Для ТЕБЯ - христианская газета

Поцелуй Иуды
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Поцелуй Иуды



«Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй - не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи веют,
Лепестками, тая на губах»- /Сергей Есенин/.

«Что же касается поцелуев, то предпосылкой их является, вероятно, один из важнейших человеческих рефлексов – сосательный. Отсюда и связь поцелуя с питанием. Вспомним о «сладких», «сахарных» устах из русских сказок. Корень слова «поцелуй» - «цел» - свидетельствует о том, что с поцелуем связано пожелание цельности, целостности, здоровья. Позднее поцелуй символизировал слияния душ, их близость, родство, установление взаимной симпатии, влечения. Поцелуй еврейски нешука – знак приветствия. Это характерно для многих народов, в том числе и европейских. Поцелуй имел также глубоко религиозный смысл и был известен всем Христианам как символ любви и единения. Ап.Пётр учил: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви»- /1Петр.5.14/. В то же время поцелуй был и символом предательства «поцелуй Иуды». Не только в России, но и в Европе поцелуи включались в церковные обряды. Так в Англии и в некоторых западноевропейских странах до XIX века известен поцелуй мира, который при бракосочетании священник давал жениху, а тот передавал невесте. В православной церкви обычай пасхального целования имел большое социальное значение. Он утверждал равенство людей перед Христом и никто не мог отказать в поцелуе простому мужику: ни вельможа, ни знатная замужняя женщина. Целование же священных объектов, в том числе креста, известно ещё из древних историй. Считалось, что целование святынь приобщает человека к ним и, более того, ему передаётся сила святости. Через поцелуй человек как бы приподнимался над миром земным и приобщался к миру божественному. Это «освящение реальности» пронизывает многие ритуальные действия в различных уголках земли.
Поцелуй приложение уст в знак любви, дружбы, привета, уважения (В.И.Даль). В древнехристианской церкви поцелуй был символом христианской любви и мира. Ап. Павел часто говорил о священном поцелуе, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило братское лобзанье. Священнослужители включили поцелуй в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении, бракосочетании и пр. В восточной церкви священник давал поцелуй причащающимся как символ мира и знак отпущения грехов до службы. В православной церкви есть обычай целовать руку архиерея и священнослужителя при благословении, а также взаимный поцелуй священнослужителей на литургии. Святое целование имело место при древнехристианских трапезах; поцелуем обменивались прихожане при посещении церкви. Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания. Древним христианам известны и поцелуи почитания. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, лобызавшей ноги Христа. Во многих странах принято целовать при присяге Крест или Распятие.
Поцелуй — один из древних обрядов русского народа, носивший скорее ритуально-религиозный, чем бытовой, чувственный характер. В языческие времена поцелуй обозначал пожелание быть целым, цельным, здоровым. Об этом свидетельствует происхождение слова «поцелуй» от корня «цел». В языческой Руси было принято целование земли (Матери-земли) при принесении клятвы. Позже этот обычай перешел на целование пола при поклонах в церкви. Обычай этот в видоизмененном виде дожил до XIX в. В Малороссии, например, в некоторых местностях при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Земля, мати наша, помилуй нас!».
Почти повсеместное распространение вплоть до н. XX в. получило трехкратное целование православных при встрече. Общенародный характер имело «святое целование» в пасхальный период, в Прощеное воскресенье и др. Ритуальный характер имел поцелуй и при встрече гостей. В знак любви, дружбы и уважения хозяин приводил свою жену, «и все присутствовавшие целовали ее в уста»- /О. Платонов/.
В первой половине XVII века Москву посетило посольство герцога Голштинского. Удивление иностранцев вызывал обычай русских целоваться при встрече и прощании. Герберштейн указывал, что поцелуи входили в церемониал встречи послов. По словам Олеария, входили в церемониал встречи послов. По его словам: «поцелуйный обряд был величайшим знаком почёта, который оказывали русские гостю. После угощения хозяин приказывал своей жене выйти к гостю и, пригубив чарку водки, собственноручно подать ему. Иногда в знак особого расположения – гостю разрешалось поцеловать хозяйку в уста. Поцелуи включались и в религиозные различные обряды. Так, Олеарий одним из первых описал «святое целование» на Пасху. Обмен поцелуями тогда происходил не только в пасхальное воскресение, но в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. В Западной Европе такого обычая не было. Широко бытовало на Руси и целование религиозных святынь, в частности креста, особенно при клятвах. Принято было и целование икон. Как гласит пословица: «наперёд икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль».
О поцелуе можно говорить до бесконечности. Потому как поцелуи бывают разные: поцелуй любви, симпатии, уважения, предательский поцелуй Иуды и даже «поцелуй смерти» мафиози.
Иуда Искариот (Иуда - греч. Ioudas, евр. jehudah, по-видимому, из jehudah-el, Искариот - греч. Iskariotns, реже Iskariot, или Skariotns, значение спорно: евр. is qerijjot, «человек из Кериота», где Кериот - обозначение населенного пункта, возможно, тождественного иудейскому городку Кириафу, иногда значение выводят из арам. is-qaria, «лживый»; или греч. sikarios, «сикарий»; выдвинута также версия: Искариот= «красильщик», от корня skar = евр.-арамейск. sqr-, «красить»),
Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял... правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» /2Цар. 20.9-10/. При этом комментаторы пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви. Употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство — желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или бессмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий». «Поцелуй Иуды» стал идиомой, выражающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства.
Однако почему Иуда предает Господа таким странным знаком — целованием, которое испокон веков, начиная с Книги Бытия, является выражением родства, верности, благословения, покаяния и той горячей любви, которая крепка, как смерть /Песн 8.6/?
Самые глубокие, самые искренние, самые трогательные отношения между людьми выражаются в Ветхом и Новом завете именно “целованием”, поцелуем. Он во истину знаменует печать на сердце /Песн 8.6/ целующего и целуемого, любящего и любимого. В уста целует, кто отвечает устами верными /Прем. 24.26, ибо лживы поцелуи ненавидящего /Прем. 27.6/.
«Иуда предал Его целованием, злоупотребив той свободой в обращении с Христом. И своим целованием Иуда намеревался не только показать воинам, кто Иисус, но и задержать Его на месте, пока шедшие за ним не подойдут и не возьмут Его. Это была ценная услуга; и все же существует несомненный контраст между ее сравнительной малостью и духовным значением, которое традиция признает за событием предательства одного из избранников. Попытки элиминировать этот контраст, иначе понимая объем предательского деяния Иуды Искариота. Контраст входит в структуру евангельской ситуации: моральное зло поступка Иуды Искариота и его значимость как вечной парадигмы отступничества, предательства не измеряется практической важностью этого поступка. С упомянутой парадигматичностью предательства Иуды Искариота связано и отсутствие в евангельском повествовании его психологической мотивировки. Корыстолюбие Иуды, упоминаемое евангелием от Иоанна, «был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» /Ин.12.6/ - отнюдь не сущность его выбора, а разве что цель, делающая его доступным внушениям дьявола. Иуда же приближается к самому лицу своего учителя и предаёт Его. Вероломный человек, ты предаёшь Меня самому себе? Он сказал: «Радуйся Равви!» И поцеловал Его. Он назвал Его Равви, Равви, как если бы относился к Нему теперь с большим почтением, чем раньше. Это должно раз и навсегда исполнить нас отвращением к тому, чтобы люди называли нас учитель! учитель»-/Мт.23.7/, именно таким приветствием был предан Христос. «Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» - /Лук.22.48/. Ужели не устыдишься самого вида предательства? Зачем к дружескому поцелую примешиваешь предательство, дело вражеское? Да и кого предаёшь? Сына Человеческого, то есть смиренного, кроткого, снисходительного, вочеловечившегося ради тебя, и притом истинного Бога. Говорит это потому, что до последнего времени пламенел к нему любовью.
Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его». Как! Это условный знак? Неужели Он должен быть предан целованием? Неужели знак дружбы может стать средством предательства? Ничто не может быть более оскорбительным и горьким для нашего Господа Иисуса, как быть преданным, причём преданным целованием того, кто исповедал своё родство с Ним и свою любовь к Нему. Фамильярность, которую злодейски употребил Иуда, чтобы посодействовать этой измене. Целованием является знаком преданности и дружбы /Пс.2.12/. Но когда Иуда попрал все законы любви и дога, он тем самым осквернил этот священный знак в угоду своим нечистым намерениям. Многие предают Христа поцелуем и со словами на устах: «Радуйся Равви!», многие под видом оказания Ему чести предают и подрывают интересы Его Царства. «Мёд на устах, желчь в сердце». Обнимать – это одно, а любить – это другое» - /Филон Александрийский/. «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство — желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него. Или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или бессмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий». Иуда был лицемером, человеком, скрывающим свою истинную сущность под маской искренности и простодушия. Греческое слово, переведенное как «лицемер», имеет два значения: «тот, кто дает ответ» и «театральный актер». Со временем это слово стало относиться к человеку, который прибегает к притворству, чтобы обманывать других. Христос спрашивает его: «для чего ты пришёл? С миром ли, Иуда? Объясни Мне сам. Если ты пришёл как враг, то к чему этот поцелуй?». Так поступают те, кто под видом ревности о Божьей славе преследуют Его рабов, кто под маской кажущейся заботе о славе благодати наносят удары по тому, что является корнем святости и строгости поведения. Примеров предательств Христа целованием очень много дают те, кто видом благочестия борются против силы благочестия. Было бы хорошо, если их собственная совесть задала им тот же вопрос, который Христос задаёт Иуде: «целованием ли предаёшь Сына Человеческого? Не возмутится ли Он этим? Не отомстить ли за этот?» Ведь Иуда Искариот тоже поцеловал Христа, когда предавал Его. То же самое делают и псевдо-христиане: они лицемерно целуют изображения умирающего Христа и при этом делают совершенно противоположное тому, чему Христос учил.
Рассматривание образа Иуды должно навести нас на мысль: а нет ли во мне иудиной части? Что для меня Иисус: хобби, партнер или Бог? Иисус и Иуда были рядом. Каждый занимался своим делом. Мы тоже чем-то заняты в эту неделю. У Христа Страстная неделя закончилась жертвой любви. А чем она закончится у нас? Любованием своих переживаний, ролевой игрой с хлебом и водой, заламыванием рук, впрочем, бесплодным, или, напротив, особенным вхождением в работу Господню. Смыслом нашей христианской жизни должен стать не пустой «марлезонский балет»- сюжет был определен любимым занятием монарха – охотой на дроздов, на околоцерковной сцене, вне пространства Бога, а реальный плод Христовой работы рядом с Ним.
«Много «христиан» повсюду,
Но их жизнь - пуста...
Жгучий поцелуй Иуды
На лице Христа» - /Наталия Лансере/.

Библия. МэтьюГенри - комментарий всей Библии. Англия 1662-1714 год.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3945 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Безвредного табака нет! - Сергей Чирко
ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ответ на статью Петра Цюкало "Выборы в США как одно из сражений в Мировой войне ценностей (после-выборный памфлет)" - Леонид Каночкин

Всему своё время - Денис Шамров

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
« Полет » - Хабаза Сергей

Проза :
Этап - Валерий Гаращенко
Это реальная история, которую я услышал из уст Дениса, который в данное время несет дьяконское служение в нашей церкви.

Проза :
C наступающим новым 2009 годом... - Любовь,Володенко - Бледных

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100