«Но вы примите силу, когда сойдёт, на вас Дух Святой и будете, Мне (Христу) свидетели… и во всей … и даже до края земли» - /Деян.1.8/.
«Цветы новых идей вырастают из семян собранных из дальних глубин старины мудрыми людьми»- /Лансдроф/. «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» -/Марк Туллий Цицерон/. «Замечательными свидетельствами об Иисусе Христе как о действительном Сыне Человеческом и истинном Боге являются древнейшие христианские базилики, катакомбы, особенно римские, и различные изображения в них Спасителя, передающие в камне и цвете Его жизнь, страдания, смерть и Воскресение, Его деяния и учение» - /istorfakt.htm/.
Свидетель - человек, располагающий сведениями об обстоятельствах дела. «Великому сыщику Эркюлю Пуаро предстоит столкнуться с самым необычным свидетелем в своей блистательной карьере. Распутать тайну смерти, умершей вроде бы от естественных причин, детективу могут помочь лишь показания» - /А.Кристи – мастер детективов/.
Свидетель — это лицо, которому известны какие-либо сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения судебного дела. При даче показаний в суде, свидетелю необходимо указать источник своей осведомленности. В противном случае сообщенные им сведения доказательствами служить не будут. Согласно «Теологическому словарю Нового Завета», «слово «свидетель» употребляется как в значении «свидетель фактов, которые можно подтвердить», так и в значении «тот, кто свидетельствует о тех или иных истинах», то есть, открыто говорит о своих убеждениях». Итак, свидетель рассказывает о том, что узнал непосредственно сам, или проповедует какие-либо взгляды и истины, в которых убежден. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что, рассматривали, и что осязали руки наши о Слове жизни» - /1Иоан. 1.1/. «Что мы хорошо разглядели, обдумали и оценили, что мы хорошо поняли об этом Слове жизни, о том возвещаем вам».
Значение слов, переведенных с языков оригинала как «свидетель», проливает свет на то, что́ значит «давать показания» в защиту Иисуса Христа. «И от Иисуса Христа, который есть свидетель верный» - /Отк.1.5/. «Он есть свидетель верный». Он от вечности был свидетелем всех Божьих планов и во временном мире был свидетелем откровений воли Бога, говорящий нам ныне в Сыне Своём. Мы можем твёрдо полагаться на Его свидетельство, ибо Он есть «верный свидетель», Которого нельзя обмануть и Который не может обмануть нас». Его свидетельство о Боге люди должны принять с полным доверием и уважением; Он также будет истинным свидетелем против всех равнодушных и тёплых христиан - /М.Генри/.
В Еврейских Писаниях существительное, переводимое как «свидетель» (эд), образовано от глагола (уд), означающего «возвращаться» или «повторять, делать снова». О существительном (эд) в «Теологическом словаре Ветхого Завета» говорится: «Свидетель — это тот, кто, повторяя, настойчиво подтверждает свои показания. Это слово (эд) свойственно языку судопроизводства». В одном словаре древнееврейского языка также сказано: «Первоначально глагол «уд», возможно, означал: «он говорил многократно и с большим убеждением».
Употребленные в Христианских Писаниях древнегреческие слова, которые переводятся как «свидетель» (ма́ртис) Греческое слово martis переводится как «свидетель», и «свидетельствовать» (мартире́о), тоже имеют юридический оттенок, хотя со временем они приобрели более широкое значение. Согласно «Теологическому словарю Нового Завета», «слово «свидетель» употребляется как в значении «свидетель фактов, которые можно подтвердить». Так и в значении «тот, кто свидетельствует о тех или иных истинах», то есть, открыто говорит о своих убеждениях». Итак, свидетель рассказывает о том, что узнал непосредственно сам, или проповедует какие-либо взгляды и истины, в которых убежден.
Со временем значение слова «свидетель» расширилось под влиянием того, что христиане I века проявляли верность Богу. Многие из тех ранних христиан свидетельствовали во время преследований и перед лицом смерти «свидетеля Твоего» - /Деян.22.20/; «умерщвлён верный свидетель» - /Отк.2.13/. Поэтому около II века н.э. греческий эквивалент слова «свидетель» (ма́ртис, от которого в ряде языков происходит слово «мученик»), стал обозначать человека, готового «засвидетельствовать что-либо своей кровью». В Новом Завете слово свидетель употребляется по отношению к тем, которые и жизнью, и словом свидетельствуют о Христе. Христиане назывались свидетелями не потому, что умерли, — они умерли, потому что были верными свидетелями» - /«Б.С.» - Нюстрем/.
Происходит от древнерусского, старославянского сьведетель – связано с ведать, старославянского ведети – знать; и появилось под влиянием слова видеть. В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение». Естественно, что, услышав это слово, в первую очередь думаешь о муках, которые претерпевали христиане за веру. Однако интересно, что (martys), которое у нас переводят как мученик, на древнегреческом значит «свидетель». На первый план в звучании этого слова выступают не собственно муки и страдания, а то, ради чего на них шли, и что они должны были подтвердить, продемонстрировать. В этом смысле каждый настоящий христианин – мученик. Можно и не претерпеть именно мученической смерти, не закончить жизнь однократным героическим деянием, но все равно следовать за Христом в смысле принятия жизненного креста и каждодневного самопожертвования ради ближних.
Христианские мученики почитались как святые не за то, что могли стойко переносить пытки или не бояться страданий, а за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма миссионерства. И «свидетельствовать» (мартире́о), тоже имеют юридический оттенок, хотя со временем они приобрели более широкое значение. С появлением христианства родился и феномен мученичества. Библейские пророки говорили о грядущем приходе Спасителя. Мученики свидетельствовали об уже состоявшейся Искупительной жертве. Они были свидетелями, (само слово «мученик» восходит к греческому «мартис» - свидетель). Свидетели об Истине. Апостолы, которые видели и слышали Христа, в полном смысле являлись очевидцами. И все же их свидетельство об Истине, как и свидетельство всех последующих за ними мучеников, исходило не от органов чувств тела, но от сокровенного состояния души, называемого верой. Мученичество же — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе. Свидетельство своими словами, своими делами. Свидетельство во всех жизненных обстоятельствах. Да, были и такие случаи, когда палачи, пораженные твердостью мучеников, сами объявляли себя христианами и принимали смерть за Христа. Но и тут их выбор, их жажда истины, были обусловлены всей предыдущей жизнью. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.
Если так, если мученик — это на самом деле тот, кто всей своей жизнью свидетельствует о Христе, то, выходит, «мучеником» можно назвать и такого христианина, кто умер своей смертью, кого, возможно, вовсе и не мучили? Этому мешает привычная для нас терминология. Да, в строгом смысле слова, выражение «свидетель Христов» можно применить к самому разному типу людей. Но исторически сложилось так, что в чине мучеников канонизируют тех, кто свидетельствовал о Христе даже перед лицом смерти. А тех, кто свидетельствовал, страдал, подвергался гонениям, но не был убит за веру, канонизируют в чине исповедников. Но все же нужно помнить, что Сам Христос призвал своих учеников, то есть всех нас, быть Его свидетелями.
В латинском языке свидетеля обозначают двумя словами. Одно, «testis», к которому восходит наше итальянское «testimone», «свидетель», в истоке своем означает третью сторону («terstis»), арбитра на суде или в споре. Другое, «superstes», относят к тому, кто перенес какое-то событие, прожил его от начала до конца и может, поэтому о нем свидетельствовать. Латинский глагол «spondeo», к которому восходит итальянское существительное «responsabilita», «ответственность, ручательство», означает «отвечать, ручаться чем-то за кого-то (или за себя) перед третьим лицом». Так произносимая при помолвке формула «spondeo» означала, что отец невесты обязуется отдать свою дочь (именуемую поэтому «sponsa», «обрученная») в жены ее жениху, либо ручается возместить тому убытки в случае, если дело не сладится. И действительно, в архаическом римском праве обычай требовал, чтобы свободный человек мог отдать себя в залог, то есть стать узником (откуда и само понятие «ob-ligatio», буквально – «об(в)язательство»), ручаясь тем самым возместить свою вину или выплатить долг. Понятие «sponsor» означало того, кто замещает «reus», подсудимого, беря на себя обязательство, в случае неявки последнего, отвечать за него и нести предусмотренные расходы.
Свидетель в общепринятом значении этого слова - это, во-первых, очевидец, - т.е. человек, который видел и слышал что-либо и дает об этом соответствующие показания. Судебные решения должны основываться на свидетельстве защиты и на свидетельстве обвинения. От свидетеля требуется, чтобы он сообщал не собственные домыслы и предположения, но только то, что он непосредственно наблюдал. Он должен приводить одни факты. Христианин становится «свидетелем» веры, когда он словом или своей жизнью свидетельствует о новой жизни во Христе, участником которой он стал. Здесь объектом свидетельства является не столько внешний, сколько внутренний, духовный опыт.
Свидетель — это человек, который был очевидцем какого-либо события и готов об этом свидетельствовать. «Свидетель» – это тот, кто говорит о чем-то, что лично испытал или увидел. Вы видели, как столкнулись два автомобиля, и становитесь свидетелем этого несчастного случая только потому, что он произошел на ваших глазах. Когда семья на собственном опыте испытывает то, что исходит от Иисуса, то становится Его свидетелем. Ее личный опыт, и только он, позволяет ей стать свидетелем. Проповедник или учитель могут приводить вам какие-то теоретические доводы, делиться с вами знаниями, полученными из вторых рук, причем сведения, излагаемые ими, могут быть точны и весьма полезны; но свидетель, как говорит об этом само слово, делится собственным опытом, и сведения, излагаемые им, - из первых рук.
В основании наших отношений к свидетельским показаниям лежит предположение, что каждый свидетель говорит правду. Но общая презумпция в пользу правдивости свидетеля устраняется там, где есть основание заподозрить его в искренности или в способности его показать истину. Подозрение относительно свидетеля. Может основываться на существовании различных физических, умственных и нравственных причин. Причин, которые могут заставить глядеть на его показание как на ложное, неполное и неточное. Несовершенство бывает в самом свидетельском показании, если разум свидетеля мало подготовлен для истины. Если ошибка относится к его умственному состоянию, то она может происходить или от его понимания, суждения, памяти или от его воображения. Всякая из этих способностей может быть извращена до такой степени, что более или менее ослабляет все показание.
Как правило, свидетель свидетельствует во имя истины и справедливости, они придают его словам вес и полноту. В нашем случае ценность свидетельства составляет именно то, что в нем отсутствует: оно несет в себе то «не свидетельствуемое», которое лишает уцелевших всякой авторитетности. «Подлинные» свидетели, свидетели «полноправные» здесь – те, кто не оставил свидетельства и не смог бы это сделать. Это те, кто «спустился на самое дно», «доходяги», потонувшие. Уцелевшие, псевдо свидетели говорят вместо них, по их поручению – свидетельствуют об отсутствующем свидетельстве. Но в словах по поручению нет на этот раз ни какого смысла: потонувшим нечего сказать, у них нет наказа или памятки для передачи. У них нет ни «истории», ни «лица», ни, строго говоря, «мысли». Берущийся свидетельствовать от их имени понимает: ему придется свидетельствовать о невозможности свидетельства. Это непоправимо изменяет ценность свидетельства и заставляет искать его смысл не там, где мы привыкли» - /А.Джорджо/
Слово «шахид» – это христианский термин. В переводе с арабского или арамейского оно означает «свидетель» (по гречески «мартис»). Это слово было неправильно переведено на славянские языки словом «мученик», что по смыслу выражает то же самое, но подчёркивает не суть подвига, а внешнюю составляющую, контекста свидетельство. Таким образом, христианские мученики – это и есть подлинные шахиды, т.е., свидетели победы Господа нашего Иисуса Христа над диаволом и смертью.
А свидетелями чего являются сектанты: баптисты, харизматики, Иеговисты – свидетелями Иегова, если есть такое понимания? Когда Христос сказал: «Свидетелями Мне Христу» - /Деян.1.8/, - кроме как свидетелями своего заблуждения и своих злодеяний? «Должна быть свидетелем, - пишет Мария Антуанетта, - того, как искажаются в сообщениях совершенно ясные факты, оказывается, по указанию руководства церкви. Каждый кусок хлеба отрезается и исследуется чужой рукой, нет ли в нём: правды о церкви». Что, значит, быть свидетелем Господу Иисусу Христу? Можно ли стать свидетелем Ему, не получив прежде Его Силу, то есть не соприкоснувшись с Ним? Свидетель – это человек, который может дать показания по делу, которое он видел и знает сам, а не по слухам от других. Не может быть свидетелем человек, который слышал о том, что другой человек видел и знает. Свидетелем является тот, кто видел и знает. А то, что не свидетельство, то сплетни и искаженные слухи, которые нередко превращаются в лжесвидетельство. Быть свидетелем очень ответственно, так как свидетели непроизвольно становятся либо обвинителями, либо защитниками, обвиняя или защищая того, о ком они свидетельствуют. Тот, кто пытается свидетельствовать без Духа Святого, свидетельствует о том, чего не видел и не знает сам. Такого человека легко сбить с толку, его свидетельство неубедительно, потому что оно основывается на свидетельстве других людей. А не «О, сем свидетельствует нам и Дух Святый…» /Евр.10.15/.
Есть определённые условия, которым должен отвечать свидетель. Это честность, справедливость, добросовестность, порядочность и благородство, соблюдение предписаний Всевышнего и избегание того, что запрещает Ислам и Христианство. Свидетель должен быть в состоянии трезвости ума, также чтобы он не был умственно отсталым. Свидетель должен обладать также признаком «аль-адалата» (т.е. порядочности, честности, добропорядочности, справедливости). Таким признаком является факт, что свидетель отдаляется от совершения всех больших грехов, что не постоянством в совершении маленьких грехов.
«Историческая основа христианской веры, истинность свидетельств Нового Завета, жизнь и учение Самого Христа, факт и значение Его жертвенной смерти, историчность пустой гробницы, показания апостолов о воскресении — всё это подкреплено достаточными свидетельствами, чтобы наша вера покоилась на прочном фундаменте» - /Дж.Н.Д.Андерсон/.
Но как Иисус свидетельствовал об этой истине? Древнегреческий глагол со значением «свидетельствовать (о чем-либо) означает также «объявлять, подтверждать, говорить в чью-либо защиту, хорошо отзываться, одобрять». В древнегреческих папирусах, например в деловых документах, одна из форм этого глагола (мартиро́) очень часто встречается после подписи. Следовательно, своим служением Иисус должен был подтвердить Божью истину. Для этого, безусловно, требовалось объявлять, или проповедовать, эту истину другим. Однако свидетельствовать означало намного больше, чем просто говорить, нужны и плоды любви.
Мы должны смело поднимать свой голос как верные свидетели истины, горячо преданные Иисусу и Его Слову. Из всех семи требований Священной Цены призыв говорить смело как верный свидетель истины, наверное, является сильнейшим вызовом, который дорого стоит, так как выводит нас из зоны комфорта, из нашей спокойной личной жизни, и вводит в конфликт и противостояние. Итак, это во многом окажет влияние на наши взаимоотношения, на репутацию нашего служения и даже на наши финансы. Все те, кто смело провозглашают весь совет Божьего Слова, в конце концов, встретят сопротивление и большое отвержение. Это может оказаться очень болезненным. «Евангелие – это свидетельство нашего Господа, в нём и через него Он (Христос) свидетельствует нам о Себе, исповеданием нашей верности Евангелию мы свидетельствуем о Нём (Христе) и ради Него» - /М.Генри/. «Самый короткий путь к тому, чтобы послужить для спасения ближнего, надо быть самому живым свидетелем Евангелия» - /Владимир Легойда/
Павел Флоренский говорит: «В горных местностях, когда все еще тонет во мгле, вдруг загорится снежная вершина, своей светоносной точкой свидетельствуя о реальности солнца, хотя нами непосредственно и невидимого. Так и святой, хотя и немощный человек, самим существованием своим есть свидетель духовного мира, живое свидетельство тайн вечной жизни, не потому, что сам он и без слов есть доказательство предмета нашей веры. Святой подобен записи Слова Божия, не на коже животных, не на пчелином воске и не на бумаге здесь пишется Откровение Божие, а на человеческом сердце, и святой стал живым свидетельством славы Божией, распискою завета между Богом и миром».
«Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему? Они отвечали: свидетели» - /И.Нав. 24.22/
«вы теперь свидетели тому,… «...вы сегодня свидетели тому... «...мы свидетели; да соделает Господь» - /Руфь 4.9.10.11/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/. «Theological Dictionary of the New Testament». «Библейский словарь Эрик Нюстрем». Agamben Джорджо (р. 1942) – итальянский философ культуры и искусства/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности