Фетишизм - (порт.feiticao – волшебство) - франц. fetichisme, fetichism - идол, талисман. У православного креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», которое, в свою очередь, производное от глагола «cruciare» — пытать, мучить. C лексико-семантической языка греко-язычные христиане, переводили латинское слово crux словами stauros- стаурос, или ставрос.
Крест как символ христианства ввел император Византийской империи Константин (после того как ему было знамение на небе в форме креста). Церковный историк Евсевий Памфил в «Книге первой о жизни блаженного царя Константина» повествует о том, что императору Константину Равноапостольному во сне явился Христос и повелел сделать знамя для защиты от врагов. Которое имело следующий вид: «на длинном копье, покрытом золотом, была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста», а на нем — «символ спасительного наименования — две буквы показывали имя Христа, Одновременно с этим крестом император Константин увидел сияющую надпись «с этим победишь». Христианские легенды утверждают, что именно это предсказание обратило императора в христианство. Он сделал монограмму своей эмблемой, поместив ее на имперский штандарт вместо орла. Факт дохристианского происхождения символа креста признает и католическая энциклопедия: «Знак креста, - говорится в ней, - в своей самой простейшей форме, перекрещенных двух линий под прямым углом, существовал гораздо раньше на Востоке и Западе, прежде чем стал символом христианства. Его истоки берут начало в далекой истории человеческой цивилизации». Слово крест латински – крукс, первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения. Крест – еврейски цлав – распятие слав – «Крест», выше – косая перекладинка – «Слава Христова» - цлав Того, кто взошёл на крест. Отсюда и идут выражения: «Слава Богу», «Слава Господня», потому, что Крест – это символ Слово того, кого называют Сыном Божьим и Спасителем.
Для того чтобы повысить престиж отступнической церкви, в нее принимались язычники, не возрожденные верой, которые были вполне вольны сохранить свои языческие традиции и символику. После чего «Тау» или «Т» в своей наиболее часто встречающейся форме (со слегка опущенной поперечиной) стал легко восприниматься в качестве Креста Христова»
Веские археологические и исторические свидетельства подтверждают, что в Израиле в то время использовалась стойка с горизонтальной перекладиной (лат. patibulum), и именно эту перекладину нес на себе преступник к месту казни. С точки зрения в классическом греческом языке означало на самом деле, это был деревянный просто «вертикально стоящий шест или столб» с горизонтальной перекладиной, больше напоминавший имело форму греческой буквы тау (Τ- crux commissa), и понимали эту букву как символ христианства. В древности первое слово означало в широком смысле кол, «ограждать кольями, ставить ограду или забор» или же «свая, используемая для фундамента», а второе — вертикальный столб, отрубленное древо, полено. А именно: обычный столб, или кол, без всякой поперечной балки, прикрепленной под каким-либо углом. Нет никаких доказательств другого использования этого слова». Однако позднее, когда Эллада была завоевана Римом и греки познакомились с крестной казнью, слова ставрос и ксюлон стали означать также распятие (любой формы, в том числе и столб без перекладины). Для распятия использовался длинный и толстый брус, который, как полагают некоторые, и это возможно никогда не подвергался сушке и не обтёсывался. Если в еврейских и греческих языках слова «крест» не было, то на латыни оно было – декуссатио (decussatio). Но на кресте римляне не казнили, ни одного человека, так как это невозможно в принципе. Крест – это геометрическая фигура, языческий символ, но не орудие казни. Казнили на столбах, которые имели разную форму, назывались по-разному, или форма столба не имела значения. Этот столб состоял из двух частей – собственно столба и колоды. Осуждённого, с колодой на шее, буквально, «колодника» (patibulatus), вели к столбу (а вовсе не к кресту), после чего его вместе с колодой вешали на столб, буквально «фиксировали на столбе» (crucifixio) вместе с колодой. Некоторые исследователи утверждают, что Иисус был распят именно на таком столбе и что к месту казни он нёс не сам столб, а колоду от этого столба. В языке койне колода и столб – это, действительно, одно и то же слово «ксилон». «Мы не должны благоговеть даже перед статуей Христа, т.к. это лишь вырезанный кусок дерева» - /Фома Аквинский/.
Крест стал предметом культа, а для простых людей – даже магическим талисманом. Крест Иисуса Христа не был красивым, с золотым убранством. Сегодня миллионы людей носят на груди крест или крестик, но так и не взяли свой крест и не следуют на самом деле за Христом. Сегодня на шее полуобнаженных девиц или блудниц висят красивые крестики из золота или серебра, но они совершенно не понимают, что значит крест Христов. И когда в храме вам предлагают приложиться к кресту… тот ли это крест, о котором говорил Христос? И не уничижаем ли мы Христа, заслоняя Его страдающий лик серебряным или золотым крестом? Полагая, на каком золотом кресте, был повешен Иисус Христос в красивом убранстве. Красота, смотрите и радуйтесь. Чем дороже крестик, тем лучше Христу будет висеть? Позволю еще раз обратить ваше внимание на то, что крест это не что-то прекрасное. Это орудие казни, позорной смерти. «Римские воины плевали на Иисуса и били Его по голове, возложив на Него венец из терна. Все эти издевательства настолько ослабили Иисуса, что его стражники были вынуждены заставить Симона Киринеянина нести Его крест» - /Мт.27.32/. Поскольку весь крест целиком весил около 140 килограммов, осужденный нес только его перекладину, весом от 35 до 60 килограммов. Ее возлагали на шею жертвы, уравновешивая на плечах». Археологическое свидетельство настоятельно предлагает, что преступники во времена времени Христа не были вынуждены нести полный крест T-формы, как обычно изображается в драгоценностях Арт Деко или фильмах Голливуда, а скорее только одну часть креста, которая весила бы между 75 и 125 фунтами. Крест является символом христианской веры. Им увенчаны христианские храмы, одежды священнослужителей. Его носят на теле верующие. Без креста не обходится ни один христианский обряд. По утверждению церковнослужителей, этот символ принят христианской церковью в память мученической смерти Иисуса Христа, который был якобы распят на кресте. В действительности же крест почитался задолго до христианства у разных народов. Ранние христиане не почитали креста. Они относились к нему с презрением, как к языческому символу. Только с IV в. крест становится христианским символом. Утверждая, что крест почитается в христианстве в память того, что на нем был распят Христос, служители религии искажают историческую правду. Дело в том, что преступников в ту пору распинали не на кресте, а на столбе с перекладиной в форме греческой буквы «Т» (тау). И не случайно один из «отцов церкви», Тертуллиан, писал: «Греческая буква тау, а наше латинское «Т» есть образ креста». Только позднее православные приняли в качестве символа крест, почитаемый ими и поныне. При этом современные богословы заявляют, что «крест всякой формы есть истинный крест», пытаясь тем самым снять вопрос, почему католики признают кресты одни, а православные — другие, почему существуют такие и даже глупые кресты. Ведь если бы было очное известно, на каком кресте распяли Христа, такого разнобоя не было бы. Делаются и попытки объяснить смысл каждого вида креста. Четырехконечный - это якобы изображение орудия казни Христа, а шестиконечный - символ шести дней творения. Горизонтальная черта в нижней части восьмиконечного креста будто бы означает подножие, на котором покоились ноги Иисуса в момент казни, а расположенная наискосок перекладина символизирует связь Христа и с обитателями земли, и с небом. Все эти объяснения лишний раз доказывают, что почитаемые христианами кресты не имеют ничего общего с тем орудием казни, которое применялось в Римской империи и стало священным символом. Но даже если бы Иисус умер на «кресте», то разве это означало бы, что нужно поклоняться кресту? Номинальное христианство – единственная религия в мире, которая сделала своим символом орудие казни и притом столь бесчеловечное. В книге «Крест в нехристианских религиях» Дж. Д. Парсонс пишет: «Ни в одном из текстов, написанных на греческом языке и составляющих Новый Завет, нет ни единого предложения, которое хотя бы намекало на то, что стаурос, на котором казнили Иисуса Христа, как-то отличался от обычного стауроса. И тем более там нет и намека на то, что этот стаурос состоял не из одной, а из двух балок, соединенных в форме креста. Наши учителя глубоко заблуждаются, когда при переводе церковных документов с греческого на наш родной язык переводят слово «стаурос» как «крест» и поддерживают такой перевод, внося в наши словари слово «крест» как значение слова «стаурос». Крест как символ христианской веры служит церкви для внушения верующим идеи смирения, покорности, терпения, необходимости, подобно Иисусу Христу, идти через страдания, безропотно «неся свой крест». Об этом следует знать и тем, кто, внимая религиозным проповедникам, чтит крест, и тем, кто, следуя моде, проявляет интерес к нему, используя его в качестве украшения. Ведь нередко с увлечения религиозной атрибутикой, первоначально не очень серьезного, начинается путь к религиозной вере. Вот почему к таким увлечениям нельзя относиться как к чему-то несерьезному, проявлять к ним терпимость. Тратить безумные деньги на подобные предметы – это настоящее идолопоклонство и фетишизм. При этом если коллекционер приобретает такое оружие, то вовсе не потому, что разделяет идеи убивавшего или убитого из этого оружия – его интересует само оружие – кем и против кого оно использовалось. По этой аналогии утверждать, что Иисус умер на кресте, важно для тех, кто использует крест как фетиш для поклонения. Это важно для тех, кто носит крест на шее как амулет, кто вешает крест на стену как оберег, кто целует разукрашенный крест в церкви, чтоб удовлетворить свои эмоции. Разве такой человек послушен Богу, в слове которого написано: «Не делай себе резное или какое-либо другое изображение. Не кланяйся и не служи им» /Исх. 20.4.5/? Конечно, нет! Сам Бог Иегова говорит через Иеремию, что идолопоклонник поворачивается к Богу «спиной, а не лицом» /Иер. 32.33/. В I века христиане не делали изображений креста. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа. И на самом деле важен не крест, а Тот, Кто на нем принял мученическую смерть во искупление наших грехов. Слыша возражения, что, мол, крест освящен кровью Христа. Может и так? С точки зрения православия, которые всё освящают. Не крест освящен, и не гвозди, и не молоток, на который брызгала кровь Иисуса, а наши сердца освящены кровью Христовой, если мы уверовали в Него. Мы уже говорили о том, что на груди у многих людей красуются кресты. Для чего? Многие говорят, что крест их охраняет. Но мы уже достаточно говорим об этом, которые, по мнению многих людей, их защищают. Помните, что кресты и другие предметы не одушевленные, следовательно, и не могут спасать. Спасает не крест, а Тот, Кто совершил спасение, страдая на этом кресте. И если у человека нет веры в Иисуса Христа, а есть на груди просто крест, то этот крест не спасет его ни от беды, ни от греха, ни от дьявола, ни от вечной погибели. Это делает только Живой и Святой Господь Иисус Христос. Что мы можем сказать сегодня о кресте, как люди воспринимают его? Безусловно, современный человек понимает, что крест является символом христианства. Принимают ли евангельские церкви такое понимание? По большому счету, да, потому что и на домах молитвы, и на Библиях, и на кафедрах, и во многих других местах они изображают крест. В чем же тогда вопрос? Вопрос в том, что сам символ не является средством спасения, следовательно, и не должен быть предметом для поклонения.
«Что такое крест и почему нужно его взять? Некоторые говорят: «Господь возложил на меня крест». Не возлагает Бог ни на кого крест, а только предлагает добровольно его взять. «Кто не берет креста своего и следует за Мною,— говорит Христос,— тот не достоин Меня» /Мат.10.38/. «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником»- /Лук.14.27/. Представители разных конфессий возводят крест на здании церкви. Многие носят крестик на шее и верят, что они взяли и несут крест. Крест ставят и на могиле умерших — но всё это вовсе не значит «взять крест свой». Христос говорил: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» - /Мат.11.29-30/. Взять иго - это признать над собой власть Христа, покориться, подчиниться и полюбить Христа. Человек не нейтрален. Если он не покорится Христу, он подпадёт под господство злого князя мира сего, диавола. Поэтому и звучит призыв: измените свою принадлежность, станьте гражданином неба, признайте Господа своим господином. Взять крест свой — это добровольно согласиться покорить свою волю Христу и всецело Ему принадлежать. Куда Он поведёт, туда идти, и прославить имя Его всей своей жизнью. Можно с уверенностью сказать, что Апостол Павел взял крест свой. «Когда же Бог... благоволил открыть во мне Сына Своего,— говорил Апостол,— чтобы я благовествовал Его язычникам,— я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью...»- /Гал.1.15-16/. Чтобы взять крест, нужно отвергнуть своё «я» и сделать это добровольно, не советуясь с плотью».
Если современному христианину сказать, что Иисус Христос был повешен на дереве: «Бог наших отцов воскресил Иисуса, которого вы убили, повесив на древе - столбе»- /Деян. 5.30/.«И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе» - /Деян.10.39/. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо» - /1Петр.2.24/. Апостол Павел подтверждает: «Когда же исполнили все написанное о Нём, то сняв с древа положили Его во гроб» - /Деян.13.29/. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» - /Гал.3.13/. Христианские проповедники уверяют, что выражение «распят на кресте» и повешен на дереве» - эквивалентны, поскольку крест был деревянный. Но если это так, то почему сегодня христиане не пользуются настоящим Новозаветным выражением «повешен на древе»? - Может потому, что оно «не совсем точно передает» то, что христиане желают считать фактом очевидным? - А на основании чего эти христиане считают, что апостолы Пётр и Павел не произнесли свои фразы «повешен на древе» корректно, очень точно отразив суть?» Мы искуплены, как учит св. Ап. Петр, «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» - /1Петр. 1.18-19/. Мы «будучи оправданы Кровью Его, спасёмся» - /Рим.5.9/ как учит Ап. Павел, ибо «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» - /Римл. 5.10/. Во Христе «Мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов»- /Кол.1.14/, как учит Ап. Павел в другом своем послании: «В Котором мы имеем искупление Кровию Его» /Ефес.1.7/. и примирены с Богом «Кровью Креста Его» - /Кол. 1.20/. Христос «омывшему нас от грехов наших Кровью Своею» свидетельствует и возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов» - /Отк.1.5). Пришедшие от «великой скорби» и облеченные в белые одежды, как было показано ему же в апокалипсическом видении, «убелили одежды свои Кровью Агнца» - /Отк. 7.14/.
Источники: Библия. Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1/. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Анатолий Кулиберда «Христианство: взгляд со стороны». Г.Костюченко-богослов .
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности