ЭПИГРАФ 1: «Зло — это недостаток добра...» Святой Августин
ЭПИГРАФ 2: «В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей — например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и
разнообразнее.
Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций слабо зависит от внешних условий. Поэтому, надежда на то, что социальные изменения
способны, сами по себе, сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворенность решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации...»
А. Назаретян: «Векторы социальной эволюции»
Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: «Первобытное стадо — рабовладельческий строй — феодализм — капитализм — социализм — коммунизм...» Думаю, что в общих чертах, и сегодня, можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Оттого, что последнюю формацию в СССР, так и не удалось построить, в общей схеме развития человечества ничего не изменило.
Если учитывать, что в Западной Европе и в США, во многом уже построен «социализм с человеческим лицом», который по-прежнему называется капитализмом, то становится очевидным подмена частными научными взглядами критиков коммунизма, общей теории развития человечества.
А попытка сделать высокую степень физиологического довольства, (к чему стремиться сегодняшнее общество потребления), счастьем и главной целью развития человечества, просто не выдерживает критики с позиций «человека разумного». Может быть с позиции «логики свиней» это и так, но в этом случае мы забываем неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное. Почему он и встал во главе эволюции и чем дальше, тем больше становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению, мифов и легенд. Чем действительно сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
С другой стороны, сегодня, в чистом виде социальные формации, которые описаны в теории Маркса, уже нельзя найти. Капитализм в некоторых странах, стал больше похож на социализм, а феодализм, в форме клановости в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
О чём это может говорить?
Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и что, тем не менее, вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, которые приводят ко «вторичному одичанию» и забвению некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессами только возрастания свободы, справедливости и братства.
В качестве примера можно указать на «забывание» достигнутого и впадение в историческую «дикость» в средневековой Европе, после крушения Римской империи. Да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну где воссоздаётся «первоначальный капитализм», о многом говорит...
И ещё, это показывает, что нет каких-то чистых моделей, теоретически предсказанных и осуществлённых на практике
Сегодня в мире, сосуществуют в мире множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией. И поражение «советского социализма», вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё в Новом Завете, Иисусом Христом, а потом распропагандированным Карлом Марксом и Лениным .
Просто подтверждается тезис, что развитие общества, процесс, в котором несколько векторов развития, часто сочетаются, двигаясь по сути в одном направлении реализации идей прогресса человечества...
Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ. Сегодня, наряду с капитализмом, на земле, сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже «первобытное стадо». Уже не говоря о разного рода «помесях» тех или иных социальных систем.
Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
Видимо, его величество «Случай» управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить при необходимости, приноравливаться к экстремальным, а может быть и катастрофальным обстоятельствам, возможным в будущей земной истории, как социальной, так и физической.
Удивительный случай проявления такого управления, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 19-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера — Адольфа Гитлера, а параллельно — Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе. В первом случае, история, словно пробуя, что получится, создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том, чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила...
Само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки, направленной на выживание человечества, в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле. Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с «точкой Омега», олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден, в своей книге «Феномен человека».
Развитие человечества в сторону своего обожения, чем дальше тем более очевидно. Людоедство и первобытное рабство, остались далеко позади в истории «человека мыслящего», и сегодня, вполне реален выход человека в глубокий космос. Такое стало возможным благодаря прогрессу, как техническому, материальному, так и духовному, интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи теозиса-обожения.
Глобализация мира, особенно заметная в последние десятилетия, показывает и доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности. Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира...
И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета, позже названный Христом. Он говорил, что Бог — это любовь и призывал отказаться от права силы и предложил простую формулу достижения единения с Богом — непротивлением злу, насилием. Он говорил: «Возлюби ближнего, как самого себя...». А в другом месте: «Если ударили по левой щеке — подставь правую...»
И ещё Он говорил: «Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит...» Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать, а сотрудничать, не ненавидеть, а любить...
Уже тогда, две тысячи лет назад Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом (воссоединение с «точкой Омега), отказаться от любого насилия, в пользу любви и сострадания...
По тем временам, это была немыслимая идея и потому, его предали и казнили, как революционера, представители той идеологии, в которой следовало жить по законам биологического мира: «Око за око и зуб за зуб...»
Но именно Христова идеология любви и взаимопомощи, нашла своих адептов в среде «униженных и оскорблённых» и казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви, в те времена господства голой силы, со времен стала мировой религией...
Более того. И «Царствие небесное», сегодня мы можем воспринимать как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель, проповедуя своим ученикам «Новый Завет», отрицающий «закон силы», как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира...
Тем самым, Иисус из Назарета посеял семена христианства, которые вызревали в человеческом сообществе и сегодня, становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества, уже не только в условиях Земли-матери, но во всей Вселенной...
… Недавно, в интернете, я посмотрел видеоматериал, в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства, это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета, наследует черты Бога Солнца, животворящего и вечного.
Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах и откуда они пошли, и где впервые появились. Для меня важно само существование религий, которые и помогли духовной эволюции человечества достичь таких высот жизни.
С древнейших времён религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых прививала, законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов. Эти законы и традиции, внедрялись в сознание многих и многих поколений, накапливая интеллектуальную базу человечества, которую сегодня называют ноосферой.
Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
«Религиозные предрассудки» - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты — по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества, через веру, а не через насилие.
Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, которая сегодня становится материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса и открывает грандиозные цели и перспективы для дальнейшего развития человечества, на планете Земля...
В то же время, недавняя история, показала нам, что сообщества и государства, исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане. Тому примером может послужить развал Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда, разрушила социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности, то что русские люди называют совестью и честью.
Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, превратилось в последние десятилетия существования СССР, в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
И такая моральная и нравственная деградация, грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и падением в первоначальную дикость, победой инстинкта разрушения и смерти. Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании на пространствах человеческой жизни и постоянной борьбе инстинкта созидания и жизни с инстинктом разрушения и смерти.
Сегодняшняя атеизации жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмену высоких целей, сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому, вымрет «человек мыслящий». Инстинкт удовольствий постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни и это опасно, для выживания и развития рода человеческого.
Фрейд говорил ещё, что человеческая культура, есть продукт репрессивных и стрессовых состояний и она развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды и необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире. Во многом, религиозные табу, законы ограничивающие индивидуальный произвол, удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия. Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на «лаврах», и социальная структура некогда великих и сильных империй разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения, в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной развитый до уровня мыслящей материи, биологический вид делает неимоверные усилия, чтобы избавиться от физического или психологического стресса и в конце концов находит в себе энергию преодоления полосы неудач, нестабильности или природных катастроф.
Именно эта направленность на устранение дисбаланса и заставляет искать и находить цели и средства необходимые для развития вида. Это касается и человечества.
Нечто подобное происходит и сегодня, то есть уже в новейшие времена...
Древний Рим рухнул, стоили римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман.
Английская империя, перешла в разряд «многих» стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими. СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики уверяющие всех и себя, что социализм — это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР.
Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, казавшийся вечным Союз, рухнул легко и трагически внезапно...
Свободные дискуссии, как в науке, так и политике, позволяют человеческому обществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа и тем самым не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, который позволит человечеству достичь не представимых высот в своём развитии!
Сегодня, я думаю, именно свобода слова и свобода печати, спасает человеческое сообщество, от загнивания и падения в безмозглую диктатуру силы денег...
Ещё одна цитата из статьи Назаретяна:
«Сначала выделим те линии последовательных изменений, которые эмпирически
прослеживаются на протяжении социальной истории и предыстории и при необходимости, могут быть выражены количественно:
- Рост технологической мощи. Если мускульная сила гоминида, по крайней мере со
времени питекантропов оставалась, судя по всему, в пределах одного порядка, то
способность концентрировать и целенаправленно использовать энергию увеличилась
(от каменного топора до ядерной боеголовки) на 12-13 порядков.
- Демографический рост. Несмотря на усиливавшуюся мощь орудий, в том числе (и
даже, прежде всего) боевых, и периодически обострявшиеся антропогенные кризисы, в долгосрочном плане население Земли умножалось. Сегодня численность людей превышает численность диких животных, сравнимых с человеком по размерам тела и по типу питания, на пять порядков (в 100 тыс. раз!).
- Интеллектуальный рост. Архантропы, научившиеся веками поддерживать огонь и
производить стандартизированные орудия по заданному образцу, обладали заведомо
более развитыми психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием, волей),
чем хабилисы, пользовавшиеся простыми отщепами. Так же очевидно превосходство палеоантропов над архантропами при сравнении продуктов культуры Мустье, ("палеолитическая индустрия", индивидуальные захоронения и т.д.) с продуктами шельской и ашельской культур.
Считается, что нейрофизиологические структуры мозга неоантропов за последние
35—40 тыс. лет не претерпели существенных изменений. Тем не менее с развитием и
сменой типов культуры увеличивался информационный объем социального и индивидуального интеллекта. Например, неолитическому земледельцу и скотоводу требовался значительно более масштабный охват причинно-следственных связей, диапазон
прогнозирования событий и планирования действий, чем его предку - охотнику и собирателю...
Исследования же по информатике, исторической психологии и лингвистике показывают, с каким трудом давалось людям овладение интеллектуальными техниками, логическими процедурами и моделями (чтение, письмо, счет, приемы аргументации, знания о мире и проч.), которые представляются нашему современнику элементарными.
Благодаря специфическим механизмам свертывания информации и"вторичного упрощения", иерархизации языковых и смысловых структур накапливавшийся поколениями опыт обеспечивал увеличивающуюся емкость информационных блоков, когнитивную сложность и эффективность интеллектуальной работы. Тем самым возрастали временная и смысловая глубина коллективной памяти и устойчивость духовной культуры в динамически меняющемся мире.
- Рост организационной сложности. Стадо ранних гоминид, племя верхнего палеолита, племенной союз неолита, город-государство древности и так далее до зачатков мирового сообщества - вехи на том пути, который Ф. Хайек назвал расширяющимся порядком человеческого сотрудничества. С усложнением социальных структур (которое, как и интеллектуальный рост, сопряжено с фазами "вторичного упрощения" — когда совокупное повышение сложности обеспечивается унификацией несущих подструктур) увеличивались масштаб группового самоопределения, количество формальных и неформальных связей, богатство ролевого репертуара, разнообразие деятельностей, образов мира и прочих индивидуальных особенностей.
Скептик без труда укажет на негативные последствия исторических изменений по
технологическому, демографическому и даже интеллектуальному (информационному) и
организационному векторам. Не вдаваясь в пустую полемику о том, перекрывается ли
негатив позитивом, еще раз подчеркну, что векторы выделены не по параметру
"лучше-хуже", а по параметру "больше-меньше". Сама по себе констатация векторности способна служить аргументом в пользу единства человеческой истории, но не дает оснований для оценочных суждений. Некоторый повод для таких суждений мы получим, выделив еще один, пятый вектор исторической эволюции, который, однако, менее очевиден и поэтому, в отличие от предыдущих, не может быть представлен просто как эмпирическое обобщение. Что же позволило семейству гоминид, нарушивших сотни тысяч лет назад естественный баланс агрессии и торможения, сохраниться до наших дней?
Исследуя этот вопрос методом исторических и историко-психологических сопоставлений, ученые обнаружили характерные корреляции между технологическим потенциалом общества и качеством выработанных культурой механизмов саморегулирования, а также факты катастрофического развития событий в случаях, когда указанная корреляция нарушается.
В итоге удалось сформулировать общеисторическую зависимость, названную законом техно - г у м а н и т а р н о г о б а л а н с а: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества.
На многообразном материале конкретной истории от палеолита до наших дней
прослеживаются прежде всего негативные проявления этой зависимости, связывающей три параметра - технологический потенциал, качество культурных регуляторов и
жизнеспособность социума.
При всей уникальности ситуаций конкретной истории вырисовалась обобщенная причинная схема обострения антропогенных кризисов.
Диспропорция в развитии инструментального и гуманитарного интеллекта влечет за
собой всплеск экологической и геополитической экспансии. Последняя обеспечивается
специфической психологией экстенсивного роста - ощущением всемогущества и безнаказанности, представлением о мире как неисчерпаемом вместилище ресурсов. Увеличиваются население, социальные и индивидуальные потребности, которые равно или
поздно сталкиваются с ограниченными возможностями их удовлетворения. Возникающие фрустрации усиливают взаимную агрессивность, социальные беспорядки разрывают организационные связи. Подорвав природные и (или) политические основы существования, общество становится жертвой собственного декомпенсированного могущества...»
На мой взгляд, эта длинная цитата, даёт нам реальное представление о тех этапах, которое прошло и проходит человечество в своём движении в будущее.
Я полностью разделяю мнение учёных-оптимистов, которые утверждают, что рождение человечества и его развитие движется «снизу вверх», от первобытной дикости к обожению человека и реализации его безграничных творческих возможностей.
Приведу ещё одну длинную цитату из интересной и глубокой работы А. Назаретяна, которая избавляет меня от формулирования уже известных констатаций:
«Описано несколько переломных эпизодов общечеловеческой истории,
когда передовые культуры, справившись с глобальными по своему эволюционному
значению антропогенными кризисами, прорывались в новые исторические эпохи. Да-
лее пунктирно обозначу эти эпизоды.
1. Первичное формирование в нижнем палеолите над инстинктивных протокультурных регуляторов, ограничивших внутри стадную агрессию за счет переноса ее (агрессии) на "чужаков". Тем самым было обеспечено дальнейшее существование гоминид и их развитие путем грегарного отбора (от греч. gregus - стадо) в условиях, когда искусственные средства нападения заметно превзошли естественные средства защиты при одновременном ослаблении природных инстинктов.
2. Неолитическая революция (X-VIII тыс. до н.э.) - переход от высоко затратного
присваивающего (охота, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие,
скотоводство), сопровождавшийся сменой нормативного геноцида и людоедства зачаточными формами коллективной эксплуатации со своеобразным симбиозом сельскохозяйственных и "воинственных" племен. Глубокая комплексная перестройка стала
ответом на кризис верхнего палеолита, предельно обострившийся из-за небывалого развития охотничьих технологий, которое привело к истреблению популяций и целых видов животных и ужесточению межплеменной конкуренции.
В процессе верхнепалеолитического кризиса, предшествовавший ему демографический рост
сменился резким сокращением населения (по некоторым данным, в 8-10 раз), и
лишь с освоением сельскохозяйственных приемов население вновь стало быстро
расти.
3. "Городская революция" (V-Ш тыс. до н.э.) - образование крупных человеческих
агломераций, строительство ирригационных каналов, появление письменности и пер-
вых документальных правовых регламентаций, способствовавших сосуществованию
при высокой концентрации и совместной деятельности больших коллективов.
Последовала за распространением бронзовых орудий, очередным демографическим
взрывом и обострением конкуренции за плодородные земли.
4. "Революция осевого времени" (середина I тыс. до н.э.): в передовых, но еще
слабо связанных между собой обществах почти одновременно появились мыслители,
политики и полководцы нового типа - Заратуштра, иудейские пророки, Сократ, Будда,
Конфуций, Кир, Ашока, Сунь-цзы и др., преобразовавшие до неузнаваемости облик
человеческой культуры. В ту эпоху авторитарное мифологическое мышление впервые
стало вытесняться мышлением личностным, оформились общие представления о добре
и зле, о личности как суверенном носителе морального выбора, сформировалась
высшая инстанция индивидуального самоконтроля - совесть как альтернатива
безраздельно доминировавшей прежде богобоязни. Изменились цели и методы ведения
войны: количество жертв перестало служить мерилом боевого мастерства и предметом
похвальбы, примитивное насилие и террор частично уступали место приемам
агентурной разведки и "политической демагогии"...
Осевому времени предшествовало вытеснение дорогостоящего, тяжелого (подвластного лишь физически очень сильному мужчине) и хрупкого бронзового оружия более дешевым, легким и прочным железным, что позволило заменить профессиональные армии своего рода народными ополчениями. В результате войны сделались чрезвычайно кровопролитными, а это при сохранении прежних ценностей и норм грозило крахом наиболее развитых обществ. Таким образом, духовная революция осевого времени также стала ответом культуры на опасный разрыв между новообретенной технологической мощью и качеством выработанных предыдущим историческим опытом механизмов самоограничения.
(Указанные стадии, хотя и с хронологическим отставанием, успели пройти также
изолированно развивавшиеся культуры Америки. Имеются свидетельства того, что
появление европейских завоевателей застало передовые общества обоих американских континентов в состоянии глубокого кризиса и в преддверии духовной революции, аналогичной осевому времени. Аборигены же другого изолированно развивавшегося континента - Австралии сохранили образ жизни, культуру и психологию палеолита, так и не дожив до верхнепалеолитического кризиса, неолитической революции и т.д.)
5. Промышленная революция, сопровождавшаяся развитием и распространением
идей гуманизма, равенства, демократии, международного и индивидуального права,
становлением ценностного отношения к феноменам войны и мира.
Экологическим основанием промышленной революции стало внедрение "щадящих"
технологий производства с более высокой удельной продуктивностью. Ей предшествовал затяжной кризис сельскохозяйственной культуры в Западной и Восточной Европе (XII-XVII века) с бесконтрольным экстенсивным ростом, разрушением экосистем, массовыми смертоносными эпидемиями. Развитие сельскохозяйственных технологий обернулось очередным эволюционным тупиком, как задолго до того - развитие охотничьих технологий.
В свою очередь становление промышленного производства, повысив энергетическую мощь человеческого усилия, дало новый импульс демографическому росту, экологическим, идеологическим и геополитическим амбициям. Как и прежде в подобных случаях, разрешение одного кризиса стало началом дороги к следующему...
6. Сегодня цивилизация нашей планеты переживает очередной глобальный кризис,
обстоятельства которого принципиально описываются схемой техно-гуманитарного
дисбаланса: интеллект достиг такого операционального могущества, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сдерживания, перестали отвечать новым требованиям; носитель разума опять сделался смертельно опасен для самого себя.
Огромные операциональные возможности поставили современного человека перед
историческими задачами, не имеющими прецедентов по своей грандиозности. Среди
них - кардинальное устранение политического насилия (прежде культуры выполняли
сравнительно более простую задачу упорядочения насилия), целенаправленное
вторжение в самые интимные основы бытия (контроль над воспроизводством, генная
инженерия и т.д.). В этих условиях традиционные формы морали, почти всегда строящие групповую солидарность на размежевании (они - мы), часто становятся неадекватными, а потому контр продуктивными...»
Странно, что в схему уважаемого автора не вошло ещё одно имя, которое и спасло человечество в период очередного кризиса человеческой цивилизации. Это имя - Иисус Христос, который оставил нам «Новый Завет» и по которому, стараясь, насколько это возможно, следовать Его заветам, жили и живут христианские страны Старого и Нового света.
Именно социальная революция, связанная прежде всего с именем Иисуса из Назарета, и позволила постепенно изменить мир и отношения между людьми. А вместе с людьми, менялись и экономические формации, приведя нас, к новым божественным возможностям, открытым человеческим разумом за прошедшие две тысячи лет существования христианства.
Сегодня, во многих развитых странах, христианство помимо собственно христианской церкви, является сутью национальной культуры.
Иначе говоря, христианство как религия, растворилось в народной культуре и при внешней секуляризации внутренне, сущностно, именно принципы Нового Завета, стали теми базисными принципами культуры, которые и позволяют этим народам двигаться вперёд, решая множество проблем, возникающих в процессе неравномерного несбалансированного развития технологий и социальных отношений. И тем не менее, становится очевидным, что капитализм, как социальная система отношений между людьми и управления человеческими сообществами, исчерпывает себя.
На мой взгляд, именно сегодняшнее отставание социального развития общества, от всё ускоряющегося прорыва в будущее технологий, прежде всего информационных, является и главной причиной глобального кризиса, который охватил сегодня весь мир. Пока он носит характер финансового кризиса, но в его основании, лежат нерешённые вопросы человеческих взаимоотношений, несбалансированность распределения доходов и попытки «элит», уверить всех, что они имеют право не только на привилегии, но и на эксплуатацию, человека массовидного...
Но, как уже не один раз бывало в истории человечества, люди смогут решить и разобраться и в этом клубке противоречий и через осознание необходимости преодоления социального и национального неравенства, прийти к такому состоянию общества, в котором достижения науки и техники будут использоваться во благо всего человечества, во благо всех людей живущих и тех, кто будет жить в будущем.
Подлинное христианство — это учение интернациональное. Иисус Христос говорил, что среди верующих, нет «ни эллина, ни иудея...». Это можно понимать, как призыв к стиранию не только национальных, но и государственных границ.
Надо пояснить, что подлинное христианство, это не только догматы и ритуалы, которые были введены в обиход церковной жизни, намного позже времени жизни, проповеди Нового завета и трагической смерти Иисуса из Назарета. Христианство — это прежде всего нравственная система, которая определяет отношения не только человека к человеку, но и сожительство верующих в сообществах, от семьи, до наций, государств и объединений государств, прежде всего таких, как Организация Объединённых Наций.
За последние столетия, в реальной жизни мы наблюдаем постепенную секуляризацию жизни, церковь утрачивает свои функциональные позиции. Но исповедовать христианство, как систему нравственных ценностей, начинают уже не только агностики, но даже и атеисты и именно христианство и становится тем руководством, которое помогает и поиожет объединять в сотрудничестве, в синергии, миллионы и миллиарды людей во всем мире!
Решение глобальных экономических и социальных проблем - это процесс и потому, правильно поставленная и сформулированная цель движения в будущее, во многом предопределит результат социальной эволюции. Любые попытки разделения общества на «аристократию и плебс», «на элиты и безличную массу», приведут к очередной социальной катастрофе.
Со времён Великой Французской революции, цель общественных преобразований сформулирована в триединую задачу достижения свободы, равенства и братства. И сегодня, эта великая цель стоит во главе всех устремлений человечества, которое движется в сторону будущего, пока ещё почти вслепую, инстинктивно.
Но сегодня, перед всеми народами земли стоит задача осознания и превращения этой цели, в цель сознательную и всеобщую. Необходимо, уже сегодня выдвинуть новый лозунг, который можно сформулировать и так : «Народы всего мира — объединяйтесь!». Такой лозунг поможет преодолеть множество вызовов поставленных перед нами сегодняшней технологической и экологической революциями...
В качестве эпилога, очередная цитата из статьи Назаретяна «Векторы социальной эволюции»:
«... Специальными расчетами установлено, что даже среди
таких сильных хищников, как львы (а также гиены, лангуры и др.), количество
убийств на единицу популяции превосходит количество таковых среди современных
людей. И это при наличии инстинктивного запрета, при сравнительно невысокой
концентрации (концентрация и у животных, и у людей усиливает агрессивность),
наконец, при несравнимых "инструментальных" возможностях: острым клыкам одного
льва противостоит прочная шкура и грива другого, тогда как для убийства человека
человеком достаточно удара тяжелым предметом, а в распоряжении людей неизмеримо более разрушительное оружие.
Что же позволило семейству гоминид, нарушивших сотни тысяч лет назад естественный баланс агрессии и торможения, сохраниться до наших дней?
Исследуя этот вопрос методом исторических и историко-психологических сопоставлений, ученые обнаружили характерные корреляции между технологическим потенциалом общества и качеством выработанных культурой механизмов саморегулирования, а также факты катастрофического развития событий в случаях, когда указанная корреляция нарушается. В итоге удалось сформулировать общеисторическую зависимость, названную законом техно-гуманитарного баланса: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества...»
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Есть только две партии - Антон Мы, люди, живем в мире форм. Мы их сами создаем, а затем думаем, что они нам необходимы. Мы так усложняем свой мир, что попадаем в иллюзии, что жизнь очень сложна. Но ведь мы сами ее делаем такой! А между тем, все просто, и нет сложностей. Нужно только знать истоки всего, что нас окружает. Источник всего нашего окружения - это мы сами! Мы просто создали это все за время наших воплощений, а теперь думаем, как нам выбраться из всего этого!