"Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица" (Иак.2:1-9)
Этот отрывок говорит об одной важной вещи, которая должна быть в человеке, если он обратился к Богу. Она должна быть в нем, даже если раньше (до уверования) ее не было. Ведь вместе с живой верой в жизнь человека приходят перемены.
Вообще, нельзя не заметить, как люди, по-настоящему уверовавшие в Христа, меняются на глазах. Они уже не такие, как в мире: по-другому говорят, по-другому делают, по-другому смотрят на жизнь. Писание говорит, что так и должно быть: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Новая тварь, все новое… Т.е уже не такое, каким оно было раньше.
О каких переменах идет речь в этом отрывке?
Речь идет о том, что христианину не пристало делить общество на классы: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица» (1 ст.). Верить в Христа, как мы видим здесь, это не означает просто верить в Его существование. Вера в Христа сопровождается определенным отношением ко всему и ко всем. Христианин относится к людям не так, как это принято в обществе: он не смотрит на то, что за личности перед ним. Он не собирается расставлять их по ступенькам – одних выше, других – ниже. Нам должно быть все равно, кто перед нами: ко всем нужно относиться одинаково хорошо, с одинаковым почтением.
Вспомним послание Колосянам, где написано: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). До того, как колосяне, которым адресованы были эти строки, уверовали в Христа, они понимали человечество как и все: «Есть люди обрезанные, к ним мы относимся определенным образом, есть варварский народ – к ним у нас тоже соответствующее отношение; есть еще Скифы, рабы, свободные – и одних мы уважаем, других не очень, кого-то терпим, а к кому-то испытываем неприязнь». Так было раньше, но теперь, как пишет Павел, все должно быть по-другому. Теперь все и во всем – Христос!
Греческое «просолэпсиа», переведенное в синодальной Библии как «лицеприятие» имеет такие значения, как пристрастие, предвзятость и лицеприятие. Христиане – это люди, которых Бог призвал быть нелицеприятными, непредвзятыми, беспристрастными.
В какой сфере нашей жизни, мы встречаемся с лицеприятием чаще всего?
Наверное, одна из самых распространенных и самых «вечных» сфер во все века была социальная сфера, социальные различия. Людей делят на классы по размеру его кошелька. Иаков приводит пример таких разделений: «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих…» (2,3 ст.).
Так было тысячелетиями: лицеприятие чаще всего проявлялось в делении людей на богатых и бедных. Да и сегодня многие, произвольно или непроизвольно, делят окружающих на более материально обеспеченных, и не очень. На людей знаменитых и ничем не примечательных, на занимающих ответственные должности и на простых трудящихся.
Хотя лозунг «Равенство и братство» придумали французские революционеры, этот принцип был известен задолго до них. И это христианский принцип. Только в отличие от революционеров, христианам следовать ему получалось лучше. Должно было получаться – если только христиане старались руководствоваться Евангелием.
С таким лицеприятием, как деление на бедных и богатых, вероятно, бороться труднее всего. Легче не делить людей по национальным признакам или по принципу «здоровый-нездоровый» - тут меньше проблем. Но гораздо труднее не обращать внимания на то, что одни богаты, другие бедны, одни знамениты, другие – не очень. Заполучить расположение богатеньких людей – это удача, так считается.
Когда мы общаемся с известными людьми, то велико искушение проявить к ним особое внимание, не так, как к другим, боясь либо неодобрения с их стороны, либо желая заручиться их поддержкой. Однако Писание нам представляет это как плохой пример. Пример, которому не следует подражать. Иначе на вопрос, который ставится в 4-м стихе: «Не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями», у нас может быть только один ответ: «Да, мы пересуживаем. Да, мы становимся судьями с худыми мыслями».
Перед Богом все равны. В Библии написано, как один человек верно подметил, одну вещь: «Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его» (Иов.34:19).
Что лицеприятие говорит о нашем духовном состоянии?
Оно говорит о нашей духовной незрелости. А незрелость – это не только неумение жить для Бога, но это и непонимание Бога. Если человек поступает с лицеприятием, значит, кое-чего не понимает.
Дело в том, что он делает совсем не то, что определил ему Бог, он смотрит на людей не так, как смотрит Господь: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (5 ст.). Видите? Бог смотрит по-другому. Люди оценивают не так, как Он.
Бог чаще избирает бедных. Первые ученики Христа были люди не богатые. Да и во всех последующих поколениях богатых среди христиан было меньшинство. Если бы Бог доверил нам самим выбирать, кого бы «покаять», то мы бы наверное старались «накаять» для церкви кого побогаче. Чтобы пожертвования в церкви были побольше, чтобы храмов понастроить роскошных. А Бог смотрит по-другому: Он часто избирает бедных, чтобы сделать их наследниками Царствия Божьего.
Иаков не случайно задает этот риторический вопрос, он хочет, чтобы христиане задумались: «Вот как делает Бог. Подумайте об этом – так ли и вы делаете? Понимаете ли вы так же, как Он понимает?» Если не понимаем, значит у нас духовные проблемы.
Люди часто не понимали Бога. Часто они стремились построить Царство Божье на земле, думая, что находятся на верном пути, в то время, как Господь призывал их к Царству Небесному. Даже ученики стремились стать один выше другого, но Иисус их остановил, объяснив, что они кое-что упустили – Бог хочет, чтоб те служили друг другу.
Приводить примеры можно до бесконечности. Все они говорят о нашем духовном младенчестве. То же самое и здесь: мы не понимаем духовной сути церкви Христовой, если пренебрегаем «маловажными» людьми в угоду «более важным». Потому что Бог ими не пренебрегает. Наоборот, Он находит верных и стремящихся к истине часто именно среди них: «Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия» (5ст.).
Если мы хотя бы в нашем уме почитаем более богатых, то показываем свою духовную незрелость. Это говорит о том, что мы еще младенцы, нам нужно еще учиться тому, как Бог относится к людям, какого отношения к ним Он ожидает от нас, Своих детей. Не будем же младенцами!
Какую заповедь нарушает лицеприятие?
Конечно же, о любви. Иаков далее пишет об этом: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете» (8 ст.).
Лицеприятие мешает нам исполнять одну из самых главных заповедей Господа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39).
Исполнение или неисполнение этой заповеди не на наше усмотрение дано. Заповедь дана, чтобы ей следовали, чтобы хотели следовать, иначе мы оказываемся нарушителями Божьего порядка. Иаков не случайно говорит: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете» (8 ст.), а потом продолжает: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (9 ст.). Грех!
Невозможно одновременно любить ближнего, и в то же время относиться к нему с лицеприятием. Тот, кто по-настоящему любит ближнего никогда не пренебрежет человеком, не станет почитать одних и не почитать других. Любовь заставляет нас относиться ко всем одинаково хорошо.
Может быть, кто-то думает, что он вроде бы любит людей, любит ближнего, на самом же деле узнать это наверняка можно только когда возникнет определенная ситуация. Вдруг завтра кто-нибудь из высоких чиновников или состоятельных покается, станет вашим братом во Христе, и вот тогда можно будет оценить нашу любовь. Что мы обнаружим тогда в себе? Отдадим ли кому-либо предпочтение?
Мы пришли из мира, где царствуют свои законы, свои традиции, устоявшиеся взгляды. Уверовав, мы можем сохранить прежние привычки, можем внести их в церковь. Чтобы этого не произошло, нам говорится в назидание, что настоящей вере в Христа сопутствуют другое отношение к людям, отличное от мирского: «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица».
Давайте не думать, что эти слова не нужны нам сегодня, потому что, как нам кажется, мы и так относимся ко всем одинаково. Если не было ситуации, когда можно было бы это проверить, то нечего и хвалиться. Вот возникнет – проверим. А пока давайте готовиться.
Олег Шорсткин,
Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru). сайт автора:Газета
Прочитано 4833 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Теология : Выбор и назначение на служение в церкви - Николай Погребняк В Библии есть три Пастырских послания – два послания к Тимофею и послание к Титу. Исследуйте их, и вы увидите, что они были написаны не только для пастырей, но и для паствы. И ещё неизвестно, для кого важнее знать то, о чём в них учит Апостол Павел, ибо Священное Писание учит, что не только пастырь даст ответ перед Богом за паству, но и паства ответит перед Богом и за себя, и за своего пастыря.