Крест христианина.
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и ВОЗЬМИ крест свой, и следуй за Мною» (Марк.8,34)
Когда Господь Иисус представил условия пути Христианина (ученика Христа), то обратился ко ВСЕМ людям: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал ИМ» (ст.34). Первом условии следования за Господом: «ОТВЕРГНИСЬ себя». Теперь рассмотрим второе условие: «ВОЗЬМИ КРЕСТ свой». В христианстве существует масса заблуждений в связи с крестом: одни, цепляя его на золотой цепочке на шею, полагают, что исполнили завещание Христа и взяли свой крест; другие называют своим крестом супруга (супругу); третьи с крестом соотносят свои болезни и т.д. Но, вероятно, не о таких «крестах» говорил Господь Иисус тем, кто ХОТЕЛ идти за Ним. Именно в учении Христа и апостолов, продолжающих это учение в посланиях, мы сможем увидеть, что же имеет в виду Бог, говоря вот так о кресте. Словам, стоящим в эпиграфе сегодняшнего листка, предшествует диалог Петра с Христом, в котором он отговаривал Господа от страданий и смерти: «Будь милостив к СЕБЕ, Господи! да не будет этого с ТОБОЮ!» (Матф.16,22; Марк.8,32). У Петра, как и у остальных учеников Христа, было своё видение ученичества и своя мотивация. Но всё это было лишь человеческим, что умело использовал сатана: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что БОЖЬЕ, но что ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ» (Марк.8,33; Матф.16,23), – возразил ему Иисус. Крест христианина напрямую связан с выполнением ВОЛИ Бога и непосредственным отказом от воли человеческой: «У людей ли я ныне ищу БЛАГОВОЛЕНИЯ, или у Бога? людям ли УГОЖДАТЬ стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то НЕ БЫЛ БЫ рабом Христовым» (Гал.1,10)! – так понимал своё следование за Христом апостол Павел, призвавший подражать ему…
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал.2,19.20)
Крест Христианина – это НЕ УКРАШЕНИЕ на теле исповедующего христианство, а постоянное осознание своего сораспятия Христу! Отверженный и религиозным, и нерелигиозным миром Христос был отправлен людьми на крест и распят на нём. Сораспятие Христу – это отождествление с Ним в Его смерти и в Его отвержении миром. Это всегда приносит страдание, так как мир сопротивляется всем тем, кто не идёт в ногу с ним, а становится на сторону их СУДЬИ – Господа Иисуса. Отождествиться с распятым и отверженным миром Христом можно лишь верой, приняв в сердце все результаты великой Жертвы Голгофы. Если это происходит, то не остаётся места для эгоизма ветхого человека, но всё ОТДАНО Христу: «Уже НЕ Я (!) живу, но живёт ВО МНЕ Христос»! Христос формирует и направляет все интересы и желания, Он становится очевидным в словах и поступках, именно Он является приоритетом в повседневном выборе, Он ВЛАДЕЕТ жизнью. Таковы симптомы действительного сораспятия Христу. Каждого Своего последователя Господь Иисус призывал взвесить Своё исповедание и ученичество и не делать ничего притворно: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек» (Лук.14,28); «берегитесь закваски фарисейской, которая есть ЛИЦЕМЕРИЕ. Нет НИЧЕГО СОКРОВЕННОГО, что не открылось бы, и ТАЙНОГО, чего не узнали бы» (12,1.2). Представлять собой хорошего ученика – не одно и то же с тем, чтобы им воистину являться! То, взял ли действительно исповедующий Христа свой крест или нет, обязательно выявится по плодам его жизни – Христос (Новый Человек), живущий в верующем, проявит совсем иной плод, чем ветхий, плод которого приносит стыд и смерть (Рим.6,21)…
«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – СИЛА Божья» (1Кор.1,18)
