«ВРЕМЯ плакать, и время смеяться; ВРЕМЯ сетовать» (Еккл.3,4)
Я обращаюсь к размышлениям о слезах с желанием, чтобы Господь направил наши чувства в единое русло с божественным состраданием. Из третьей главы книги Екклесиаст становится очевидным то, что в календаре Бога есть место и для плача. Написано: «ВРЕМЯ плакать»! Но очень хотелось бы, чтобы наш плач был разумным! В Писании есть напрасные слёзы. На примере нечестивца Исава мы видим слёзы, которые были совершенно бесполезны. В книге Малахии мы читаем о народе Бога, обливавшем жертвенник слезами, с которыми Бог отказывался считаться (2,13). Да сохранит нас Бог от слёз, не соответствующих чувствам и побуждениям Божественных Лиц (Троицы), и да поощрит к плачу по Богу! Эта тема может показаться странной, когда на наших чтениях мы занимаемся посланием, изобилующим радостью. Но хотелось бы напомнить, что автор того послания, когда был в Филиппах, находился в обстоятельствах, которые должны были вызвать чувство сострадания у святых. И если Павел радовался, если он избыточествовал радостью, то это потому, что он умел смиряться. Первое записанное действие Божественных Лиц в отношении творения подтверждает эту тему, когда Святой Дух Божий парил над картиной хаоса; это слово намекает на божественные чувства. А цель этого – под воздействием Слова Бога привести нас в сочувственный унисон с побуждениями Божественных Лиц. Один из величайших мужей Ветхого Завета (Моисей, человек Божий) представлен нам плачущим. Единственный, кого Дух называет человеком Бога в Новом Завете (Тимофей), был мужем слёз. Сам благословенный Господь плакал, и слово, используемое в евангелии по Иоанну для передачи плача Иисуса (насколько мне удалось проследить) больше не встречается ни в одном другом месте Священного Писания. Были и другие причины, по которым Он плакал; но ситуация в Вифании уникальна…
«Иисус ПРОСЛЕЗИЛСЯ. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он ЛЮБИЛ его» (Иоан.11,35.36)
Возлюбленные братья, нет сочувствия, подобного состраданию Иисуса; отсюда – уникальность плача Христа, этих драгоценных святых слёз, которые Он проливал в силе Своей любви ради Своих. Для нас это личное упражнение – направляться в единое русло с чувствами Его благословенного сердца. В Писании упоминается много слёз. Я хотел бы обратить ваше внимание на некоторые из них. Есть записанные слёзы. Если в вопросах свидетельства в твоей и моей любви возникают чувства, совпадающие с чувствами Божественных Лиц, как у Павла в Фил.3, – такие слёзы записываются. «Положи слёзы мои в сосуд у Тебя, – говорит псалмопевец, – не в книге ли они Твоей?» (Пс.56,8[55,9]). Служение Богу не ограничивается трибуной или говорящими; сила свидетельства заключается в любви святых, стремящихся проявлять в силе Духа божественное сострадание. Движения, проистекающие из таких чувств, записываются самим Богом. Есть благотворные слёзы – слёзы, дающие результат; слёзы, приносящие плод для сердца Бога; слёзы, приносящие ликование; сеяние со слезами и жатва с радостью. И чем больше нам известен этот посев со слезами, тем очевиднее будет жатва с радостью. Драгоценные слёзы, подразумевающие не сентиментальность, а урожай для Бога от Его наследия; слёзы, которые изливаются перед Богом за закрытой дверью, чтобы среди святых Бога были явлены те элементы радостного единства, о которых мы говорим на наших совместных чтениях. Брат или сестра, которые могут помочь святым Бога, – это брат или сестра, которые приносят проблемы святых за закрытой дверью в скорби и слезах Богу. В этом мы можем быть уверены…
«Она слезами ОБЛИЛА Мне ноги» (Лук.7,44) Есть слёзы покаяния, драгоценные слёзы, о которых Сам Иисус сказал: «Её слезы*» (Лук.7,44). -* русском переводе не отражается.
Та женщина в своём греховном состоянии испытывала необъятность искреннего прощения Бога. Возлюбленные братья, мы здесь благодаря суверенности Бога; мы здесь потому, что Бог в безграничности Своего милосердия возложил на нас Свою руку, и мы в покаянии приведены к ногам Иисуса. Её слёзы, наверняка, были обильными – нельзя омыть ноги немногими слезинками; она не переставала омывать Его стопы жгучими слезами. Эти слёзы покаяния обильно лились на ноги Христа, те прекрасные драгоценные ноги: «Как ПРЕКРАСНЫ на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис.52,7). Мы бы ничего не знали о радости, существующей в пределах христианства, если бы те драгоценные ноги не ходили здесь в благодати. Она плакала у Его ног. Конечно, мы поём: «Не мои слёзы покаяния, не молитвы искупают душу, а КРОВЬ!» Я уверен, это – правда! Но в тех слезах было то, что освежило сердце Христа. О, возлюбленные братья, приведенные к Иисусу в суверенной милости Бога! Как благословенно во взаимной любви изливать то, что освежит Его благословенное сердце! Есть слёзы сочувствия. Когда Павел писал своему сыну Тимофею, он учитывал их, говорил о них, присоединялся к ним, зная, что те слёзы выражали подлинные чувства в сердце Тимофея относительно обстоятельств святых. Драгоценные слёзы! Слёзы, подразумевающие, что братьям нужно помочь продвигаться вперёд с одной целью – во славу Христа. Слёзы, которые будут страдать перед Богом, чтобы было устранено всё, что удерживает святых от стремления вперёд. Это – служение, открытое каждому из нас. Мы должны принимать во внимание трудности. Мы видим провалы среди братьев и часто говорим о них, но гораздо лучше о них ПЛАКАТЬ. Об Анне, матери Самуила, написано, что в момент кризиса её уста шевелились, но голоса не было слышно…
«Блаженны плачущие, ибо они УТЕШАТСЯ» (Матф.5,4) Как было бы хорошо, если бы в минуты кризиса наши чувства были более активны, чем наши голоса, горячо ассоциируясь с приходящими трудностями, плача о БЕССЛАВИИ, наносимом ИМЕНИ Христа, и стремясь, чтобы в любви святых поддерживалось приоритетное ПРАВО интересов Христа. Есть также слёзы любви; Павел три года, день и ночь, плакал о святых. Великий апостол, имеющий перед глазами день*,( *будущий день Господа) орошал своё служение слезами. И наше служение не было бы таким сухим, если бы мы орошали его слезами; оно вело бы прямо к цели и было бы плодотворным, принося плод для Бога, если бы орошалось, как следует, СЛЕЗАМИ горячей любви. Когда Павел пишет второе послание Коринфянам, он говорит о своём первом послании: «От великой скорби и стеснённого сердца я писал вам со многими слезами» (2Кор.2,4), – слезами страдания, ибо общее состояние верующих было таким, что они продолжали бесчестить Христа, НЕ СОЗНАВАЯ того и НЕ ЗАБОТЯСЬ о том. На наших чтениях уже подчёркивалось, что святые претыкались из-за характерных черт, противоположных божественной любви. Дела в Коринфе противоречили всему, что было открыто в силе Духа через апостола, и коринфяне вообще не беспокоились об этом; они не лили по этому поводу слёз; наоборот, они «возгордились» (1Кор.5,2). Когда они не плакали – Павел плакал за них! И, возлюбленные, если мы видим, что другие безразличны, пусть наши сердца будут растроганны! Если мы видим, что другие равнодушны, давайте искать благодати, чтобы нас это волновало! Если другие кажутся легкомысленными в деле Бога, давайте осознавать перед Богом состояние слабости среди нас! Давайте склоняться перед Ним в уничижении и, если надо, в слезах – и Бог ответит, ибо «вечером водворяется плач, а на утро – радость» (Пс.30,5[29,6]). И во втором послании мы видим, что Павел радовался о коринфянах, но это была радость, следующая за ночью плача…
«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача…» (Откр.21,4)
Иисус плакал «сильным воплем и со слезами» (Евр.5,7). Подумайте о муках, породивших те слёзы. Он был готов воскликнуть в тоске Своей души: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня ОСТАВИЛ?» (Матф.27,46; Марк.15,34). «С горячими слезами Он искал ИЗБАВЛЕНИЯ». В заглавии к Псалму 22[21] мы читаем: «Начальнику хора. При появлении зари». Следовало вытерпеть НОЧЬ слёз, прежде чем могло открыться УТРО света и славы, но радость от этого была в сердце Христа ещё раньше, чем Он вступил в оставленность Голгофы: «Который, ВМЕСТО предлежавшей Ему радости, претерпел крест, ПРЕНЕБРЕГШИ посрамление» (Евр.12,2). Благодаря бесконечной милости мы составляем часть той радости и, как таковые, не будем ли искать благодати, чтобы быть более восприимчивыми к слезам Того, Кто приобрёл нас для Себя?! Слезам, в которые не можем до конца проникнуть, но пролитым Тем, Кто умер, чтобы мы могли жить в объятиях вечной любви Бога! В Лук.19,41 мы видим Господа, плачущего над безответным народом, среди которого Он проявлял сострадание Бога. Давайте МЫ не будем безответны по отношению к этим святым порывам божественной любви! Наступит момент, когда слёзы совсем исчезнут! Трижды в Священном Писании нам говорится, что Бог ОТРЁТ все слёзы (Ис.25,8; Откр.7,17; 21,4). Два упоминания были бы достаточным свидетельством в пользу факта; но мы имеем полное свидетельство Святого Духа о том, что настанет день, когда Бог Сам УДАЛИТ все слёзы, и причина тех слёз исчезнет навсегда, Он «отрёт… ВСЯКУЮ слезу». Каждая истинная слеза записана; каждая истинная слеза оценена Богом; но каждая слеза будет отёрта! Возлюбленные, давайте ценить возможности НОЧИ плача; на божественном календаре есть «ВРЕМЯ плакать». Мы видим вокруг себя упадок и вынуждены считаться с ним и в собственной истории. Пётр был приведен к осознанию того, что он глубоко опечалил сердце Христа; и он, «выйдя вон, ПЛАКАЛ горько» (Матф.26,75). Если бы мы были более чувствительны ко всему, что противоречит святой любви Христа, и СКОРБЕЛИ об этом так, как УГОДНО Богу, тогда были бы компенсирующие основания для радости, ибо Ему доставляет удовольствие давать «вместо пепла… украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славную одежду» (Ис.61,3)!
|