«Простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов.1,11)
Книга Иова открывает нам практически, что значат слова, сказанные Духом в Откровении: «НАСТАЛО спасение и сила и царство Бога нашего и ВЛАСТЬ Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12,10). Сатане не нравится видеть души, преданные Богу и служащие Ему, выполняя Его волю и заповеди! Он обязательно будет искать предлога к обвинению их перед Богом. А мы (слабые люди) часто даём ему много для этого повода!
Когда Бог разрешил сатане прикоснуться ко всему, что имел Иов (Иов.1,11.12), мы знаем, что этот благочестивый человек всё равно благословил Бога (ст.21.22)! Сатана проиграл! А Сущий Бог мог с достоинством вновь указать ему на Иова и сказать: «Ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его БЕЗВИННО» (2,3)! Сатана ищет вину верующего (причину к обвинению)! Он хорошо изучил наши слабости и знает, что «кожу за кожу, а за жизнь свою ОТДАСТ человек всё, что есть у него… коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?» (2,4.5). Увы! Здесь уже благословения от Иова не последовало! Хотя он покорно принял от Бога не только доброе, но и злое (мы помним, от кого исходило это злое!), всё же он теперь не благословил Бога! Он не согрешил ещё устами своими (2,10; ср. 34,36.37), однако уже не благословил Бога!
Дорогой христианин! В нашей жизни так же, как у Иова, могут происходить вещи, посредством которых Бог испытывает нас. Это испытание нужно не Богу, а нам! Бог и без испытания знает, какие мы! Но нам это крайне необходимо для того, чтобы познать Бога и самих себя, насколько мы испорчены грехом. Это часто очень трудно даётся человеку – люди признают, что грех вошёл в мир, что все вокруг грешны, однако признать самого себя полным банкротом (потерянным грешником) так трудно! Но без такого познания и признания, ведущего к покаянию, невозможно иметь общение с Богом!
«Тогда Иов ВСТАЛ и … ПАЛ на землю и поклонился» (Иов.1,20)
Такой была реакция этого богобоязненного человека на испытание со всем, что у него было – Иов падает и поклоняется Богу. Какой прекрасный пример для всех нас! «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне БЛАГОСЛОВЕННО!» (ст.21) – Иов благословил Бога, а сатана проиграл! Но Бог в Своём божественном воспитании имел целью не просто доказать сатане праведность Своего раба, но достичь в самом Иове определённых результатов. И к этим результатам Он его ведёт. Иов уже приведен к одному очень важному пониманию: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (ст.21). Сколько бы человек ни накапливал за жизнь (а ему будет всегда мало, Пр.30,15!), ВСЁ придётся оставить – он пришёл в этот мир ни с чем, таким же и уйдёт из него. Часто именно ненасытность является основной причиной проблем человека! Если бы люди имели «НРАВ несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр.13,5), то могли бы испытывать и удовлетворение. Постоянное желание: «Давай, давай!» – свидетельствует лишь об отсутствии удовлетворения и покоя, которые приходят только от Бога (Матф.11,28).
Поклонение Богу в тяжёлых обстоятельствах – это не то же самое, что поклонение Ему тогда, когда у человека всё хорошо. И то, что от Иова последовала именно такая реакция на все его проблемы, свидетельствует о его неподдельно послушном и смиренном сердце.
Как важно и для нас сегодня, дорогой христианин, иметь такое же послушное и смиренное перед Богом сердце! Наше послушание и смирение перед Ним во всём открывает Ему путь для особых благословений, к которым ведёт нас Его божественное воспитание. Бог, воспитывая в нас определённый характер, желает нам только блага: Он – за нас (Рим.8,28.31)!
«Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2,10)
Диалог этой семейной пары контрастно демонстрирует полное духовное разобщение: «Ты всё ещё ТВЁРД в непорочности твоей! ПОХУЛИ Бога и умри» (ст.9), – говорит Иову жена. Как, вероятно, больно было слушать такие слова из уст самого близкого человека богобоязненному и непорочному Иову! Сколько горя приносят наши необдуманные слова близким людям!
Эгоистичная сущность человека с превеликим удовольствием принимает всё, приносящее ему какие бы то ни было дивиденды. Но лишь только происходит что-то, выходящее за рамки нашего восприятия, тут же из сердца извергается бунт, что ярко свидетельствует о том, что душа не знает божественного ПОКОЯ, даруемого Богом.
Иов и это испытание (пришедшее через его жену) прошёл, можно сказать, на отлично: «Во всём этом НЕ СОГРЕШИЛ Иов устами своими» (ст.10). Иов остался твёрдым в своей непорочности! Он покорно принял разруху своего имения, семьи и даже здоровья, оставшись верным и непорочным перед Богом. Он показал и своей жене, и прислуге, и закулисному «кукловоду», что готов «ПРИНИМАТЬ от Бога» не только доброе, но и злое.
Однако Бог желает достичь Своей прекрасной цели в этом покорном человеке – показать ему, что со своей праведностью и непорочностью Иов никак не сможет предстать перед Богом. Ему необходим «ПОСРЕДНИК, который положил бы руку свою на обоих» (9,33). Бог хочет иметь с Иовом общение! Но оно невозможно без возрождения, без осознания человеком своей нищеты и беспомощности, без понимания благодати и зависимости только от этой благодати Бога!
«И услышали трое друзей Иова о всех несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места» (Иов.2,11)
Посетить друга в беде – нет цели прекраснее! Именно это и сделали трое друзей Иова: «Сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и УТЕШАТЬ его» (2,11). Только вот их взгляд на утешение отличался от его взгляда! В конце концов, Иов не выдержал: «Слышал я много ТАКОГО; жалкие утешители все вы! Будет ли конец ВЕТРЕНЫМ словам?» (16,2.3)!
То, что именно такой была реакция Иова, выглядит даже более негативным, чем заслуживающим снисхождения. Однако не следует строго судить этого Божьего раба (Рим.14,4), так как Бог уже вынес Своё резюме о нём и его друзьях: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит ГНЕВ МОЙ НА ТЕБЯ и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне НЕ ТАК ВЕРНО, КАК РАБ МОЙ ИОВ» (Иов.42,7). Рано или поздно Бог скажет и о нас Своё последнее слово! И каким будет Его последнее слово о нас?!
Именно это очередное испытание, выпавшее на долю Иова (его трое друзей), выявило всю горечь в адрес Бога, накопившуюся в его сердце.
Вместо того чтобы принести ему утешение, ободрить его в надежде на Бога, который (конечно же) приведёт всё только к хорошему концу (!), они «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему НИ СЛОВА» (2,12.13). Какая удручающая сцена! Не было слов для УТЕШЕНИЯ! Как часто подобное случается и у нас сегодня!
Дорогие братья и сёстры! Если мы видим кого-то из близких нам людей вот так испытываемым Богом, проводимым Им через серьёзные трудности, давайте не будем уподобляться трём друзьям Иова. Мы знаем из их истории, что так же, как в начале у них не было слов для утешения, так же и в конце, когда они исчерпали все свои предполагаемые обвинения, их слова окончились. Если бы они были настроены говорить верно и зависели от Бога в этом, Он дал бы им нужные слова. И нам сегодня – так же!
«После того открыл Иов уста свои и проклял день свой» (Иов.3,1)
С этого момента мы видим Иова в другом свете. До прибытия друзей Дух Бога отмечает: «Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (2,10). Не будем забывать, что и наши слова могут оказаться грехом!
Обязательно придёт такой момент в нашей жизни, когда наши уста выплеснут содержимое сердца: «Ибо от ИЗБЫТКА сердца говорят уста» (Матф.12,34).
Как очевидно, все проблемы с семьёй, имуществом и со здоровьем легче воспринимаются, чем молчаливое пристальное наблюдение друзей, не имеющих слов ободрения и поддержки. Божественное воспитание занимает определённое время и может показаться наказанием, как и восприняли его друзья Иова. Но у Бога – другая цель! Он мог бы стереть в мгновение ока и Иова, и его «благочестивых» товарищей, наказывая их!
Но Он планировал через эти происшествия с семьёй Иова показать всем людям планеты, что существует сокровенный диалог между Богом и сатаной, противящимся Ему. Что бы противник ни предпринимал, Господь всё это приводит к ДОБРУ для человека и к СЛАВЕ Своего имени!
Одно бедствие за другим ДОПУСКАЕТСЯ Богом с тем, чтобы рано или поздно ОТКРЫЛАСЬ реакция Иова. Бог видит содержимое сердца и без этих обстоятельств, но Иов (увы!) не видел и не знал самого себя: «Кто сей, омрачающий Провидение, НИЧЕГО НЕ РАЗУМЕЯ? – Так, я говорил о том, чего НЕ РАЗУМЕЛ, о делах чудных для меня, которых я НЕ ЗНАЛ» (42,3)! Общение с Богом возможно только лишь через возрождение, а возрождение немыслимо без ПОЗНАНИЯ Его! Познать же Бога можно только через познание своего ничтожества и беспомощности, на фоне которых душа может увидеть Бога милости и благодати!
«Сказать к тебе слово, – не тяжело ли будет тебе? Впрочем, кто может возбранить слову!» (Иов.4,2)
Слова наших ближних могут в один момент оказаться орудием Бога для нашего воспитания. Так это случилось и у Иова. Ни катастрофа имения, ни трагедия с его детьми, ни «измена» жены не вскрыли состояние его сердца, тщательно спрятанное под видимым благочестием. Понадобилось более сильное средство воспитания, задевшее все сокровенные фибры: «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов.30,1). Иов был очень высокого мнения о себе и низкого – о других!
Всё же слова насмешек, несущие тяжесть нашим близким, – даже если никто не вправе «возбранить слову», – не должны исходить из наших уст: «НИКАКОЕ гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4,29)! Если кто-то из наших братьев (подобно Иову) подвергается воспитательным действиям Бога, это не может стать для нас поводом или
причиной для слов, создающих тяжесть его душе. Не должны ли мы «НОСИТЬ бремена друг друга» (Гал.6,2)?
О, если бы мы больше проникались действиями благодати Бога, учась у Него! Благодать отражалась бы как в зеркале и в нашей жизни, и в наших словах, во всех отношениях с ближними! Увы, мы ещё так мало её понимаем и ценим, так мало проникаемся её сущностью, так мало подражаем Богу, несмотря на то, что призваны к этому (Еф.5,1)! Да даст он нам милость увидеть Его чудные уроки, оставленные для нашего наставления и учиться вместе с Иовом, чтобы Господу не пришлось применять к нам средства индивидуального воспитания.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности