Для ТЕБЯ - христианская газета

Признаки неподдельного благочестия. Читая Иакова-8
Проповеди

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Признаки неподдельного благочестия. Читая Иакова-8


«Если кто из вас думает, что он благочестив»

Иаков 1:26,27

Почти все, что представляет определенную ценность, люди склонны подделывать. Очень часто – это деньги, документы, товары и многое другое. Нет ничего хорошего, в том, что вместо настоящего мы вдруг становимся обладателями фальшивого, отчего оказываемся явно в убытке. А для нас верующих очень должно быть горько и то, что в число того, что подделывают, входят духовные качества.

Разве может нас порадовать тот факт, что вместо подлинных любви, праведности и веры мы встречаемся с лицемерием? Иисус, например, был очень огорчен по поводу того, что многие духовные наставники Израиля были праведными только с виду. Свою печаль по этому поводу Он выражал словами неимоверно жесткими: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27,28). Иисус явно не хвалит здесь фарисеев за то, что их праведность оказалась поддельной. Он огорчен этим фактом, и предвещает горе этим людям. Так что подделка духовных качеств – это беда, что-то вроде мошенничества.

Текст Иаков 1:26,27, который служит основой для этой проповеди, тоже имеет отношение к теме о фальшивом и настоящем духовном качестве. Иаков говорит о благочестии, начиная свою речь словами: «Если кто из вас думает, что он благочестив…» (26ст.). Оказывается, можно только думать, что ты благочестив, тогда как на самом деле у тебя фальшивое благочестие. Надеюсь, никто из нас не хотел бы, чтобы его благочестие было неподлинным, а ложным. Поэтому следует почаще вникать в свою жизнь с целью верно оценить, как на самом деле обстоят дела у нас в этой области. Писание как всегда готово придти нам на помощь, обращая наше внимание на те вещи, которые наиболее уязвимы. Наш текст, состоящий из двух стихов, помогает нам увидеть три признака благочестия, сравнивая свою жизнь с которыми, мы станем кое-что понимать в самих себе, насколько мы действительно благочестивы.

Что такое благочестие?

Мы рассмотрим эти три признака, но сначала о том, что такое «благочестие». Греческое слово«трескос» переведенное в русской синодальной Библии как «благочестивый» имеет такие значения как «набожный», «богобоязненный», «религиозный». Думаю, у каждого, кто думает над значением этих слов, в воображении рисуется определенный образ жизни человека, по которому можно судить о его принадлежности к Богу. Благочестие – это образ жизни, по которому можно определить, что человек посвятил себя Богу и больше не принадлежит миру.

Апостол Павел писал Коринфянам: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2Коринф.2,3). То есть глядя на то, как живут христиане, можно сказать: «Эти люди принадлежат Христу; они относятся к окружающим как верующие, судят обо всем как верующие, делают все как верующие, воспринимают все как верующие». Жизнь, которую ведут настоящие христовы последователи, не может не остаться не замеченной. Иисус Господь говорил о городе, который не может скрыться от человеческого взгляда, потому что стоит на горе (Матф.5:14). Да, можно сколько угодно утверждать, что на горе расположен город, но если его не видно, вряд ли вы убедите в этом кого-то. Не мог же он в самом деле спрятаться. Это же не яма, а гора! Все, что стоит на горе, хорошо просматривается, словно выставлено на витрине.

Наша жизнь – это тоже гора, на которой все видно. Если мы благочестивы, это обязательно должно быть заметно. Благочестие не спрячешь. Оно всегда на виду. Благочестие – это как табличка, написанная не буквами, а образом жизни, манерами, отношением ко всему.

Что это за признаки?

Первый признак неподдельного благочестия – обузданный язык.
Иаков об этом говорит так: «Если кто … не обуздывает своего языка … у того пустое благочестие» (26 ст.). Если язык обуздан, то это один из признаков того, что человек благочестив по-настоящему. А из этого, в свою очередь, следует, что всем нам стоит обратить самое серьезное внимание на то, что мы говорим. По нашему языку можно судить о многом. Из него могут исходить ропот, хвастовство, злословие, осуждение, сплетни. И если в мире такие вещи могут считаться нормальными, у Бога они нормальными не считаются. Поэтому если человек живет с ними на устах, и при этом его это нисколько не беспокоит, то относить себя к благочестивым ему возможно не стоит.

Очень важно обращать внимание на то, что мы говорим. Давид писал: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Псалом 38:2). Вот вам хороший пример. Если мы не приняли такого же решения, то у нас пустое благочестие.

Второй признак – это добрые дела. Если мы по-настоящему принадлежим Богу, то о такой принадлежности, кроме прочего, должно говорить и то, что мы помогаем нуждающимся, печемся о тех, кому нужна забота и помощь. О таком признаке Иаков говорит так: «Чистое и непорочное благочестие … есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (27 ст.). В этом месте Священного Писания Иаков увещает нас обращать внимание на нужды и проблемы тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи. В качестве примера таких нуждающихся он упоминает сирот и вдов, говоря, что на этих людей нужно призирать.

Греческое слово «епискептомай» переведенное на русский как «призирать», имеет такие значения, как посещать, навещать, присматривать, выбирать, снисходить, милостиво взирать на что-то. «Призирать» не следует путать с «презирать». «Призирать» - означает обращать внимание, т.е. мы должны проявлять чуткость к тем, кто нуждается в нашей помощи. Если мы это делаем, то по таким делам и можно будет определить, что мы принадлежим Господу.

И это не случайно, что наше благочестие должно сопровождаться добрыми делами. Мы спасены для такой жизни, которую характеризуют добрые дела. Об этом в Слове Божьем написано: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2:10). Так что если мы посвятили себя Богу, то должны знать, что Бог добрые дела предназначил нам исполнять.

Вы, возможно, регулярно посещаете церковь, но абсолютно равнодушны к тому, что происходит в жизни ваших братьев и сестер. Вы послушали проповедь, попели вместе со всеми христианские гимны, и как только закончилась последняя молитва, сразу после слова «аминь» устремились к порогу Дома молитвы, дабы умчаться вон, по своим делам. Но почему бы не задержаться хотя бы минут на 10-15, не пообщаться с другими верующими? Может быть, в процессе разговоров вы узнаете о чьей-то нужде? Возможно, будете молиться о них, или, если это в ваших силах, поможете им?

Нам следует оглядываться на прошедший день, неделю, год, на все время после нашего обращения и постараться вспомнить: присутствует ли в моей жизни то, о чем мы здесь сейчас говорим. Похожа ли она на настоящую благочестивую жизнь или ей явно чего-то не достает? И пусть, если мы не жили подобающе, охватит нас стыд, да побудит он нас к подлинному благочестию.

Теперь третий признак. Заключается он в следующем. Наше настоящее благочестие подтверждает наше искреннее желание быть чистыми от мирской скверны. Иаков говорит, что «Чистое и непорочное благочестие … есть то, чтобы … хранить себя не оскверненным от мира» (27 ст.).

Осквернение – это когда в сердце своем мы обнаруживаем любовь к аморальности, идолопоклонству, тягу к обществу безбожников и тому подобному. Это когда нас тянет больше к мирским увлечениям, чем к общению с Богом. Когда влечет к компании, где превозносят земную жизнь и не желают слышать о Боге. Образ человека неоскверненного от мира мы находим в 1-м Псалме, где написано: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1). И тут снова мы можем взглянуть на нашу жизнь и спросить себя: избегаю ли я собраний развратителей или, наоборот, меня манит туда?

Для того чтобы попасть в общество разврата и похоти не обязательно идти далеко от собственного дома. Фактически мы можем очутиться в дурной компании, не выходя из собственного дома. Достаточно включить телевизор, как можем оказаться, скажем, на шумной дискотеке, среди людей, которые не чтят Бога, а вместо этого поют песни о человеческой славе, провозглашают распущенность и откровенно безбожную жизнь. Стоит переключить программу, как мы окажемся среди актеров, показывающих для нас сюжет, в котором жизнь вроде бы положительного героя исполнена обмана и интриг. Сценарий, порой, нас так захватывает, что мы начинаем переживать за героя, который вовсе не старается признавать Бога Всемогущим владыкой. Здесь рассчитывают исключительно на свои силы, при этом нередко демонстрируют, что без Бога могут выкрутиться из создавшейся ситуации. Нас, иногда, так сильно беспокоит, чем же все это закончится, и кто кого обхитрит, в конце концов, что мы забываем о том, что, вообще-то, переживать нужно о том, что они – неверующие и поступки их греховны. Кто-то скажет, что это всего лишь фильм, и всё здесь понарошку. Но почему-то Иисус сказал, что даже если человек не прелюбодействует по-настоящему с женщиной, а лишь понарошку – т.е. смотрит с вожделением, значит уже грешит. Думаю, этот принцип применим ко всему, что у нас происходит внутри: пусть герой фильма не реальный, но разницы нет, одобряем мы реального безбожника или выдуманного.

Храните себя от мирской скверны. Наше добровольное нахождение в собрании безбожников могут оправдать только евангелизационные цели. В смысле настоящие евангелизационные цели – не тогда, когда нам нравится быть здесь, но мы стесняемся сознаться в этом и ссылаемся на то, что, дескать, тут у нас есть возможность засвидетельствовать о Христе.

Любящим Бога следует хранить себя. Искренним последователям Христа нравится общение с Богом, а не с развратниками. Так полюбите же общение с Богом. Возлюбите, как любил Давид Бога, оградите себя от бесплодных поступков, от всего, что бесчестит нашего Господа. Кто бережет себя от греховной скверны, у того есть признак чистого и непорочного благочестия.

Воздержание от скверны, вместе с добрыми делами и языком, который у человека обуздан, являются свидетельством того, что благочестие у человека неподдельное. И хорошо поступят те христиане, которые будут следовать наставлениям Священного Писания, увещевающим иметь именно такие свидетельства.

Думаю, все понимают, что приведенные здесь признаки – не единственные, добродетелей, как и пороков, на свете много. Но эти – наиболее важные, Иаков описал наиболее уязвимые моменты в нашей жизни. Следите за ними, следите каждый за собой, а не за другими. И тогда ваша совесть будет чиста перед Богом.

Об авторе все произведения автора >>>

Олег Шорсткин, Россия, Самарская обл., г. Тольятти
Служение пастора в одной из церквей ЕХБ г. Тольятти. Издаю газету (www.doposle.ru).
сайт автора: Газета

 
Прочитано 7095 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
leonidas 2014-11-18 19:40:54
Правду брат написал о благочестии, но поверхностно. Глубину открывает Иакова 2 глава. Благочестие есть стремление приобрести любовь и тем исполнит Королевский закон, не взирая на лица. Мы все любим нас любящих, но не можем любить врагов. Я спросил христианина, сможет ли он любить ударившего ему по щеке. Он ответил, что после удара он подставит другую щеку. Поставить другую щеку не трудно, но любить ударившего не сможешь. Если мы спросили бы Марфу, любит ли она Марию, то конечно она подтвердила бы, что конечно любит. Но она разозлилась на Марию, когда она не помогала ей готовить (Лк 10,38-42). Тоже это и в наших семьях. Мы любим любящих, но не можем любить, когда делает нам плохое. Грех лицеприятия мы увидим по нашему отношению к бомжу. Если он просит милостиню, то мы исполняя закон дадим мелочь, но как мы поступили бы если в место бомжа сидел наш отец или сын? Так мы видим в себе, что не можем исполнить королевский закон:
«Если вы на самом деле придерживаетесь закона царского, указанного в Писаниях: „Возлюби ближнего, как самого себя", то вы поступаете правильно»(Иак 2,8).
Грех разделения личностей есть любовь к любящим и не любовь не любящим. Грех лицеприятия Господом наречен как духовное убийство:
«Ибо Бог, сказавший: „Не прелюбодействуй", сказал также: „Не убей". И потому, если ты не прелюбодействуешь, но совершишь убийство, то станешь нарушителем закона»(Иак 2,11).

Нам надо вымолить разумение у Господа познать, что грех лицеприятия есть духовное убийство. Как же в место духовного убийства приобрести любовь, без которой в вечности мы Господу не нужны(1 Кор 13,1-3). В той же главе Господь дает рецепт:


«Говори и поступай, как человек, который будет судим по закону, дающему свободу.
Ибо суд Божий будет безжалостен к тому, кто не знал милосердия. Милосердие же торжествует над судом!
Братья мои, какой прок, если кто-то скажет, что верует, если он не совершает добрых дел? Ведь такая вера не спасёт его, не так ли?
Если брат или сестра нуждается в одежде или пище, и кто-то из вас скажет им:
„Ступай с миром. Живи в тепле и сытости!", но не даст им того, в чём они нуждаются, какой же от этого прок?
Так и вера, если не сопровождается достойными делами, то сама по себе она мертва»(Иак 2,11-17).
Чтобы в место духовного убийства приобрести любовь нам надо каждый день служить Господу по примеру милостивого самарянина, но остерегаться службы по примеру священника и левита(Лк 10,25-37).
ОТДЕЛЕНИЕ ОВЕЦ ОТ КОЗЛОВ
«Это наказание ваше, ибо Я был голоден, но вы не накормили Меня, Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить.
Я был странником, но вы не приютили Меня, Я был болен и в темнице, но вы не позаботились обо Мне".
И тогда они скажут Ему в ответ: "Господи, когда это было, что мы видели Тебя голодным, или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе всячески?"
И Царь тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю: всякий раз, когда не помогали вы униженным братьям Моим, то это Мне вы не помогали".
И тогда неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники на жизнь вечную»(Мф 25,41-46).

Страшно пренебречь благочестием. Это мы делаем, если не понимаем значения царского закона не взирать на лица. Лицеприятие третий род духовного убийства и если вместо этого греха не приобретём любви, то Господу в вечности мы не нужны.

 Комментарий автора:
Вы правы, leonidas, но эта проповедь - по тексту Иакова 1:26,27. То есть, это проповедь не о благочестии вообщем, а о благочестии в конкретном фрагменте послания. А до 2 главы мы еще дойдем.

leonidas 2014-11-19 14:33:17
Приветствую брат с Господней любовью. Хотел задать тебе вопрос. Как любящий Отец, который отдал за нас своего Сына, отправит согрешивших в ад?(Иак 2,13-17; Мф 25,14-30; 25,31-46).
 Комментарий автора:
Я не вижу тут никаких проблем, между строгостью и милостью нет противоречий: "Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен" (Рим.11:22).

маго мет 2014-11-21 11:14:57
позволю себе вопросы. по проповеди.

благочестие оно ситуативно?
в конкретном фрагменте одно, а в главе, до которой дойдём, другое?
признаки неподдельного благочестия и неподдельное благочесьтие это одно и тоже?
если непонятно спросил, обзываться и метать жемчуг не надо.

просто уточните, что не понятно.
 Комментарий автора:
Обзываться не собираюсь, но отвечу так, как понял вопросы.
1. Благочестие - это добродетель, характеризующаяся внутренним состоянием, характером человека и проявляющаяся внешне в образе его жизни. Решайте для себя, ситуативно это или нет.
2. ИМХО, это все равно что спросить: "Человек и его следы" - это одно и тоже или нет?"

маго мет 2014-11-21 21:27:29
спасибо за ответы и за не понимание.
1. Иисус сказал ему: что
ты называешь Меня благим?
никто не благ, как только один Бог Лук.18:19
может я о другом? может дело не в корне а в добродетели?
Иисус называл себя благочестивым или что то учил об этом?
2.так и я о том же!
проповедовать "признаки неподдельного благочестия" это всё равно что ап. Павлу проповедовать не "Христа распятого" а "признаки Христа распятого".

спасибо вам за "проповедь не о благочестии вообщем, а о благочестии в конкретном фрагменте послания."

и за определение благочестия которое вы даёте вообщем а не из конкретного фрагмента.
А до 2 главы мы еще дойдем...
 Комментарий автора:
1. Если пожелаете, то на ваш туманный вопрос я могу дать вам туманный ответ. Нагоним тумана и будем общаться на ощуп, в чем, однако, нет никакой пользы.
2. Нет, это не одно и то же.
3. Если хотите чтобы всё было упорядочено, следуйте порядку - и по проповеди о благочестии в конкретном тексте не спрашивайте о благочестии вообще. По-моему, так будет правильно, пока вы ожидаете 2-й главы.

маго мет 2014-11-22 16:15:53
1. мы никогда не сможем с вами нормально общаться. вы - "Учитель" , я - обязан взять ваше учение.
Для меня ваша проповедь первопричина. не понятна, туманна.
Вы меня укоряете в туманных вопросах.
Я вас спрошу напрямую. Чему учил Христос? И что было подтверждением и силой Его учения?
чему учите (проповедуете) вы?
для кого это кроме вас надо и кого это кроме вас назидает?
2. конечно ни одно и то же. ап. Павел везде проповедует Христа распятого, и не переходит во второй главе к Христу иного качества.
вы же можете и о признаках благочестия, и о плодах благочестия, и о доходах благочестия.
складывается впечатление, что вы на сдельщине в смысле накопления небесных сокровищ. чем больше слов тем больше сокровищ накоплено.
а когда о "благочестии туманный вопрос" то подойдёт определение толкового словаря. весьма странно и подозрительно.
3. я повторюсь, наверное...
что есть порядок а что есть не порядок решать и определять будете конечно же вы.
я даже знаю почему.

4. извините за навязчивость.
 Комментарий автора:
Я так понимаю, диалог от обсуждения проповеди вновь переходит к обсуждению моей личности. Я вас не удовлетворяю как учитель, но я и не навязываюсь к вам в учителя.
Готов обсуждать лишь то, что проповедую. Себя я не проповедую, поэтому не оправдываться, ни доказывать, что я не дурак не собираюсь.
А вы, вместо того, чтобы ершиться, учитесь задавать вопросы. Я, например, абсолютно не понимаю, какую связь вы узрели между тем, что сказал Ииусус в Луке 18:19 и благочестием. Не понимаю, что значит ваше "может дело не в корне, а в добродетели?". Да мне даже в голову не идут никакие варианты, что это вообще может означать применительно к конкретной теме. Вам нравится выражаться витиевато, намёками, а у меня нет никакого желания заниматься разгадкой ребусов. А каждый раз переспрашивать, что вы имели в виду, согласитесь, выглядит как-то глупо.

маго мет 2014-11-22 21:52:32
прошу прощения.

цитата:
"Я, например, абсолютно не понимаю, какую связь вы узрели между тем, что сказал Ииусус в Луке 18:19 и благочестием. Не понимаю, что значит ваше "может дело не в корне, а в добродетели?".

я сделаю попытку пояснить.
речь идёт о морфемике.
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная ЗНАЧИМАЯ часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
посколько слово "благочестие" образуется из слияния двух слов, и на первом месте стоит корень слова "благо" а на втором слова "честь",
то я считаю что проповедуя благочестие (или его признаки?) нужно ударение делать на "благо"(как Бог) а не на "честь" (как добродетель).
вы же акцентируете внимание на чести, добродетели и пр.
если речь будет в этом послании Иакова например о "честоблагии",
я сразу же соглашусь с вашей точкой зрения.
далее , мне кажется, проповедь Иисуса всегда связана, и о Боге.
добродетели и хорошие качества, как мне понимется, не получили успеха и развития.
если ещё короче , то из любой деревни есть дорога в столицу, а из любого стиха Библии дорога к Богу.
дорога к добродетелям - это не дорога в столицу.
Ещё раз извините, что мешаю Вам проповедовать.
 Комментарий автора:
Я думаю, что повторное изобретение велосипеда - дело пустое и недостойное. К чему нужен этот семантический анализ, если мы имеем конкретное, устоявшееся значение слова "благочестие". Мы с вами сейчас разговариваем на русском, в котором слово "благочестие" используется, как минимум, со времен появления синодального перевода Библии. Так что лучше не изобретайте велосипедов, а просто откройте словарь. А для пущей ясности сравните греческое слово «трэскос» из Иакова, с греческим «агатос» в Луке 18:19.

leonidas 2014-11-25 18:36:25
Брат, я задал вопрос: Хотел задать тебе вопрос. Как любящий Отец, который отдал за нас своего Сына, отправит согрешивших в ад?(Иак 2,13-17; Мф 25,14-30; 25,31-46).

Вы ответили указав на Рымл 11,22. Но я не этого спрашивал. За какой грех Господь отправит своего дитя, которого Он спас кровью своего Сына. Мы ведь своих детей не отправили бы в ад.
 Комментарий автора:
За грех отступничества, например. Помните слова Христа в Лук.9:26?

маго мет 2014-12-04 14:35:10
к сожалению сравнивать греческие слова - образования не хватает.
однако вы совершенно правы! к чему изобретать вилосипеды типа вашей организации, если с момента появления синоидального перевода Библии мы имеем устоявшиеся понятия католицизма православия и иже с ними.

 Комментарий автора:
Ну так я вам помогу. "Трэскос" переводится на русский: благочестивый, набожный, религиозный. А «агатос» - добрый, благий, щедрый. В любом случае, на зная значений слов, вы видите, что корень у них разный.

маго мет 2014-12-07 10:37:51
да. если бы я знал греческий, я сделал бы попытку вам возразить.
но я не знаю греческого и даже как там образуются слова.
тем более не знаю чем были вдохновленны переводчики во время своего труда. например в современных переводах некоторые "синоидальные места" меняются с удивительным смыслом.

но вам, знающему греческий, спасибо.
вы убедили меня и помогли понять, что я был не прав.
 Комментарий автора:
По крайней мере, вы видите, что "трэскос" и "агатос" - разные слова.

читайте в разделе Проповеди обратите внимание

Познай Христа - ....

Саул и Давид - Леонид Каночкин

Мой ласковый и нежный зверь - Эрик

>>> Все произведения раздела Проповеди >>>

Публицистика :
О чем помнить читаю Библию. - Андрей Марченко

Поэзия :
Эти руки. - Вечерская Наталья

Проза :
Миниатюры о христианах - Оксана Логашова

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Проповеди
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100