Мендель, окончательно запутался в своих поисках. Казалось, он уже было, находил истину, но вот она снова становилась, словно не достижимая. «Где она истина и что есть истина?» Порой он желал быть всем для всех: для арабов как араб, для иудеев как иудей, для мамочки своей как послушный сынок, а для отчима; для отчима было лучше, чтобы он ему на глаза не попадался. Что Мендель и старался делать. Вечерами он часто околачивался среди неформалов, днем учился в иешиве, как прилежный ученик, одним словом «хоть на рану прикладывай» Но, оставаясь наедине с самим собой, он иногда ощущал невероятную пустоту. Родной отец бросил его с матерью еще в детстве. Арабская независимость взыграла в голове отца. После чего он отказался прозябать, находясь на одном месте и пустился в бурлящий потока авантюризма. О нем толком никто и не слышал больше. Хотя самому Менделю порой нравилась арабская фанатичность, которая зачастую близка к экстремизму. «Это лучше чем дедушкина пессимистичность, а также его эта любимая фраза, что все к лучшему. Даже если бы дом сгорел или перессорились все родственники, дед бы и тогда сказал, что во всем нужно увидеть промысел Всевышнего» - так иногда думал Мендель, он же Димка. Конечно, он любил своего дедушку. Но иногда старик напоминал собою некую музейную ценность, антиквариат, со своими почти энциклопедическими знаниями и устаревшими словами. Только вот жизни было маловато. А именно этого катастрофически не хватало Димке. Ему порой казалось, что он задыхается от «затхлого воздуха жизни» Да Он был непредсказуем как ветер, но он просто искал, искал, искал. «Есть же выход? Нельзя вот так просто бессмысленно существовать?» Дед много молился из седура, но в основном заученными фразами, что уже раздражало Менделя: «Что нельзя своими словами молиться что ли?…» Сам Димка задумывался о Нем, но не мог так долго. Бог, о котором иногда упоминали как «Адонай» в синагоге был некой абстрактной личностью, так, по крайней мере, Его представляли ведущие вожди. «Возможно, Тебя и нет. Кто Ты?» Иногда, украдкой Мендель почитывал библию. После чего возникали вопросы: «Почему этого плотника так ненавидят евреи?» Когда он дочитывал до распятия, слезы наворачивались на глаза сами по себе. Иногда приходило вдохновение, и он писал стихи на манеру Верлена. Жизнь Верлена была непредсказуемой, чем-то, как ему казалось похожей на него. Устав от жизни поэт не раз в своих стихотворениях обращается к Богу...
Димка чувствовал, себя порой марионеткой в руках судьбы, и тогда ему вспоминались строчки из библии « все мы совратились как овцы блуждающие»
В последнее время Мендель часто спорил с одним из своих друзей о христианстве в целом.
- Ты хочешь, как они стать овцой?- спросил Фима с ухмылкой.
- Нет, я хочу просто разобраться в своей жизни – как-то отрешенно ответил Димка.
- Тебе недостаточно синагоги? – Фима не отступал так просто.
-Ты же туда сам не ходишь – сказал Димка, но Фима, словно не услышал.
- О да, я забыл, ты же хочешь раввином стать. И конечно тебе нужно будет много знать, чтобы выигрывать во всех спорах, понимаю...- лицо Фимы покосилось от грубой насмешки.
- Ничего ты не понимаешь. Я уже сомневаюсь, хочу ли быть раввином. И вообще мне надоели некоторые заморочки, которым нас учат - На лице Менделя стало появляться раздражение.
- Ого, парень полегче, так можно и потерять статус хорошего мальчика…
Димка долго еще не мог уснуть. Мысли роились. Казалось, он спорит сам собой. «Кем я действительно хочу быть? Вот Мишка на врача учится, а Леха бабки зарабатывает и большие, а я раввином хотел, а теперь и не знаю,…Может мне успокоиться и быть как все…» Но затем, как будто кто-то развеял эти мысли и пришли другие сладкие, манящие…Димка крепко уснул…
2 *****
Во сне Димка видел красивый парусник. Медленно он уносился в даль и от этого оставлял все больше мира и покоя.…Так было приятно, что не хотелось даже просыпаться, но будильник на мобилке разрывался «во все горло»
- Встаю, встаю…- Димка глянул на часы - ого, я забыл переставить на другое время…
- Дима, вставай, завтракать- с кухни слышался мамин голос.
- Сейчас иду…
Он подошел к окну, зевая при этом. Внизу стояла Ленка и глазела прямо на Димку.
- Вот колбаса заметила, как я зеваю, еще подумает, что я только проснулся.
- Надо ты ей больно – зашла мама в комнату.
- А может и надо, ты же знаешь Ленку, пол двора будет знать, что я допоздна сплю.
- А ты то чего так переживаешь?- мама не отставала
- Да ладно тебе, пристаешь ты еще.
- Ты как со мной разговариваешь?
- Ма, я не маленький ты чо пристала. Только не обижайся. Я тебя люблю.- Димка подошел к матери и обнял – о какая ты у меня красивая сегодня.
- Не подлизывайся теперь. Сначала обижаешь мать, а потом…
- Ну, мамуля…
У Димки еще была сестра старшая. Она училась в другом городе. Потому маме не о ком было заботиться, так как о сыне, хоть она и о дочери не забывала вспоминать, чтобы пару рублей и ей выслать. «Пусть, учится доченька, ума набирается»
Во время завтрака раздался звонок…
- Это кто еще к нам пожаловал - недовольно произнесла мама - ешь спокойно, я открою – мама пошла к двери.…В комнату зашел еще один приятель Димки, православный семинарист, Савик, он тоже давно тянул Менделя в свою сторону, видя его
податливость , стараясь сделать из него своего идейного соратника. Правда, иногда православный приятель утомлял его своими нравоучениями.…Вот и в этот раз также…
- Ты понимаешь, что евреи виновны в смерти Христа, потому все беды у них через это.
Димка уминал за две щеки завтрак и с полным ртом разговаривал:
-Но если бы не они, то не было и православной церкви, не так ли? – Димка тоже не отставал.
- Мень писал, что Бог не является Богом какой-то нации – продолжал наступление семинарист, не унимаясь. Димка доедал наспех завтрак.
- Бери хоть чаю выпей, извини, что сразу не предложил, может, поешь?
- Чайку можно.… Так вот о чем я. Ах да!
Только теперь Димка его перебил:
- По-моему Мень евреем был, если я не ошибаюсь.
- Да, но Мень был верным православным священником, при чем русской церкви.
- Еврей это не национальность, как ты думаешь. Еврей это соль для этого мира, как сказал Христос. – говорил Димка не совсем внятно, пережевывая тщательно пищу во рту.
- По-твоему Маркс, Ленин, даже Гитлер говорят, был евреем, что они все были солью – не отставал семинарист.
- Слушай, Савик, может ты тоже еврей вот имя у тебя не русское и не украинское – говорил немного с издевкой Димка.
- А фамилия, зато чисто украинская Кривонос. Ну, где тут еврейское хоть что – то ты слышишь?
- Да ладно это я так. А Павел, Петр, Иоанн, вернее Иоханан
, они то, что принесли миру?
- Но они больше не евреи.- не совсем уверенно произнес Савик.
- Приехали, а кто же они, по-твоему, тогда? Верные православной церкви, что ли?- Димка пошел в контрнаступление.
- Что ты пристал со своими евреями?- почти сдаваясь, отпарировал Савик.
- Евреи принесут снова истину в этот мир, - Мендель говорил, глядя куда - то вдаль и голос его был возвышенный – понимаешь, ты это или нет, но я в это верю…
- Бред, евреям самим сегодня нет дела до иудаизма, в основном все светские.
- Слушай, а какой толк от вашей православной церкви, Меня то ваши убили
- А может и ваши, он ведь им тоже не угодил – Савик ехидненько улыбался.
- Наши, какие они наши, слушай, я сам не понимаю многого, но это то меня беспокоит больше всего. Вот православие верит в Христа, а отрицает что Он еврей. хочешь историю расскажу? – не дождавшись Димка начал рассказывать.
- В монастыре один приставник обучал молодого монаха. Он привел его на огород, что при монастыре. Приставник дал роботу молодому: «Вот возьми, посади эти растения, корнями вверх». Дав задание, приставник ушел. Монах садил растения корнями вверх и подумал: « А почему корнями вверх». И сделал все наоборот. Пришел приставник и, проверяя, увидел, что некоторые растения корнями вверх посажены, а некоторые правильно. Он спросил: « Сын мой, почему ты не сделал, как я сказал». На что молодой монах ответил: «Но ведь это противоречит здравому смыслу» Сын мой, главное сейчас в этом задании не здравый смысл, а послушание»
- Что ты этим хотел сказать? - не до конца понял семинарист.
- А то, что и иудеи и твои православные здравый смысл где-то по дороге потеряли
- И где ты его собираешься искать? - Савик теперь сам смотрел как бы сквозь Димку, задумавшись, словно вникая глубже в свое сердце – я тоже задумываюсь над этим…
- Не знаю пока что где, вот читаю библию и все…
Семинарист перестал пытаться вербовать Менделя, назвав его свободным юным философом, затем удалился…
*****
3
…Сам Димка не пытался никого вербовать, да и куда? Где-то внутри, глубоко он следовал за тихим голосом, который, как ему казалось, вел его, но почему-то всегда в столь противоречивые на первый взгляд места. «Почему так выходит?» - думал он. Иногда, боль отступала внутри и давала место надежде, но не всегда. Вообще-то Димка часто оказывался в яме отчаяния и депрессии, пока снова светлый лучик надежды не пробирался в самые темные уголочки его души. Особенно, когда Димка начинал думать о простом плотнике назаритянине из библии: «Он ведь тоже еврей. Ему поклоняются все христиане, считают Его за Своего Бога. Почему в это не верят евреи? Только, что-то не все христиане живут, так как Он жил» Димка вспомнил, как он спорил с двумя проповедниками, задавая им провокационные вопросы, после чего последние ему стали угрожать, что поколотят. «Где же в христианах была та любовь, о которой Он, назаритянин учил». Димка шел бесцельно, минуя квартал за кварталом. Он мало задумывался, куда идет. Просто вышел, скорее для того, чтобы хоть какое-то создавать движение. Осенняя ранняя пора приятна еще тем, что еще можно гулять вот так до самого позднего вечера, пока не стемнеет. А солнце уже почти спряталось за домами, но еще было достаточно светло, так что домой, не спешилось. Мендель любил гулять один, хотя в тоже время он всегда искал глазами знакомых, но если встречал, тех, кого не желал видеть, то делал вид, что вообще никого не замечает. Знакомые не все понимали Димку. Некоторые считали его немного заумным, некоторые не до конца серьезным из-за отсутствия стремления «думать о завтрашнем дне». Хотя он, как раз таки думал, где ему работать дальше. Школа отнимала столько дневного времени, что оставались только вечера. Вот он и искал себе разные занятия, а именно, как заработать деньги. Летом еще перепадала работенка. Он даже сбивал ящики, правда, не более месяца, не хватило духа или просто не было еще таковой нужды, чтобы продолжать. С одной стороны Димка стремился к финансовой свободе, с другой он все равно еще во многом зависел от матери, которая всегда трудилась, как пчелка. Димке же нелегко давалась физическая работа, впрочем, как и многим из избранного народа. Но Димка старался не увиливать, но в тоже время искать даже в работе свой путь. Ему не нравилось, что некоторые его друзья старались всячески выкручиваться, чтобы заработать себе на жизнь. Таким образом, выживают многие евреи, у которых нет влиятельных родителей. Димка никогда их не осуждал, потому что и сам иногда так подрабатывал. Но все-таки он считал, что есть, нечто большее, чем просто бороться за свое существование под солнцем. В частности, дело, которое любишь. А так получается, что некоторые работают, так, словно отбывают срок заключения. Поэтому, Димка не выдерживал работать долго на одном месте, когда работа становилась рутинной и будничной. Ему при этом говорили, что он еще жизни не знает или то, что у него нет своей семьи и т.д. Но Мендель не сдавался, а продолжал искать…, искать…, искать смысла в жизни, смысла в работе…
4 ***** (Димка это юноша, которому всего 17 лет, так что он представлен был мной как некий Мендель на ХВ. Это просто литературной мой герой, еврей, юноша, который ищет смысла жизни, немного идеалист) Продолжение следует.....
Сокольников Олег,
Украина
Если будем извлекать драгоценное даже из ничтожного - станем, как Его уста... сайт автора:личная страница
Прочитано 5696 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности