Начать эту статью можно словами одной христианской песни:
«Мы живем в мире равнодушья,
В нежеланье ближнего понять,
Ждем, что кто-то руку нам предложит,
А не то чтоб самому подать».
Равнодушие подобно бумерангу, не знаешь, когда ты встретишь к себе такое равнодушное отношение. Закон бумеранга гласит: «Всё сделанное человеком к нему же возвращается. Как проявляется этот закон? Представьте себе: идёте вы по улице, а на дороге упал человек, поскользнулся и, кажется, повредил себе ногу. Сейчас вы можете пройти мимо: в целом, вряд ли из-за этого с вами что-то плохое в жизни случится. Тем не менее, через какое-то время вам тоже может понадобиться помощь, и тогда многие откажут. Вы даже не сможете связать ситуации между собой: ведь человек на дороге упал, а вам, предположим, задержали зарплату на месяц. Но в первом случае вы равнодушно прошли мимо, а во втором – знакомые равнодушно пройдут мимо вашей проблемы».
«Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия» - /Хелен Келлер/.
Равнодушие - это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, нежелание участвовать в изменении собственной жизни к лучшему, отсутствие беспокойства о других людях. Уже в начале XIX в. эти слова приобретают новый семантический оттенок. Равнодушие выражает: холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие. В связи с этим и равнодушный становится синонимом слов холодный, бесстрастный, безразличный, индифферентный «Индифферентность (от лат. indifferens), равнодушие, безучастность, безразличие» - /Большая Советская Энциклопедия/. Словарь Даля: Индифферентизм – латинского происхождения: равнодушие, безучастие, особенно о вере. Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием. Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, пассивность, бездушие. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: безразличие – это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.
Не менее красноречиво высказался на этот счет А.П. Чехов: дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека – человека с мёртвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Иисус называл «мертвецами» /Лука 9.60/. Равнодушие - состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Равнодушие... вроде бы понятно все - отсутствие интереса, безразличие... Равнодушие к людям - отсутствие эмоций, чувств - скучно и грустно...
Но есть равнодушие ко всему происходящему вокруг, и равнодушие к конкретному человеку - к тому, которого когда-то любил, к тому, кого ненавидел, или к тому, которого просто не замечаешь, равнодушие к себе, к собственной судьбе, и равнодушие к чужой боли, к страданию другого...
Вот как польский писатель Бруно Ясинский (1901-1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал о в своей повести «Заговор равнодушных» точно дал характеристику равнодушным людям: «Очень правильные слова: «Не бойся друзей своих – в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих – в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных – только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства. Бойся равнодушных! Они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» - /Эберхард/.
«Равнодушие распространяется незаметно, почти как радиация — без цвета, вкуса и запаха. Быстро и насмерть. Потому что когда заметил последствия — уже поздно. И когда сегодня видишь пустые глаза учеников или студентов, когда вместо ожидаемого сострадания чувствуешь безразличие окружающих, когда в себе ощущаешь эмоциональную опустошенность, потому что пиявка телевизора давно уже высосала все эмоции, начинаешь задумываться: «А вдруг уже поздно?» И бессмысленно, и стыдно говорить, что можно «не смотреть и не слушать» и читать умные книжки, а в любом обществе всегда не без урода… Бессмысленно и стыдно, потому что это наши дети уже в школьном возрасте пьют пиво, курят марихуану и ругаются матом. И это не маргиналы-уроды: 40% российских школьников знают, где достать наркотики. К этому привело равнодушие: слишком долго мы стыдливо прятались от слова «воспитание», полагая, что ребенок может и должен сам выбирать, потому что главное — свобода. Свобода, конечно, универсальная ценность, которая, кстати сказать, является одной из важнейших в христианстве. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что выберет ребенок, предоставленный сам себе в мире соблазнов. Потому мы и имеем, что имеем: толерантное равнодушие детей при политкорректной апатии родителей…. И не к нам ли, сегодняшним, обращены страшные слова из Апокалипсиса: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих /Откр 3.15-16/? – /В.Легойда/
«Как-то раз в газете «Афтенпостен» появилось небольшое приложение, подписанное «Тётушка Биргит». Тётушка Биргит рассказывала о своей двенадцатилетней племянницы больной раком. На следующей день, - после сеанса облучения, - она отправилась со своей подругой на прогулку в лес. По дороге домой ей стало плохо – сказались результаты процедур. Она решила пройтись и вышла из автобуса на пару остановок раньше подруги. Несколько раз её начинало тошнить, ей было так плохо, что она падала и лежала на обочине, не в силах подняться. Тётушка пишет: «Она потеряла всякую надежду, провожая глазами проезжающие машины. Лишь кошка подошла к ней, обнюхала и убежала». Такими словами заканчивается это письмо читательницы, которое лучше всякого исследования подтверждает отсутствие в нашем обществе людской солидарности. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека» - /М. Саади/.
«Человек на асфальте:
Поскользнулся он. Оступился
И у всех на виду упал.
А народ спешил, торопился,
И как будто не замечал.
Было утро, час пик, суматоха…
Человек на асфальте лежал.
Может, было несчастному плохо?
Может, больно? Но он молчал.
Озирался вокруг виновато,
Сам пытался подняться с земли.
Только ноги вдруг стали ватными,
Не послушались. Не смогли.
— Вот же пьянь! — ворчали прохожие,
— Уж нажрался с утра, гляди!
Невдомёк им было, похоже,
Что у парня — болит в груди.
И не бомж он, не алкоголик,
Просто сердце схватило вдруг,
И дышать ему трудно от боли!
А людей — так много вокруг…
А вокруг — так много народу!
Только словно один он там был.
Умирал человек… Он сроду
Никого ни о чём не просил.
Вдруг какая-то грязная псина
К парню этому подошла.
Не залаяла, не укусила,
Лишь лизнула — как обожгла.
Этот случай напоминает о другом, происшедшем гораздо раньше и известном большинству из нас. Правда, случилось это не с маленькой девочкой, а с неким мужчиной неопределённого возраста. Он не подвергался лечению облучением – его до полусмерти избили разбойники «изранили его и ушли» - /Лук.10.30/. И шёл он не из Эстмарки в Хаукето, а из Иерусалима в Иерихон. Однако все эти детали не так уж важны. В главном оба эти случая практически идентичны. И девочка, и мужчина лежала на краю дороги, и нуждались в помощи, а люди равнодушно проходили мимо. И не имеет значения, кто были эти люди – священник или левит, электрик, учитель, домохозяйка или врач; важно, что все они прошли мимо, даже не пытаясь сделать самого очевидного, самого элементарного человеческого движения: наклониться и протянуть руку помощи нуждающемуся в ней: «…подошёл, посмотрел и прошёл мимо» - /Лук.10.32/. «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности» - /Бернард Шоу/.
«Тому, кто нуждается в помощи, в городе приходится нелегко. Соседи проходят мимо, не обращая на беднягу внимания. О том, что человек заболел или попал в беду, никто даже не знает. А зачастую и знать не хочет: возможно, тут срабатывает ложная защитная реакция или скорее, прирожденный недальновидный эгоизм и бессердечие. Так люди, сами того не сознавая, исключают себя из человеческого общества. Они забывают, что завтра, или в лучшем случае послезавтра, наступит их черёд. И тогда самые бессердечные первыми начнут хныкать и взывать о помощи, рассчитывая на доброту и щедрость окружающих» - /Йос Ванделло – бельгийский писатель/.
Однако на этом сходство и кончается. На Иерихонской дороге появляется едущий на осле самарянин. «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился». Он останавливается, подходит к избитому, наклоняется к нему, «перевязал ему раны» - поднимает «посадив его на своего осла» - /Лук.10.33-34/ и увозит с собой в безопасное место. Это добрый самарянин.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…».
…Маленькая девочка же, напротив, осталась лежать одна. Вполне вероятно, что когда-то она слышала рассказ о добром самарянине. Во всяком случае, похоже, она ждала, что кто-нибудь остановится и поможет ей; видимо, она считала само собой разумеющимся, что если кто-то беспомощно лежит на краю дороги, то проходящие мимо обязательно должны помочь. И поэтому она всё смотрела и смотрела на проезжающие машины.
В тот день на обочине эта маленькая девочка получила жестокий урок: глядя на неё, беспомощную, никто не пожалел её, не ощутил чувства ответственности, не позаботился о ней. Вот к чему пришли мы при всём благосостоянии нашего общества всеобщего благоденствия. Общество ответственно за всех нас – мы же сами не отвечаем ни за кого. Да, общество смогло обеспечить маленькой девочке лучевую терапию и прекрасное медицинское облуживание, но вот она оказалась вдали от общественных институтов здравоохранения и социального обеспечения и лежит на нашем с вами пути – и мы проходим мимо. Только кошка обнюхала её и убежала.
Нет, это не общество не оправдала надежд маленькой девочки. Не оправдали их люди, люди без чувства сострадания, люди без сердца. Не важно, сколько миллиардов вкладывается в наше здравоохранение, всё равно этого всегда будет недостаточно до тех пор, пока во взаимоотношениях между нами отсутствует человечность, пока нет сердечности. Опасно, когда служба социального обеспечения становится настолько всеобъемлющей, что подметает чувство личной ответственности отдельного человека. Ведь с ним умирает само человеколюбие.
Но в остальных случаях, равнодушие это то, чего не должно быть. Равнодушие ко всему окружающему, апатия, полное отсутствие интереса... а зачем тогда жить вообще?
Забота о физическом воспитании, чистая, правильная жизнь десятков поколений избавили вас от страшного врага человеческой психики – равнодушия пустой и ленивой души. Вы создадите высокую духовную среду, как составляющие частицы общества, и оно возвысит вас самих» - /И.А.Ефремов – крупный учёный и писатель/.
…Заскулила вдруг, заметалась —
Так обычно на помощь зовут.
Может, в ком-то проснётся жалость,
И помогут парню, спасут!
«Чья собака?» — спросил вдруг кто-то,
«Ваша?» — парень кивнул. — «Народ!
Посмотрите, хозяину плохо,
А собака на помощь зовёт!
— Вот так преданность! Ну, история!
… Кто-то парню подняться помог,
И раздался в подстанции «скорой»
Тот спасительный чудо-звонок!
Парень выжил. Поправился вскоре
И собаку ту приютил…
Иногда помогает и горе
Друга верного обрести» - /Арина Забавина/.
Из этого составления пусть каждый сделает своё решение: для чего человек живёт…? Правило звучит примерно так: «Чего вы не получаете, в том вы кому-то отказали». Опять же, помните, что связь может быть скрытой. А есть более простая формулировка: «Чего хотите для себя – то и давайте людям!» Здесь проще найти взаимосвязь. Делайте хорошие мелочи каждый день. А результаты, поверьте, не заставят ждать.
Источники: Библия. Кьелль Арилд Поллестад – норвежский писатель. Владимир Легойда - Профессор кафедры международной журналистики МГИМО (У) МИД России/. citrusfitness.ru
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Драматургия : О-ла-ла - Вадим Сафонов Свадебная(!), юмористическая пьеса. Игралась не на служении, а на СВАДЬБЕ. Супердуховных и в плохом настроении просьба не комментировать.
На каком языке говорили в Эдеме? Наверное, на языке любви. Все персонажи говорят только одну фразу "о-ла-ла", а ниже следует примерный перевод.