Таким образом, выражение «превратный ум» (в котором слово «превратный» используется в значении): характеризует человека, который в силу особенности своего мышления склонен любые события, явления объяснять, переворачивая всё с ног на голову, представлять их в искажённом виде. Можно сказать, что такой человек заблуждается, если его рассуждения приводят к неправильным логическим умозаключениям.
«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то и предал Бог превратному уму – делать непотребства» - /Рим.1.28/. «Когда истина оставляется, тогда умножается заблуждение, «омрачилось не осмысленное их сердце их сердце» - /Рим.1.21/, Безумие сердца и практическое нечестие омрачает и затемняет умственные способности. «Странное дело! Во все времена, - говорит Гейне, поэт - негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии». Ничто так не способствует помрачению ума, извращению здравого смысла, как развращение воли и чувств: «Называя себя мудрыми обезумели» - /Рим.1.22/. Поскольку природный разум не способен принимать Божественное откровение, этот природный разум характеризуется невежеством: «Ум покоряется одному только знанию, и всякое другое средство просветить его приводит только к тому, что - бы производить невежество и лицемерие»- /П. Лекурэйе/, и никогда не может быть наставлен в Божественной истине. Для того чтобы принимать Божественную истину, необходимы абсолютно новые способности.
Христианство — соблазн и безумие, несомненно. Соблазн, кощунство для религии; безумие, глупость для разума, философии. Так для мира было всегда. Когда истинное христианство становится таким и для самой Церкви — приходят юродивые. «В переодевании И.Грозного была своя символика. Голландский купец Исаак Масса писал об Иване IV: «Когда он одевал красное – он проливал, кровь, чёрное – тогда бедствия и горе преследовали всех; бросали в воду, душили и грабили людей, а когда он был в белом – повсюду веселились. Но не так, как подобает честным Христианам».
Юродство (от ст.-слав. урод, юрод — «дурак, безумный» — намеренное старание казаться глупым, безумным. «В духовной традиции христианского Востока нет фигуры более парадоксальной, и даже, как считают многие, скандальной, чем «дурак Божий», юродивый Христа ради, по–гречески salos» -/ Епископ Каллист (Уэр)/. Когда царь Иоанн проезжал по одной из улиц, из толпы вынырнул босой юродивый Никола Салос. Подражая детям, он «оседлал» палочку и изображал из себя всадника». Какой смысл? взрослый мужчина изображает ребёнка вместо того, чтобы хлеб зарабатывать в поте лица - /Быт.3.19/, и воспитывать детей. Что это «возрастать в мужа совершенного»?
Духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни. «Словарь современного русского литературного языка» указывает на широко распространенное разговорно-ироническое применение слова подвиг: «О каких-либо проделках, нелепых, неблаговидных поступках: « Сенька! поди, лизни печку!.. Сенька возвращался, по совершении своего подвига, весь красный и пыхтящий...» - /Салтыков-Щедрин/. Лизни кости мёртвого (мощи) святого, поцелуй камни – поклонись иконе, стрехи языком пыль. Принятия на себя образа человека, не имеющего разума, в смиренном терпении - поруганий, презрения и телесных лишений. Это человек, разыгрывающий из себя умалишённого ради сбора подаяния возле церкви - мошенник.
Православным богословом из Франции Жан-Клодом Ларше было написано на французском языке, а потом переведено на русский. И в процессе перевода мы столкнулись с любопытной вещью. Оказалось, во французском языке не существует отдельного слова «юродивый», есть только выражение — «fou en Christ», которое дословно можно перевести как «сумасшедший во Христе» или «сумасшедший ради Христа». Когда речь идет о настоящих юродивых, Ж.Ларше использует именно его. Но говоря о тех, к кому понятие «юродивый» можно применить только как метафору (например, «городские сумасшедшие» или эпатажные художники), он просто произносит русское слово по-французски: «iourodivi». Почему? Потому что, по мнению богослова, эта лингвистическая тонкость как раз указывает на принципиальную разницу между настоящим юродивым-христианином и просто «юродствующим»: разве можно назвать «сумасшедшим во Христе» того, чье сумасшествие — не ради Христа?
В православии юродивые - слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради). При этом он «валял дурака», паясничал, юродствовал. «Юродство» и «столпничество» взору современного человека в лучшем виде представляются не более, как явления странные, непонятные. Далее затем, как явления бесцельные, неразумные, даже могущие, особенно «юродство», вводить других в соблазн. Следовательно, прямо разрушительные в сфере нравственной». Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых.
Связь юродства со смеховым миром не ограничивается «изнаночным» принципом (юродство, как будет показано, создает свой «мир навыворот»), а захватывает и зрелищную сторону дела. Но юродство невозможно и без церкви: в Евангелии оно ищет свое нравственное оправдание, берет от церкви тот дидактизм, который так для него характерен. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира. Юродство - как бы «третий мир» древнерусской культуры.
Юродство – это феномен эпохи Московского царства – эпохи торжества деспотизма и господства православно- христианской нетерпимости. В Киевской Руси его практически не было. В источниках упоминается только один юродивый XI века Исаакий Печерский. Расцвет юродства в России приходится на XV – первую половину XVII века, а к эпохе расцвета оно становится русским национальным явлением. В это время ни православный Восток, ни римско-католический мир не знали этого феномена культуры, и поэтому иностранные путешественники XVI – XVII вв. Герберштейн, Горсей, Флетчер и др. с немалым удивлением писали о многочисленных русских юродивых. О том, что в России юродство приобретает массовый характер, свидетельствует тот факт, что несколько десятков юродивых было канонизировано православной церковью. Юродство по существу становится стилем жизни на всех ступенях социальной иерархии, приобретая правда упрощённые и не столь многочисленные формы, как у истинных юродивых, а больше похожие на лицедейство. Интересно, что лицедейство, притворное самоунижение, связанное иногда с переодеванием было в значительной степени характерным.
В житейском представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Это заблуждение. Т.к. есть, действительно, юродство природное, а есть добровольное «Христа ради». И тогда юродство – это пребывание «в подвиге». В условиях холопско-подданического типа социальные связей оно являлось специфической формой социально – нравственной компенсации тотальной несвободы.
Надо сказать, что средневековая жизнь вообще отличалась театральностью. Т.к. средневековая культура, и элитарная, и церковная, и народная, - была «обрядной» и зрелищной. Причём средневековой человек, всегда является не только наблюдателем, но и активным участником зрелищ. «Народ, - писал А.Пушкин, - как дети требует занимательности, действия. Он требует сильных ощущений, для него и казни – зрелище». Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот - о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия.
Как назвать такое действие святого Серафима Саровского? Семью ему не надо, а вот организовывать женский монастырь и исповедовать каждую отдельно…. А потом прокопать себе круговую канавку и поставить иконку женскую на дерево и ползать всю ночь по круговой канавке. Это что? Сам себя, превращая из образа человека в животного. А может даже хуже. Подобное в современных сектах баптистов: пастыря организуют вечерние женские собрания и принимают исповедь. У харизматиков даже вечерние пляски совместные и растяжка на полу. Что это пример С.Саровского к юродству, легче жить. Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят, кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь, — потому что он не подобен им».
Более смелым и последовательным в этом смысле был Сергей Булгаков, объявивший юродство мерой достижения на христианском пути: «Не юродствуя в сердце своем, нельзя достигнуть христианского отношения к себе и к миру, и, в сущности, мерою юродства, способностью отрицать мудрость мира сего определяются достижения на христианском пути. Юродство многолико и многообразно, оно не связано с определенными формами, но повелевает не любить в себе своего я, своей самости. Оно требует жертвы сокровенной, но непрерывной и ежечасной».
Ларше считает, что «нельзя быть юродивым Христа ради в одиночестве: это поведение имеет смысл лишь в социальных рамках и при взаимоотношении с другим человеком». Юродивый надевает маску, симулирует безумие и испытывает «раздвоение, подобное тому, которое переживает актер, входящий в свою роль, но остающийся самим собой». Но тогда, следуя логике автора, которая в целом опирается на православную традицию, придется признать, во-первых, что юродивый нуждается в другом, во-вторых, что юродивый исчерпывается юродствованием, то есть набором приемов, используемых в благочестивых целях, и, наконец, в-третьих, что юродивый, самоуничижаясь, знает о своей праведности, то есть становится грешником».
Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» -/1Кор. 11.1/. Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел». Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…»- /1Кор. 4.10/ «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»- /1Кор. 1.20/. «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым»- /1Кор. 3.18\.
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»- /1Кор. 3.19/. «…слово о кресте для погибающих юродство есть»- /1Кор. 1.18/. «Главное, хочу, - говорит А.Борисов, - чтобы вы уловили эту мысль, что юродство – это намеренное, а не естественное безумие. Вам никогда не приходило в голову, что Бог избрал весьма странный способ спасения грешников? Но Ему так было угодно, Он избрал такой метод – «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» /1Кор.1.21/. Павел использует здесь греческое слово «керигма», которое означает не действие возвещения (проповедования), а содержание вести, саму весть. Суть юродства креста заключается в его содержании, которое есть премудрость Божия».
И вот, слово о Кресте - для погибающих юродство. Значение этого слова, использованного в церковнославянском и русском Синодальном переводе, сильно изменилось со времен осуществления славянского перевода Библии. Тогда оно означало безумие, глупость, так и сейчас бы мы перевели греческое слово moria, использованное в этом случае апостолом Павлом. Для неверующего человека, живущего материалистическим мировоззрением, такие понятия как умереть для греха (а, значит, отчасти и для мира), вера христианина в спасительность причастности к Смерти Христовой - действительно безумие, глупость. Погибающие - это те, кто не принимает Христа, и потому гибнет для вечности. Для христиан же, спасаемых, слово Крестное - сила Божия.
Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете: «…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие»- /1Кор. 1.23/. «…потому что немудрое Божие премудрее человеков»- /1Кор. 1.25/.
По меркам сегодняшнего лжеправославия - это самый настоящий крамольный вопрос, и даже с наскоком из Ветхого Завета.
Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене /Ис. 20.2-3/. Пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на «коровьем помёте» - /Иез. 4.15/ «Вот Я (Бог) возложил на тебя узы, и ты не повернёшься с одного бока на другой доколе не исполнишь дней осады твоей» - /8/. «И сказал Господь Осии: «иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа»-/Ос.1.2/. И как мы видим из Втор.28.28 – «Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца». Сумасшествие (юродство) есть кара Господня?
«Давид положил слова эти в сердце своём, и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице своё пред ними, и притворился безумным в их глазах…. И сказал Анхус рабам своим видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?» - /1Цар.21.12- 15/.
Вот так его и определят патриоты «святой» Руси. Юродство означает дурость, глупость. И никогда юродство не считалось положительным качеством ни у Бога, ни у людей. И вдруг, утеряв Священное Писание, забросив проповедь, скучающие в пустынях монахи изобрели способ протеста против умничающего мира – придурковатость, безумие. «Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились» - /Прем.Сол.10.8/.
Под видом этих непривлекательных, отталкивающих качеств надумали обличать мир, и более того – угождать Богу, отрицающему глупость, называющемуся премудростью. И даже более того, возвысили глупость над мудростью и грамотностью; и, наконец, стали звать эту дикость и дурость величайшим видом подвига. А дальше и вовсе заблудившись в этой дурости, захлебнулись в ней и, искажая ситуацию, представляет её не в соответствии с реальным положением дел, подменяя или опровергая суть каких-либо идей, понятий и под себя, что из тысячи юродивых только один настоящий придурок. «Называя себя мудрыми, обезумели» - /Рим.1.22/. Приехали! И тут же добавляют, что нигде в мире не было столько юродивых, умышленно рехнувшихся, как в Православии. Да в этом и вовсе уж не трудно сегодня убедиться, когда побеседуешь с православными архиереями или батюшками. Вот такие мы умные…. А Бог называет этот вид казни, юродство, сумасшествие, как одно из самых чудовищных наказаний за богоотступничество. Так Бог и поразил православных за отступление от Слова Его и за отступление от проповеди? Очень и очень уж похоже, что юродство – это казнь от Бога на православных – лишил Бог разума. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» - /Рим.1.28/.
Проповедь о Христе, о воскресении из мертвых, что спасение возможно только через заместительную Жертву Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, всегда казалась миру языческому безумием, юродством, сумасшествием. «Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия» /Деян.26.24/.
Юродство есть то, что казалось людям безумием. Языческий мир, современный Господу нашему Иисусу Христу, с глубоким недоумением и даже отвращением слушал проповедь о сошедшем с небес и воспринявшем плоть человеческую Иисус Христос, Предвечном Сыне Божием, Претерпевшем позорную казнь крестную. В сознание язычников и не уверовавших в Господа Иисуса Христа иудеев не вмещалась эта проповедь, казавшаяся им безумием или юродством, «а для нас, спасаемых, – сила Божия», «…. благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» /1Кор. 1.21/. Юродство - это значит глупость и безумие, недостойное внимания и несовместимое с требованием нравственной жизни. Иногда говорят, что юродивый идёт по канату, натянутому над адской пропастью. Его пророческая невинность может обернуться эксцентричным своеволием. Слишком велик соблазн бежать от рутинных общественных норм, не устремляясь при этом к Царству Небесному.
Канонический источник, осуждающий юродство — «Толкования» Никона Черногорского — прямо упоминает житие Симеона: «Божественные законы осуждают предающихся юродству по образу великих Симеона и Андрея; подобное также запрещено и в наши дни».
Так о кресте мыслят только те, которые погибают во тьме греха, люди, которые живут без Христа. Для нас же, говорит апостол, то есть для верующих, для христиан, и сам крест и слово о нем, то есть проповедь, и размышление, и несение его - есть сила Божья. Если через крест мы становимся близкими и своими Богу и еще больше наполняемся силой Божьей и познанием воли Его, то следует понять истинный смысл того, что такое есть крест, как должно нести его и почему он - безумие для погибающих. «Ибо Бог никого не любит, кроме, как живущего с премудростью»- /Прем.7.28/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Жан-Клод Ларше — видный французский православный философ, патролог, богослов и писатель. Архиепископ Алексий (Кузнецов).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дева Мария: правда и вымысел о Её жизни - Николай Погребняк Уникальность данной книги в том, что исследование вопросов из биографии Девы Марии проведено на основании Писания и документов I-II веков – то есть свидетельств людей, которые лично знали Матерь Господа или слышали о Ней от тех, кто знал Её.