Под знаком Вавилона. Часть 2. Жаровня царя Иоакима
Имя Навуходоносора для большинства христиан связано с его сном. Это справедливо. Имя Иоакима для многих туманно и расплывчато, его легко можно спутать с другими именами, начинающимися на ту же букву... Его деяния конкретно мало кто припомнит. А зря...
В то самое время, когда войско Навуходоносора начало вторжение в Заречье, царь Иоаким спокойно проводил время в своем дворце. Боевые действия шли совсем недалеко, в соседних странах, угроза нарастала, но, казалось, что его это мало волновало. Он наслаждался свободой. Египет ушел в тень, а Вавилона пока еще не было видно. Праздность и беззаботность завладели его сердцем.
Правда, ему никак не давал покоя пророк Иеремия. Но царь тщательно старался закрывать на него глаза. Ему не нравились слова пророка о необходимости покорности и смирения перед Богом, а главное в данной ситуации – о необходимости смирения перед Божьим наказанием. А наказывать Иудею было за что! Он не любил это слово... «наказание». Оно действовало ему на нервы. Он упорствовал и не понимал того, что с каждым днем только усугублял свое положение.
Иоаким хотел жить по велению только своего сердца и не желал быть зависимым ни от кого, в том числе, и от Бога. Слово «независимость» было одним из излюбленных слов в его лексиконе. Его собственное мнение было для него дороже всего. Полная свобода была мечтою царя Иоакима. Свобода от Божьих «указок», как он их, вероятно, любил называть. Свобода от «ига развитых стран». Свобода поступать так, как он считал правильным. Свобода безнаказанно грешить! Ему не нужны были правила и заповеди Божьи. Ему не нужна была никакая мораль (тем более, чистая). Он был царем, помазанным управлять Божьим народом! Он чрезвычайно гордился этим званием и своей «голубой кровью». Лучшее место, как в этой жизни, так и в будущей, по его личному мнению, ему было гарантировано, чтобы он ни сделал. Лучшее место также всегда останется за его страной. А как же? Беда просто не может придти в его страну, как это произошло с другими, языческими, странами. С ними вопрос ясен. Но Навуходоносор никогда не посмеет тронуть его, великого Иоакима, управляющим великим Израилем! Так зачем утруждаться?
Иеремия так надоел Иоакиму, что пророка заключили в темницу. Иеремия был в корне не согласен с концепцией царя по поводу гарантий, которые Бог однажды якобы выдал царю вместе со всем народом. Иеремия считал, что благословений легко можно было лишиться. В этом мнения царя и пророка расходились.
Но Господь решил дать Иоакиму еще одну возможность. Там, в темнице, Он сказал Иеремии: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии – до сего дня. Может быть, дом Иудин услышит о всех бедствиях, какие Я помышляю сделать им, чтоб они обратились каждый от злого пути своего, чтоб Я простил неправду их и грех их. И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии, и написал Варух в книжный свиток из уст Иеремии все слова Господа, который Он говорил ему.» (Иер. 36:2-4).
Свиток был написан не за один день, и даже не за один месяц... Друзьям потребовалось много времени, чтобы завершить порученное Господом. В конце-концов Иеремия перестал диктовать, а Варух написал последнее слово... И удовлетворенно потер натруженные пальцы. Теперь оставалось лишь прочитать книжный свиток царю Иоакиму и всему народу. Задача была не из легких в отношении царя, так как к царственной особе нельзя было придти без приглашения.
Иеремия в то время был заключен в темницу, поэтому ответственное задание легло на плечи писца. Варух прочитал свиток вслух в Доме Господнем, там, где собрались пришедшие на поклонение. Все хорошо. Однако, простой народ ничего не решал. Он вел себя праведно, когда праведен был его царь, и беззаконно, когда грешил помазанник. Народ просто следовал примеру царя. А зачем напрягаться? Царь знает лучше!
Но, в данном случае, среди народа был некто по имени Михей, который имел доступ к палате князей. Кстати, комната, в которой проходило чтение, числилась за Гемарией, отцом Михея. Последний тотчас же пошел к князьям и, как мог, пересказал им услышанное. Князья заволновались и послали к Варуху курьера по имени Иегудий. Тот привел Варуха к князьям и, по их просьбе, прочитал им весь свиток вслух. «Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга, и сказали Варуху: «мы непременно перескажем все сии слова царю». (Иер.36:16). Именно так они и сделали. Однако, перед этим они усердно позаботились о том, чтобы помочь спрятаться как Варуху, так и Иеремии... На всякий случай...
Царь Иоаким имел преимущество слышать Слово Божье дважды. Первый вариант был краткого содержания в интерпретации убоявшихся Бога князей. Сам свиток был предусмотрительно оставлен в другом месте. Когда царь пожелал послушать полный вариант, вновь был послан курьер Иегудий, который не только принес свиток, но еще и прочитал его вслух царю Иоакиму.
Это был месяц кислев (девятый месяц по еврейскому календарю), то есть, декабрь по григорианскому. Где-то сравнительно недалеко, в соседней стране, шли боевые действия: Навуходоносор осаждал Аскалон. Было холодно. Царь сидел в хорошо утепленном «зимнем доме». В зале горела жаровня... Яркое, веселое пламя вспыхивало и вырывалось наружу. Вдохновенное чтение Иегудия казалось Иакиму монотонным. Очень быстро царем овладела скука. Ничего нового... Как всегда, одни предупреждения, призывы, увещевания... Ничего нового. Нет бы, что-нибудь хорошее написать... Нет же! Всегда одно и тоже! Иоаким начал зевать. И тут ему в голову пришла оригинальная идея.
К этому времени Иегудий уже успел прочитать некоторую часть свитка, конец которого свисал почти до пола. Царь наклонился, как бы намереваясь приподнять его, потом вынул писцовый ножичек, который приготовил заранее, и отрезал конец свитка. Все в зале затаили дыхание, в том числе и Иегудий. Глаза присутствующих округлились. Заметив, что чтение прекратилось, Иоаким взглянул на Иегудия. Они некоторое время смотрели друг на друга, после чего царь произнес:
– Что же ты остановился? Продолжай, продолжай...
Когда Иегудий, поперхнувшись, возобновил чтение, Иоаким приблизил отрезанную часть к глазам, как бы желая перечитать ее. Все, кто заметил это, решили, что царь всего лишь желает перечитать еще раз то, что услышал, вот и все. Экстравагантность, не более. Но не успели они облегченно вздохнуть, как царь вытянул руку по направлению к пылающей жаровне, и кусок свитка полетел прямо в центр пламени...
В зале вновь стало тихо. Только было слышно завывание зимнего ветра за окнами.
– Что же ты снова остановился? Продолжай!
– Я не понимаю, царь... – осмелился выдавить из себя Иегудий.
– А ты читай! Понимания от тебя не требуется, – заключил Иоаким.
Присутствующие переглянулись, и чтение продолжилось. Через некоторое время царь повторил процедуру. Естественно, она вызвала точно такую же реакцию. Сценарий повторился несколько раз, пока трое из князей, которые были инициаторами чтения Слова Божьего царю, не решили публично воспротивиться.
– Царь, как же так? – вскричали они, – Это же послание от Бога!
– А Кто такой Бог, чтобы я слушал Его? – был ответ. – Мне неприятно слушать Его. Почему Он никогда не говорит ничего хорошего? Почему у Него всегда одна и та же тема? Теперь он взялся пугать меня царем Вавилонским? Хватит! Надоело!
– Но ведь до этого Бог обращался к тебе устными посланиями, а вот теперь Он дал Своему пророку это в письменном виде. Значит, это особенно важно! Умоляем, не продолжай! – вопияли в отчаяньи три князя.
– Мне нет дела до этого! Для меня нет никого и ничего важнее меня самого. И скажите спасибо, что я вообще согласился выслушать это... – с этими словами Иоаким презрительно скривился в сторону Иегудия, держащего в дрожащих руках свиток.
Так и продолжалось. «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне. И не убоялись и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии. Хотя Елиафан и Делаия и Гемария упрашивали царя не сожигать свитка, но он не послушал их... И приказал царь... взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их.» (Иер.36:23-26).
Что ж, как говорится, была бы честь предложена! Господь повелел написать Иеремии новый свиток. И это именно та книга, которую сегодня мы называем Книгой пророка Иеремии. А первая книга была уничтожена в жаровне. «И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сжег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов.» (Иер.36:32).
Неблагоразумие, гордыня и откровенное богохульство царя Иоакима получили должное воздаяние впоследствии. Через Иеремию царю были переданы следующие грозные слова: «Так говорит Господь : ты сожег свиток сей, сказав: зачем ты написал в нем: «непременно придет царь Вавилонский и разорит землю сию, и истребит на ней людей и скот»? – за это, так говорит Господь об Иоакиме, царе Иудейском: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной.» (Иер.36:29,30).
Какой бесславный конец! А ведь все могло бы быть по-другому!
Через пять месяцев после этого пришел царь Вавилонский Навуходоносор и осадил Иерусалим. Царь Иоаким предпочел сдаться без боя. Это произошло в мае 603 г. до Р.Х.
Можно много еще написать о последующих семнадцати безрассудных годах отступничества и бунта Иудеи против Бога, о ее нелепом национально-освободительном движении и о слепом желании независимости... Все это привело к длительной осаде Иерусалима и последующему разграблению, убийству и пленению народа Божьего. Можно много написать о мужестве пророка Иеремии и писца Варуха. Но на этих страницах не хватит для этого места. По этой причине мы ограничимся лишь описанием первых безумных шагов помазанника Божьего.
Татьяна Осокина,
Буэнос-Айрес, Аргентина
Как велика любовь Господня!
Как высока и глубока!
Со всеми нами Он сегодня!
Простерта вновь Его рука! e-mail автора:tatosso@gmail.com
Прочитано 2603 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Сверток - Олейниченко Максим Сергеевич "И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" Мф. 24: 12 - наверное в наше время это прорчество особенно ярко находит свое отражение, но оно звучит, как предупреждение, и есть надежда, что не во всех сердцах охладеет любовь. Так зачем быть среди многих?
Поэзия : Подражание Сергею Бехтееву - Маша Очень жаль, что многие из наших соотечественников не знакомы с творчеством Сергея Бехтеева. Это Великий Русский Поэт. Поэт с большой буквы, в творчестве которого самое главное - горячая любовь к Отечеству и вера в Бога.