В Библии читаем: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела и пути праведны, и Который силён смирить ходящих гордо». (Дан. 4:34). Этим славословием, в котором выражено правильное понимание Бога Творца, заканчивается описание царствования Навуходоносора, и чтобы понять, как языческий царь пришёл к познанию Бога, рассмотрим первые четыре главы Книги Даниила. (Всем читателям журнала советую открыть Библии и прочитать эти главы.)
Первая глава начинается с описания того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, захватил Иерусалим и осквернил храм, вынесши из него часть богослужебных сосудов и внесши их в сокровищницу бога своего, то есть в идольский храм. (См. Дан. 1:1,2) Перед этим Навуходоносор покорил много других народов; про Израиль он, наверно, слышал, что его жители должны поклоняться Какому-то особому Богу, Который в прошлом не раз чудесным образом спасал народ Свой от превосходящих сил противника. Но в этот раз никакого чудесного избавления не случилось, потому что Израиль находился в отступничестве, и Навуходоносор, очевидно, решил, что он сильнее всех, даже сильнее Бога Израилева. Из оккупированного Израиля Навуходоносор вывел всех князей, плотников, художников, кузнецов... и переселил их в Вавилон. (См. 4-е Цар. 24: 14, 15)
Так выглядит первая встреча Навуходоносора с народом Божьим, которая не вызвала в нём ничего, кроме гордости за себя. В современном мире люди тоже знают, что есть какие-то верующие, которые, по их мнению, якобы ничего не знают, не могут и не умеют, живя в своём мирке вчерашним днём.
Затем Навуходоносор повелел выбрать из числа переселенцев самых талантливых и здоровых юношей, способных нести службу в царском дворце, и обучить их книгам и языку халдейскому. И среди отобранных на учёбу было четыре юноши: Даниил, Анания, Мисаил и Азария, - которые решили всегда и во всём служить Богу Авраама Исаака и Якова до конца, чего бы им это не стоило. И Бог не оставил их: «И даровал Бог четырём сиим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны». (Дан. 1:17) После окончания учёбы у них был, выражаясь современным языком, выпускной экзамен, который принимал сам царь. «И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить перед царём». (Дан. 1:11)
Здесь описана вторая встреча царя с верующими, в результате которой царь понял, что среди них есть мудрые. И в современной жизни так бывает, когда люди, которые прежде считали, что верующие якобы отсталые и забитые, при личном знакомстве с ними понимают, что это не так. Они соглашаются, что есть мудрость в том, что христиане не курят, не пьют, не сквернословят, имеют крепкие семьи. Царь Навуходоносор согласился, что эти верующие юноши были мудры, но сам был ещё очень далёк от мысли следовать их примеру. И в мире тоже есть такие, которые уважают верующих за их образ жизни, но чтобы самим так жить – этого они не хотят, считая, что это не для них.
Навуходоносара ждала встреча с Богом. Однажды царю приснился сон, который он тут же и забыл. Он позвал к себе всех тайноведцев и гадателей и приказал им напомнить ему сон и раскрыть его значение. Специалисты в области оккультизма с этим не справились. Это разозлило царя и он приказал поубивать всех мудрецов Вавилонских. Когда Даниил узнал об этом, он сам пошёл к царю и попросил дать ему время. Бог открыл Даниилу в ночном видении и сон царя, и его значение, а Даниил пересказал всё это Навуходоносору. При этом Даниил подчеркнул, что разгадал тайну не своим умом, но что есть на небесах Бог, открывающий тайны. (См. 2:28) Когда Даниил закончил толкование сна, царь сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны». (Дан. 2:47) В тот день царь понял многое, но до перемены мышления оставалось ещё далеко. И в нашей жизни тоже случается, когда человек в результате пережитых событий, будь то болезнь или большой жизненный излом, перестают быть атеистами и начинают многое понимать правильно. Но, увы, само мышление не меняется, поступки остаются прежними, правильное понимание – лишь в теории. Так и Навуходоносор вместо того, чтобы прославить Бога богов и Владыку царей и другим помочь придти к правильному пониманию, на практике делает абсолютно противоположное: ставит большой истукан и требует от всех этому истукану поклоняться. И здесь мы опять встречаемся с товарищами Даниила, которым в Вавилоне поменяли имена и назвали их Седрахом, Мисахом и Авденаго. Эти трое героев веры отказались поклониться истукану. Навуходоносор дал им ещё один шанс; в противном случае их ждала неминуемая смерть. Свою речь Навуходоносор закончил гордыми, самодовольными и насмешливыми словами: «...и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3:15) Итак герои веры были брошены в печь, но не сгорели. Гордый Навуходоносор увидел ещё одно чудо и сказал: «...благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него». (Дан. 3:28) Убрал ли он после этого своего идола, об этом не написано, но написано, что после этого царь сам начал пытаться служить Богу. Во-первых, он издал указ, чтобы всякий, кто осмелится произнести хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски. (См. Дан. 3:20) Во-вторых, царь даже сам начинает проповедовать. Он пишет послание всем народам, которые находились тогда под властью Вавилона. «Знамения и чудеса, которые совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам». (Дан. 3:31-33)
Можно понимать духовные истины и даже проповедовать, но при этом самому оставаться недостойному спасения. Это хорошо понимал Апостол Павел, поэтому и написал в одном из своих Посланий: «...но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.» (1-е Кор.7:27) Навуходоносор уже сделал много правильных шагов: запретил в своей стране богохульство, всем своим подданным рассказал о тех чудесах, которые пережил, но при этом в нём продолжала ещё жить гордость, та самая гордость, которая подтолкнула его дать приказ убить трёх героев веры, но которые выжили лишь благодаря прямому Божьему вмешательству.
Навуходоносору опять снится сон, и он хочет узнать его значение. Вроде бы уже должно было быть ясно, что с этим вопросом нужно сразу идти к Даниилу, но царь наступает на те же грабли: он обращается за помощью к гадателям. И только после того, как оккультисты не смогли объяснить ему значение сна, он обращается к Даниилу с очень правильными словами: «...я знаю, что в тебе дух святого Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя: объясни мне видение сна моего , который я видел, и значение его». (Дан.4:6) Среди людей, которые пришли в церковь и стали верующими, иногда случается, что, сталкиваясь с проблемой, они прежде всего пытаются решить её старыми, неевангельскими методами, и когда из этого ничего не выходит, только тогда начинают искать ответы в Библии. Но Библия учит, что такой подход не угоден Богу. Даниил растолковал сон и предсказал, что Навуходоносора отлучат от людей и его обитание будет с полевыми зверями. Но Даниил также предсказал, что к Навуходоносору вернётся здравый рассудок. Когда? Когда он познает власть небесную. (См. Дан. 4:23) Из предыдущих глав мы знаем, что Навуходоносор не раз правильно исповедовал всемогущество Бога, но за этим исповеданием не было глубокой веры и глубокого познания. И вот каким образом сбылось предсказанное Даниилом. «Царь сказал: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» Ещё речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат от людей, и будет обитание твоё с полевыми зверями». (Дан. 4:27-29) Как видим, приговор от Бога прозвучал в тот момент, когда уже верующий царь чрезвычайно возгордился собой и думал исключительно о своей славе. У Навуходоносора началось психиатрическое заболевание, которое встречается крайне редко и называется «ликантропия». Люди с таким психиатрическим заболеванием считают себя животными. Через семь лет болезни Навуходоносор выздоровел, разум вернулся к нему и царь опять прославил Бога, но уже со смирённым сердцем. Царь признал, что все пути Бога праведны и что Он силён смирить гордых. (См. Дан. 3:34) Это последнее, что написано в Библии о Навуходоносоре. Мы не знаем, как дальше складывалась его жизнь, но, думаю, с уверенностью можно сказать, что после этого он уже не обращался с вопросами к чародеям и гадателям, не гордился.
Путь к познанию Бога у каждого человека глубоко индивидуален, но, наверно, все, которые познали Бога, прошли в той или оной мере те этапы, которые прошёл этот языческий царь.
10 октября 2015.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности