«Есть много глаз, и так же много взглядов,
На всё всегда по-разному глядим….
Но забывать не стоит и не надо,
Что взгляд на жизнь не может быть един»- /И.Токаев/
«Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» - /Александр Поп/. Как нельзя лучше, демонстрирует, что взгляд на ситуацию со стороны или под другим углом помогает найти правильный ответ.
Одно из ошибок, которые мы склонны допускать это то, что мы смотрим на людей с позиции того, насколько они известны, а не с той, кого они знают и с кем они имеют взаимоотношение. Культы религии убирают вас из поля зрения, Евангелие ставит вас у всех на виду. Вы не можете быть христианином и не иметь света. Если у вас есть свет, то не скрывайте его. На нас можно смотреть: когда мы не скрываем Евангелие. А если скрываем глаза? Кто мы? Вопрос простой, а для протестантов очень даже сложный.
Что такое «взгляд» по определению? В словаре Ефремовой, редактирую в сокращенном виде: «…это направленность, устремленность глаз». Звучание слова «взгляд» в иностранных языках разнообразно. К примеру, в русской транскрипции по-английски звучит почти с горечью – «лук», доводящий взглядом других до слёз. По-немецки «взгляд» произносится веселей, искрометней – «блик». По-французски, думаю, немного жестковато – «регард». А на испанском и итальянском языках, произносится удивительно красиво – соответственно, «мирада» и «скуардо».
«Люди часто называют глаза воротами или зеркалом души. И действительно, в глазах человека можно увидеть радость, и боль, и любовь…. Именно через глаза поступает, пожалуй, самое большое количество информации. Библия называет глаза светильником для тела: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» - /Мт.6.22/.
«На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты смотрел.
Мир - это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел» -/А.Рудаки/.
Свет в глазах зажигают яркие мысли. Наша внутренняя чистота напрямую зависит от наших глаз, от того, на что мы смотрим, откуда питаемся. Если мы будем смотреть на чистоту, то мы будем чисты в глазах Бога. А если мы будем смотреть на «грязь» (порнографию, кровавые боевики, жестокость и т.д.), то всё тело наше автоматически становится «грязным» в глазах Бога.
Царь Давид написал однажды Псалом, в котором он, обращаясь Богу, пишет: «Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?». Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать» - /Пс.100.2-4/. Иисус обращался ко всем, говоря, как можно проверить человека, или как он сам себя может проверить на предмет духовной чистоты. Смотрят ли глаза человека в Писание, на то, что кто-то в беде или нужде? «Возвожу очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» - /Пс.120.1.2/.
Евреи всегда поднимали глаза свои во время молитвы. Это помогало, им сосредоточится на Боге и не отвлекаться от молитвы. Задайте себе вопрос: «Куда смотрят мои глаза? Чем я каждый день заполняю своё сердце через глаза? Смотрят ли они на Бога, на что-то чистое и прекрасное, или же они смотрят по сторонам в поисках девиц, развлечений, тряпок, вкусной пищи и т.д.
Иов однажды произнёс фразу: «Завет положил я с глазами моими» -/Иов31.1/, что он даже положил завет, договор со своими глазами или другими словами. Иов дал обещание не помышлять о девице. Мы, наверное, сказали бы так: «Боже, дай нам мыслить о тебе, чтобы мой ум был занят другим. Я пленяю помышления в послушании Тебе». Но Иов, заметим, этот обет заключает с глазами, а не с умом. Иов знал, что искушение приходят через глаза. Человек посмотрел, и у него появилось желание иметь и владеть, наслаждаться, а дальше – дело плоти, рук, ног, чтобы идти и делать что-то, что сильно огорчает Бога! Очень важно для каждого христианина хранить свои глаза. Евангелист Матфей продолжает эту мысль: «Итак, если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?»-/6.23/. Ты носитель света, или, может, быть твои глаза чаще смотрят во тьму, туда, где кровь, где причиняют зло, где убивают. Ты скажешь: «как это?» Подумай, что ты смотришь по телевизору или в Интернете? О чём ты думаешь?
Если вернуться к истокам, то дьявол, которого Библия ещё называет «отцом лжи», хорошо знал, как важны глаза. Помните его слова обращённые к Еве: «Знает Бог, что в день, когда вы вкусите от плода, откроются ваши глаза, и вы будете как боги, знающие добро и зло» - /Быт.3./ Скажите, разве глаза первых людей были закрыты, что нашёлся добрый дядя, который сказал, что они закрыты? Нет, дьявол знал, что, вкусив этот плод, который был приятен для глаз, глаза человека увидят, что он наг, и он будет видеть искажённую реальность. С тех пор человек стал смотреть на мир и на себя и на Бога уже не чистыми Божьими глазами, которые знали и видели только добро, но совершенно другими глазами: «глазами мутными, ненасытными» - /Прит.27.20/.
«Глазами любострастия» - /2Петр.2.14/. «на него взглянули чьи-то глаза, - точно два огонька обожгли сердце… Время военное, — иной раз женские глаза - острее клинка» - /А.Толстой/. «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным» - говорил царь Давид. Давид боялся этого состояния сонливости, беспечности, вслед за которым происходит расслабление. Глаза просвещённые – это самое лучшее состояние христианина.
Бог понимает, что дьявол старается заполучить души людей. И самый эффективной тактикой для лукавого является атака на глаза человека. Потому что через глаза к нам приходит желание. Именно поэтому Бог так много даёт предупреждений через Библию, чтобы мы были внимательны и осторожны, когда смотрим на что-либо.
Дорогие друзья, глаза – это ворота души. Давайте будем стражами в этих воротах! Давайте будем охранять их, чтобы ничто не могло проникнуть в нас через эти ворота. И да помогает вам в этом Бог» - /Д.Скворцов – пастырь церковь «Слово благодати»/.
Конечно, человек такой специализации обучен «правильно» смотреть, и его взгляд зависит от случая и намерений агента. При официально-деловой встрече он владеет профессиональным, сдержанным по эмоциям, очень внимательным взглядом, а в дружественной обстановке выглядит добродушным, улыбчивым, даже приветливым. На практике, духовный взгляд означает ощущение собственного сердца и предоставление окружающим возможности «увидеть» его сквозь наши глаза. Другими словами, открытые, расслабленные и восприимчивые глаза позволяют другим людям видеть ту любовь, которую мы испытываем к ним как к человеческим существам.
В нашей жизни часто или редко приходится человеку друг с другом беседовать. И часто во время беседы мы пытаемся заглянуть в глаза собеседнику. Зачем? Чтобы узнать сокровенные тайны чужой души? Или может поделиться своими? Надо ли сомневаться в честности друга или собеседника, если он отводит взгляд в сторону или в низ? Наверное, каждый задавал себе такие вопросы. Почему не смотрит прямо в глаза? Что? Что-то мучит или что, что-то боится? А может в разговоре употребляется ложь. И таким образом мало смотрящий на собеседника неискренен и холоден. А почему христиане при беседе опускают глаза, чего они бояться?
Глаза всегда притягивают наше внимание при общении с человеком. Мы знаем, что глаза говорят. Что они зеркало души. Мы знаем? Да полноте! Прочтите афоризмы про глаза, и вы поймете, как многое оставалось для вас, так сказать, «за кадром». Большинство мудрецов не преминули высказаться на тему взора человеческого. Ведь это самая живая часть нашего лица, после рта, пожалуй. Однако уста человека при необходимости могут вполне достоверно лгать, а вот солгать глазами гораздо труднее. Поэтому и смотрим мы в глаза, надеясь прочесть в них признание в любви, ища поддержки и пытаясь определить, искренен с нами собеседник или не совсем.
Рассмотрим, как об этом говорит Слово Божие. В книге Иова сказано: «Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицом вашим?» /Иов.6.28/. В общение взгляд служит сигналом того, что ваш собеседник слушает и понимает. А если делает вид что слушает, или не хочет слушать но, чтобы не обидеть отводит глаза. А может, подчёркнуто отводит глаза, показывая, что не хочет иметь дело с этим человеком, и игнорируешь его.
Во время деловой беседы или дружеского общения никогда не стоит надевать тёмные очки, ведь старая поговорка гласит: «Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним», только глаза динамика взглядов расскажут вам об истинном отношении собеседника и расположенности его.
«Как бы ты ни говорил, формально или неформально, всегда смотри в глаза слушающему. Вежливое приветствие следует произносить один раз, в начале беседы, и больше не повторять. Говорить, потупив взгляд, неучтиво»-/Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ/. У баптистов, харизматиков и других групп как не беседуешь глаза опускают. Что это?
Как говорит, старинная мудрость гласит: «Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним, глаза - зеркало души». Когда вы общаетесь, то смотрите на зрачки партнеров, и вы сможете понять их истинные чувства. Выражение глаз - это ключ к истинным мыслям человека. На протяжении веков люди придавали огромное значение глазам и их воздействию на поведение человека. Выражения, подобные: «Она просто испепелила его взглядом», или «У нее глаза ребенка», или «Его глазки забегали», или «У нее завлекающий взгляд», или «Его глаза подозрительно заблестели», или «У него дурной глаз», прочно поселились в нашем языке. Наблюдение за зрачками потенциальных покупателей практиковали еще ювелиры древнего Китая. Они наблюдали за глазами покупателей в процессе обсуждения цены. В глубокой древности проститутки закапывали в глаза белладонну, чтобы расширить зрачки и казаться более желанными. Аристотель Онассис всегда надевал темные очки во время заключения сделок, чтобы не выдать своих истинных намерений.
Расположенность взгляда использовали апостолы. Многое ли можно понять по взгляду? Некоторые утверждают, что почти все, иные же говорят, что лишь самую малость — особенно если человек, которого вы пытаетесь «раскусить», является отличным психологом от природы.
Что ж - если вы достаточно внимательны и терпеливы, то этот момент от вас точно не ускользнет. «Иисус взглянул на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе, не достаёт…» - /Мр.10.21/. «Ему было приятно видеть, что этот юноша живёт жизнью: «Знаешь заповеди,…всё это сохранил я от юности» - /Мр.10.19.20/, не причиняющий вреда никому, и хочет знать, как жить ещё лучше. Чтобы судить по направлению взгляда о намерениях человека или о том, сказал он правду или солгал вам, нужно учитывать слишком многое: привычки, характер, физиологические особенности человека. «Бегающий, не останавливающийся долго на одном месте взгляд, чаще всего говорит о том, что человек чего-то боится, чем-то обеспокоен, в чем-то не уверен или просто не слишком доверяет вам — особенно если он при этом редко глядит вам в глаза»- /Ю.Белоусиков - психолог/.
Если взгляд спокойный и при этом довольно пристальный, направленный при беседе прямо в глаза, значит, скорее всего, мужчина заинтересован вами серьезно. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» - /Лук.22.61/. «Заметьте: небольшие события могут повлечь за собою великие последствия. Христос «взглянув на Петра» не сомневаясь, что Пётр вскоре осознает свой поступок, ибо Он знал, что хотя Пётр отрёкся от Него устами своими, однако глаза его по-прежнему были устремлены на Христа. И только бросив на него взгляд, значение которого не мог понять никто, кроме Петра. Это был обличающий взгляд. Христос, обратившись, взглянув на него, как бы спрашивая: «Ты не знаешь Меня, Пётр? Посмотри Мне в глаза и скажи это Мне». Это был осуждающий взгляд. Мы можем предположить, что Христос, взглянув, на Петра и нахмурился или как-то иначе выразил Своё недовольство. Это был взгляд сострадания. Христос посмотрел на него с нежностью. Это был направляющий взгляд: «Пётр, Я Христос помогу тебе». Это был многозначительный взгляд: он означал, что сердцу Петра сообщается благодать, чтобы сделать его способным. Вместе с этим взглядом излилась сила, чтобы изменить сердце Петра и привести его в себя, вернуть ему здравый смысл» - /М.Генри/.
«Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них…/Деян.3.4.5/. Ты смотришь глубже, чем другие, прямо в душу. Апостолы заметили просящий взгляд нищего и не прошли мимо него. « Когда взор чист, он зрит чистоту»- /Санаи/. Любовь передается взглядом. «Наверное, ни одна близость на свете не может сравниться с двумя взглядами, которые открыто и решительно встречают друг друга и уже не отпускают» - /Юстейн Гордер/. «Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин»- /Н. В. Гоголь «Мертвые души»/.
Слова, даже самые мудрые и прекрасные, не всегда могут описать то, что легко и просто выразит взгляд. Мы также должны замечать и не проходить мимо людей, нуждающихся в нашей помощи. Будем помнить, что Господь испытывает наше отношение к Нему чрез отношение и служение людям, находящимся в нужде. И будем также помнить, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу» - /Пр. 19.17, и что «милосердый благотворит душе своей» - /Пр.11.17/. Увидев калеку, апостол Петр всмотрелся в него. Перед взором Петра предстало все несчастье этого человека. Он уже был немолодой, ему исполни лось сорок лет - /Деян. 4. 22/. И от самого рождения он был обузой для других, и это тяготило его. И все это отразилось в страдальческом взгляде несчастного. Апостолу стало жаль этого человека. Сказано, всмотревшись в него, апостол Петр сказал ему: «Взгляни на нас!» И он пристально смотрел на них. Глаза апостола встретились с взором калеки. И тут мы скажем: как хорошо иметь право и дерзновение смотреть прямо в глаза людям. Это царственное достоинство, но для этого нужно иметь чистую совесть и незапятнанную репутацию. Ох, как это важно! И ради этого нужно от многого отказаться, быть на страже сердца, помыслов и желаний. Апостолы могли смотреть в глаза всех людей и в глаза этого нищего. Они были открыты совести каждого человека». Взгляни на нас» и посмотри, мы люди не книжные, но у нас есть нечто от Господа, что может изменить всю твою жизнь. У нас нет «ни нечистых побуждений, ни лукавства, но Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие (и у нас нет) ни слов ласкательства, ни видов корысти не ищем славы человеческой» - /1 Фес.2.3/, но нами движут сострадание и любовь к ближним и желание помочь им найти высшее благо. И, очевидно, хромой увидел по глазам апостолов, что они люди добрые; сердце его размягчилось, он расположился к ним и проникся доверием»- / «Братский Вестник»- В. Куликов/
«Смотри в глаза - и взгляд, не отводя,
Получишь, больше чем проситься.
И сердце, нынче твоё словно холодя.
Любовью, Господней может согреться»-/N?/.
«Любовь и взгляд тесно связаны друг с другом. Нужно смотреть, чтобы любить, но также и любить, чтобы смотреть; поистине: «Хорошо видеть можно только очами сердца». «Взгляд христианина может быть или радостно-веселый, исполненный братской любви и уважения, - говорит Д.Болотов – художник, - или скромно-печальный, грустно-почтительный, когда видит оскорбление Христа в себе или ближнем»
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/. «Большой словарь иностранных слов и их значение».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности