Для ТЕБЯ - христианская газета

Николай Куркаев "Конфликт поколений" часть - 8
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Николай Куркаев "Конфликт поколений" часть - 8


Конфликт поколений
Отношения, соприкасающихся в процессе жизни людей, принадлежащих одному народу, нации и культуре, но разным поколениям, во многом определяют духовную атмосферу общества и при взаимоотношениях по слову Божию открывают для Господа возможность обильно благословить всё общество.
Наиболее ярко трудности этих взаимоотношений наблюдаются в семье, где соприкасаются два поколения – отцы и дети (отцы, дети и внуки). Эта проблема взаимоотношений настолько велика, что для её разрешения, а вместе с тем для разрешения этого глобального конфликта человеческого общества, Господь должен был направить на землю сильнейшего пророка, чтобы приготовить путь Самому Господу: «Лук. 1:13-17 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Эта проблема существовала практически от создания мира, поэтому Господь конкретно оговаривал в своём законе правила взаимоотношений между родителями и детьми, молодыми и старцами с провозглашением последствий за нарушение этих заповедей и правил.
Особенно важным в данной теме будет исследование отношений между молодыми и пожилыми членами семьи, между старцами и отроками, ибо, как правило, во время старости происходит отшествие в вечность, т. е. старости принадлежит самый важный момент жизни – переход к Господу. Эта категория людей является предметом особого наблюдения Божия, потому что этот ответственный момент для большинства людей происходит во время старческой немощи, когда уже трудно контролировать себя: «Еккл. 12:1-7 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» Доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль; и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
Известно немало примеров, когда некогда знаменитые и умные люди в молодости, становились немощными и даже лишёнными рассудка в старости, их поступки становились непредсказуемыми и греховными. Эти случаи ставят много вопросов, особенно когда речь идёт о христианах, которые познали Господа, регулярно посещали богослужебные собрания и были гражданами Небесного Царства, членами Церкви.
А вся причина заключалась в том, что эти люди не стояли на пути освящения. Они усилием воли, а также при помощи силы Божией, подавляли в себе и не давали проявляться своим внутренним греховным желаниям, т. е. грехам. Но когда оскудели силы и разум, то они просто не смогли контролировать себя и открылось то, что долгое время тщательно пряталось от посторонних глаз. Поэтому такое явление является предупреждением всем молодым людям о том, что к старости нужно готовиться, чтобы было так, как написано: «Пс. 91: 15 Они и в старости плодовиты и сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём».
Как же относится Господь к старцам? Как Он воспринимает их служение в старости? Об этом лучше всего нам скажет Библия, истинное слово Божие: «Пс. 148:11-13 Цари земные и все народы, князья и все судьи земные. Юноши и девицы, старцы и отроки — да хвалят имя Господа; ибо имя Его единого превознесенно, слава Его — на земле и на небесах».
Здесь очень ясно написано, что наравне с царями и судьями, юношами, девицами и отроками, Господь хочет слышать прославление и от немощных стариков.
Второй текст Писания говорит об особенном почтении, которое должно отдаваться старцам: «Лев. 19:32 Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь». Непочтение к старцам говорит об отсутствии такого важного качества, как богобоязненность. А без богобоязненности не может быть и надежды на Господа: «Иов 4:6 Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих — упованием твоим?»
Третий текст Писания говорит об особом отношении Бога к старцам во время бедствий и наказания. Бог хранит их более тщательно, чем остальных людей. И только во время Своей особой ярости и гнева допускает избиение старцев: «2 Пар. 36:16, 17 Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского, — и тот умертвил юношей их мечем в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его». И ещё несколько стихов Писания: «Иер. 6: 10:11 К кому Мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им. Поэтому я преисполнен яростью Господнею, не могу держать её в себе; изолью её на детей на улице и на собрание юношей; взяты будут муж с женою, пожилой с отжившим лета».

Как Бог характеризует людей, не уважающих старцев
Вт. 28:49, 50 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши.
Здесь словами Библии Господь характеризует людей, не уважающих старцев, как людей наглых и безбожных. И к этой характеристике следует прислушаться людям всех возрастов, потому что наглецам нет места в царствии Божием, равно как и нет благословения здесь, на земле.
Рассматривая эту проблему с другой стороны, можно заметить, что старцы сами могут давать повод к тому, чтобы их не уважали. Для уважения они должны соблюдать заповеди, которые относятся к их периоду жизни. Об этом довольно точно сказал апостол Павел: «Тит. 2:1-5 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Всякое нарушение вышеуказанных заповедей может справоцировать отрицательную реакцию окружающих и вызвать конфликт в определённом обществе: семье, церкви и т. д.
Следовательно, чтобы сохранить и построить христианские отношения в обществе, нужно молодым и пожилым, детям и старцам знать причины разделений, приводящих к конфликтам и духовным болезням; следует помнить заповеди Божии для пожилых и молодых, а также некоторые особенности старости, на которые указывает слово Божие.
Итак, что бы иметь «запас прочности» на старость, способность жить по заповедям Божиим, нужно готовиться к этому, весьма важному периоду жизни, начиная с детства и юности. Почему он важен, этот период, период старости? Потому что для многих людей это время перехода в вечность с Господом, в которую «ничто нечистое не войдёт». В этом отрезке времени, когда оскудевают силы и разум, открывается внутреннее содержание сердца, которое скрывается в молодые годы через контроль разумом. Поэтому, поведение в пожилом возрасте говорит о благочестивой или безответственной жизни в молодости. Старец, стоявший всю жизнь на пути освящения, будет плодовитым и сочным, если даже оскудеют силы: если сердце чисто, из него не может выйти греховное ни в молодости, ни в старости.
Все эти рассуждения сводятся к тому, что к старости нужно готовиться, так как к восхищению и встрече с Господом, ибо для многих восхищение Церкви и переход в святую вечность с Иисусом Христом пройдёт через время старческих немощей и болезней.
Итак:к старости нужно готовиться в молодости, и прежде всего молиться об этом периоде жизни.
Примером может послужить царь и пророк Давид, который был любим Господом и о котором написано: «Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: Не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твёрдый и непреложный. Не так ли исходит от Него всё спасение моё и всё хотение моё?». Будучи помазан на царя, имея прекрасные природные данные и благоволение Божие: «1 Цар. 16:18 … вот я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою, и Господь с ним», Давид, тем не менее, побуждаемый Духом Святым, молится: «Пс. 70:17,18 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего».
Это была очень нужная молитва. Это образец поведения Божьего человека, готовящегося к преклонным летам. Бог отвечает на такую молитву всем людям, а вместе с ними и Давиду, такими словами: «Ис. 46:3, 4 Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».
Библия и жизнь говорят о том, что не всегда люди готовятся и готовились серьёзно к вышеупомянутому отрезку времени.
Для подтверждения важности этой истины привожу свидетельство из одной Церкви, где Дух Святой однажды предупредил христиан о том, чтобы они стали на путь освящения и изменили свою жизнь. Особенно важным для нас будет предупреждение о последствии неподчинения слову Божию. А предупреждение было таковым: «Если вы не примете это во внимание, то придёт время для вашей церкви, когда о ком-то скажут: сошёл с ума. Не успеете отойти от первого удара, когда придёт второй: у такой-то сестры проблемы с разумом. Затем последует третий удар…». Члены церкви, во всяком случае некоторые, к которым это относилось, не восприняли серьёзно это предупреждение и продолжали жить по прежнему. Через несколько десятков лет пророческое предупреждение пришло в исполнение и я был свидетелем его исполнения так, как это было предсказано Господом.
Бог это открыл в своё время для того, чтобы так не случилось, ибо Он видел наперёд последствия нечестивой жизни, но люди не раскаялись, время было упущено и они ушли в вечность в бессознательном состоянии, несмотря на некоторые усилия Церкви.
Это явление – неготовность к старческим дням жизни—отмечено и в Священном Писании, что является основанием для Христова учения.
Одним из таких знаменитых людей Библии, которые были не готовы к старости, является Исаак, сын Авраама, имя которого Бог употреблял неоднократно, когда открывался людям: «Мтф. 22:31 А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых».
Все поступки в пожилом возрасте очень важны, потому что они могут быть последними, особенно, когда речь идёт о завещании, наследстве, а для библейских персонажей, о благословении.
В старческие годы тень смерти постоянно маячит в глазах и заставляет спешить, что, к сожалению, отрицательно сказывается на решениях человека. В такую ситуацию и попал Исаак, который был не готов к этому периоду. Вот что об этом говорит Библия: «Быт. 27:1-29 Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарелся; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру».
Исаак был стар и слеп, но дело было не в этом, а в его привязанности к определённой пище: «Быт. 25:28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его; а Ревекка любила Иакова».
Всё выглядело бы совершенно по-другому, если бы Исаак не знал, кому принадлежит благословение по воле Божией, а оно-то принадлежало Иакову: «Быт. 25:21-23 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».
Исаак знал волю Божию, но он очень любил дичь Исава, любил покушать. Это был его порок, потому что по этой причине он отказался выполнить волю Божию. В этот момент Исаак не имел общения с Богом, хотя и не был Им отвергнут, ибо благословение его, как отца, легло на сердце и жизнь Иакова. Но какой ценой это благословение досталось Иакову! Оно принималось в страхе и трепете не перед Богом, а перед Исааком из-за обманного пути, предложенного Ревеккой из-за неверности Исаака Богу. Вот как описывает это событие Священное Писание: «Быт. 27:5- 29 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошёл Исав в поле достать и принесть дичи; а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: «Принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем, и благословлю тебя пред лицом Господним, пред смертию моею». Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит; а ты принесёшь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертию своею. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий. Может статься, ощупает меня отец мой; и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой; только послушайся слов моих, и пойди, принеси мне. Он пошёл, и взял, и принёс матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят. И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь, и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне на встречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему; и он ощупал его, и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его. И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!»
Исаак был слепой. Глаза не смогли заменить другие другие органы его тела: ни слух, ни осязание, ни обоняние. Этот недостаток мог бы заменить Бог. Его присутствие и руководство событиями устранило бы старческую немощь Исаака, но Господь был отвергнут через игнорирование его слова из-за пристрастия Исаака к кушанью из дичи Исава. Исаак не был свободным от пристрастия к пище, а следовательно не был готов вести праведную жизнь перед Богом в старости. Этот, кажущийся малозначительным, порок имел для всей семьи Исаака тяжёлые последствия.
Следующим примером, но уже правильного поведения в старости, будет пророк Ахия Силомлянин.
Вот что говорит об этом Божием человеке слово Божие:
3 Цар. 14:1-17 В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царём всего народа. И возьми с собою десять хлебов, и лепёшек, и кувшин мёду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть; ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоама спросить тебя о сыне своём, ибо он болен; так и так говори ей; она придёт переодетая. Ахия, услышав шорох от ног её, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь, Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождём народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова, и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими. Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошёл, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня; Меня же отбросил назад; за то Я наведу беды на дом Иеровоамов, и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключённого и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста. Кто умрёт у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрёт дитя; и оплачут его все Израильтяне, и похоронят его; ибо он один у Иеровоама войдёт в гробницу, так как в нём, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым. И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь. И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа. И предаст Господь Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввёл в грех Израиля».
Ахия Силомлянин был готов к старости: он имел постоянное общение с Богом. Глаза у него, как и у Исаака, были неподвижны от старости, он не мог видеть, но Бог заменил ему глаза и никто «переодетый» не мог его обмануть. И в глубокой старости он был «грозным посланником» от Бога: слово, сказанное Богом через него, исполнялось со всякой точностью: он был и «в старости плодовитым и сочным», нужным Богу и людям.
Опасный период в жизни человека
Старость приходит не сразу. Она подкрадывается незаметно: человек уже потерял часть своих качеств, но совершенно этого не замечает и считает себя полным сил, как и прежде. Он ведёт себя так, как в молодости. Это самый опасный период в жизни христианина, потому что он берётся за работу, которую уже не может выполнить полноценно. Подтверждением являются несколько текстов Писания, которые характеризуют этот период жизни человека. Для примера берём случай, происшедший в жизни Давида: «2 Цар. 21:15-17 И открылась снова война между Филистимлянами и Израильтянами. И вышел Давид и слуги его с ним, и воевали с Филистимлянами; и Давид утомился. Тогда Иесвий, один из потомков Рефаимов, у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечём, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, и поразил Филистимлянина, и умертвил его. Тогда люди Давидовы поклялись, говоря: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля».
До этого места Писания мы нигде не находим, чтобы Давид утомился и подвергся опасности. Наоборот, Священное Писание в возвышенных словах повествует о победах Давида: «1 Пар. 14:11-17 И пошли они в Ваал-Перацим и поразил их там Давид; и сказал Давид: сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды. Посему и дали имя месту тому: Ваал-Перацим. И оставили там Филистимляне богов своих, и повелел Давид, и сожжены они огнём. И пришли опять Филистимляне, и расположились по долине. И ещё вопросил Давид Бога, и сказал ему Бог: не ходи прямо на них, уклонись от них и иди к ним со стороны тутовых дерев; и когда услышишь шум как бы шагов на вершинах тутовых дерев, тогда вступи в битву; ибо вышел Бог пред тобою, чтобы поразить стан Филистимлян. И сделал Давид, как повелел ему Бог; и поразили стан Филистимский, от Гаваона до Газера. И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов». И ещё одно повествование о победе Давида: «1 Цар. 23:5 И пошёл Давид с людьми своими в Кеиль; и воевал с Филистимлянами, и угнал скот их, и нанес им великое поражение, и спас Давид жителей Кеиля».
Итак, первый текст, говорящий об усталости Давида, открыл одну особенность переходного возраста от молодости к старости: человек в это время начинает постепенно терять силы, но не замечает этого и живёт ощущениями молодости. Такое обманчивое состояние очень опасно, потому что его обладатель берёт непосильную для себя ношу по причине того, что в молодые годы прекрасно с нею справлялся. Это чаще всего замечают посторонние люди, но не сам стареющий человек: для него впереди ещё лежат времена разочарования, прежде нежели он сам поймёт своё состояние.
Давид понял своё состояние и послушался своих слуг, когда они отметили важность его жизни для них и предложили не участвовать в сражениях «чтобы не угас светильник Израиля».
Второй причиной для сохранения жизни царя и пророка Давида было то, что Бог ответил на его ходатайственную молитву о днях старости. Господь видел ворвавшуюся в его жизнь немощь по причине возраста (хотя сам Давид этого не видел) и поставил рядом с ним Авессу, сына Саруина, который и спас его от руки филистимлянина Иесвия.
Это был период жизни Давида, когда физическая немощь не мешала управлять государством: Давид физически не участвовал в сражениях, но управлял из города, давал ценные советы и государство укреплялось. Но жизнь продолжалось, время уходило в небытие, Давид старел, и, наконец, пришло такое время, о котором Библия говорит следующее: «3 Цар. 1:1-4 Когда царь Давид состарелся, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царём, и прислуживала ему; но царь не познал её».
В этом отрезке времени жизни Давида Священное Писание отмечает одну великую нужду Давида: согреться. Здесь уже не до управления государством, не до войн и сражений, однако Давид не видит нужды в передаче царской власти Соломону, наследнику по воле Божией; не знает, что в государстве назревает мятеж и может пролиться кровь, он не контролирует события в своей стране. Тем не менее продолжает оставаться царём: старым, неспособным согреться, но царём. Всё его внимание сосредоточено на нём самом. Внимание слуг обращено тоже только на него: они ничего не замечают вокруг, но ищут способ и возможность согреть дряхлеющего Давида. Находят для него Ависагу Сунамитянку, но ничего нельзя изменить: «И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царём, и прислуживала ему; но царь не познал её». Когда привели Ависагу и представили её царю, назвавши по имени (а имя Ависага означает «отец заблуждается»), Божий любимец и не подумал о том намёке-предупреждении, которое дал ему любящий его Бог через Ависагу Сунамитянку. Он не понял, что оставаться царём в таком положении было преступным заблуждением, хотя Господь понимал его старость, не обвинял его в этом, помнил его молитвы о времени седины и спасал его жизнь.
Чтобы спасти жизнь Давида и Соломона, а также продолжать действовать по Своему плану в отношении Израиля, Бог имел у себя бодрствующих слуг, которые не были поглощены старостью Давида, но бодрствовали пред Господом и прислушивались к Его советам и предупреждениям. Поэтому, когда произошёл мятеж и незаконно воцарился Адония, пророк Нафан стал незамедлительно действовать: «3 Цар. 1:11-35 Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царём, а господин наш Давид не знает о том? Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. Иди и войди к царю Давиду, и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царём после меня, и он сядет на престоле моём»? Почему же воцарился Адония? И вот, когда ты ещё будешь говорить там с царём, войду и я вслед за тобою, и дополню слова твои. Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом, Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моём». А теперь, вот, Адония воцарился, и ты, господин мой царь, не знаешь о том. И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских, и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. Но ты, господин мой, — царь, и глаза всех Израильтян устремлены на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него. Иначе, когда господин мой царь почиёт с отцами своими, падёт обвинение на меня и на сына моего Соломона. Когда она ещё говорила с царём, пришёл и пророк Нафан. И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошёл он к царю, и поклонился царю лицем до земли. И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моем»? Потому что он ныне сошел и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него, и говорят: «да живёт царь Адония!» А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. Не сталось ли это по воле господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него? И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И пошла она, и стала пред царём. И клялся царь, и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моём вместо меня, так я и сделаю это сегодня. И наклонилась Вирсавия лицом до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живёт господин мой, царь Давид, во веки! И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего, и посадите Соломона, сына моего, и сведите его к Гиону. И да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: «да живёт царь Соломон!» Потом проводите его назад, и он придёт, и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды».
Царь Давид как будто воспрянул от сна, он тут же сделал твёрдое и решительное действие: передал царство Соломону. Божья воля была исполнена, жизнь его, его сына Соломона и всех преданных слуг была сохранена, но не обошлось и без пролития крови. Такова была цена промедления Давида.
Три проблемы старческого возраста, породившие четвертую и тоску
Продолжая исследовать проблемы старости, которые порождают противостояние и вражду между пожилыми и молодыми людьми, рассмотрим ещё один эпизод из жизни Давида: «2 Цар. 19:31-39 И Верзеллий Галаадитянин пришёл из Роглима, и перешёл с царём Иордан, чтобы проводить его за Иордан. Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме; потому что был человек богатый. И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме. Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтобы идти с царём в Иерусалим? Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю? Ещё немного пройдёт раб твой с царём за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостию? Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдёт с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно. И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя. И перешёл весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия, и благословил его, и он возвратился в место своё».
В данном отрезке Писания объектом исследования будет Верзеллий Галаадитянин, восьмидесятилетний старец, который и «в старости был плодовитым и сочным»: он не потерял правильной ориентации в опасное время мятежа Авессалома и был на стороне Давида, хотя прекрасно понимал, что в случае победы Авессалома ему не сносить головы. Но его счастьем было то, что он понимал, что он уже старец: «Мне теперь восемьдесят лет», а по слову Божию это уже время «большей крепости»: «Пс. 89:10 Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Несмотря на прошлую жизнь в «железной» верности Богу и царю Давиду, о чём свидетельствует его имя (Верзеллий Галаадитянин – «свидетель, сделанный из железа»), Верзеллий отказался идти в Иерусалим, чтобы жить во дворце царя. Он не хотел быть царю в тягость из-за своей старости: «зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?». Здесь восьмидесятилетний старец назвал три немощи старческого возраста:
Первая проблема была выражена следующими словами: «Различу ли хорошее от худого?»
На этом выражении Писания следует остановиться и поразмыслить. С одной стороны благочестивый слуга Божий сделал правильный выбор: он поддержал Божьего помазанника, несмотря на то, что большинство народа Израильского отвергли Давида и пошли за Авессаломом. Следовательно, он умел различать хорошее от худого. Но Верзеллий в данном случае имел ввиду нечто другое: он знал, что в доме царя встретит много вещей и определённых порядков, которых он не встречал в своей прошлой жизни и ему трудно будет ориентироваться в определении, что хорошо и что плохо. А то, что в доме царя не всё было хорошо в прошлом, говорил поднятый Авессаломом мятеж и лишения, которые пережил свергнутый с престола Давид. Поэтому, зная, что он (Верзеллий) привык к определённым вещам и порядкам в своём доме, в которых был уверен, как в порядках не противоречащих Богу, понимая, что его старческий разум уже не способен, как в молодости, ориентироваться и быть гибким в определениях и принятии незнакомых ему вещей, равно как и скрытых от него истин, он устрашившись двух вещей: потерять собственную чистоту и воспротивиться незнакомой ему Божьей истине и Божьему порядку, свойственному царю Давиду, отказался следовать за Давидом в царские чертоги.
Как часто совершенно искренние и богобоязненные пожилые христиане, привыкшие в процессе жизни к определённым порядкам в своём доме или Церкви, не могут воспринимать ничего нового (впрочем, библейское новое – это хорошо забытое старое), становятся в оппозицию некоторым библейским истинам (например: в вопросах исповедания, освобождения от демонической зависимости, материального служения, форм служения (хотя Дух Святой хочет не формального служения, а подчинения Его водительству) и т. д.
Здесь не идёт речь о различного рода заблуждениях, которые появляются всё чаще и чаще, чему противятся пожилые христиане, а о тех сторонах жизни, которые не имеют значения перед Богом, но становятся просто данью человеческим традициям.
Для большей ясности приведу один из жизненных примеров на эту тему.
Однажды в одной из маленьких деревенских церквей должно было совершиться бракосочетание. На богослужение собралось больше обычного христиан и нужно было решить вопрос более рационального размещения верующих. В присутствии двух старцев-проповедников решили сдвинуть со своего места церковную кафедру (отодвинуть с центра, где она постоянно стояла, немного в сторону). Реакция одного из них была очень резкой и категоричной: «Кафедра – это святое место, отодвигать её в сторону – грех, в нашей церкви так не делали». Второй старец был более гибким и понимал это по-другому, он не был закомплексован ненужными традициями и сказал: «Я, во-первых, не вижу греха в том, чтобы сдвинуть кафедру в сторону, потому что передвинуть место проповедника на несколько метров в сторону для удобства всех присутствующих на богослужении не означает сдвинуть Бога с Его места в угоду людям. Во-вторых, у нас не было молитвенных домов и мы собирались просто в жилых домах, так что у нас нечего было сдвигать, кроме столов (оба брата хорошо знали прошлое друг друга)».
Выше приведённые библейские тексты и один из приведённых житейских примеров проиллюстрировали один из признаков старости – неспособность отличать хорошее от худого в изменившейся обстановке и времени, в силу которого происходят конфликты между поколениями христиан.
Вторая проблема старости выразилась следующими словами: «Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить?»
Царь предложил продовольствовать до конца жизни Верзеллия в Иерусалиме, в городе мира, что и означает название Иерусалим. Но этот мудрый старец знал, что в его возрасте уже теряется способность различать вкус и он не сможет по достоинству оценить услугу Давида. Да и к тому же не привык к пище царской, а у него в доме всё готовилось по его вкусу, соответствующему времени его старости. А то, что вкус может изменяться, говорит Библия: «Иер. 48:11 Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нём вкус его, и запах его не изменялся».
Это очень важная старческая проблема, которая накладывает отрицательный отпечаток на семейные взаимоотношения между пожилыми и молодыми членами семьи, если они не знают об этой проблеме и не умеют её решать. Если бы хотя бы одна из сторон поняла это и сделала всё возможное со своей стороны, чтобы сохранить мир, то многе было бы по-другому.
Один из известных художников, прогрессировавший в своём мастерстве, написал картину. После долгих лет времени он обратил на неё внимание опять и увидел некоторые ошибки в передаче цвета. Имея солидный опыт и значительно возросшее мастерство, художник решил исправить обнаруженные ошибки. После определённых доработок и исправлений, он выставил на обозрение свою картину и все увидели, что она покрыта неестественным лиловым оттенком. Это была испорченная, по сравнению с реальностью и прошлым вариантом, картина.
Этот знаменитый мастер кисти понадеялся на свой возросший опыт, но он не знал и не учёл одной истины, что ввиду возраста потерял возможность правильно различать цвета, а потому видел всё в неправильном цвете.
Это одна из проблем пожилых людей, хотя она может коснуться не всякого старца, но, тем не менее, это распространённая опасность – видеть происходящее в «старческом лиловом цвете», что не соответствует действительности.
Где же это явление выражается в жизни?
Очень часто можно слышать ропот со стороны пожилых людей, что молодые не заботятся о них, не уважают их старости, потому что готовят безвкусную пищу: одни ропщут, что в пище много перца, хотя его совсем туда не добавляли; другие, что мало или много соли; третьи, что современная пища и продукты по качеству уступают прошлым стандартам пищевой продукции и т. д. Это очень обидно выслушивать молодым, потому что на самом деле, в большинстве случаев, это несправедливые обвинения, а вызваны они потерей вкуса у пожилых людей ввиду различного рода старческих болезней. Если бы пожилые люди это поняли и стали благодарить Бога и детей за заботу о них, насколько изменились бы в лучшую сторону их отношения!
О, если бы молодые люди поняли, что старики не придираются к ним, а передают то, что в самом деле чувствуют ввиду их старческих немощей, то не обижались бы на них, а благодарили бы Бога за возможность помочь этим немощным отцам и матерям пройти трудное для них время старости с их помощью, благодарили бы за доверие оказанное им Богом!
Довольно много проблем связано с ещё одной старческой немощью – бессонницей, о чём в книге Екклесиаста написано так: «Еккл. 12:4 …и будет вставать человек по крику петуха…».
Намучившись от бессонницы, человек впадает в кратковременное забытьё, ему хочется тишины и покоя, он её требует от окружающих. Но чаще всего это бывает утром, когда все просыпаются и начинается рабочий день. Все окружающие находятся в напряжении, потому что разбудить такого человека означает прервать его кратковременный отдых и во многих случаях означает вывести из духовного равновесия. Соблюдать тишину при дневной суете, и при том под страхом ошибиться и нарушить покой, задача не из лёгких. Поэтому часто бывают непредвиденные осечки и тогда покой нарушается старцем, которые взрывается негодованием за прерванный сон. Но причина то в старческой немощи, а не в окружающих членах семьи. Поэтому недопустимо проявление гнева или обиды со стороны немощного старца, равно как недопустимо раздражение молодых по отношению к негодованию пожилого бессильного человека, которого в самом деле лишили кратковременного отдыха, потому что старческая немощь не вина, а беда, которую нужно побеждать сообща.
Когда «запираются двери на улицу», т. е. человек теряет слух, вырисовывается одна интересная деталь, которая вводит в заблуждение молодых, вызывая их раздражение и непонимание: ветхий днями человек не может различить высказанной довольно громко речи, ему требуется несколько раз повторить одно и то же, чтобы он услышал и понял о чём идёт речь. Но, как ни странно, когда он находится в своём старческом сне или неглубоком покое, достаточно одного неосторожного движения, небольшого стука или негромкого звука, он тут же просыпается или отрывается от своих мыслей, выходит из состояния покоя.
Старцам и старицам надо знать это, понимать и принимать во внимание, что такими своими возрастными особенностями они держат молодых в напряжении и создают им определённый дискомфорт, а при их неопытности, не установившемся христианском характере, могут выводить из равновесия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому не нужно обижаться на несовершенство характера молодых, а прощать и молиться за их благословение Господом, «чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». Молодым же, в свою очередь, не следует болезненно реагировать на такое поведение старцев, обусловленное старческими немощами, не подозревать их в лукавстве или желании создать отравленную атмосферу бытия, но вмещать их такими, какие они есть, благословлять, чтобы наследовать благословение.
Третье откровение о старческой немощи заключается в следующем: «И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц?»
Эта проблема, отражённая Галаадитянином, заключается в потере слуха в той опасной мере, когда пожилой человек слышать продолжает хорошо, но в отношении музыкального слуха имеет значительные потери. Он уже не может правильно воспринимать музыку, а следовательно не может контролировать собственное пение, а в случае отражённом Екклесиастом: «замолкнут дщери пения», что говорит о неспособности речевого аппарата правильно воспроизвести ноты, и неспособен правильно, по нотам, спеть определённый мотив. Поэтому, такие люди, не подозревающие об уже имеющихся недостатках слуха, посетивших их в связи с возрастом, начинают с возмущением поправлять пение молодых, настойчиво учить их правильным мелодиям и т. д. Вот почему в этом вопросе старцы и старицы должны понять своё положение и состояние, сделать правильное решение и не мешать работе хоров и других певческих групп, не стараться быть ведущими и контролирующими служителями, не огорчаться от того, что их как-будто отстраняют от служения, а молиться Богу за молодых служителей и регентов об их духовном росте и успехе служения. Молодые же, понимая ситуацию и немощь старцев, должны с терпением, «как отцов и матерей», убедить в старческой немощи на основании Писания; не огорчая их, ободрить на служение Богу в доступном им другом служении.
Конечно, для Господа важно состояние сердца, а не способность петь по нотам, но для нас, людей, ради таких же людей как мы, который приходят в Церковь слушать слово Божие, важны обе стороны, потому что так написано: «2 Кор. 8:21 Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».
Почему же пожилые люди часто ошибаются в своих суждениях и провоцируют конфликты? От незнания Писания и завышенной оценки своей значительности. Но тот, кто готовился к старости и в Писании нашёл «её болезни», будет внимательно прислушиваться к замечаниям окружающих людей, чтобы не проявились старческие немощи и последними действиями не унизить ценность своего собственного служения, совершённого в процессе всей христианской жизни. Кроме этого, за свои поступки и действия, совершённые независимо от возраста, придётся отвечать перед Богом, ибо у Него нет лицеприятия: «Рим. 2:11 Ибо нет лицеприятия у Бога».
Как пример богобоязненности старца, дающего трезвый отчёт о своих способностях и немощах, приведу пример одного из служителей, которому было около 90 лет и с которым я встретился в последний раз на празднике освящения одного из молитвенных домов. Родившись в 1913 году, имея христианский стаж более 60 лет, переживший гонения и репрессии, а также всех своих сверстников-христиан, он и в преклонные годы был служителем в церкви. В этом старце не было видно никакого превозношения перед другими: сама скромность и миролюбие. Его попросили рассказать историю церкви, начиная с её образования, так как он был единственным представителем того поколения, с которого началась церковь в том селении: все остальные христиане, те, которые были первыми «живыми камнями» этой Церкови, уже были давно в вечности. Брат говорил около 30 минут. За это время он трижды останавливался и спрашивал у руководящих братьев: «Братья! Я ничего лишнего не сказал, ведь я уже стар?».
Конечно же, он за всё время своего свидетельства не сказал ничего лишнего или неразумного, потому что знал, что он стар и молился Богу об этом, а также готов был тут же, без всяких пререканий и обид, прекратить свою речь и подчиниться молодым братьям-служителям. Как правило, Бог не попускает таких служителей на посмеяние ввиду их богобоязненности, потому что Он обещал: «…И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».
Само собой разумеется, что Верзеллий Галаадитянин отметил только три важнейшие проблемы старости, на самом деле их гораздо больше, да и мы в этих коротких рассуждениях уже вышли за пределы этих трёх болезней преклонного возраста, но сколько бы трудностей не появилось, они создают для окружающих людей и самих носителей старости одно тяжёлое бремя: становятся им в тягость. Вот как эту атмосферу, после перечисления старческих проблем, выразил Верзеллий: «Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?».
Верзеллий сделал всё со своей стороны, чтобы не быть в тягость царю. Он не хотел обременять никого. Однако же одну свою просьбу он всё-таки изложил: «Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдет с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно».
Эта просьба состояла из двух частей:
1. Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. В этом желании старца нет ничего особенного: Верзеллий возвращается в свой дом, к месту своего постоянного жительства, к своему привычному укладу жизни.
2. Но вот о второй части просьбы следует задуматься: «Но вот, раб твой, сын мой Кимгам, пусть пойдет с господином моим царём, и поступи с ним, как тебе угодно».
Кимгам был сыном Верзеллия, кость от костей его и плоть от плоти его. Он был, если пользоваться Библейской терминологией, рождён им. Если учесть что имя Кимгам переводится на русский язык, как «тоска, томление», то всё становится на свои места: Верзеллий просит Давида, чтобы он взял из его дома Кимгама, а в духовном смысле слова -- это просьба старца к Богу, чтобы он взял из его жизни, из его чувств и сердца, тоску и томление, которые порождены старческими немощами, привёдшими к тому, что человек становится в тягость себе и другим.
Царь Давид с удовольствием и готовностью выполнил просьбу своего преданного слуги: «И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя».
Эти слова царя вселяют радость и уверенность в сердце всякого богобоязненного старца, ибо они возвещают о том, что Бог готов в любое время, если изнемогшие от старости долгожители будут выполнять заповеди Божии, взять из сердца тоску и томление и благословить на будущую жизнь: «И поцеловал царь Верзеллия, и благословил его, и он возвратился в место своё».
Если Бог так заботиться о жизни наших пожилых отцов и матерей, дедушек и бабушек, а также просто наших братьев и сестёр во Христе преклонного возраста, то каким же должно быть наше отношение к ним! Ведь для них – это самый ответственный участок жизни: он венчает всю жизнь. И каким будет этот венец: жизнь вечная или поражение в конце пути и вечные мучения с диаволом.
Да поможет Господь молодым ценить старость, а стариков пусть Бог усовершит уважать и благословлять молодость, чтобы учитывая особенности возраста обоих названных категорий общества и вмещая друг друга, вы избежали многовекового конфликта поколений, конфликта «отцов и детей», чтобы Господь с радостью мог сказать о вас: «Они решили проблему конфликта поколений. Это Мой благословенный народ».
Аминь
Николай Куркаев

Об авторе все произведения автора >>>

Виктор Бурдак, Lake City

 
Прочитано 3171 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Дневник по 3 посланию Иоанна - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Кажется, разве можно что-то новое узнать, перечитывая такую маленькую книгу Библии, как Третье послание Ионна? Оказывается, можно и новое узнать, и получить важное для себя духовное назидание.

О тусклом свете заповедей Божьих - Вадим Самошин
Мы омыли только поверхность чаши, внутренность же осталась прежней...

Дневник по Евангелию от Луки - Николай Погребняк
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. О Евангелии же Ириней Лионский писал: \"Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие\".

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
Встреча с Богом. - Лариса Дьяченко

Проповеди :
Утешитель. - Габор

Публицистика :
Все идет по Божьему плану - Николай Николаевич

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100