Лк.17:11-19.В Израиле, люди больные проказой,всегда относились к нечистым людям, которые должны были находиться "вне стана". Как это порой бывает, живет человек, строит грандиозные планы, женится, учится, делает карьеру, но часто о Боге и не думает, надмеваясь в своем успехе.Но так иногда случается, что болезнь вносит свои коррективы, ставит свои акценты и всё, жизнь человека идет под откос. Нет уже работы, семьи, привычной жизни. Ты уже в категории людей - прокаженных. Вот так вероятно произошло и с ними, и теперь они сплотились в группу, которая бродила по дорогам и селениям и просили милостыню от людей. И так бы продолжалось бы бесконечно, безвыходность, отчаяние, нужда, но в это время в селение около которого они были, пришел Иисус. Иисус который шел в Иерусалим, проходит места между Самарией и Галилеей, т.е пограничный район между этими двумя областями. И встречаются Ему 10 прокаженных, которые останавливаются вдали. Что за странная компания? Один из них самарянин, как окажется позже, местность пограничная допускает присутствие самарян и галелиян. Но в обычной ситуации, иудеи с самарянами не сообщаются, а тут в группе прокаженных есть один самарянин. Как так получилось, что они ходили все вместе? Не проказа ли уровняла их и теперь им как бы делить нечего, ни Иерусалим (им всем нельзя было туда входить), ни Израиль, ни Самарию, туда тоже вход закрыт. О чем спорить, у них у всех один диагноз – прокаженные, грешники. Тут не до споров, вместе легче выживать. Все знают иудейские законы, не подходят близко, из-за закона о чистоте, нельзя прикасаться им и к ним. Жизнь, так распорядилась (или грех?), они оказались вместе, здесь, скитаясь, прося подаяний. Может быть у кого то были семьи, дети, другая жизнь, но проказа на всем поставила крест и теперь им приходиться стоять вдали, не приближаясь и громким голосом взывать о милости: «Иисус Наставник! Помилуй нас». Что привело их к Иисусу, которого они признают за Наставника, что хотели от Него? Как нашли Его? Веры не было ни у кого из них или дерзновения подойти к Нему, как это сделал другой прокаженный в Мтф. 8:2 (эта уже другая история) Никто из них не подходил, они рассчитывали только на милость Иисуса. Смилуется ли Иисус над ними и над кем конкретно, входит ли в их число самарянин? Что же сделал Иисус? Сказал, чтобы они пошли и показались священникам, какое то странное действие, нельзя было просто их очистить, почему Он так поступил? Он не увидел веру в них, только их моление о милости? Иисус, конечно, не проходил мимо нужд мытарей, грешников, прокаженных, об этом Он открыто заявил в Лк.4:18-21. Ему было, что сказать этим несчастным прокаженным. Спасительные слова, идти и показаться священникам. Но здесь есть проблема: понимал ли Иисус или знал ли, что один из 10, самарянин. И такими словами, Он загоняет его в очень непростую ситуацию. Как теперь ему, самарянину, нужно было поступить, в Иерусалиме его никто бы не принял, священники побрезговали бы самарянином, да и они сами, самаряне, не признавали авторитет храмовой службы в Иерусалиме (Иоанна 4 гл.). Как же быть? Он понимал, как и все остальные, этим словам стоит довериться и пойти к священникам, но... Итак, все они пошли и в какой то момент произошло очищение, в какой? И что к этому привело? Почему они очистились не в момент слышания слова, не когда пошли, а когда уже шли. Что происходило по дороге, в период когда Иисус сказал и до того как они очистились? Они, молча удрученно шли, как делали это всегда, шли просто с надеждой или они размышляли, думали, разговаривали о словах Иисуса? Что за процессы шли у них внутри, внешне они еще оставались такими же, но Иисус сказал идти и они шли, доверившись Ему. Ещё ничего не менялось, а слова работали в них, подгоняя идти и идти. И вот в какой то момент, они заметили, что очистились. Радость от исцеления переполняла их, впереди маячила другая жизнь, а ноги сами несли их к священникам. Впереди жертвы за очищение, новая жизнь, как и у всех, жизнь по закону. Иисус становиться всё дальше и исчезает вдали. Через какое то время, новые чувства, переживания заполнят их жизнь и Иисус окончательно забудется. Но был здесь единственный человек, кто не вписывается в эту картину счастья – самарянин. Он на перепутье, к священникам ходу нет, в Самарию возвращаться страшно, Иисус же сказал идти к священникам. Как поступить дальше, непонятно, идти с другими, не примут, идти домой, ослушаться Иисуса. Он решает возвратиться к Иисусу, возблагодарить Бога и Его и пусть это будет ослушаться Его слов, повеления. Что же произошло с самарянином? Иисус назвал это верою. Откуда же она взялась, из чего складывалась она. То, что он был самарянином, было ли это предпосылкой, его тупиковая ситуация, была ли толчком? Не хотелось бы принижать действия Иисуса, но вся эта ситуация обратило его взгляд на Иисуса, дала возможность посмотреть на Него по-другому. Остальные его товарищи по несчастью, скрылись по направлению к Иерусалиму. Взор 9 прокаженных обращен в светлое будущее. Для него же лучшей долей, было возвратиться к Иисусу, у Него было, что то важное и величественное. Он и мой взгляд похищает и приковывает к этой ситуации, почему же он возвратился к Иисусу и что будет дальше? Это путь веры. Кроме веры, ничто не может обратить с пути успеха, будущего, к Иисусу. Там впереди для самарянина ничего интересного уже не было. И он пошел. Приближаясь, он громким голосом прославлял Бога. Почему громким голосом, что по-иному нельзя было? Нет, нельзя, его переполняли чувства благодарности и он связывал это с Иисусом. Он шел к Нему, громко прославляя Бога. Сама картина впечатляет: Иисус с учениками, в каком то селении, и вдруг они слышат как кто то, что то громко выкрикивает и по мере приближения, слышится то, что он выкрикивает. Он идет и славит Бога, благодарит, не стесняясь провозглашать Его величие и красоту. Угадывается и тот, кто кричит, это бывший прокаженный, один из десяти. Что-то удивительное произошло в его жизни, между тем как он вместе с другими, также громким голосом говорил: «Иисус Наставник, помилуй нас» и тем, что сейчас он шел один и громко славил Бога. Что произошло? Очищение? Да, но и другие очистились, что же произошло в его сердце, вспыхнула вера, которая вела его к Иисусу и из этого же сердца лилась хвала Богу. Люди могли слышать эту хвалу о величие Бога из уст этого самарянина. Он не сдерживался. Я бы хотел увидеть это! Он подходит к Иисусу и бросается к Нему в ноги, благодаря Его. Ему не нужно освидетельствование священников, чтобы подойти к Святому Наставнику и касаться Его ног. Его дерзновение это вера в его сердце, это хвала на его устах, это чувство благодарности. Удивление Иисуса не то, что он пришел, а где же 9 остальных. Они же то же очистились, Иисус знал об этом. Пошли все 10 и Бог не делает разницы между ними. Иисус уверен, что очистились все 10. Но как они не возвратились воздать славу Богу? Но не Он ли отправил их к священникам? Почему же теперь удивляется, что они не пришли? Может быть этот самарянин «пришибленный» какой то, а остальные послушались Его? Но нет, раз самарянин увидел действие Бога и Его милость, то и те то же. Все видели чудо Божье. Но почему Иисус считает, что благодарность Богу нужно выражать именно у Его ног, а не в храме? Почему благодарность Богу, должно быть связанно с Иисусом, в этой ситуации? Потому что Бог, действовал именно в Иисусе, в этом случае и через Него. И благодарность должна быть персонализированна именно с Ним. Поэтому Иисус и сказал: «Иди вера твоя спасла тебя». Вера самарянина спасла его. Это действительно была вера, выраженная в благодарности Богу и Иисусу. Но тогда, что очистило 9 остальных прокаженных или там было просто Божье очищенье? Они возвращаются к жизни через священническое действо, предписанное законом, а самарянин возвращается к жизни через действо Иисуса. Даже если теперь он пойдет вслед 9 прокаженных, это уже не имеет значения. Его спасла его вера, вспыхнувшая от слов Иисуса. В принципе, он может возвратиться в Самарию в свой дом. Вера, которая у него, будет путеводителем в жизни.
Когда мы строим в этой жизни планы, творим свое будущее, не замечая как уходим и отдаляемся от Бога, мы превращаемся в прокаженных. Мы отдаляемся от Бога, от церкви и бродим где то в этом мире, пытаясь найти свое счастье, но не понимая одного, что становимся нечистыми, прокаженными.
Или у нас сегодня все в порядке, мы очищены от проказы. Но что выбираем мы дальше? Как сегодня спасаемся? В жизни каждого из нас действует Христос. Спасает нас, исцеляет, работает в нас. Что же делаем мы? Проходим процедуру очищения священниками? Ходим на собрания, поем песни, отдаем десятины, ставим галочку. Или мы спасаемся верою, возвращаясь каждый раз к Нему, в Его ноги?
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
В этом эпизоде с очищенным самарянином можно увидеть прообраз духовной истины, для которой и был описан этот случай. Из всех людей, верой принявших Иисуса и очистившихся от грехов Его кровью, только десятая часть, десятина от всего Божьего народа, придет к Иисусу, как духовные левиты с небесным призванием. Хотя по первоначальному Божьему замыслу весь народ должен был стать царственным священством. Поэтому Иисус и сказал: не все ли 10 очистились. Много званных, но мало избранных.
Погорелов С.П.
2020-05-16 18:35:08
Молодец, Нуржан! Ты подтвердил мое понимание этого текста. Но так описать смог только ты. Будь благословен!
Проза : Да будут едино - Ирина Платонова Как хочется, чтобы молитва Иисуса Христа "Да будут едино" стала отвеченной.
Неужели это не случится здесь, на земле?