Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII-в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.
Танец (от нем. Tanz) - это вид искусства, художественный образ в котором возникает из смены положений человеческого тела. Отбор положений и движений человека в танце и их систематизация — многовековый культурно-исторический процесс. Первоисточниками танца явились разнообразные жесты и движения человека, которые связанные с впечатлениями от окружающего мира, с трудовыми процессами. В танце эти движения изменяются существенно, подвергаясь художественному обобщению.
Языковая или мимическая теория. Происхождение танца, связано, с потребностью человека выражать, или передавать эмоции и впечатления, пережитые в окружающем его мире. «Вероятно, первые танцы представляли собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством... танец произошел из-за необходимости первобытных людей в общении, передачи, какой - либо жизненно важной информации...».
С развитием человеческого сознания и общества, с появлением религии или верований связывают другой аспект танца — ритуальный или религиозный. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, представлять собой диалог между человеком и божеством, природой, духами. Происходит строгое упорядочиваемые действий и движений. «Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояния».
Таким образом, можно твёрдо сказать, что Библия не допускает танцы на Богослужении. Церкви, практикующие это, не имеют на это Библейского основания. Практика ритуальных танцев, пришла в современные христианские церкви харизматического толка не из Библии, но от их тенденции к экстатической форме поклонения, в которой человек полностью погружается под контроль эмоций, теряя при этом способность разумно контролировать себя.
Нет ни одного канона, в Православной Церкви запрещающего заниматься танцами. Но Церковь призывает прихожан везде и всегда проявлять трезвое мышление. Танцы, сами по себе не несут ничего плохого, все зависит от того, с какой целью человек ими занимается.
Важно при занятии танцами следить за своими внутренними чувствами, чтобы не было смущения совести вашими делами. Если совесть начнет беспокоить, то нужно идти на исповедь и спрашивать совета лично у священника.
Если же посмотреть в Священное Писания, то там тоже нет однозначного ответа. С одной стороны похваляется танец царя Давида «перед Господом»- /2 Цар.6.16/. Жена Давида при этом укоряла его за это, он ответил ей: «пред Господом играть, и плясать буду»- /2Цар.6.21/. А Мелхола за свои несправедливые упреки была наказана тем, что не имела детей до дня своей смерти - /2Цар.6.23/. Конечно, танец Давида перед Ковчегом был выражением его радости и благоговения перед Богом.
Танцы, которые совершали Божьи люди в Ветхом Завете были абсолютно отличны от языческих. Есть несколько еврейский слов, каждое из которых несет в себе обозначение видов танцев, различных по своему смысловому и целевому значению. Еврейское слово в Пс.150.4 «Машоул», которое относится к танцам по кругу (хороводы). Это слово переведено как «ликовать» в отношении израильских танцев в Пс.29.12; 149.3; Иер. 31.13 и Пл. Иер. 5.15.
Это еврейское слово никогда не обозначало языческие танцы. В таком случае использовали другое слово – «Шууол», которое означает «кружиться, извиваться» (по кругу или по спирали), т.е. (вполне определенно) танцевать, корчась от боли или страха». Это слово можно обнаружить в 58 стихах Библии, но переведено оно как «танцевать» только в Суд.21.21 и 23. В других местах оно переведено как «трепетать»- /Втор. 2.25/, «изранен»- /1-Пар.10.3/, «встревожилась»- /Есф.4.4/; «мучит»- /Иов.15.20); «потрясает»- /Пс.29.8/; «трепещет»- /Пс. 54.5/ и т.д. Так что, это слово никогда не использовалось по отношению к израильским танцам.
Другое еврейское слово, которое тоже используется в значении «танцевать», это «Ракуад». Оно означает «выступать, импульсивно двигаться (дико или от радости), т.е. танцевать, прыгать, веселиться…». Это слово переведено, как «танцевать» 3 раза: 1-Пар.15.29 (танец Давида), Иов. 21.12 (танцы детей нечестивых), и в Ис.13.21 (сатирические танцы). Здесь мы видим исключение из правил, когда различные еврейские слова используются в обозначении как израильских так и языческих танцев.
Следующее еврейское слово, обозначающее исследуемое нами слово «танцевать» – «Шагаг». Оно включает в себя такие значения: «движение по кругу, т.е. (особенно) маршировать в священной процессии, наблюдать за фестивалем. Праздновать, танцевать (продолжать), (торжественный) пир (праздничный), раскачиваться туда сюда». Мы встречаем его в 14 стихах, но практически во всех этих стихах оно переводится как «пир» или «праздновать». Как «танцевать», это слово переведено всего один раз в 1Цар. 30.16 (танцы Амаликитян). И последнее еврейское слово – это «Карар». Оно было переведено как «танцевать» в 2-Цар.6.14 и 16, где говорится о том, как Давид танцевал перед Господом. Больше нигде в Библии мы с этим, словом не встречаемся.
«Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущенно и рассеянно, но как приличествует святым; а потому это правило воспрещает все то, что по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и колеблет ее настроение, возбуждает безрассудный смех и хохот, а все это могут вызвать скоморошеские игры. Церковь в средневековье настороженно и даже отрицательно относилась к танцам, потому что в древности они служили неотъемлемой частью языческих обрядов. Как тогда, так и сейчас, танцы могут служить выражением и способом разжигания блудных помыслов. А то, что большинство танцев в наше время направлены на пробуждение низменных чувств – это проблема не танца, это проблема всеобщего упадка нравственности. Так уж вот устроен современный мир, что блуд теперь для многих не считается чем-то зазорным. И это отражается на всей культуре в целом и в частности на танце. Поэтому бояться надо не танца – бояться надо греха.
В последние годы, действительно некоторые церкви харизматического уклада допускают и поощряют поклонение Богу, выраженное в танце. Основание для этого, чаще всего находят в Пс.149.3 и 150.4 где сказано «хвалите Его с ликами». Еврейское слово, которое переведено в русской Библии «с ликами» действительно означает «с танцами». Вместе с этим, хорошо известно, что на протяжении почти девятнадцати столетий ни одна из ведущих христианских церквей, не практиковала танцы во время богослужения. Ритуальные танцы были частью поклонения только в язычестве, и в некоторых радикальных псевдо-христианских сектах.
Библия не приводит ни одного случая, где дети Божьи танцевали, поклоняясь Богу в храме. Единственных случай подобия религиозных плясок Израильтян описан в момент их поклонения золотому тельцу, которого они сделали, отступив от Бога: «и увидел тельца и пляски, тогда Моисей воспламенился гневом - /Исх. 32.1-6.19/.
«Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою»- /Исх. 32.19/. «И взяли они тельца, который дан, был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было, ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было, ни голоса, ни ответа, ни слуха» - /3Цар.18.26-29/.
Кроме молитвенных воплей с утра до вечера (26, 27, 29 ст.), жрецы скакали (евр. пасах — прыгать хромая; Vulg.: transsiliebant, слав.: «ристаху», ст. 26) вокруг жертвенника; затем это кругообразное движение жрецов принимало более и более характер религиозной оргии. Вооруженные мечами и копьями, в своей дикой пляске жрецы наносили друг другу порезы и раны, от которых истекали кровью (ст. 28) — суеверие, весьма распространенное у народов древности: филистимлян, моавитян, вавилонян, скифов, римлян» - /А.Лопухин – профессор/.
Кроме того, Ветхий Завет приводит подробное описание порядка Богослужения, предписывая в деталях, то, что должно совершаться в скинии и в храме. Здесь опять, танцы вообще не упоминаются. Новый Завет также ни разу не говорит о танцах в контексте богослужения. Описывая богослужения первой церкви, Лука говорит, что верующие пребывали: «В учении апостольском, в общении, в преломлении хлеба, и в молитве» /Деян.2.42/, опять, ни слова не сказано о танцах.
Большинству христиан противна даже мысль о танце в церкви. Они привыкли считать, что здание церкви предназначено исключительно для богослужений; это святое место, оно не может быть осквернено никакой «мирской» деятельностью, к которой можно отнести и танец. Такое отношение вырабатывается, часто бессознательно, на основе особого богословского принципа. Он покоится. А именно. Во-первых, для христианина святое отделено от обыденного; во-вторых, человек способен различить духовное и мирское - танец относится к нему.
Первая проблема социальных танцев в том, что чаще всего они имеют ярко выраженный аспект похоти, концентрируясь на эротике тела, прикосновениях и т.д. Подобные способы выражения радости явно находятся на опасной территории очерченной Христом в предупреждении «всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своём»- /Мф.5.28/. Танец – это страсть, чувство, забвение, биение твоего сердца и ритм твоего пульса, это твоя, правда и твоя ложь. Как и всё остальное искусство, он может быть провокационным, скандальным. Сначала танцуй у харизматиков, потом думай. Это естественный порядок. Но думать после танца о духовном невозможно.
Вторая проблема, заключается в том, что социальные танцы чаще всего ассоциируются с бесшабашностью, прожиганием времени и поиском острых ощущений. Кроме того, как уже было упомянуто, их ассоциация с языческой практикой экстатического поклонения духам, делает использование танцев нежелательным для христиан вообще.
Кроме возможного негативного влияния танцев на самого христианина, подобная практика может быть опасной для духовно слабых верующих вокруг него. Апостол Павел конкретно предупреждал об этом, «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» - /Рим 14.21
«Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, и старейшинам Галилейским. Праздновался день рождения Ирода, и на пир были приглашены вельможи, (т. е. самые именитые граждане галилейские). Как можно предположить. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним»- /Мар.6.21-22/.
«В честь торжества дочь Иродиады должна была плясать перед гостями, и Ирод должен был выразить восхищение её пляской, чтобы и все сидящие с ним, Иродиада умышленно послала свою дочь Саломею. Она была зрелой девицей исполнить зажигательный сирийский танец в зал, где пировали, чтобы она своими танцами угодила Ироду. На пиру танцевала дочь Иродиады Саломия, в танце свивается стан. Ирод Антипа немея,
Танцем пленён Саломеи. В те времена даже в таких обществах танцы соло представляли отвратительную и безнравственную пантомиму. Трудно поверить, что принцесса царской крови стала выставлять себя напоказ и унижать себя. Такие танцы были ремеслом профессиональных проституток. Уже сам факт, что она исполнила такой танец - зловещий штрих в характере Саломии и ее матери, позволившей и побудившей её к этому. Но Ирод был очень доволен и предложил Саломии любое вознаграждение. Иродиада не преминула воспользоваться возможностью, которую она так долго искала и ждала, и, потворствуя ее злобе. Наконец, представился удобный для Иродиады, случай рассчитаться с Иоанном. Ирод приказал казнить Иоанна.
Заговор, составленный с целью обезглавить Иоанна. Можно склонно думать, что Ирод участвовал в этом заговоре, хотя и выражал своё огорчение и удивление, и что между ним и Иродиадой было полное согласие, ибо сказано: «Настал удобный день» - /21/ подходящий для этой цели. По случаю дня рождения Ирода во дворце должен был состояться пир для вельмож царя. В честь торжества дочь Иродиады должна была плясать перед гостями, и Ирод должен был выразить своё восхищение её пляской, чтобы и все сидящие с ним, в угоду ему, не могли сделать того же самого.
Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: «Проси, что хочешь!»- /Мар.6.22/. Вслед за этим царь должен щедро обещать дать ей всё, чего ни попросит, «даже до половины царства». Однако это, если правильно понимать написанное, вовсе не соответствовало задуманной цели, поскольку голова Иоанна Крестителя была намного ценнее, чем все царства. Ее искусный и вызывающий танец возымел успех у Ирода и возлежащих с ним, и царь дал необдуманное хвастливое обещание не пожалеть для нее никакой награды. Обещание свое он подтвердил, скрепи клятвою, чтобы не оставлять никакой возможности для отступления: «И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дать девице все, чего ни попросит у него, вплоть до половины моего царства»-/23/. «Что пожелаешь – дарю! Ты угодила царю.
Хочешь – отдам я дворец!» И полагаю, что вряд ли бы Ирод дал такое безрассудное обещание, если бы не знал, о чём она будет просить его. Фактически «царства» Ирод вообще не имел, и сказанное им было не более чем «красным словцом», что Саломея, конечно, понимала.
Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп, роковых женщин, тем более что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и «клубничка» в некотором смысле.
«Саломея, тут же к матери своей вышла и обратилась, спросила, тем не менее, у матери своей: чего просить? Та, заранее обдумав все, велела ей просить головы Иоанна Крестителя» - /24/ как забавную безделушку, с которой можно поиграть. Причём она должна была получить её без задержки, не теряя времени, теперь же. «Царь опечалился: но, ради клятвы и возлежавшим с ним, не захотел отказать ей» - /26/. «Нет, Иоанну конец! Голову требую я – в этом награда моя». Тут призадумался царь – Креститель не тварь. Но и, что делать, не знал – Он, же ей всё обещал. «Ладно. Что будет, то будет», И принесли ей на блюде - то, что хотела она».
Но делает вид, будто: очень сожалеет об этом, что, ни за что на свете не сделал бы этого, если бы с него не взяли неожиданно такого обещания. Царь опечалился, т.е. казался весьма опечаленным, он сказал, что опечален, и выглядел опечаленным. Но всё это было притворством и гримасой, в действительности, же он радовался тому, что нашёл повод убрать Иоанна. Кто не умеет, не может лицемерить, тот не умеет править. Однако он не мог совсем не опечалиться, он не мог сделать это без большого сожаления и нежелания Ирод дал согласие, и казнь совершили незамедлительно, пока ещё все гости были в сборе: едва ли бы он мог это сделать, совершить, если бы у него не решено было всё это заранее. «И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его» - /27/. Ты словно мраморный, мой Ирод,
сидишь с окаменевшим взглядом и смотришь, как несут на блюде
Того, кто нас корил нещадно. И возвещал приход мессии,
И побеждал искусством слова…. А побежден искусством тела…».
Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет «приз», а Ирод думает, можно ли отвертеться. Что танцы есть грех, и далее - они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан - глумление над памятью пророка. Выводы делайте сами, совесть вам в помощь
Подведем итог. Во-первых, практически все танцы сексуальны, что развивает нездоровое воображение, а значит, согласно Мат.5.28, даже простое наблюдение балета или других видов танца способно привести нас к нарушению седьмой заповеди. Во-вторых, большинство танцев берут свое начало среди религиозных ритуальных плясок различных языческих народов, и это невольно делает танцующего соучастником идолослужения. И, наконец, что самое важное, танцы оказывают непосредственное влияние на важные центры головного мозга помимо воли танцующего; таким образом люди автоматически предоставляют свои разум и тело в распоряжение высшей силы, которая никак не является божественной.
Так танцуют ли харизматы? Возможно некоторые, называющие себя харизматами и позволяют себе танцевать, но истинные последователи Христа, «представившие свои тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения» - /Рим 12.1/ этого делать не могут, «потому что Бог производит в них и хотение, и действие по Своему благоволению»- /Фил. 2.13/.
Почему все танцы настолько сексуальны? Какие чувства и желания возникают, и могут возникнуть при всех этих интимных касаниях, будь-то в классическом вальсе или в современной ламбаде? Обратите внимание на то, что практически все виды танцев, включая балет, отчетливо взывают к сексуальным плотским влечениям в совершенно не предназначенных для этого местах. Возможно, все подобные телодвижения и наряды были бы вполне пристойными и уместными, если бы они совершались исключительно супругами наедине... Но то, что происходит вокруг нас сегодня, можно ли соотнести со словами «благопристойно и чинно?» Давайте в разрешении этого вопроса последуем совету Святого Духа: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» - /Фил. 4.8/.
Танец с давних пор был связан с религиозными и мистическими обрядами. Выполняя ряд хореографических композиций, люди входили в транс, чтобы достичь массовой релаксации либо просветления. В Индии классическое искусство танца и в наши дни олицетворяет празднество и высшие формы божественности.
Танец - это жизнь. Это сейчас он извращён различными ресторанными пьяными плясками. Но на самом деле - танец - это великое таинство. Ни одно мистическое или духовное мероприятие в древности не обходилось без особых танцев. Если Вы углубитесь в изучение этой темы - то обнаружите, что танец стоит на очень высокой позиции среди эзотерических практик до сих пор. Взять только одну Африку, где, казалось бы «необразованные» аборигены танцуют невообразимые танцы, которые словно прописаны у них, они настолько сложны, что даже опытные танцоры с трудом могут повторить это. Танцуют буквально все. Шаманы, индейцы, йоги, тантрики, кришнаиты наконец. А уж про этнические танцы можно и не говорить - их бесчисленное множество. Танец - это проявление бога (божественного) внутри нас.
Поэтому есть поговорка: «Я не верю в Бога, который не танцует». Шива танцует всегда. Поэтому его ещё называют Натараджей - танцующим Богом. Танец - это единение со своим телом посредством движения в собственном потоке, посредством индивидуального, неповторимого творения. Танец подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Танец – это лекарство, это разговор с собой, это песня выраженная пластически. Один из лучших способов научиться взаимодействовать экологично с миром – спонтанное движение, он показывает внутренний психологический процесс жизнедеятельности человека, его переживания, его внутреннее состояние, это творчество, а истинное творчество есть ни что иное как способность слышать, понимать движения собственной души и следовать им.
Потому что танец - это признак безделья. Энергия которая может быть потрачена на благое дело, сжигается в пустую. А если вам полезные дела не приносят радости и вам именно танцы нужны, то у вас воспитание неправильное (в христианском смысле). Хотя каждый случай нужно рассматривать отдельно и прямого запрета на танцы нет. Но для человека стремящегося постичь Бога, танцы - это пир во время чумы.
«Танцы являются запретными сами по себе, - говорит Муфтий Сухайл Тармахомед, - независимо от того, перед кем они исполняются. Поэтому недопустимо участвовать в запрещенном действии, даже если вы хотите сделать такое приятное таким важным для вас людям, как муж или родители. Также недопустимо танцевать для близких родственников - махрам или других женщин. Когда речь идет о том, чтобы доставить удовольствие кому бы то ни было, даже людям, которые имеют высокий статус в Исламе (как муж или родители), это недопустимо делать за счет нарушения законов шариата».
В собрании, а было ли в собрании святых в первоапостольской церкви танцы, Евангелие об этом не говорит. И если заглянуть в историю христианства, то о танцах в «Молитвенном доме» нигде, не упоминается должны ли мы смотреть на этот мир и поражать ему во всем и вносить танцы в Молитвенные Дома? Не скажет ли Христос «дом Мой наречется домом молитвы, а вы сделали его домом вертепом» -/Мт.21.13/ танцев, как Христос сказал, когда Он находился на земле? Дом Божий служит местом поклонению Богу, а не для танцев если посмотреть в Слове Божьем, то Дом Божий никогда не служил местом для танцев.
«Пусть ваше поклонение будет радостным и благоговейным, и пусть ваше социальное веселье будет чистым и прославляющим Бога» - /Пастор Алексей Коломийцев/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности