Конфликт поколений
Отношения, соприкасающихся в процессе жизни людей, принадлежащих одному народу, нации и культуре, но разным поколениям, во многом определяют духовную атмосферу общества и при взаимоотношениях по слову Божию открывают для Господа возможность обильно благословить всё общество.
Наиболее ярко трудности этих взаимоотношений наблюдаются в семье, где соприкасаются два поколения – отцы и дети (отцы, дети и внуки). Эта проблема взаимоотношений настолько велика, что для её разрешения, а вместе с тем для разрешения этого глобального конфликта человеческого общества, Господь должен был направить на землю сильнейшего пророка, чтобы приготовить путь Самому Господу: «Лук. 1:13-17 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Эта проблема существовала практически от создания мира, поэтому Господь конкретно оговаривал в своём законе правила взаимоотношений между родителями и детьми, молодыми и старцами с провозглашением последствий за нарушение этих заповедей и правил.
Особенно важным в данной теме будет исследование отношений между молодыми и пожилыми членами семьи, между старцами и отроками, ибо, как правило, во время старости происходит отшествие в вечность, т. е. старости принадлежит самый важный момент жизни – переход к Господу. Эта категория людей является предметом особого наблюдения Божия, потому что этот ответственный момент для большинства людей происходит во время старческой немощи, когда уже трудно контролировать себя: «Еккл. 12:1-7 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
Известно немало примеров, когда некогда знаменитые и умные люди в молодости, становились немощными и даже лишёнными рассудка в старости, их поступки становились непредсказуемыми и греховными. Эти случаи ставят много вопросов, особенно когда речь идёт о христианах, которые познали Господа, регулярно посещали богослужебные собрания и были гражданами Небесного Царства, членами Церкви.
А вся причина заключалась в том, что эти люди не стояли на пути освящения. Они усилием воли, а также при помощи силы Божией, подавляли в себе и не давали проявляться своим внутренним греховным желаниям, т. е. грехам. Но когда оскудели силы и разум, то они просто не смогли контролировать себя и открылось то, что долгое время тщательно пряталось от посторонних глаз. Поэтому такое явление является предупреждением всем молодым людям о том, что к старости нужно готовиться, чтобы было так, как написано: «Пс. 91: 15 Они и в старости плодовиты и сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём».
Как же относится Господь к старцам? Как Он воспринимает их служение в старости? Об этом лучше всего нам скажет Библия, истинное слово Божие: «Пс. 148:11-13 Цари земные и все народы, князья и все судьи земные. Юноши и девицы, старцы и отроки — да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесенно, слава Его — на земле и на небесах».
Здесь очень ясно написано, что наравне с царями и судьями, юношами, девицами и отроками, Господь хочет слышать прославление и от немощных стариков.
Второй текст Писания говорит об особенном почтении, которое должно отдаваться старцам: «Лев. 19:32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь». Непочтение к старцам говорит об отсутствии такого важного качества, как богобоязненность. А без богобоязненности не может быть и надежды на Господа: «Иов 4:6 Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?»
Третий текст Писания говорит об особом отношении Бога к старцам во время бедствий и наказания. Бог хранит их более тщательно, чем остальных людей. И только во время Своей особой ярости и гнева допускает избиение старцев: «2 Пар. 36:16, 17 Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского, — и тот умертвил юношей их мечем в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его». И ещё несколько стихов Писания: «Иер. 6: 10:11 К кому Мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им. Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать её в себе; изолью её на детей на улице и на собрание юношей; взяты будут муж с женою, пожилой с отжившим лета».
Как Бог характеризует людей, не уважающих старцев
Вт. 28:49, 50 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши.
Здесь словами Библии Господь характеризует людей, не уважающих старцев, как людей наглых и безбожных. И к этой характеристике следует прислушаться людям всех возрастов, потому что наглецам нет места в царствии Божием, равно как и нет благословения здесь, на земле.
Рассматривая эту проблему с другой стороны, можно заметить, что старцы сами могут давать повод к тому, чтобы их не уважали. Для уважения они должны соблюдать заповеди, которые относятся к их периоду жизни. Об этом довольно точно сказал апостол Павел: «Тит. 2:1-5 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Всякое нарушение вышеуказанных заповедей может справоцировать отрицательную реакцию окружающих и вызвать конфликт в определённом обществе: семье, церкви и т. д.
Следовательно, чтобы сохранить и построить христианские отношения в обществе, нужно молодым и пожилым, детям и старцам знать причины разделений, приводящих к конфликтам и духовным болезням; следует помнить заповеди Божии для пожилых и молодых, а также некоторые особенности старости, на которые указывает слово Божие.
Итак, что бы иметь «запас прочности» на старость, способность жить по заповедям Божиим, нужно готовиться к этому, весьма важному периоду жизни, начиная с детства и юности. Почему он важен, этот период, период старости? Потому что для многих людей это время перехода в вечность с Господом, в которую «ничто нечистое не войдёт». В этом отрезке времени, когда оскудевают силы и разум, открывается внутреннее содержание сердца, которое скрывается в молодые годы через контроль разумом. Поэтому, поведение в пожилом возрасте говорит о благочестивой или безответственной жизни в молодости. Старец, стоявший всю жизнь на пути освящения, будет плодовитым и сочным, если даже оскудеют силы: если сердце чисто, из него не может выйти греховное ни в молодости, ни в старости.
Все эти рассуждения сводятся к тому, что к старости нужно готовиться, так как к восхищению и встрече с Господом, ибо для многих восхищение Церкви и переход в святую вечность с Иисусом Христом пройдёт через время старческих немощей и болезней.
Итак:к старости нужно готовиться в молодости, и прежде всего молиться об этом периоде жизни.
Примером может послужить царь и пророк Давид, который был любим Господом и о котором написано: «Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: Не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твёрдый и непреложный. Не так ли исходит от Него всё спасение моё и всё хотение моё?». Будучи помазан на царя, имея прекрасные природные данные и благоволение Божие: «1 Цар. 16:18 … вот я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою, и Господь с ним», Давид, тем не менее, побуждаемый Духом Святым, молится: «Пс. 70:17,18 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего».
Это была очень нужная молитва. Это образец поведения Божьего человека, готовящегося к преклонным летам. Бог отвечает на такую молитву всем людям, а вместе с ними и Давиду, такими словами: «Ис. 46:3, 4 Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».
Библия и жизнь говорят о том, что не всегда люди готовятся и готовились серьёзно к вышеупомянутому отрезку времени.
Для подтверждения важности этой истины привожу свидетельство из одной Церкви, где Дух Святой однажды предупредил христиан о том, чтобы они стали на путь освящения и изменили свою жизнь. Особенно важным для нас будет предупреждение о последствии неподчинения слову Божию. А предупреждение было таковым: «Если вы не примете это во внимание, то придёт время для вашей церкви, когда о ком-то скажут: сошёл с ума. Не успеете отойти от первого удара, когда придёт второй: у такой-то сестры проблемы с разумом. Затем последует третий удар…». Члены церкви, во всяком случае некоторые, к которым это относилось, не восприняли серьёзно это предупреждение и продолжали жить по прежнему. Через несколько десятков лет пророческое предупреждение пришло в исполнение и я был свидетелем его исполнения так, как это было предсказано Господом.
Бог это открыл в своё время для того, чтобы так не случилось, ибо Он видел наперёд последствия нечестивой жизни, но люди не раскаялись, время было упущено и они ушли в вечность в бессознательном состоянии, несмотря на некоторые усилия Церкви.
Это явление – неготовность к старческим дням жизни—отмечено и в Священном Писании, что является основанием для Христова учения.
Одним из таких знаменитых людей Библии, которые были не готовы к старости, является Исаак, сын Авраама, имя которого Бог употреблял неоднократно, когда открывался людям: «Мтф. 22:31 А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых».
Все поступки в пожилом возрасте очень важны, потому что они могут быть последними, особенно, когда речь идёт о завещании, наследстве, а для библейских персонажей, о благословении.
В старческие годы тень смерти постоянно маячит в глазах и заставляет спешить, что, к сожалению, отрицательно сказывается на решениях человека. В такую ситуацию и попал Исаак, который был не готов к этому периоду. Вот что об этом говорит Библия: «Быт. 27:1-29 Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарелся; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру».
Исаак был стар и слеп, но дело было не в этом, а в его привязанности к определённой пище: «Быт. 25:28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его; а Ревекка любила Иакова».
Всё выглядело бы совершенно по-другому, если бы Исаак не знал, кому принадлежит благословение по воле Божией, а оно-то принадлежало Иакову: «Быт. 25:21-23 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
Исаак знал волю Божию, но он очень любил дичь Исава, любил покушать. Это был его порок, потому что по этой причине он отказался выполнить волю Божию. В этот момент Исаак не имел общения с Богом, хотя и не был Им отвергнут, ибо благословение его, как отца, легло на сердце и жизнь Иакова. Но какой ценой это благословение досталось Иакову! Оно принималось в страхе и трепете не перед Богом, а перед Исааком из-за обманного пути, предложенного Ревеккой из-за неверности Исаака Богу. Вот как описывает это событие Священное Писание: «Быт. 27:5- 29 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошёл Исав в поле достать и принесть дичи; а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем, и благословлю тебя пред лицом Господним, пред смертию моею». Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; а ты принесёшь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертию своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой; только послушайся слов моих, и пойди, принеси мне. Он пошёл, и взял, и принёс матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят. И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь, и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне на встречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему; и он ощупал его, и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его. И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!»
Исаак был слепой. Глаза не смогли заменить другие другие органы его тела: ни слух, ни осязание, ни обоняние. Этот недостаток мог бы заменить Бог. Его присутствие и руководство событиями устранило бы старческую немощь Исаака, но Господь был отвергнут через игнорирование его слова из-за пристрастия Исаака к кушанью из дичи Исава. Исаак не был свободным от пристрастия к пище, а следовательно не был готов вести праведную жизнь перед Богом в старости. Этот, кажущийся малозначительным, порок имел для всей семьи Исаака тяжёлые последствия.
Следующим примером, но уже правильного поведения в старости, будет пророк Ахия Силомлянин.
Вот что говорит об этом Божием человеке слово Божие:
3 Цар. 14:1-17 В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царём всего народа. И возьми с собою десять хлебов, и лепёшек, и кувшин мёду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть; ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоама спросить тебя о сыне своём, ибо он болен; так и так говори ей; она придёт переодетая. Ахия, услышав шорох от ног её, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь, Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождём народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова, и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими. Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошёл, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня; Меня же отбросил назад; за то Я наведу беды на дом Иеровоамов, и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключённого и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста. Кто умрёт у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрёт дитя; и оплачут его все Израильтяне, и похоронят его; ибо он один у Иеровоама войдёт в гробницу, так как в нём, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым. И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь. И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа. И предаст Господь Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввёл в грех Израиля».
Ахия Силомлянин был готов к старости: он имел постоянное общение с Богом. Глаза у него, как и у Исаака, были неподвижны от старости, он не мог видеть, но Бог заменил ему глаза и никто «переодетый» не мог его обмануть. И в глубокой старости он был «грозным посланником» от Бога: слово, сказанное Богом через него, исполнялось со всякой точностью: он был и «в старости плодовитым и сочным», нужным Богу и людям.
Опасный период в жизни человека
Старость приходит не сразу. Она подкрадывается незаметно: человек уже потерял часть своих качеств, но совершенно этого не замечает и считает себя полным сил, как и прежде. Он ведёт себя так, как в молодости. Это самый опасный период в жизни христианина, потому что он берётся за работу, которую уже не может выполнить полноценно. Подтверждением являются несколько текстов Писания, которые характеризуют этот период жизни человека. Для примера берём случай, происшедший в жизни Давида: «2 Цар. 21:15-17 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечём, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина, и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля».
До этого места Писания мы нигде не находим, чтобы Давид утомился и подвергся опасности. Наоборот, Священное Писание в возвышенных словах повествует о победах Давида: «1 Пар. 14:11-17 И пошли они в Ваал-Перацим и поразил их там Давид; и сказал Давид: сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды. Посему и дали имя месту тому: Ваал-Перацим. И оставили там Филистимляне богов своих, и повелел Давид, и сожжены они огнём. И пришли опять Филистимляне, и расположились по долине. И ещё вопросил Давид Бога, и сказал ему Бог: не ходи прямо на них, уклонись от них и иди к ним со стороны тутовых дерев; и когда услышишь шум как бы шагов на вершинах тутовых дерев, тогда вступи в битву; ибо вышел Бог пред тобою, чтобы поразить стан Филистимлян. И сделал Давид, как повелел ему Бог; и поразили стан Филистимский, от Гаваона до Газера. И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов». И ещё одно повествование о победе Давида: «1 Цар. 23:5 И пошёл Давид с людьми своими в Кеиль; и воевал с Филистимлянами, и угнал скот их, и нанес им великое поражение, и спас Давид жителей Кеиля».
Итак, первый текст, говорящий об усталости Давида, открыл одну особенность переходного возраста от молодости к старости: человек в это время начинает постепенно терять силы, но не замечает этого и живёт ощущениями молодости. Такое обманчивое состояние очень опасно, потому что его обладатель берёт непосильную для себя ношу по причине того, что в молодые годы прекрасно с нею справлялся. Это чаще всего замечают посторонние люди, но не сам стареющий человек: для него впереди ещё лежат времена разочарования, прежде нежели он сам поймёт своё состояние.
Давид понял своё состояние и послушался своих слуг, когда они отметили важность его жизни для них и предложили не участвовать в сражениях «чтобы не угас светильник Израиля».
Второй причиной для сохранения жизни царя и пророка Давида было то, что Бог ответил на его ходатайственную молитву о днях старости. Господь видел ворвавшуюся в его жизнь немощь по причине возраста (хотя сам Давид этого не видел) и поставил рядом с ним Авессу, сына Саруина, который и спас его от руки филистимлянина Иесвия.
Это был период жизни Давида, когда физическая немощь не мешала управлять государством: Давид физически не участвовал в сражениях, но управлял из города, давал ценные советы и государство укреплялось. Но жизнь продолжалось, время уходило в небытие, Давид старел, и, наконец, пришло такое время, о котором Библия говорит следующее: «3 Цар. 1:1-4 Когда царь Давид состарелся, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царём, и прислуживала ему; но царь не познал её».
В этом отрезке времени жизни Давида Священное Писание отмечает одну великую нужду Давида: согреться. Здесь уже не до управления государством, не до войн и сражений, однако Давид не видит нужды в передаче царской власти Соломону, наследнику по воле Божией; не знает, что в государстве назревает мятеж и может пролиться кровь, он не контролирует события в своей стране. Тем не менее продолжает оставаться царём: старым, неспособным согреться, но царём. Всё его внимание сосредоточено на нём самом. Внимание слуг обращено тоже только на него: они ничего не замечают вокруг, но ищут способ и возможность согреть дряхлеющего Давида. Находят для него Ависагу Сунамитянку, но ничего нельзя изменить: «И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царём, и прислуживала ему; но царь не познал её». Когда привели Ависагу и представили её царю, назвавши по имени (а имя Ависага означает «отец заблуждается»), Божий любимец и не подумал о том намёке-предупреждении, которое дал ему любящий его Бог через Ависагу Сунамитянку. Он не понял, что оставаться царём в таком положении было преступным заблуждением, хотя Господь понимал его старость, не обвинял его в этом, помнил его молитвы о времени седины и спасал его жизнь.
Чтобы спасти жизнь Давида и Соломона, а также продолжать действовать по Своему плану в отношении Израиля, Бог имел у себя бодрствующих слуг, которые не были поглощены старостью Давида, но бодрствовали пред Господом и прислушивались к Его советам и предупреждениям. Поэтому, когда произошёл мятеж и незаконно воцарился Адония, пророк Нафан стал незамедлительно действовать: «3 Цар. 1:11-35 Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царём, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду, и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царём после меня, и он сядет на престоле моём»? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты ещё будешь говорить там с царём, войду и я вслед за тобою, и дополню слова твои. Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом, Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моём». А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том. И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских, и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. Но ты, господин мой, — царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него. Иначе, когда господин мой царь почиёт с отцами своими, падёт обвинение на меня и на сына моего Соломона. Когда она ещё говорила с царём, пришёл и пророк Нафан. И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошёл он к царю, и поклонился царю лицем до земли. И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моем»? Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него, и говорят: «да живёт царь Адония!» А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него? И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И пошла она, и стала пред царём. И клялся царь, и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моём вместо меня, так я и сделаю это сегодня. И наклонилась Вирсавия лицом до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живёт господин мой, царь Давид, во веки! И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: «да живёт царь Соломон!» Потом проводите его назад, и он придёт, и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды».
Царь Давид как будто воспрянул от сна, он тут же сделал твёрдое и решительное действие: передал царство Соломону. Божья воля была исполнена, жизнь его, его сына Соломона и всех преданных слуг была сохранена, но не обошлось и без пролития крови. Такова была цена промедления Давида.
Три проблемы старческого возраста, породившие четвертую и тоску
Продолжая исследовать проблемы старости, которые порождают противостояние и вражду между пожилыми и молодыми людьми, рассмотрим ещё один эпизод из жизни Давида: «2 Цар. 19:31-39 И Верзеллий Галаадитянин пришёл из Роглима, и перешёл с царём Иордан, чтобы проводить его за Иордан. Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме; потому что был человек богатый. И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме. Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтобы идти с царём в Иерусалим? Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю? Ещё немного пройдёт раб твой с царём за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостию? Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдёт с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно. И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя. И перешёл весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия, и благословил его, и он возвратился в место своё».
В данном отрезке Писания объектом исследования будет Верзеллий Галаадитянин, восьмидесятилетний старец, который и «в старости был плодовитым и сочным»: он не потерял правильной ориентации в опасное время мятежа Авессалома и был на стороне Давида, хотя прекрасно понимал, что в случае победы Авессалома ему не сносить головы. Но его счастьем было то, что он понимал, что он уже старец: «Мне теперь восемьдесят лет», а по слову Божию это уже время «большей крепости»: «Пс. 89:10 Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Несмотря на прошлую жизнь в «железной» верности Богу и царю Давиду, о чём свидетельствует его имя (Верзеллий Галаадитянин – «свидетель, сделанный из железа»), Верзеллий отказался идти в Иерусалим, чтобы жить во дворце царя. Он не хотел быть царю в тягость из-за своей старости: «зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?». Здесь восьмидесятилетний старец назвал три немощи старческого возраста:
Первая проблема была выражена следующими словами: «Различу ли хорошее от худого?»
На этом выражении Писания следует остановиться и поразмыслить. С одной стороны благочестивый слуга Божий сделал правильный выбор: он поддержал Божьего помазанника, несмотря на то, что большинство народа Израильского отвергли Давида и пошли за Авессаломом. Следовательно, он умел различать хорошее от худого. Но Верзеллий в данном случае имел ввиду нечто другое: он знал, что в доме царя встретит много вещей и определённых порядков, которых он не встречал в своей прошлой жизни и ему трудно будет ориентироваться в определении, что хорошо и что плохо. А то, что в доме царя не всё было хорошо в прошлом, говорил поднятый Авессаломом мятеж и лишения, которые пережил свергнутый с престола Давид. Поэтому, зная, что он (Верзеллий) привык к определённым вещам и порядкам в своём доме, в которых был уверен, как в порядках не противоречащих Богу, понимая, что его старческий разум уже не способен, как в молодости, ориентироваться и быть гибким в определениях и принятии незнакомых ему вещей, равно как и скрытых от него истин, он устрашившись двух вещей: потерять собственную чистоту и воспротивиться незнакомой ему Божьей истине и Божьему порядку, свойственному царю Давиду, отказался следовать за Давидом в царские чертоги.
Как часто совершенно искренние и богобоязненные пожилые христиане, привыкшие в процессе жизни к определённым порядкам в своём доме или Церкви, не могут воспринимать ничего нового (впрочем, библейское новое – это хорошо забытое старое), становятся в оппозицию некоторым библейским истинам (например: в вопросах исповедания, освобождения от демонической зависимости, материального служения, форм служения (хотя Дух Святой хочет не формального служения, а подчинения Его водительству) и т. д.
Здесь не идёт речь о различного рода заблуждениях, которые появляются всё чаще и чаще, чему противятся пожилые христиане, а о тех сторонах жизни, которые не имеют значения перед Богом, но становятся просто данью человеческим традициям.
Для большей ясности приведу один из жизненных примеров на эту тему.
Однажды в одной из маленьких деревенских церквей должно было совершиться бракосочетание. На богослужение собралось больше обычного христиан и нужно было решить вопрос более рационального размещения верующих. В присутствии двух старцев-проповедников решили сдвинуть со своего места церковную кафедру (отодвинуть с центра, где она постоянно стояла, немного в сторону). Реакция одного из них была очень резкой и категоричной: «Кафедра – это святое место, отодвигать её в сторону – грех, в нашей церкви так не делали». Второй старец был более гибким и понимал это по-другому, он не был закомплексован ненужными традициями и сказал: «Я, во-первых, не вижу греха в том, чтобы сдвинуть кафедру в сторону, потому что передвинуть место проповедника на несколько метров в сторону для удобства всех присутствующих на богослужении не означает сдвинуть Бога с Его места в угоду людям. Во-вторых, у нас не было молитвенных домов и мы собирались просто в жилых домах, так что у нас нечего было сдвигать, кроме столов (оба брата хорошо знали прошлое друг друга)».
Выше приведённые библейские тексты и один из приведённых житейских примеров проиллюстрировали один из признаков старости – неспособность отличать хорошее от худого в изменившейся обстановке и времени, в силу которого происходят конфликты между поколениями христиан.
Вторая проблема старости выразилась следующими словами: «Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить?»
Царь предложил продовольствовать до конца жизни Верзеллия в Иерусалиме, в городе мира, что и означает название Иерусалим. Но этот мудрый старец знал, что в его возрасте уже теряется способность различать вкус и он не сможет по достоинству оценить услугу Давида. Да и к тому же не привык к пище царской, а у него в доме всё готовилось по его вкусу, соответствующему времени его старости. А то, что вкус может изменяться, говорит Библия: «Иер. 48:11 Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нём вкус его, и запах его не изменялся».
Это очень важная старческая проблема, которая накладывает отрицательный отпечаток на семейные взаимоотношения между пожилыми и молодыми членами семьи, если они не знают об этой проблеме и не умеют её решать. Если бы хотя бы одна из сторон поняла это и сделала всё возможное со своей стороны, чтобы сохранить мир, то многе было бы по-другому.
Один из известных художников, прогрессировавший в своём мастерстве, написал картину. После долгих лет времени он обратил на неё внимание опять и увидел некоторые ошибки в передаче цвета. Имея солидный опыт и значительно возросшее мастерство, художник решил исправить обнаруженные ошибки. После определённых доработок и исправлений, он выставил на обозрение свою картину и все увидели, что она покрыта неестественным лиловым оттенком. Это была испорченная, по сравнению с реальностью и прошлым вариантом, картина.
Этот знаменитый мастер кисти понадеялся на свой возросший опыт, но он не знал и не учёл одной истины, что ввиду возраста потерял возможность правильно различать цвета, а потому видел всё в неправильном цвете.
Это одна из проблем пожилых людей, хотя она может коснуться не всякого старца, но, тем не менее, это распространённая опасность – видеть происходящее в «старческом лиловом цвете», что не соответствует действительности.
Где же это явление выражается в жизни?
Очень часто можно слышать ропот со стороны пожилых людей, что молодые не заботятся о них, не уважают их старости, потому что готовят безвкусную пищу: одни ропщут, что в пище много перца, хотя его совсем туда не добавляли; другие, что мало или много соли; третьи, что современная пища и продукты по качеству уступают прошлым стандартам пищевой продукции и т. д. Это очень обидно выслушивать молодым, потому что на самом деле, в большинстве случаев, это несправедливые обвинения, а вызваны они потерей вкуса у пожилых людей ввиду различного рода старческих болезней. Если бы пожилые люди это поняли и стали благодарить Бога и детей за заботу о них, насколько изменились бы в лучшую сторону их отношения!
О, если бы молодые люди поняли, что старики не придираются к ним, а передают то, что в самом деле чувствуют ввиду их старческих немощей, то не обижались бы на них, а благодарили бы Бога за возможность помочь этим немощным отцам и матерям пройти трудное для них время старости с их помощью, благодарили бы за доверие оказанное им Богом!
Довольно много проблем связано с ещё одной старческой немощью – бессонницей, о чём в книге Екклесиаста написано так: «Еккл. 12:4 …и будет вставать человек по крику петуха…».
Намучившись от бессонницы, человек впадает в кратковременное забытьё, ему хочется тишины и покоя, он её требует от окружающих. Но чаще всего это бывает утром, когда все просыпаются и начинается рабочий день. Все окружающие находятся в напряжении, потому что разбудить такого человека означает прервать его кратковременный отдых и во многих случаях означает вывести из духовного равновесия. Соблюдать тишину при дневной суете, и при том под страхом ошибиться и нарушить покой, задача не из лёгких. Поэтому часто бывают непредвиденные осечки и тогда покой нарушается старцем, которые взрывается негодованием за прерванный сон. Но причина то в старческой немощи, а не в окружающих членах семьи. Поэтому недопустимо проявление гнева или обиды со стороны немощного старца, равно как недопустимо раздражение молодых по отношению к негодованию пожилого бессильного человека, которого в самом деле лишили кратковременного отдыха, потому что старческая немощь не вина, а беда, которую нужно побеждать сообща.
Когда «запираются двери на улицу», т. е. человек теряет слух, вырисовывается одна интересная деталь, которая вводит в заблуждение молодых, вызывая их раздражение и непонимание: ветхий днями человек не может различить высказанной довольно громко речи, ему требуется несколько раз повторить одно и то же, чтобы он услышал и понял о чём идёт речь. Но, как ни странно, когда он находится в своём старческом сне или неглубоком покое, достаточно одного неосторожного движения, небольшого стука или негромкого звука, он тут же просыпается или отрывается от своих мыслей, выходит из состояния покоя.
Старцам и старицам надо знать это, понимать и принимать во внимание, что такими своими возрастными особенностями они держат молодых в напряжении и создают им определённый дискомфорт, а при их неопытности, не установившемся христианском характере, могут выводить из равновесия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому не нужно обижаться на несовершенство характера молодых, а прощать и молиться за их благословение Господом, «чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Молодым же, в свою очередь, не следует болезненно реагировать на такое поведение старцев, обусловленное старческими немощами, не подозревать их в лукавстве или желании создать отравленную атмосферу бытия, но вмещать их такими, какие они есть, благословлять, чтобы наследовать благословение.
Третье откровение о старческой немощи заключается в следующем: «И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц?»
Эта проблема, отражённая Галаадитянином, заключается в потере слуха в той опасной мере, когда пожилой человек слышать продолжает хорошо, но в отношении музыкального слуха имеет значительные потери. Он уже не может правильно воспринимать музыку, а следовательно не может контролировать собственное пение, а в случае отражённом Екклесиастом: «замолкнут дщери пения», что говорит о неспособности речевого аппарата правильно воспроизвести ноты, и неспособен правильно, по нотам, спеть определённый мотив. Поэтому, такие люди, не подозревающие об уже имеющихся недостатках слуха, посетивших их в связи с возрастом, начинают с возмущением поправлять пение молодых, настойчиво учить их правильным мелодиям и т. д. Вот почему в этом вопросе старцы и старицы должны понять своё положение и состояние, сделать правильное решение и не мешать работе хоров и других певческих групп, не стараться быть ведущими и контролирующими служителями, не огорчаться от того, что их как-будто отстраняют от служения, а молиться Богу за молодых служителей и регентов об их духовном росте и успехе служения. Молодые же, понимая ситуацию и немощь старцев, должны с терпением, «как отцов и матерей», убедить в старческой немощи на основании Писания; не огорчая их, ободрить на служение Богу в доступном им другом служении.
Конечно, для Господа важно состояние сердца, а не способность петь по нотам, но для нас, людей, ради таких же людей как мы, который приходят в Церковь слушать слово Божие, важны обе стороны, потому что так написано: «2 Кор. 8:21 Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».
Почему же пожилые люди часто ошибаются в своих суждениях и провоцируют конфликты? От незнания Писания и завышенной оценки своей значительности. Но тот, кто готовился к старости и в Писании нашёл «её болезни», будет внимательно прислушиваться к замечаниям окружающих людей, чтобы не проявились старческие немощи и последними действиями не унизить ценность своего собственного служения, совершённого в процессе всей христианской жизни. Кроме этого, за свои поступки и действия, совершённые независимо от возраста, придётся отвечать перед Богом, ибо у Него нет лицеприятия: «Рим. 2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога».
Как пример богобоязненности старца, дающего трезвый отчёт о своих способностях и немощах, приведу пример одного из служителей, которому было около 90 лет и с которым я встретился в последний раз на празднике освящения одного из молитвенных домов. Родившись в 1913 году, имея христианский стаж более 60 лет, переживший гонения и репрессии, а также всех своих сверстников-христиан, он и в преклонные годы был служителем в церкви. В этом старце не было видно никакого превозношения перед другими: сама скромность и миролюбие. Его попросили рассказать историю церкви, начиная с её образования, так как он был единственным представителем того поколения, с которого началась церковь в том селении: все остальные христиане, те, которые были первыми «живыми камнями» этой Церкови, уже были давно в вечности. Брат говорил около 30 минут. За это время он трижды останавливался и спрашивал у руководящих братьев: «Братья! Я ничего лишнего не сказал, ведь я уже стар?».
Конечно же, он за всё время своего свидетельства не сказал ничего лишнего или неразумного, потому что знал, что он стар и молился Богу об этом, а также готов был тут же, без всяких пререканий и обид, прекратить свою речь и подчиниться молодым братьям-служителям. Как правило, Бог не попускает таких служителей на посмеяние ввиду их богобоязненности, потому что Он обещал: «…И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».
Само собой разумеется, что Верзеллий Галаадитянин отметил только три важнейшие проблемы старости, на самом деле их гораздо больше, да и мы в этих коротких рассуждениях уже вышли за пределы этих трёх болезней преклонного возраста, но сколько бы трудностей не появилось, они создают для окружающих людей и самих носителей старости одно тяжёлое бремя: становятся им в тягость. Вот как эту атмосферу, после перечисления старческих проблем, выразил Верзеллий: «Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?».
Верзеллий сделал всё со своей стороны, чтобы не быть в тягость царю. Он не хотел обременять никого. Однако же одну свою просьбу он всё-таки изложил: «Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдет с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно».
Эта просьба состояла из двух частей:
1. Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. В этом желании старца нет ничего особенного: Верзеллий возвращается в свой дом, к месту своего постоянного жительства, к своему привычному укладу жизни.
2. Но вот о второй части просьбы следует задуматься: «Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдет с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно».
Кимгам был сыном Верзеллия, кость от костей его и плоть от плоти его. Он был, если пользоваться Библейской терминологией, рождён им. Если учесть что имя Кимгам переводится на русский язык, как «тоска, томление», то всё становится на свои места: Верзеллий просит Давида, чтобы он взял из его дома Кимгама, а в духовном смысле слова -- это просьба старца к Богу, чтобы он взял из его жизни, из его чувств и сердца, тоску и томление, которые порождены старческими немощами, привёдшими к тому, что человек становится в тягость себе и другим.
Царь Давид с удовольствием и готовностью выполнил просьбу своего преданного слуги: «И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя».
Эти слова царя вселяют радость и уверенность в сердце всякого богобоязненного старца, ибо они возвещают о том, что Бог готов в любое время, если изнемогшие от старости долгожители будут выполнять заповеди Божии, взять из сердца тоску и томление и благословить на будущую жизнь: «И поцеловал царь Верзеллия, и благословил его, и он возвратился в место своё».
Если Бог так заботиться о жизни наших пожилых отцов и матерей, дедушек и бабушек, а также просто наших братьев и сестёр во Христе преклонного возраста, то каким же должно быть наше отношение к ним! Ведь для них – это самый ответственный участок жизни: он венчает всю жизнь. И каким будет этот венец: жизнь вечная или поражение в конце пути и вечные мучения с диаволом.
Да поможет Господь молодым ценить старость, а стариков пусть Бог усовершит уважать и благословлять молодость, чтобы учитывая особенности возраста обоих названных категорий общества и вмещая друг друга, вы избежали многовекового конфликта поколений, конфликта «отцов и детей», чтобы Господь с радостью мог сказать о вас: «Они решили проблему конфликта поколений. Это Мой благословенный народ».
Аминь
Николай Куркаев
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по посланию к Филиппийцам - Николай Погребняк Сия книга Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Послание к Филиппийцам преисполнено радостью Апостола Павла, что верующие из этого города, проходя через испытания и гонения, не ожесточились и не отчаялись, а по-прежнему пребывают в любви и сострадании к ближним. Ещё Павел поделился надеждой на освобождение из Римского заключения и возможное скорое свидание с ними. Поэтому послание по своему тону больше похоже на дружеское письмо, чем на духовное назидание.
Дневник по посланию Иуды - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Апостол Иуда увещевает, убеждает, уговаривает Церковь не только самим не впадать в обольщение и не использовать благодать Божью, как повод к распутству и наживе, но и противостоять тем Христианам, которые так поступают.