Причастие, как установленное Господом служение, является очень важным атрибутом религиозной жизни каждой общины. На протяжении 2000 лет это установление существенным образом отделяет Христианство от других религиозных движений. Евхаристия маркирует верующих во Христа людей, проводя границу между Церковью Божьей и миром.
Несмотря на всю простоту этого установления, на протяжении всей истории Церкви возникали различные учения, которые существенным образом усложняли и сам обряд Причастия и вносили сумятицу в суть христианской теологии. В некоторых деноминациях установилась вера в преложение, благодаря которому происходит превращение вина и хлеба в Кровь и Тело Господа Иисуса Христа. Чаще всего это преложение в богословии называется пресуществление (лат. transsubstantiatio).
Другие же деноминации оставляли за видимыми атрибутами Причастия; хлебом и вином, лишь символический характер. Делая упор не на сам обряд Причастия, а на сердце верующего человека. Где именно вера, во время Причастия, является важным фактором, определяющим какую работу в жизни человека произведут эти видимые символы.
Некоторые деноминации пытались найти промежуточный вариант, позицию между пресуществлением и полным символизмом.
Существенное влияние на формирование того или иного взгляда играл текст Апостола Павла, записанный в Первом послании Коринфянам 11 глава.
1Кор.11:27-30 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Текст, безусловно, труден для понимания.
При поверхностном прочтении у читателя может возникнуть впечатление, что сама Евхаристия и прикосновение к символам, может привести к смерти, если проявляется какое-то недостойное отношение к ним. Складывается впечатление, что Бог «наказывает», либо человек наказывается сам за неблагоговейное принятие Вечери. При сем, этот текст совсем не разъясняет, какой вид недостойности (какое именно действие или бездействия) может привести к болезни и смерти.
Как быть если человек считает себя достойным, а он не является таковым по Божьему стандарту? Получается, что, так, не зная о своей недостойности, человек может ненароком подвергнуть себя смертельной опасности. Или как быть человеку, если он себя постоянно считает недостойным принятия Вечери, лишая себя всякий раз этой Заповеди, а его поведение вполне достойно для участия в этом установлении? Не лишает ли он себя зазря благодати. По каким критериям нужно определять это достоинство? И какая благодать может передаваться в символах Евхаристии?
Отвечая на эти вопросы, многие служители склонны указывать на «размышление о Теле Господнем», как о единственном мериле «достоинства» и «недостоинства». Но при этом, опять же, остается за рамками рационального объяснения, что значит «размышлять о Теле Господнем»? Это как? О чем именно я должен думать во время Причастия? Я слышал как минимум 5-7 вариантов ответов на этот вопрос. Но если цена очень велика, а именно гибель человека от Причастия, то должен быть только один правильный ответ, а остальные ведут к недостойному принятию Евхаристии.
Особенно меня смущает не только то, что нет четкого объяснения того, что такое достойное и недостойное участие в Евхаристии, но и то, что Библии нигде больше не расставляет такие акценты. Если то, о чем написано в Первом Послании Коринфянам 11 главе столь важно для верующего, что влияет на его и жизнь и спасение, то почему нигде больше в Библии нет предупреждения об этом? О блуде, пьянстве мы находим множество предостережений, но не о недостойном принятии Вечери. Почему Библия молчит об этом в других текстах?
Не найдем мы «недостойности» в списке грехов, которые приводят к потере спасения.
1Кор.6:9,10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
Очень странно, что в этом списке нет упоминания о недостойном участии в Евхаристии, хотя пишется это почти в одном контексте и в одном письме.
На мой взгляд, в 11 главе речь идет не о смерти и болезни от самого Причастия. Всякие мистические мотивы смерти в этом отрывке отсутствуют. Этот отрывок не увязывает напрямую болезнь и смерть верующих с участием в Евхаристии. Такое толкование, на мой взгляд, является не Библейский и уводит человека далеко за рамки Откровения Божьего, что в себе несет много латентных опасностей и может быть хорошей «пищей» для различных ересей. Особенно если учитывать любовь людей ко всему таинственному и сакральному.
Ключевым для нас является понимания слов: «От того…». Если мы поймем, о чем идет речь, то мы поймем, что приводит к немощам, смертям и болезням коринфскую церковь. Именно в коринфской церкви была какая-то проблема, не во всей Церкви Божьей. Павел говорит: «многие из вас», а не «многие в Церкви Божьей». Создается впечатление, что в других церквях этой проблемы нет. Другие церкви в каком бы они духовном состоянии не были научились «достойно» принимать Евхаристию и у них нет проблем, которые закрались в коринфскую поместную церковь.
На мой субъективный взгляд, речь идет о менее мистических делах, но при этом не менее важных для Тела Иисуса Христа. Толковать 30 стих можно только в контексте всего отрывка, связанного с Евхаристией.
Началом мыслей Апостола Павла, на мой взгляд, следует считать 17 стих. Павел говорит: «вы собираетесь не на лучшее, а на худшее». Мы видим, что оценка собраний коринфской церкви у Павла достаточно жесткая. Собрания, которые проводятся в Коринфе, делают церкви худшее. Вместо того, чтобы иметь назидание и духовный рост у церкви «бывают разделения». Основной посыл, который заставляет Павла писать этот отрывок, это исправление ситуации связанной с собраниями коринфской церкви. Что-то происходит там, что делает поместной церкви «худшее».
В 20 и 21 стихах содержится обвинение Павла, направленное к прихожанам церкви. То, что они делают трудно назвать «вечерей Господней».
«вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню».
На мой взгляд, Именно это является ключевой мыслью Апостола Павла, именно здесь он раскрывает в чем кроется недостойное поведение христиан, ведущее к проблемам внутри церкви. Здесь идет постановка проблемы, которую пытается выправить Апостол. Он поясняет:
«всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается»
Такое неправильное принятие пищи приводит к разделению в церкви, люди после этого собрания голодны, другие же наоборот пьяны. При этом церковь «уничижает неимущих».
«Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?»
Из этого стиха становится понятным, что Апостол Павел обращается в этом отрывке не ко всей церкви, а скорее всего к людям состоятельным, обличая их за плохое отношение к неимущим (у Павла дословно – «не имеющим чего-то»). Именно эти состоятельные люди имели дома и имели пищу в своих домах. Скорее всего, это были образованные люди и умели читать, поэтому к ним именно обращается Павел в своем письме. Неимущие же, не имели ничего и вряд ли были грамотными. Такой «роскоши» в своей жизни они допустить не могли.
Исторический контекст подсказывает нам, что в то время в Коринфе было много людей, с судьбой попрошаек, живущих в общежитиях (ночлежках) и не имеющих своего дома. Обычно это люди были на самой низкой ступени социальной лестницы, не имея пропитания и одежды. Павел, через свое письмо, пытается развернуть взоры обеспеченных прихожан церкви к неимущим. Вот основной посыл этого отрывка. Эту проблему нужно держать в голове при попытке интерпретации этого текста.
Скорее всего, в первом веке (и позже тоже) «вечерей» называлось любой вечерний прием пищи. Об этом свидетельствует употребление этого слова во всех других местах Библии. В церквях эти ужины часто заканчивались еще и Евхаристией.
В доказательство этой мысли можно привести пример использования слова "вечеря" в ближайшем контексте. В 1Кор.11:20 словом "вечеря" переведено греческое слово - "дЭйпнон", которое имеет следующие значения:
1. трапеза, ужин, вечеря, обед, пиршество, пир
2. пища, еда, корм.
Как мы видим это слово не имело в Новозаветное время религиозного оттенка и обозначало простой прием пищи.
В 1Кор.11:21 это же слово "дЭйпнон" уже переводится на русский язык в синодальном переводе, как "пища": "ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу (дЭйпнон)".
В одном и том же контексте одно и тоже слово переводится как "вечеря" и как "пища", что наводит нас на одно лишь логическое заключение; слово; (дЭйпнон) не имеет ни какой религиозной дефиниции.
Это слово в обоих этих стихах означает только одно - "ужин". В первом случае "Господень ужин", во втором "собственный (личный, свой) ужин."
В таком же значении это слово используется и во всех других местах Нового Завета: Мф.23:6; Мк.6:21; Мк.12:39; Лк.14:12; Лк.14:16; Лк.14:17; Лк.14:24; Лк.20:46; Ин.12:2; Ин.13:2; Ин.13:4; Ин.21:20; Откр.19:9; Откр.19:17
В Раннехристианскоей традиции такие ужины или вечери назывались «Агапами» или "трапезами любви". «Агапы» - совместные вечерние пиршества, устраивавшиеся в воспоминание о Вечере Господней. Эта традиция восходит к «хабуре», дружеской трапезе в раннем иудаизме, и коль скоро такой обычай (что весьма вероятно) соблюдался Иисусом и его учениками, то вполне естественно, что он был усвоен и христианской церковью. Во время Агапы пища, принесенная людьми, предварительно благословлялась; Евхаристия непосредственно предшествовала или следовала за «Агапой». Приблизительно с начала 2 в. евхаристия перестала сопровождаться совместной трапезой и была перенесена на раннее утро. Однако в некоторых христианских общинах вечери любви сохранялись до 3 в.
Апостол Павел не называет эти первохристианские вечери именно «вечерями любви», но «Вечерей Господней». Агапами они названы в 12 стихе послания Иуды: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами. Без страха утучняют себя»
Вопрос связи «агап» с Евхаристией и время их разделения решается разными писателями различно.
Было множество изысканий на эту тему такими учеными как Бингам, Бинтерим, Дрешер, Гарнак, Ладэз, Функ и Эрмони. Более обстоятельно вопрос об агапах исследовался в диссертации английского ученого Китинга, который сопоставил данные языческой и иудейской литературы, пересмотрел различные указания и намеки на «агапы» в Новом Завете и у Отцов церкви, сопоставив их. Справедливости ради, следует сказать, были и такие ученые, как Тулуз Пьер Батиффоль, которые полностью отвергали существование «трапез любви» в первой Церкви.
В славянском контексте самая востребованная, на мой взгляд, для изучения этого вопроса может стать книга историка православной церкви, Петра Николаевича Соколова «Агапы, или вечери любви в древнехристианском мире». В своей книге, написанной в 1906 году, П.Н. Соколов ставит перед собой задачу если не ответить точно, то, по крайней мере, попытаться найти ответы на вопросы, каково происхождение христианских «агап», почему они были отделены от Евхаристии и забыты церковью.
Больше о «трапезах любви» можно прочитать в апологетических трудах христиан первых веков, защищающих право христиан на проведение этих трапез с Евхаристиями . Из-за проведения этих трапез во время еженедельных собраний, христиан по невежеству часто обвиняли в грехах. «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешения Эдиповских». В безбожии, потому что не верили в греческих богов. В ядении человеческого мяса, потому что Евхаристия (принятие Крови и Тела Христа) предшествовала или следовала сразу после «агап». В кровосмешении, потому что все друг друга называли «братьями» и «сестрами» и проводили много времени вместе.
Именно этот факт (факт совмещения «трапезы любви» и Евхаристии) заставляет Павла эти ужины назвать «Господней вечерей». Собрание святых, даже в форме ужинов, должны были отличаться от того, что происходило в мире. Поэтому Павел называет эти встречи Господними, Господними ужинами. Чтобы отделить верующих от всего остального мира: «чтобы не быть осужденными с миром».
Но в Коринфе явно эти ужины не были похожи на собрание святых людей. На этих ужинах состоятельные люди могли позволить себе излишества, съедали свою еду и выпивали свои напитки, а люди неимущие оставались голодными. И это вопрос не просто отношений друг ко другу, это вопрос выживания одних в обществе других.
Павел дает очень важную формулировку. Если вы пренебрегаете неимущими, то этим самым: «пренебрегаете церковь Божию». В чем заключается это пренебрежение, против чего борется Павел? Из контекста ясно, что неправильно отношение одних в церкви к другим и есть пренебрежением церкви. Ни что так не хулит имя Господне, как отсутствие единства среди верующих в церкви. В таком состоянии нельзя приходить к Евхаристии. Это небрежение символами, которые установил Господь. Это недостойное участие в Причастии.
Павел начинает исправлять ситуацию, говоря о том, что Вечеря в первую очередь дана церкви для единения. Он использует эту метафору – Тело Господне, чтобы подчеркнуть, что только в единстве сила любой церкви. Только когда каждый начинает думать о другом человеке, только тогда приходит осознание для чего умирал Христос. Необходимо размышлять о Теле Господнем, о других членах в этом Теле. Этому посвящен весь этот отрывок письма к коринфянам, с 10 по 12 главы.
Павел умышленно приводит пример последнего Ужина Иисуса Христа со своими учениками, когда после ужина («после вечери» 1Кор.11:25) Иисус взял чашу и провозгласил: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови».
История, которую напомнил Апостол Павел коринфянам, должна была переформатировать их христианство на другое отношение к Церкви, к Телу Христа. Коринфяне должны были уяснить очень важный урок – все, что делает Церковь должно приводить к единству, а не к разделению.
Павел даже и не представлял, что эти его слова лягут, в последствие, в основание формирования важного богослужебного элемента – формирование обряда Причастия в поместных церквях. Ведомый Духом Святым, Апостол Павел, провозглашает о предстоящей трансформации простых церковных ужинов (вечерь, агап) в очень значимый для Церкви богослужебный акт, который мы сегодня называем Хлебопреломление, Вечеря, Заповедь и Причастие . Простое принятие пищи было отделено от Евхаристии, сделав ее более значимым в жизни поместных церквей.
Подводя итог своим словам Павел говорит: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю , друг друга ждите».
Вот суть его послания. Жди один другого, думая еще о ком-то, думая о голодном и обездоленном. Думай о другом члене Тела Господнего.
По этому, на мой взгляд, болезнь и смерть в Коринфской церкви происходила не от того, что они недостойно, без трепета или не свято, в религиозном значении этих слов, принимали хлеб и вино, а от того, что в церкви было много нуждающихся людей, о которых не было попечения. Они, придя голодными, не могли поесть в церкви, потому, что о них забывали. Они уходили голодными из церкви, тем самым лишаясь последней надежды поесть. Отсюда множество смертей и болезней в этой церкви. К смертям приводило социальное расслоение церкви в Коринфе, а не прикосновение к символам Причастия.
В первом веке отсутствовали какие-либо социальные гарантии общества. Любой человек, получивший статус нетрудоспособного, по причине старости, потере кормильца или инвалидности, фактически был обречен на смерть от голода. Именно церкви, в первые века, решали вопросы, связанные обеспечением таких людей. Мы видим, как в Иерусалиме были выбраны дьяконы, как раз для этого служения.
Важным фактором, объясняющим учреждение совместных трапез христианами, является то, что апостолы, евреи по происхождению и традициям должны были рассматривать всякое общественное принятие пищи как акт религиозного характера. Верующие апостольской эпохи не были теоретиками, учеными богословами, а прежде всего людьми, горящими любовью к Богу, Христу и друг к другу.
Радость, любовь, милосердие и благотворительность - это атмосфера жизни первых христиан, которая проявлялась во всех сферах. Евангелист Лука так характеризует тесное братское взаимообщение того времени: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деяния 4:32-36)».
Коринф жил по более суровым языческим законам: выживает сильнейший. Улицы Коринфа были наполнены ходячими трупами, которые были обречены. И если они не получали этой помощи от церкви, то кто тогда им бы смог помочь в мире, где совершенно отсутствует государственная поддержка малоимущих.
Отдельно стоит поговорить о 34 стихе.
«А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение»
В этом стихе Павел призывает состоятельных людей (мы помним, что именно им направлен этот отрывок), есть у себя в домах, а в церковь приносить еду для малоимущих людей, у которых нет ни домов, ни пищи. Социальное расслоение в церкви, вот что сильно беспокоит Павла. «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?». Церковь не столовая, но больница, для израненных душ, которым Павел призывает служить своим имением.
Мы видим, что этот отрывок послания Павла, на ряду с другими, закладывает один из фундаментальных доктринальных принципов, на котором, впоследствии, развивается не только доктрина о Хлебопреломлении, как одном из важных, установленных Господом, служения Церкви, но и доктрина о самой Церкви. Что есть Церковь? Или кто есть Церковь?
Вполне уместно будет провести параллель со словами Апостола Петра, которые так же осуждал такое расслоение в церкви: 2 Петра 2:13 «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами».
В связи со всем выше сказанным недостойным принятием Вечери необходимо считать момент, когда в церкви возникает социальное расслоение. Когда одни могут позволить излишествовать, а другие при этом имеют нужду. Но особо разделяет церковь, когда нужды одних благополучно не замечаются другими. Такая ситуация является опасной для церкви, поскольку приносит разделение в Тело Христа.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
хотел пройти мимо. но не могу...
при всех умных мыслях и предположениях, при верных утверждениях и предположениях, вам закрыто как звучит заглавие?
ещё раз убеждаюсь что здесь никто никого не читает а только все печатаются...
у вас на Причастии уже много умерло?
так может их просто травят?
дай вам Бог понять о чём я.
Читатель
2015-07-15 13:03:59
Спасибо, брат, очень здраво выражено и изложено.Может быть кому-то послужит на пользу, как трезвое Евангельское объяснение непростых для понимания стихов.
Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования часть первая - Николай Агапьев Образы раскрывающие суть проповеди и проповедования" Это попытка осмысления сути проповеди, роли проповедника, а так же проблем связанных с проповедованием, с помощью рассматривания простых образов. Она представляет из себя переработанную серию статей Гомилетика в образах опубликованную ранее.