На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоан.12:12-18)
Незадолго до пасхи у нас в стране христианами отмечается еще один праздник – Вербное воскресенье. При этом, как обычно, значение праздника ускользает от внимания большинства празднующих. На первый план памятного дня выходят вербы. Причем, не смотря на их жиденький, прутковатый, далеко не пышный вид, растеньица умудряются загородить собой Того, кто, действительно, является виновником торжества. Повествование о событиях, которое и отмечается, как праздник Вербное воскресенье, записаны в Евангелиях, одно из которых – Евангелие Иоанна. Здесь в Иоан.12:12-18 и находится весь смысл празднования. В каждом повествовании есть что-то важное, а что-то являющееся деталями. Причем детали могут быть важными или второстепенными. Что в этой истории является главным, а что второстепенным?
Невооруженным глазом видно, что верба тут не такая уж и стержневая вещь. Правда, вербы здесь нет вообще, вместо вербы – пальмы (в нашем регионе, где пальмы вообще не водятся, а другие растения перед пасхой еще не ожили после зимней «спячки», пальмовые ветви поменяли на вербные), но и пальмы не особо выделены автором. Они упомянуты здесь один раз, да и то вскользь.
А вот сколько раз упомянут здесь Иисус: «Иисус идет в Иерусалим», «…вышли навстречу Ему», «Иисус сел на осла», «… прославился Иисус», «…о Нем написано», «…сделали Ему», «…Он вызвал из гроба Лазаря», «… встретил Его народ», «…Он сотворил это чудо». И всё это в одном отрывке. Сразу бросается в глаза цель повествования – показать нам личность Спасителя: Его встречают, Его прославляют, им восхищаются, в Него верят, как в посланного от Бога. На Него возлагают надежды. Вспоминают, что Он воскресил Лазаря. Какое место здесь занимают пальмовые ветви? Им отведена небольшая роль: они в Палестине были символом победы и мира. Встречая ими Иисуса, бросая эти ветви Ему на пути, люди тем самым встречали Его как победителя, как Царя. Они были средством выражения веры в Его Божественную миссию. Не в самих ветвях было дело, а во встрече Царя царей. Так что, принося, домой из вербной рощи веточки, уместно было бы думать о встрече Христа, как Сына Божьего, пришедшего на землю, в Свои владения, к Своим людям.
Но многие ли задумываются о мессианстве Христа? Ветви сегодня скорее отвлекают, чем выражают нашу веру. И само название праздника заставляет человека искать прутья, вместо того, чтобы побуждать к чтению Евангелия. Назови мы праздник как-нибудь по-другому, может быть, хотя бы некоторым помогли бы начать поиски смысла праздника. Если бы этот день именовался, скажем, Днем воцарения Христа, у всех были бы на слуху слова: «воцарение» и «Христос». А слово «верба», пахнет скорее весной.
Впрочем, тот, кто предложил этим растением окрестить знаменательный день, не особо виноват: глухие к призыву Божьему люди все равно не обратили бы внимания на значение праздника, дай ты ему хоть наиточнейшее название. Им даже слова «Рождество Христово», «Воскресение Христа» ни о чем не говорят. Рождение младенца затмилось Новым годом, Воскресение Христа – куличами, яйцами и посещением кладбищ, а торжественный, царский въезд Христа в Иерусалим – вербами. Ничего не попишешь – тот, кому Христос не нужен, будут извращать любой праздник, как бы он не именовался. И те самые фарисеи, имея все доказательства Его Божественной миссии, распяли Его. Им не помогло даже, совершенное недавно, чудо воскрешения Лазаря.
Но мы обращаемся к тем, кто хочет знать истину, кто готов непредвзято взглянуть правде в глаза: правда в том, что Христос людям нужен, и без его благодати они теряют самое важное в жизни. И вера в Христа подразумевает послушание Ему и благодарение, а также желание ценить все события, связанные с Господом.
Торжественный въезд в Иерусалим – это день признания Иисуса как царя, как помазанника Божьего. И если мы сделали такое признание, значит мы на правильном пути: среди множества направлений в мире, именно этот ведет к Небесам, к блаженству. Иисус говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13,14). Путь на небеса не пространен, он – только со Христом.
То как мы отмечаем праздник, это даже своего рода экзамен для нас. Если мы в эти дни говорим о том, что Христос – Царь нашей жизни, значит мы – христиане. Но коль ограничиваемся ветками, значит мы христиане по традиции. В этом случае, наше христианство – только символ. Но символичными для нас тогда будут и небеса. И только Божий суд будет реальным. Тут есть о чем подумать, кому чего хочется: одним – Господь и ветви, другим – только ветви. Первым – новое небо и новая земля, вторым – только старая земля.
Христос – наш Спаситель, поэтому ветви – это не просто ветви, а признание Иисуса Царем всех Царей. Так уж повелось: за земных правителей сегодня голосуют бумажками, за Иисуса – пальмовыми или вербными веточками. Но главное здесь все-таки не средства признания, а сердце. Если голосуешь от души, значит голосуешь правильно. Только, как всегда, начинать нужно с покаяния. А без него и Рождество – не Рождество, и Пасха – не Пасха, и Вербное воскресенье – не Вербное воскресенье.
Комментарий автора: Это оригинал проповеди. В журнале "Христианское Слово" она опубликована немного в другой редакции.
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 14175 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Торжественный въезд Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим-это не религиозный обряд,когда нужно бить себя ивовыми ветвями,подвергая самосмиреномудрию,но -это праздник духа
христианина,смирения и подчинения своей жизни воле Бога!Не может быть двух царей на троне сердца человека,может быть только один-Христос,и кто это понимает ,тот на правильном пути , на узком и тернистом,ведущем к вечной жизни. Комментарий автора: Это у вас как бы коротенькая проповедь получилась.
Костя, Лях
2009-04-05 15:52:05
И на намом деле, верба да пальмы это просто знак праздника, а самое главное знать, что праздник воцарения Христа как Спасителя. Главное понять суть, что Иисус есть Царь всех царей, и в нашей жизни здесь на земле, и там в вечности на Небесах Господь для нас Царь! Комментарий автора: Аминь
Сергей Асташенкоa
2010-03-26 07:40:09
Наверное вербы все же росли в Израиле. Левит 21:40; «…возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных и веселитесь пред Господом Богом вашим…». Так было велено веселиться в праздник перед Богом. Таким образом, иудеи воздавали Иисусу Христу, божественные почести Комментарий автора: Благодарю, Сергей, за ценное замечание (правда в ссылке ошибка, на самом деле это Лев.23:40. Вполне вероятно, что это те же самые вербы. Хотя, словарь Брокгауза говорит: "Евр. слово арав, вероятно, обозначает тополь евфратский (Populus euphrati-ca)". Как бы там ни было, вы правы: для праздника использовались не только пальмовые ветви.
Антонов Александр Иосифович
2010-03-27 21:57:49
Кратко.Великолепно.Догматически безукоризненно и весьма актуально и поучительно. Комментарий автора: Надеюсь, так оно и есть.
Благодарю за отзыв, Александр Иосифович.
иерей Константин (РПЦ)
2011-03-13 23:58:58
Конечно, согласен с уважаемым автором, что главное в этом празднике - исполнение пророчество, вхождение именно Иисуса Христа, но всё же хочется сказать слово в оправдание и название этого праздника и вообще символики, которую уважаемый Олег критикует. Никто и никогда в Церкви не забывал сути Входа Господня в Иерусалим, и уж тем более Пасхи. Но столь яркие символы являются тем же оружием, что и притчи Иисуса Христа. Ведь Он тоже использует в притчах, говоря иносказательно, очень много ярких образов. Ведь кто приходит за вербочкой или за куличем, не зная сути праздника? Люди, далёкие от Церкви, далекие от Христа, которые еще не познали Его, люди, для которых Христос говорил иносказательно. Человек придет в Церковь за Вербочкой, а увидит любовь христиан, услышит пение псалмов, узнает чуть-чуть больше о Христе. Я вижу в этой символике ту же глубокую мудрость, что и при использовании притч в своих беседах Господа Иисуса Христа.
с уважением Комментарий автора: Ну, я не столько критикую символику, сколько людей, которые видят в этом празднике только символику и забывают о виновнике праздника.
А таковых на самом деле множество. Т.е. их большинство. То, о чем вы говорите, на самом деле это то, как оно должно быть, а не как оно на самом деле.