«Нужно учитывать образцы из всех источников» -/Агата Кристи-мастер детективов/.
«Обида - отрицательная смесь, унять, в себе, не может спесь: «Осла никто почти не примечал, Хоть в спеси никому осел не уступал» -/И. А. Крылов/
Боярская спесь на самом сердце нарастает. На что нам богатство (дворянство, честь), была бы спесь! Спесь не барство (не дворянство), глупая речь не пословица, спесь - это сродни высокомерию, которое оскорбительно для общества. Но, если высокомерие чаще всего от большого ума, то спесь от недостатка ума у данного индивидиума. И агрессивность рядом бродит, во всем, причину для обид находит. Потому что в нём самодовольство, смешанное с тщеславием и чванством находишь.
Рассуждая, нужно говорить на интересную тему, и хотел поговорить о таком чувстве как: эта тема называется обида. Мы все понимаем, что обижаться это не правильно. Маленьким детям говорят: «ты не обижайся, сыночек Ванечка, ты не обижайся, доченька Танечка», но они все равно обижаются. Когда мы вырастаем, мы меньше обижаемся. Хотя мы знаем, что обижаться не хорошо, но все равно обижаемся. И сегодня нужно, чтобы Дух Святой открыл нам в свете Слова Божьего, что такое обида, и почему нам не нужно держать обиду в своем сердце: в обиде всегда находится стрелочник, на которого и держим обиду.
«Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда» - /Иов 19.7/. «Вот я кричу: «обида!». Мне в ответ не понимание звучит, а посрамленье. Теперь я один кричу: «Помогите!», как в ночной тьме.Но ты не поможешь мне из тьмы выйти?! Дружба, кому это нужно? Когда звучит обида. Что такое обида? Обида возникает, когда не оправдываются наши ожидания, чаще всего обида – это реакция на отсутствие проявления ожидаемой любви. Если взять термин «обида», то он тесно связан с терминами «обделить» и «справедливость». Мы обижаемся тогда, когда как нам кажется, что нас обделяют не справедливо. Также обида связана и с «ожиданием». Если вы ожидаете чего-либо от человека, а он этого не делает, то в душе появляется обида, и чем больше разрыв от ваших ожиданий с реальным поведением человека, тем сильнее обида. По Фасмеру слово «обида» произошло от ob-videti, где ob имело значение «вокруг», «минуя», ну а значение второй части понятно и так. Получается, что раньше для людей обида была тождественна лишению внимания. Обидеть дословно значило «обделить взглядом».
Обида, как автомат. После того как ты нажал курок, он продолжает стрельбу. Пока она не будет правильно определена и не произойдет покаяние и перемена, дух обиды будет причиной хаоса и разрушения взаимоотношений. Дух обиды проник в наши церкви и произвел разделения, разногласия, раздоры, страдания и боль. Застарелое возмущение зовется обидой. Николай К. Рерих так описывает процесс развития чувства обиды: «Человек, когда-то почувствовавший маленькую обиду, затем уже в самом творчестве начинает, как безумец, прилеплять к этому зародышу и хвостик, и крылышки, и лапки, и рожки — пока не получится настоящее маленькое чудовище, неотступно живущее за пазухой…».
В СЦ баптистов обиду «носят всё время на плече». Спросите, «а вы её снимаете, обиду?» Носить в себе обиду - значит, все время быть «против» чего-то, а потому у них христиан значительная часть проповедей, бесед состоит из обид по ностальгии. Не в обиду будет сказано, но создается впечатление, что многим христианам доставляет удовольствие чувствовать себя обиженными. Очередной раз доставать из ячейки памяти свои первые «детские» обиды. Коллективные обиды могут сохраняться в психике церкви или христианина веками, питая непрерывный цикл огорчений. «Это прошлое, вероятно, сидело в нём кровоточащей занозой. Психологически он всю жизнь был на крючке. «Обиженная слеза не капнет на землю, а все на человеческую голову» - /Русская народная пословица/. Обида - соляной столб, и не даёт дальше развиваться - не дающий развиваться и получать наслаждение от жизни, как бы в прошлом застреваешь. «Да, общество не может стоять на месте, но оно способно топтаться на месте» - /Борис Васильев/.
«Обида (обидчивость) - «самое тяжкое и разрушительное чувство. Это одна из слабых струн, которая является одним из серьезных препятствий на пути духовного продвижения. Оно свидетельствует о сильно выраженной самости. «Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету» -/Е.И.Рерих/. А нужно идти вперёд к Светлому будущему. Обида – это совершенно не христианское чувство, это показатель, индикатор, где стрелка за красной чертой, далеко ниже нуля, ниже того момента, где начинается христианство. Тот, кто обижается на сделанные замечания, тот даже и не начинал еще следовать за Христом. «Умные не обижаются, а делают выводы»- /Агата Кристи/. Не нужно обижаться и ревновать, такие чувства могут только все испортить. Просто нужно постараться понять друга и встать на его место. Следование за Господом есть путь восхождения на небо, и неизвестно еще чем она кончится; но первая ступень есть отвержение самого себя, с распятие с Христом.
Представьте, человека обидели (могут обидеть в любом обществе а в церкви это процветает), и если он обижается,— больной. У него возникла проблема, он оказался в беде. Это скверна духа, и его надо лечить, ему надо помочь. Обида – это душевная травма, которая возникает так же неожиданно, как любой физический недуг, например, простуда. Когда мы заболеваем, то начинаем лечиться. А если нас обидели, как мы поступаем чаще всего? Вместо того чтобы восстановить душевное равновесие, растравляем душевную рану. Вот почему этот человек кричит, он — больной. Как лечат таких больных? Когда больного, например, с ранением, привозят в больницу, и он кричит: «Помогите», то опытные врачи не спешат помогать. Почему? Он ведь стонет, плачет, а они просто сидят, инструменты ищут, не спешат. Больной кричал, кричал, а потом смотришь — замолк. Тогда все врачи срываются, бегут спасать. Это уже опасно — может умереть! У них есть опыт: пока кричишь, кричи, понимаем, что болит. Но если есть сила кричать, кричи, если нет — надо спасать. Да это так, а в церкви и не думают спасать.
Первым обиженным человеком в истории был Каин. Повод для этого он имел серьезный — Бог почему-то не принял его жертву. Жертва нужна живая, а «Каин принёс от плодов земли дар Господу» - /Быт.4.3/. Всего точнее мысль еврейского текста передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит iratus — «разгневался». Именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а его брату»- /Виссарион/. Получается, Бог обидел Каина? А человека тоже Бог обидел, что он на Бога обижается: если есть Бог, куда Он смотрит на такое зло!
В чем корень обиды, как она развивается и как с ней справиться, а значит — научиться прощать? Вы представляете, как фарисеи были обижены на Христа, когда Он говорил им притчу о виноградарях: «поняли, что Он о них говорит» - /Мт.21.45/. Ведь людям, которые считали себя самыми верными хранителями отцовских преданий, было заявлено, что они — просто зарвавшиеся работники, которые присвоили себе то, что им не принадлежит. А что в наше время в церкви не так: устанавливают свои уставы, вечеря Господня происходит утром, не крещённый в их церкви не участвуй в хлебопреломлении. Фарисеям вообще часто приходилось обижаться на Христа: и шаббат нарушил, и в неположенное время исцелил сухорукого, и с мытарями и блудницами вкушал пищу, предания старцев не соблюдал и много чего еще, и всегда ими владело чувство попранной справедливости. И ради того, чтобы эти правила сохранить, они отдали Сына Божьего на распятие, потому что с их точки зрения это было справедливо.
«В соответствии со своей верой, полагаясь во всём на Всевышнего Аллаха думаю, что чувство обиды испытал каждый из нас хоть раз в жизни. Смешно говорить о разовой обиде! Да, наверное, мы каждый день на кого-то или что-то да обижаемся. Можем обидеться на самих себя, можем обидеться на свою судьбу, а чаще всего мы обижаемся на окружающих. Связано это у каждого совершенно с разными обстоятельствами в жизни. Не купили ребёнку очередную игрушку, которое у него и так целое море, – он обиделся. Не поставила учительница в школе заслуженную пятёрку – ученик затаил обиду. По разным причинам обида очень часто присутствует в нашей жизни у кого-то ежедневно, у кого-то реже, но в любом случай без нее очень трудно обойтись в нашей простой человеческой жизни. Когда мы осознаем такое простое объяснение вреда обиды, тогда разум подскажет нам, что нельзя поддаваться ядовитым воздействиям этого качества» - /Ислам/.
«Что делать с обидой? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
« - Обида бывает малая, средняя и большая, а также острая и хроническая, - объяснил мудрец. - Все эти обиды суть разновидности болезни и требуют каждая своего лечения. Малая острая обида похожа на укус слепня - ее лучше всего не заметить, подобно тому, как слон не обращает внимания на вопли обезьян. Средняя Острая Обида может заставить человека пошатнуться; она подобна рыси, прыгающей с дерева на спину оленя. К такой обиде следует развернуться лицом и победить ее в открытой схватке оружием мудрости и самоотречения, усмиряя ее подобно тому, как всадник укрощает норовистую лошадь. Большая острая обида подобна стреле, поражающей воина и на время повергающей его в беспамятство. Такому человеку нужны помощь и сострадание, а иногда и крепкие путы, как обезумевшему от боли медведю. Малая хроническая обида подобна постоянно гноящейся царапине, про которую человек может забывать, хотя она отравляет его подобно гнилой воде из болота.
У этой обиды важно найти ее корень, после чего она превращается в острую, а затем исчезает. Средняя хроническая обида подобна ядовитой змее, свившей себе гнездо в сердце человека и отравляющей своим ядом всю его душу. Однако человек незаметно для себя привязывается к этой змее, тем более что она поддается дрессировке. Ее нельзя выгнать, иначе как договорившись с ней по-хорошему и поселив на ее место основательную Добродетель. Большая хроническая обида поглощает человека целиком, подобно тому, как удав заглатывает овцу и не спеша переваривает. Единственный выход здесь - полное преображение, подобное превращению куколки в бабочку».
Есть такая сказка, где жадный мужик нанимает работника на удивительных условиях: кто на кого обидится, тот тому и платит. Жадный в церкви, очень обидчивый, если нужно кому помочь для него это как кипяток на голову воспринимает с такой болью в сердце. Жадный мужик, конечно, рассчитывал, что работник обидится на оскорбления, несправедливость и тяжелые условия работы, и вместо того, чтобы заплатить ему за труд, можно будет еще нажиться на его законных претензиях. Но вышло по-другому. Работник оказался «парень не промах». Сказка, прямо скажем, не слишком-то умная, но в каждой сказке - как и в каждом серьезном литературном произведении - всегда можно отыскать отблеск мудрости. Принцип «Кто обидится, тот и остается в убытке». Жадность всегда в обиде.
В самом деле, обида в корне противоположна духу и букве Евангелия, идет наперекор всему, что говорит нам Спаситель. Чувство это совершенно бесплодное, тупиковое, оно не ведет никуда, кроме дальнейшего ущерба самому себе, окружающим и общему делу. Из обид происходят: ссоры, скандалы, злоба, ненависть, отчуждение между людьми, равнодушие, пассивность, бездеятельность, безнадежность... Обида, как ржавчина, разъедает, разрушает отношения между людьми, будь то в государстве, в обществе, на производстве или в семье. Особенно в семье: здесь обидами истребляется любовь.
Первое, что произошло читаем - Иосиф вышел из тюрьмы «и поспешно вывели его из тюрьмы»-/Быт.41.14/ Второе, к нему пришли братья «и увидел Иосиф братьев своих» - /42.7/ Если в сердце есть обида, то из обиды вырастает ненависть, предательство и охладевает любовь. Но мы видим, когда пришли его братья, Иосиф дал им хлеб, он их простил: «Вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро»-/Быт.50.20/. Если бы он их не простил, он мог сказать: «жив Господь, попались голубчики, сейчас суд праведный придет на вас». Но Иосиф был другим человеком, поэтому Господь сделал его начальником Египта - /Быт.41.41/.
Есть над, чем и дальше делать выводы, что получим от обиды: кто ищет повод к обиде, тот и растит печаль. А кто растит любовь тот и возрастает как Иосиф каждый в своём положении.
Источники: Библия. Пастор Юрий Ильченко. Иеромонах Макарий. Использованы школьные сочинения для взрослых: Алсу Галиева 6 класс с. Мишкино, Башкортостан. Екатерина Шалина 9 класс Новосибирск.
|