Итак, крест – это не украшение, а символ смерти с Христом. Но из сегодняшнего стиха видно, что это «для ПОГИБАЮЩИХ юродство [безумие]». Хотят люди это видеть или нет, признают это или не признают, крест является серьёзной и ощутимой границей между «погибающими» и «спасаемыми». Эти ДВЕ категории людей видят в нём разные вещи, понимают его поразному, относятся к нему неодинаково: для одних крест – безумие, для других – «сила БОЖЬЯ». Человек может принять крест как украшение (что уже сегодня, мягко сказать, не в моде!) и носить его «близко к сердцу», но в то же время ничего не знать о его спасительной СИЛЕ! И то, что он его размещает поближе к сердцу, не означает спасения в истинном его значении. Что бы человек ни думал о кресте, его мысли не сделают крест тем, чем он должен быть (является) по замыслу Бога! На кресте был распят грех как греховное положение (начало). Крест – это могила греха! Если душа это понимает и ПРИЗНАЁТ, то соглашается с волей Бога и Его планом СПАСЕНИЯ. Первородный грех (от слов «первый» и «род» – грех первых людей) повлёк за собой проклятие всех людей: «Как одним человеком грех ВОШЁЛ в мир, и грехом СМЕРТЬ, так и смерть ПЕРЕШЛА во всех человеков, потому что в нём ВСЕ согрешили» (Рим.5,12). Но Божий план спасения заключается в том, чтобы УСТРАНИТЬ грех с дороги и восстановить мир с согрешившим против Бога творением, ставшим Его врагом. Устраняя грех Жертвой Иисуса Христа на кресте Голгофы, Бог делает греховное начало бессильным в человеке, наделяя его Своей силой для победы над грехом…
«Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов» (Гал.6,12) «Крест Христов» – причина преследований и гонений Христианина! Причём, вновь мы видим здесь войну по плоти: «Сами обрезывающиеся НЕ соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (ст.13). Крест Христа не только является серьёзной и ощутимой границей между «погибающими» и «спасаемыми» (1Кор.1,18), но и передовой на этой войне. Каждый, кто воистину пережил рождение свыше, хорошо знает из личного опыта, что значит «рождённый по плоти ГНАЛ (!) рождённого по духу» (Гал.4,29). Эти два совершенно разных начала и сегодня играют немаловажную роль в жизни христиан. В их среде, к сожалению, возымела почётное место плоть (естество человека), которая должна была быть отброшена и с которой святые не должны были считаться (Еф.4,22.23; Кол.3,-11). Но (увы!) святые с самого начала существования Церкви пошли не в том направлении – пошли за людьми, увлекшими их «за СОБОЮ» (Д.ап.20,30) и отвлекшими их от Христа! Христиане призваны хвалиться ТОЛЬКО Господом, не приписывая себе ничего: «Чтобы НИКАКАЯ плоть НЕ хвалилась пред Богом» (1Кор.1,29). Но плоть не считается ни с волей Бога, ни с желанием всех тех, кто старается быть Ему послушным. Отсюда и возникает война. Это духовная война между желаниями ветхого человека и нового, которые неодинаковы: «Плоть желает противного Духу, а Дух – противного плоти: они друг другу ПРОТИВЯТСЯ» (Гал.5,17). Слово «Дух» следует, конечно же, писать с большой буквы как относящийся к личности Святого Духа, а не человеческого, мёртвого самого по себе (Рим.8,10)…
«Благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1Кор.1,17)
Евангелие благодати, которое проповедовал апостол Павел, имело целью представить грешнику МЕСТО искупления («место [жертва] умилостивления» – Рим.3,25). Грешник должен знать, что он искуплен (выкуплен). И цена это выкупа – неимоверно велика! А этот выкуп внёс за его грехи Некто, Кто очень любит грешника и не пожалел самого Себя, отдавая Свою кровь в жертву! Когда апостол приходил к людям, то говорил им о кресте Голгофы. Это значит, что он рассказывал им об ИХ искуплении, что за их освобождение от рабства греха заплачена великая Цена. Когда он им проповедовал, старался говорить так, чтобы меньше было видно его самого, но больше представить перед ними «КРЕСТ Христов». А умалить или упразднить этот крест, как мы видим, очень легко – можно просто своей «премудростью слова» затмить истину и отодвинуть её на задний план. На это следует обратить серьёзное внимание всем Христианам сегодня – каждому, кто рождён от Бога, кто любит Его и хочет быть Ему послушным. Любое лжеучение направлено против личности Господа Иисуса Христа. Понятно, кто его автор, и почему он делает. Но следует заметить ещё одну деталь: лжеучение всегда сильно запутано, чтобы неискушённая душа не смогла легко в нём разобраться. И чаще всего случается, что души немного позанимаются исследованием, не находят для себя решения и отбрасывают его в сторону, вместо того чтобы бороться за чистую евангельскую ВЕРУ (Фил.1,27; Иуд.3). Так лжеучения оседают и приживаются в христианской среде, за что каждый из нас будет нести серьёзную ответственность перед Богом и Его Христом (Помазанником). Истина, напротив, проста и доступна каждому смертному!
Будем же учиться у апостола Павла, который СТАРАЛСЯ проповедовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова», но сам жил и призывал других жить «достойно Евангелия Христова» (Фил.1,27)!..
«За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы» (Гал.5,11)
Итак, крест Христианина превратился уже в первые дни Церкви в соблазн: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1,23). Однако несмотря на то, что для кого-то распятый Христос был соблазном, для кого то – безумием, апостолы не переставали проповедовать «Христа распятого», то есть весть о деле Креста оставалась для них приоритетной. Даже если апостолу Павлу пришлось переживать немалые гонения, он не изменил своей позиции и не подстраивался под мнения людей: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли УГОЖДАТЬ стараюсь? Если бы я и поныне УГОЖДАЛ людям, то НЕ был бы рабом Христовым» (Гал.1,10), – как это (увы!) можно наблюдать в сегодняшнем христианстве. Он был рабом Христа, а это значило, что он повиновался Ему и нацеливал свою жизнь на Его (а не людей) интересы. Истинному христианину сегодня следует понимать, что «соблазн креста» НЕ ПРЕКРАТИЛСЯ и не прекратится до момента возвращения Христа. Люди, одурманенные религией, не понимают истинного значения креста, потому что отвергают страдания! Они хотят лишь царствовать, и им всё равно, с кем! Распятый СПАСИТЕЛЬ – эта весть для одних безумие, для других – соблазн в худшем значении этого слова! И те, и другие эту весть отвергают! Но для истинного христианина ДЕЛО креста является не соблазном, а спасительной СИЛОЙ, благодаря которой он способен противостать искушениям. Пусть же и в нашей с тобой жизни, возлюбленный Господом Христианин, это будет всегда очевидным. Пусть никакие обстоятельства не вынудят нас стать на сторону соблазнившихся или отвергающих Его людей. Будем помнить слова Господа Иисуса: «Кто НЕ НЕСЁТ креста своего и ИДЁТ за Мною, НЕ может БЫТЬ Моим учеником» (Лук.14,27)! Страдания за Христа и с Христом – серьёзный тест на истинное Христианство!..
«Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6,14)
Апостол Павел самым серьёзным образом подходил к понятию креста Христова. Для него он был тем МЕСТОМ, на котором и он сам, и мир (со всеми его притязаниями), были приговорены к смерти! Смерть – это та видимая ощутимая граница, из-за которой не существует возврата к прошлому! Прошлое апостола было религиозным. Он был не заурядным ура-патриотом
своего народа, но верным (как он понимал тогда! – 2Тим.1,3а; Д.ап.23,1) слугой Сущего Бога (Д.ап.26,9). Служа религии Бога своих отцов, он не понимал, что без Креста (Его ДЕЛА!) никто не в состоянии на основании каких бы то ни было жертв приблизиться к Богу. Полностью обанкротившимся людям крайне нужна спасительная благодать и ЗАМЕЩЕНИЕ в осуждении, что и совершил на кресте Господь Иисус! Крест для апостола стал не только линией смерти, точкой невозврата к прошлому! Он стал местом благодати, местом умилостивления за грехи (крышкой Ковчега – Лев.16,2)! Более того, он стал для него границей, отделяющей его законническое прошлое от настоящего (в благодати спасения). Мир, которому он служил в прошлом (религия), теперь утратил своё значение. Он распят на кресте! Но это ещё не всё! На этом же кресте мир распял вместе с Христом и апостола. Это значит, что Павел полностью отождествился с униженным и презренным миром Спасителем. И это в жизни апостола было добровольным благодарным действом. Нося свой крест каждый день, добровольно становясь на сторону отверженного Сына Бога, апостол показывал, что признаёт Его великую Жертву, принимает её и следует за своим Господом. Не ритуалы и обряды, но личность СПАСИТЕЛЯ, на которого он смотрел с преклонением – вот что представлял для него крест…
«Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ Моим учеником» (Лук.14,27)
Эти слова Господа Иисуса могут также показаться определённым запретом. Однако на них следует смотреть как на рекомендацию или условие, по которому становится очевидным, являемся ли мы Его учениками или нет. Ученики Христа – это Христиане (Д.ап.11,26). Быть истинным христианином – значит ИМЕТЬ ум Христа (1Кор.2,16). Ум невозрождённого человека, независимо от происхождения, предан нечистоте (Еф.2,3; Тит.1,15.16). А ум Христа душа получает при возрождении. Такие испытания необходимы людям всегда, так как мы имеем склонность видеть себя (мягко сказать) приукрашенно. А сатана, враг людей и Бога, ловко использует наши слабости с тем, чтобы как можно больше навредить нам и Богу в Его работе с людьми. Он искусно использовал данный Богом Закон, через него провоцируя порабощение одних другими: «И вам, законникам, ГОРЕ, что НАЛАГАЕТЕ на людей БРЕМЕНА неудобоносимые» (Лук.11,46). Если же душа осознала над собой Бога-Творца и покорилась Ему, то несение своего креста – это постоянное практическое повиновение божественной воле: «ДУМАЕШЬ не о том, что Божие, но что человеческое… отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,23.24). Враг души («лжец и отец лжи» – Иоан.8,44) обманывает человека заботой о человеческом, а не Божьем! И если ему не удаётся соблазнить и отвернуть душу от Бога через грех, то это он делает через закон, облекая свою ложь в религиозную «праведность». «Но ныне, НЕЗАВИСИМО от ЗАКОНА, явилась правда Божья» (Рим.3,21). Бог искал и ищет новые возможности помочь человеку стать тем, кем Он его сотворил. «Правда Божья» – это Жертва Христа на кресте. Нести свой крест – значит постоянно помнить об этой Жертве, дорожить искуплением и добровольно следовать воле Бога, трудясь вместе с Ним по спасению душ…
«Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16,2)
Если мы думаем, что взять свой крест и идти с ним за Христом – это что-то наподобие прогулки по аллее парка в прекрасную погоду, то имеем ошибочное мнение. Однако именно так и понимают крест все те, кто цепляет его на шею в виде украшения или помещает его где угодно как символ напоказ. Крест – это практические страдания христианина уже тогда, когда он всего лишь хочет исполнять волю Бога. Желание следовать этой воле и быть послушным Богу не является результатом каких-то особенных познаний или откровений. Его производит Дух Божий, ПОСЕЛЯЮЩИЙСЯ в сердце того, кто признал Иисуса Христа своим ГОСПОДОМ: «Бог ПРОИЗВОДИТ в вас и хотение и действие по Своему БЛАГОВОЛЕНИЮ» (Фил.2,13). Никто из Христиан не может хвалиться таким желанием как своим собственным! Но воля человека, испорченная грехом, всегда идёт вразрез воле Бога. Так это было по отношению к Христу, так это стало и по отношению к Его последователям: религиозники не просто преследовали последователей истинной веры (учеников Христа), но думали, что служат Богу, убивая христиан! Когда апостолы ушли на Небо, в среду исповедников Христа вошли люди, подчиняющие всех своей воле (Д.ап.20,29.30). Крест Христианина (гонения за имя Христа!) сегодня приходится нести не только в мире или синагоге, но и в среде таких же исповедников имени Христа. Если душа хочет быть послушной Богу, давшему Своё Слово как единственный абсолютный авторитет на сегодня, то рано или поздно ей придётся принимать и крест – страдания от тех, кто не хочет знать ничего о воле Бога, подменяя её человеческими предписаниями. Но истинное служение Богу неотделимо от креста, страданий за это! Не будем забывать об этом, дорогой и возлюбленный Господом Христианин! …
«Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём» (Гал.6,17)
Крестом христианина может быть и болезнь. Но не всякая болезнь является крестом! Неправильно будет заявлять, заболев, что мы взяли свой крест. Чаще всего болезнь является следствием нашей какой-то невнимательности или неправильного отношения к своему здоровью, подарку Бога! Но бывают и другие причины болезни. И сегодняшние слова апостола Павла очень конкретно свидетельствуют о том, что язвы на его теле являются следствием каких-то действий Господа Иисуса. Он имел с Ним личную встречу, которая не прошла бесследно. О ней более подробно рассказывает Лука: «Савл ВСТАЛ с земли, и с открытыми глазами никого НЕ ВИДЕЛ» (Д.ап.9,1-8). Что-то произошло с его глазами, о чём он говорит и галатийским верующим: «Вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им … если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4,14.15). И с этой болезнью ему предстояло жить и трудиться в том, что поручил ему Господь Иисус. Как бы ни мешала ему в служении эта болезнь, как бы он ни просил о ней Бога, – у Него были Свои планы и Свой взгляд на этот счёт. А апостолу следовало понять мысли Бога и смириться под Его крепкую руку. И он понял это: «ЧТОБЫ я НЕ ПРЕВОЗНОСИЛСЯ (!) чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я НЕ ПРЕВОЗНОСИЛСЯ» (2Кор.12,7).
Возможно, и кому-то из нас сегодня придётся пройти через такую воспитательную школу смирения – это происходит тогда, когда до нас не доходят милостивые воззвания Бога к нашей совести через записанное СЛОВО. Тогда Он вынужден говорить с нами управленческими методами, которые могут надолго поместить на наши плечи тяжёлый крест болезни от Его вмешательства…
«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём ЯВИЛИСЬ дела Божии» (Иоан.9,3)
Люди всегда склонны искать грех даже там, где его нет, где Бог хочет совершить Своё чудное дело, которое прославит Его. Стать таким орудием в руках Бога, с помощью которого или на котором Он совершит дело, прославляющее Его, – великая привилегия! Но это может принести страдания для плоти, как это было у слепорождённого. Такие страдания являются крестом, так как напрямую связаны с выполнением каких-то планов Бога. Если Бог удостоит кого-то из нас такой почести, мы не должны принимать её с ропотом или массой сомнений. Мы можем многого не понимать, но можем доверять Ему, который всё делает во благо для любящих Его. Крест учит нас терпению, а терпение приводит к благословенной надежде (Рим.5,4), которая не постыдит надеющихся на Бога. Люди всё воспринимали по-своему, даже ученики Господа имели неверное представление об этом слепом от рождения человеке. Но у Бога был Свой прекрасный план, которому и послужила судьба этого человека – он должен был прославить Его Сына, который «на нём ЯВИТ дела Божии» (ст.3). Нет прекраснее положения, чем то, которое даёт возможность Богу совершить Своё дело!
В жизни каждого христианина рано или поздно приходит такое время, когда он может послужить целям Бога. Эти цели могут распространяться и на него самого, и на кого-то из его окружения. Важно иметь общение с Богом, ходя в Его свете, понимать Его мысли и верно им следовать, чтобы стать таким орудием в Его руках для других. Сколько свидетельства о Христе принесло исцеление этого слепорождённого: и для окружающих людей, знающих его в прошлом (ст.8-10), и для начальников из фарисеев (ст.13.16). Крест в жизни Христианина, который он послушно берёт и безропотно несёт, – это мощное свидетельство о силе и славе Христа! …
«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12)
Но не только страдания за правду (за послушание воле Бога) и болезнь, являющуюся следствием каких-то Его действий или причиной таких действий, следует рассматривать как крест христианина. Как очевидно из сегодняшнего стиха, само желание (т.е. внутренняя мотивация) «жить благочестиво во Христе Иисусе» уже становится страданием и крестом. Когда душа слышит из Писания призыв Господа последовать за Ним, взяв СВОЙ крест («Ко ВСЕМ же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест СВОЙ, и следуй за Мною» – Лук.9,23), то ей следует серьёзно взвесить для себя принятие такого решения. Легкомысленное отношение к этому не приведёт ни к чему хорошему, ни к каким позитивным результатам! «НИКТО, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (9,62). Ни Христос, ни апостолы не предвещали последователям лёгкой жизни, исполненной комфорта и земных наслаждений. Напротив, страдания и скорби – вот удел истинного христианина: «Утверждая души учеников, УВЕЩЕВАЯ пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божье» (Д.ап.14,22)! Пребывание в истинной вере – это путь многих скорбей! И на это следует всегда рассчитывать Христианину и не удивляться, если в его жизни случается подобное. Напротив, если в моей жизни нет страданий, если нет никаких гонений – это повод задуматься, стою ли я в ИСТИННОЙ вере. «ВЕРА, однажды преданная СВЯТЫМ» (Иуд.3) – это предмет постоянных атак сатаны, а поэтому и подвизаний (борьбы) со стороны Христианина. И всё это его личный крест, если он ХОЧЕТ идти за Господом Иисусом Его путём! …
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Большое спасибо за эту проповедь. Все истинно, по Библии, здраво. Божьих вам благословений! Комментарий автора: Прославте Господа Иисуса Христа всем сердцем и разумением, ибо только Он достоин хвалы и поклонения.