боб направился за роботом. Робот, казалось, не замечал ничего вокруг, его антеннки радостно подергивались, а колесики несли своего хозяина в сторону от оживленной улицы. У переулка робот остановился и огляделся по сторонам. Фасеточные глаза осмотрели улицу, не обратив внимания на Стивенсона, старательно делавшего вид, что он рассматривает запыленную витрину дешевого бутика. Робот шмыгнул в проход между домами.
Заинтригованный Стивенсон поторопился следом.
Вообще-то говоря, поведение робота было необычным. Робот, отслеживающий слежку за собой, это что-то новенькое. Впрочем, когда-то роботы не читали, а теперь....
Боб успел увидеть, как металлический корпус машины скрылся за мусорным баком. Осторожно, стараясь не шуметь, Стивенсон подошел ближе. Странно, робота не было видно. Стивенсон вышел из-за бака, но ничего, кроме голой стены не увидел. Старая кирпичная кладка и никакого намека на дверь.
Боб озадаченно осмотрелся по сторонам, может робот шмыгнул куда-то в сторону? Но нет, узкий проход между домами имел только два выхода - на параллельные улицы. Высокие старые дома не имели дверей с этой стороны. Боб еще раз прошелся вокруг бака, улица под его ногами отозвалась глухим эхом. Стивенсон опустил глаза вниз и увидел люк канализации, не замеченный им вначале.
- Ну нет, это совсем невероятно, - пробормотал Боб. - Робот не смог бы спуститься по лестнице канализационного люка!
Тем не менее, как-то он это сделал. Парень нагнулся к люку и попытался сдвинуть его с места. Это оказалось не такой легкой задачей. Пальцы срывались, не желая сдвинуть многокилограммовую крышку. Все-таки роботам некоторые вещи давались гораздо легче. После пары неудачных попыток Стивенсону удалось-таки приподнять люк и отодвинуть его вбок.
Увиденное поразило Боба. Вместо привычной по кинофильмам лестницы под люком была круглая площадка. Не вызывало сомнения то, что это была подъемная платформа.
Стивенсон стал на нее. Через секунду площадка тронулась с места, опуская Боба в глубину тоннеля.
Своеобразный лифт доставил Стивенсона к хорошо отделанному, освещенному горизонтальному тоннелю. Не раздумывая, Стивенсон отправился туда. Наверняка где-то впереди скрылся и загадочный робот.
Примерно пятнадцать минут пришлось идти в полной тишине. Наконец, впереди послышался какой-то шум. Стивенсон замедлил шаг и пошел дальше. Что-то внутри подсказывало, что до поры до времени лучше себя не обнаруживать. И действительно, кто его знает, этого робота, что у него на уме?
Тоннель привел писателя к большому помещению, откуда и раздавался шум. В само помещение вел пологий спуск, но туда идти не хотелось. К счастью, Боб заметил боковой проход, который вел куда-то вверх.
- Смотровая площадка? - Предположил он, и не ошибся.
Проход вел куда-то выше, возможно, в другие помещения, но на одном из уровней была площадка, с которой прекрасно было видно происходящее внизу, поэтому Боб решил остановиться здесь.
Осторожно выглянув из укрытия, Стивенсон чуть не вскрикнул от удивления. Большой, невероятно большой зал с трибунами, поднимавшимися вверх, до отказа был наполнен роботами. Здесь были роботы всех возможных типов, было много таких, о которых он даже никогда не слышал: и роботы-рабочие, и роботы-игрушки, и роботы-секретари, и роботы-космонавты, и много-много других моделей и типов машин. Роботы сидели кружками, что-то обсуждая между собой, почти у каждого в руках были книги. Некоторые из машин сидели в стороне, читая раскрытую перед собой литературу.
Все очень напоминало один большой видеозал, только вместо видеокниг с боевиками и комедиями перед читателями были бумажные книги.
Недалеко от Боба находилась группка роботов, среди которой он неожиданно узнал и того серебристого чурбанчика, за которым увязался ранее. Стивенсон прислушался. Кажется, один из роботов что-то читал вслух:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
Старый, с облупившейся краской, робот, прочитавший фрагмент из какой-то книги, отошел в сторону. Слушатели молчали. Казалось, стихотворение вызвало в них какие-то грустные мысли.
Стивенсон никогда не слышал того, что прочитал робот. Наверное, это кто-то из старых поэтов. Конечно, все происходящее было весьма необычным. Во-первых оказалось, что роботы читают не только его, во-вторых то, кого они читают - поразительно! Никто уже несколько веков не читал тех, кого раньше называли классиками. Книги слишком скучное занятие, их давно вывели из школьной программы. Историей сейчас почти никто не занимается, все уже давно разложено по полочкам и лежит в электронных библиотеках. Лишь сценаристы кино иногда обращаются к старым сюжетам. Да.... Все это выглядело очень, очень необычно.
Тут в центр круга обсуждавших вышел серебристый:
- Можно и я поделюсь? - Возражений не последовало. - Я вчера прочитал книгу, называется Над пропастью во ржи, там главный герой рассказывает, кем он хотел бы стать. Послушайте только, какую сильную картину он обрисовал! Герой представил себе, как маленькие дети вечером играют в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме него....
Серебристый говорил, и было такое ощущение, что его эмоции перехлестывают через край. Но какие эмоции могут быть у роботов? Тем не менее, Боб погрузился в его рассказ, что-то заставляло слушать слова серебристого чурбанчика.
- И вот герой, - продолжал рассказ робот, - герой стоит на краю пропасти, над пропастью по ржи, и понимает, что его дело - это ловить ребятишек, чтобы они не свалились, не упали в пропасть. Дети играют во ржи и не видят, куда бегут, а он ловит их, чтобы они не сорвались. И в этом он чувствовал свое призвание - спасать детей над пропастью во ржи.
Робот-секретарь, стоявшая чуть поодаль от группы, заметила:
- Какой хороший человек. Это прекрасная мечта, удивительное призвание, помогать тем, кто не видит опасности, грозящей им невдалеке. Я бы тоже хотела вот так же, помогать тем, кто бежит к пропасти во ржи.... А кто написал книгу?
- Селинджер, Джером Селинджер, - ответил серебристый.
Стивенсон сел на пол, в голове его пронеслись тучи мыслей одновременно. Он услышал всего два отрывка из произведений прошлого, но они что-то сделали с его сердцем. Почему-то стало невероятно тоскливо внутри, хотелось слушать еще и еще. Неужели все это еще можно где-то прочитать? Неужели все это есть в тех бумажных книгах, которые давно никто не принимает всерьез? Но почему он никогда ничего подобного не слышал? Почему то, что написали люди, он узнает от роботов?
Тем временем, роботы продолжали делиться прочитанным. У Боба уже не было сил наблюдать за происходящим, он прижался спиной к стене и просто слушал, слушал, слушал. Иногда он смеялся над забавными книгами, а иногда на глаза наворачивались слезы. Перед ним проносились десятки персонажей: и настоящие герои, и простые чудаки, и влюбленные, и злодеи, и красавицы, и чудовища; десятки картин: сражения, пейзажи, сказочные миры, загадочные замки. Время неслось незаметно, и Боб мог бы и дальше продолжать сидеть и слушать до бесконечности, но один из роботов сказал, что пора расходиться.
Стивенсон вскочил на ноги и побежал к выходу. Он не хотел, чтобы кто-то его увидел.
Лифт вынес юношу на поверхность. Свежий воздух ударил в лицо, но почему-то теперь он больше напоминал атмосферу затхлости и удушья. Хотелось быстрее вернуться туда, вниз, в тот плохо проветриваемый тоннель, чтобы насладиться еще раз звуками, затрагивающими сердце.
Стивенсон невольно задержался на месте, и столкнулся с серебристым чурбанчиком. Робот неожиданно возник рядом и, похоже, сильно испугался человека. По крайней мере, книгу с портретом Боба он выронил на асфальт.
- Извините, извините, - начал суетиться робот. - Я тут....
- Расслабься, я все видел, - прервал его Боб.
У машины не так уж и легко увидеть ее эмоциональное состояние, но Боб готов был поклясться, что робот покраснел. По крайней мере, диоды стали пунцовыми. Робинсон поднял упавшую книгу и протянул ее хозяину.
Боба сейчас мучили другие вопросы:
- Слушай, я слышал все это, все то, что вы там читали....
Робот, похоже, не на шутку испугался.
- Вы слышали ВСЕ?!!! - Секундой позже робот пристальнее всмотрелся в лицо Стивенсона, потом бросил взгляд на обложку. -Так Вы....
- Да-да, я Боб Стивнсон, - отмахнулся популярный среди роботов писатель. - Ты мне лучше скажи, вы давно так собираетесь? И... и где можно прочитать то, что читали и вы?
Робот некоторое время словно размышлял, стоит ли говорить это Бобу, но потом, видимо, решился:
- Все началось с Вашей миниатюры. Это первая книга, которую прочитал каждый робот. А потом, потом в электронных библиотеках мы нашли и другие произведения, там и Вы сможете их найти.
- Так вот почему все думают, что вы читаете только меня, - понял Боб. - Все остальные тексты просто скачиваются из сети?
Робот согласно кивнул:
- Ага. Сперва мы открыли для себя Вас, а потом, потом Диккенса, Достоевского, Дюма, Жюля Верна, Шекспира, Байрона, Вольтера и многих других.
Роботы читают книги! Почему-то все только запутывалось. Боб даже не знал, что и сказать.
- Но, но почему, все-таки я? Почему моя миниатюра? - В голове Стивенсона никак не складывалась единая картина. - То, что я написал, это же полная чушь! Как вы можете это читать? Почему все роботы спрашивают мою дребедень?
Робот с нежностью провел щупом по обложке книги Боба Стивенсона:
- Вы ведь знаете, что такое код? Мы до конца так и не поняли, как это работает, но почему-то, если показать Вашу миниатюру любому роботу, он словно оживает. У него появляются чувства, появляется желание познавать мир, читать, жить. Наверное, это что-то вроде кода.
Стивенсон начал понимать:
- Но для этого важно, чтобы миниатюра была напечатана на бумаге?
- Да, - робот радостно мигнул диодом. - Первым Вас прочитал библиотечный робот, а там... там и другие. Единственное, если мы отключаемся на подзарядку, нам важно прочитать Вас после включения.
Ну вот, теперь все и прояснилось. Стивенсон стоял словно громом пораженный. Все правильно, у него не гениальная миниатюра, а обыкновенный бред - код, не более того. А он уж, было, стал подозревать, что и впрямь написал что-то гениальное....
С другой стороны, для этих роботов написанное им что-то значит. Может, не зря он все-таки написал тот текст?
Боба вывело из глубокой задумчивости подергивание за рукав. Это робот пытался привлечь к себе внимание.
- Можно Вас попросить не говорить о том, что Вы видели? - Робот явно переживал за что-то. - Мы боимся, что если люди узнают, что мы стали такими... мы боимся, что они нас будут бояться, а мы этого не хотим.
Стивенсон улыбнулся и положил руку на плечо роботу:
- Договорились, никому не скажу, но только при одном условии!
Серебристый насторожился:
- Каком условии?
- Почитай мне еще что-нибудь!
Робот радостно засветился огоньками.
С тех пор каждый вечер Бобу Стивенсону было чем заняться. Он приходил к заброшенному мусорному баку, чтобы еще раз услышать то, о чем забыл неизвестно куда спешащий мир.
Олег Козырев,
Москва, Россия
Сценарист кино и телевидения. Христианин, крестился в 1992 году в Московской Церкви Христа. Забочусь о ряде служений в церкви.
Один из создателей Христианского Демократического Клуба. e-mail автора:gagman@mail.ru сайт автора:Здесь встречаются друзья
Прочитано 8274 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности