«И сказал Иисус Навин всему народу: вот, камень сей будет нам…» - /И.Нав.24.27/.
«Любовь к драгоценным камням живет глубоко в человеческом сердце, и причину этого нужно искать не только в их расцветках и блеске, но и в их постоянстве. Чистые краски листвы и цветов, голубизна неба и сияние заката недолговечны и изменчивы, а блеск и оттенки драгоценных камней остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Люди давно ценят очарование этого постоянства в изменчивом мире» - /Дж.Кунц/
Библия — поразительная книга. Исследователи работают с ней многие столетия и не устают совершать новые открытия. Библия впитала в себя и мудрость многих культур, и силу Божьего откровения. В ней — все сюжеты нашего бытия и множество бытовых реалий. Среди таких реалий не последнее место занимают даже камни-самоцветы.
Эвен, авана, бина, бния,- во всех словах бет-нун, т.е. все они производные от бен. Бен (сын) - это исток, а от него уже и понимание, и разум, и строение, и камень. Камень (ст.-слав. камы, индоевр. kamen, др.-сакс, hamar — «молот»; а также др.-инд. acma, перс, asman связаны с греч. akmon — «наковальня») — древнейший материал.
Как в нашем мире человек, идущий по дороге, если не видит камень, лежащий на его пути, спотыкается и падает, так и в духовной работе, когда человек желает идти дорогой Творца, он не видит камня, который называется рацон лекабэль. Эвен (камень) – от слова «авана» – понимание, потому что он хочет все леавин – понимать, получить от этого наслаждение для самого себя. Человек должен идти верой выше знания. Если нет, то он идет слева Эвен – с каменным сердцем. А сердце из каменного, когда человек идет выше знания (знание – авана, эвен – камень), становится лев басар – живым сердцем (дословно: из мяса). Гречески - акрогониайос и кефалэ гониас- /М. Лайтмана/.
«Только тогда надёжный фундамент для здания, когда он прочно утрамбован сильной властью». Всем известно выражение – «замковый камень». Употребляя его, мы подразумеваем, надежность и прочность конструкции, которая держится на определенном элементе. При удалении этого элемента вся конструкция распадется, рассыплется на мелкие части. Выражение «замковый камень» употребляют и политики, и философы, и журналисты, но откуда же оно пошло, и почему замковый камень так важен для прочности конструкции? А вот арка с замковым камнем «держит» сама себя. После выполнения кладки арки по поддерживающему кружалу, последним в конструкцию арки или свода вбивали замковый камень, делая тем самым арку устойчивой и надежной, поскольку камень-клин становился естественной распоркой. Именно камень замковый делает арку надежной конструкцией и предохраняет от падения и разрушения. Его задача – перенести нагрузку и тяжесть арки или свода на опоры.
Римлянам, которые впервые увидели подобные конструкции у этрусков и быстро переняли эту новейшую технологию, подобные арки казались чудом. Именно поэтому закладка замкового камня сопровождалась различными церемониями, а сами камни делали из ценных пород дерева или самых дорогих видов камня. Кстати, такое трепетное отношение к замковому камню сохранилось и по сей день.
Изучая Библию, мы не должны быть небрежными. Напротив, мы должны следовать направляющим принципам Писаний. Если мы будем следовать этим принципам, мы убережёмся от ошибок. Хотя мы не должны быть ограничены традиционным богословием, нам, тем не менее, нужно руководствоваться направляющими принципами при толковании Библии.
«Краеугольный камень» — закладываемый при строительстве в основание углов будущего здания, наиболее прочный и выверенных размеров. В переносном смысле — прочная основа, на которой возводится какая-либо система (в сфере науки, идеологии, морали), то, что определяет ее устойчивость и целостность. Мы со Христом это великое дело решим... и скажут все люди: «Камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла». «Он был камнем, который служит не только для крепости, твёрдости и длительности, но и для жизни в строении духовного храма; но в то же время Он является драгоценным камнем, основанием евангельской Церкви» - /М. Генри/.
А насмешников вопросить бы самих: если у нас мечта, то когда же вы-то воздвигнете здание свое и устроитесь справедливо лишь умом своим, без Христа?.. Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь, а извлекший меч погибнет мечом. И если бы не обетование Христово, то так и истребили бы друг друга...».
И что если замковый камень вынуть из арки, она обрушится. Известно, вся арка строится только на идее замкового камня. Таким же образом и все христианство держится исключительно на факте воскресения Христа. Если бы воскресения не было, если бы показания Нового Завета на сей, счет были, пригнаны ложными, тогда и все христианство бы рухнуло, и ничего стоящего не удалось бы из него сохранить.
«...вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» - /1Петр.2.6/. Краеугольный камень - это замковый камень свода или арки. Этот камень держит весь свод. Если его убрать, то свод или арка рухнет. То есть Иисус Христос не только основание, фундамент, но и последний камень, закладываемый при завершении строительства всего духовного здания Церкви. Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся. Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), «на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе»- /Еф.2.20/ хотя люди и отвергли Его. И следующее указывает, скорее, на такое толкование, тем более что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание. Однако аккад словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование. Тогда правомерно следующее прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение». - /БЭБ/.
Бытует легенда о строительстве храма Соломона, которая прекрасно иллюстрирует это пророчество. Камни для храма готовились заранее в близлежащем карьере. По мере необходимости их поднимали на строительный участок. Однажды рабочие из карьера доставили строителям камень уникальной формы и размеров. Каменщики не нашли ему места в здании и небрежно сбросили вниз по склону, где постепенно он оброс мхом и травой. «Вам был предложен камень, который вы должны заложить в самом главном месте этого строения как опорный столп, на котором могло бы держаться всё остальное. Однако вы, ни во что не ставя его, отвергли его и не воспользовались им, не найдя ничего лучшего, как только сделать его булыжником на переправе через ручей. Но этот камень сделался главою угла» - /М.Генри/. Строительство храма приближалось к завершению, и каменщикам понадобился камень определенных размеров. Люди в карьере ответили: «Мы уже давно послали вам такой камень», «и тщательно разыскивает камень во мраке» - /Иов 28.3/. После тщательных поисков отвергнутый камень был найден «ибо вот, тот камень, который я полагаю» - /Зах.3.9/, и установлен в надлежащем месте в храме.
«У.Бранхам проповедник (США) говорит: «И когда извлекают из голубых камней, я был в шахтах и наблюдал за ними в огромной шахте, как они обрабатывают это и извлекают алмазы, как те проходят через дробилку, и голубые замечательные алмазы, выходят оттуда чёрными. У них нет формы, какой-то конкретной формы. Они – ну, просто красивый камень. И в действительности в то время в них нет искры. Они просто алмаз, камень: округлые, гладкие – большинство из них. Но алмаз должен быть огранён. Так вот, иметь хоть один не прошедший огранку – противозаконно. Должны быть огранёны, и потом, ты должен иметь квитанцию о том, где ты купил его, потому что в них миллионы и миллионы долларов. Так вот, алмаз ограняется, чтобы он отражал то, что находится внутри него, огонь, который находится в алмазе. И он должен быть огранён с каждой наименьшей стороны, с каждой мельчайшей грани, с трёх сторон. Придайте бриллианту трёхгранную форму, и свет, пропущенный через трёхгранный объект, даст семь цветов, разложите на семь цветов».
Церковь Христова является строением Божьим. «...Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»- /Еф.2.20-22/. Поэтому Aп. Петр призывает верующих: «Приступая к Нему, камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу...» - /1Пет. 2.4-5/. Братья и сестры! Мы — живые камни храма Божьего! Рука Небесного Мастера непрестанно шлифует, полирует, испытывает нас: «Что такое человек, что Ты столько ценишь его... каждое мгновение испытываешь его?» - /Иов.7.17-18/; преображает нас в образ Свой, чтобы мы украшали Его славное Здание: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего...»- /Откр.3.12/. Церковь Христова будет жить, и действовать в вечности! Сколь же тщательно и кропотливо Небесный Зодчий испытывает и подготавливает для нее строительный материал—живые камни! Господь наш Иисус Христос был Камнем испытанным. Первые домостроители Церкви Христовой — Апостолы — также были многократно испытаны огнем, стужей, водой, голодом. Они выдержали как низкие, так и высокие температуры. Были в чести, в бесчестии, при порицаниях и похвалах, и во всем явили себя как истинные служители Божьи /2Кор. 6.4—8/. «...Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» - /1 Пар. 28.9/. Являемся ли мы «украшением учения Спасителя нашего» - /Тит. 2.10/?
Имеющие вид: «Легко казаться. Очень трудно быть…» - /А.Макаревич-певец/- благочестия сами иногда не подозревают, какой коварный камешек запекся у них внутри. Кирпич – песок при кладке рассыпается. И шлифовку характера прошли — вроде бы покладистые, бесконфликтные; и огранке поддаются — готовы исправляться, совершенствоваться; и огонь испытаний выдерживают — не чуждаются, лишений. Сортировали их уже, пересматривали, простукивали, отобрали уже на «фасадную кладку», а взрывоопасный камешек тщеславия притаился внутри, ничем себя не выдает. И.Крылов подметил чётко в своей басне: «Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда. Лежу смирнёхонько, куда меня ни бросят…. Так хвалиться иной, что служит сорок лет: а проку в нём, как в этом песочном камне, нет».
И только от погружения в воду неожиданного уничижения он зашипел; вздулось, выделяя горячие обиды, его плотское «я». Наконец, камень сам раскололся. Лежит он теперь в половинках, потерял прежнюю красоту, привлекательность, рад, что не выбросили его еще вон. Давид выдержал испытания грязной водой злословия: «что мне и вам» - /2Цар.16.10/, но не вынес, когда оскорбляли Бога в его присутствии: «кто этот…что так поносит воинство Бога живого?» /1Цар.17.26/. У нас зачастую получается наоборот. Мы спокойно выслушиваем поношение на детей Христовых, на служителей, избранных Богом, но как только правдивая тень обличения упала на наше «я» — моментально возмущается вся внутренность наша, мы используем все силы, чтобы восстановить свой авторитет. Не станем чуждаться испытаний, которыми будет Господь подвергать наше «я». Чем быстрее обнаружатся скрывающиеся внутри пороки, тем лучше для нас. Из осколков и развалин сокрушенного духа только Господь может собрать сосуд вновь, ибо у Него есть сила, чтобы «оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных»- /Ис.57.15/. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне». То есть на исполнении Слова Господнего, воли Его, заповедей Его. О, сколько душ строят свою духовную жизнь на чем угодно, только не на этом Испытанном Камне! Неудивительно, что они терпят крушение. Все, пренебрегшие этим Камнем, разобьются.: «Тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся вдребезги; а на кого он упадёт, того раздавит в прах и развеет, как мякину» /Мт.21.44/. Даниил, изъясняя сон Навуходоносору, сказал, что «виденный камень, который оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан и разбил его» - /Дан. 2.34/. Удар камня можно сравнить со вторым пришествием Христа. Оно неожиданно ударит по великому истукану, который сооружает возгордившееся человеческое «я», и сокрушит его. Многие в ужасе ожидают этого удара. Но если мы свою духовную жизнь построили на прочном камне упования на Господа, удар этот — пришествие Христа — не страшен для нас. Камень раздавит только песчаные, соломенные, глиняные, деревянные, но не каменные строения! Камень раздавит только негодных, пустых и ленивых рабов. Краеугольный камень контролирует устройство всего здания. Именно его архитектор использует как точку отсчета: делает план и расчет баланса здания. Христос как камень главы угла должен определять направление и устройство наших жизней. Он внесет в нашу жизнь симметрию. Жизнь, которая взаимосвязана с Ним, будет более прочной и благородной. Он сделает так, чтобы все части нашей жизни были одним единым целым. Он поможет нам сохранять в правильной пропорции и балансе множество граней нашей жизни. Еще одна функция краеугольного камня - это объединение. Одно из определений краеугольного камня – «камень, который лежит в основании двух стен, чтобы объединить их». Павел пишет о Главном Краеугольном камне: «На котором все здание, составляемое (связанное воедино, сплавленное) стройно»- /Еф.2.21/. Христос привносит единство в общение христиан. Мы – «живые камни» Его святого храма, объединенные с Ним и друг с другом.
«Краеугольный камень занимает самое почетное положение. Петр писал: «для вас, верующих, драгоценность»- /1Петр 2.7/. Слово драгоценный равно по значению почетному. Краеугольный камень - это церемониальный камень (кирпич), который торжественно закладывается у внешней стены. Краеугольный камень — первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора. На нём есть надпись в память об этом событии и важные факты, имеющие отношение к этому зданию. Часто этот кирпич полый внутри. Он - хранилище документов, имеющих историческую ценность для будущего. Считается, что эта традиция появилась 50 веков назад. Итак, Главный Краеугольный камень занимает самое почетное положение в жизни христианина - наше сердце, наш дом и наши надежды. Краеугольный камень был незаменим для величественного храма Соломона. Верхнее плато горы Мории было неровным или недостаточно большим для того, чтобы на нем поместился весь великолепный храм. Поэтому израильтяне изобретательно соорудили огромный краеугольный камень из тяжелой каменной кладки, которая возвышалась из глубокой долины внизу. Этот камень поддерживал часть прославленного храма. Наблюдающему со стороны казалось, что краеугольный камень возвышал храм. Мы можем стать святым храмом Бога, освященным и наполненным Его Духом. Наши жизни вытесаны из естественного камня, которого самого по себе недостаточно. Но наша достаточность и целостность исходят от поддерживающей силы и присутствия Главного Краеугольного камня. От Него наши жизни получают крепость и поддержку. Христос, будь Краеугольным камнем моих мыслей, моих дел, моей жизни. Тогда в моей жизни будет духовная симметрия и значимость»- /Г.Гараепи/.
В евангелии от Иоанна мы видим, что Андрей привёл своего брата, Симона Петра, к Господу Иисусу. «Иисус, взглянув на него, сказал: Ты Симон, сын Иоанна; ты будешь назван Кифа - что переводится как «Пётр» /1.42/. Имя «Пётр» означает «камень». Позже, в Кесарии Филипповой, Господь Иисус спросил Своих учеников: «А вы кем Меня считаете?» /Мф. 16.15/. Пётр первым провозгласил: «Ты Христос, Сын живого Бога» (ст. 16). В Своём ответе Петру Господь сказал: «Я также говорю тебе, что ты Пётр, и на этой скале Я построю Мою церковь»- /ст. 18/. Здесь имя «Пётр» означает «камень», то есть материал для Божьего строения. Господь Иисус как бы говорил: «Ты Пётр, камень. Я построю Мою церковь из камней». Христос - это не только камень для Божьего строения; Он также камень преткновения и разбивающий камень. Господь Иисус сказал о Себе как камне преткновения и разбивающем камне. Для верующих Христос - камень основания, Тот, на кого они надеются /Ис.28.16/. Но для неверующих иудеев Он – «камень преткновения»-/Ис.8.14-15;Рим.9.32-33/, а для народов Он будет разбивающим камнем. Согласно Дан. 2.34-35, Христос как камень разобьёт народы при Своём возвращении. Для нас, верующих, Христос не является ни камнем преткновения, ни разбивающим камнем - Он строительный камень, и даже воспроизводящий камень, стал строительным камнем. Сначала мы стали Его воспроизведением, а теперь Он достраивает нас вместе в Божье жилище. Он и Строитель, и материал для Божьего строения - Спаситель-Камень. В Божьем домостроительстве Он строит Божье вечное жилище. Для иудеев и народов Он является соответственно камнем преткновения и разбивающим камнем. Но для нас Христос, воспроизводящий камень и строительный камень. Намного больше мы читаем о камне в Новом Завете. Господь Иисус назвал Петра камнем и дал понять, что Сам Он - Создатель /Мт. 16.18/. Христос построит Свою церковь на этой скале из верующих как камней. Как толкует Баркли: «Легко также видеть, что и протестанты и католики могут подходить к этому отрывку не с желанием добраться до его истинного значения, а со стремлением не уступить своих позиций и, если можно, даже разрушить позиции другого. Попытаемся теперь найти его настоящий смысл. В нём есть игра слов. В греческом языке Петр - Петрос, а камень - петра. Арамейское имя Петра было Кифа, что в арамейском - тоже значило камень. В обоих языках здесь игра слов. Когда Петр сделал свое открытие, Иисус сказал ему: «Ты - Петр (Петрос), и на сем камне (петра) Я создам Церковь Мою». Имя Апостола Петра (греч. petra — «скала, камень») символизирует твердость духа. Сам Апостол использует это слово, называя Христа «камнем живым», и призывает устраивать дом духовный живыми камнями /1Петр. 2.4-5/. При этом Петр ссылается на аллегорию «камня, который отвергли строители», и он «соделался главою угла» /Пс.117.22/: Краеугольный камень — первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора. Согласно иудейским преданиям, в Святая святых Храма Соломона находилась скала, считающаяся краеугольным камнем мироздания.
Что же тогда имел в виду Иисус, употребив в этом отрывке слово камень. На этот вопрос богословы дали, по крайней мере, четыре ответа. 1. Августин, самый выдающийся из отцов западной церкви, считал, что камень означает Самого Иисуса. Иисус как бы сказал: «Ты Петр, а на Себе, как на камне, Я построю Мою Церковь»; и настанет день, когда в награду за свою веру ты станешь великим в Церкви. 2. Другое толкование сводится к тому, что скала - это подтверждение истины, что Иисус Христос - Сын Бога Живого. Петру эта истина была открыта свыше. Факт, что Иисус Христос - Сын Бога Живого, действительно является основой, краеугольным камнем веры Церкви, но такое объяснение едва ли исчерпывает весь смысл этих слов. 3. Третье объяснение сводится к тому, что скала - это вера Петра. На вере Петра основана Церковь. Эта вера и была той искрой, которая должна была зажечь веру вселенской Церкви. Эта вера была тем первичным толчком, который в один прекрасный день приведет в действие всемирную Церковь. 4. И последнее объяснение все же самое хорошее. Оно сводится к тому, что камень - это сам Петр, но в особом смысле. Петр не камень, на котором основана Церковь: этот камень - Сам Бог. Он, Петр, первый камень всего здания Церкви. Петр первым из людей всего мира открыл для себя Кто такой Иисус, первым совершил прыжок веры и увидел в Нем Сына Бога Живого. Другими словами, Петр был первым членом Церкви, и в этом смысле вся Церковь построена на нем. Иисус как бы говорит Петру: «Петр, ты первый из людей понял, кто Я. И потому, ты - первый камень, краеугольный камень, основание, самое начало Церкви, которую Я основывал». И в последующих веках каждый человек, получивший такое познание подобно Петра, становится еще одним камнем в здании Церкви Христовой.
В Библии часто употребляются картины для демонстрации одного определенного пункта. Не следует ставить ударения на деталях картины, важен лишь этот пункт. В связи с Церковью в Новом Завете часто используется картина здания, но используется эта картина во многих целях и с различных точек зрения. Здесь Петр является основанием в том смысле, что он является единственным человеком, на котором построена Церковь, потому что он первый из людей открыл, Кто такой Иисус. Сказано, в Еф.2.20 что основанием Церкви являются пророки и апостолы. Другими словами, Церковь на земле создана и живет за счет их служения, их свидетельства и их верности. Там же, говорится, что Иисус Христос - краеугольный камень; Он - сила, которая держит в единении всю Церковь; без Него все здание разрушилось бы и развалилось. В 1Пет. 2.4-8 говорится, что все христиане - живые камни, введенные в строении Церкви. В 1Кор.3.11 говорится, что Иисус - единственное основание, и что ни один человек не может заложить иного. Из этого ясно видно, что новозаветные авторы брали картину здания и по-разному использовали ее, но во всех этих картинах проходит мысль, что Иисус Христос является подлинным основанием, которое держит всю Церковь в единстве. Говоря Петру, что на нем Он построит Свою Церковь, Иисус вовсе не имел в виду, что Церковь будет зависеть от Петра; Церковь зависит от Него Самого и от Бога-скалы. Но Иисус имел при этом в виду, что Церковь началась с Петра и в этом смысле Петр является основанием Церкви, и эту честь у него не может отнять ни один человек.
Таким образом, можно сказать, что первая часть этого спорного отрывка выражает такую мысль: Петр - основа, краеугольный камень Церкви в том смысле, что он был первым в огромном братстве тех, кто с радостью исповедует, что Иисус Христос - Господь; и, в конечном счете, Сам Бог есть тот камень, на котором построена Церковь».
В 1Кор. 3.11 Павел говорит, что Христос - это единственное основание, которое было положено, и мы должны строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней. Затем, в 1Пет. 2.4-5, мы видим, что Господь Иисус - это живой камень и что мы и сами, как живые камни, созидаемся как духовный дом. Затем, в Откровении, Господь говорит, что победители получат белый камень, что означает, что в Его глазах они стали драгоценными камнями /Отк.2.17/. Многие из тех, кто учит Библии, не увидели, что камень - это важный элемент в Писаниях. Можно ещё раз призвать вас не доверяться традиционному богословию. У этого богословия слишком много ограничений, слепоты и покрывал в отношении многих вопросов, содержащихся в Библии.
«Приступая к Нему, камню живому» -/1Петр.2.4/. Приступить – начать, приняться за дело. Подойти, подступить, приблизиться, обратиться. Подойти – обнаружить своё отношение к кому-нибудь, имея определённую точку зрения. Значит, выходит, когда мы приступаем, мы обнаруживаем своё отношение к Нему (Христу), чтобы начать какое-то дело. Это видно из Писания, когда народ приступал, он спрашивал: «что же нам делать», «учитель! Что нам делать?», «а нам что делать» - /Лук.3.10.12.14/. «Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе. И выведши их вон, сказал: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись» - /Деян. 16.29.30/. «Иаков так приступил к Тому, с кем боролся, пока Тот его не благословит он его не отпустит» - /Быт.32.26/. Так и нам надо приступать к Христу, чтобы что-то делать. «Он есть камень,…которым надлежало бы нам спастись» - Деян.4.11/.
Источники: Библия. Библейская энциклопедия Брокгауза. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Александр Оконишников, «Честное слово». «Вестник Истины» СЦЕХБ. Генри Гараепи «100 портретов Христа»/. Дж.Кунц - Знаменитый специалист по драгоценным камням.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности