Не надо искать, хотя можете и искать в ней зеркального совпадения с оценками других рассуждений, ценно в ней основное – искреннее желание исправить происходящую ошибку и готовность пересмотреть сложившиеся представления о личности учителя в церкви.
Кто наставляет и учит в Церкви, - тот учитель. Всякий учитель - строитель в Церкви. О таких сказано: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями»- /1Кор.12.28/. Есть такой афоризм – хочешь научиться, начни преподавать.
«Верно слово: кто епископства желает доброго дела желает. Но епископ… должен быть учителен» - /1Тим.3.1-2/. Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь. Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Читаем в Евангелии от Иоанна: «Она, (Мария) обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит учитель!» - /20.16/. «Вероятно, эти слова следует читать с выражением удивления: «Раввуни?» - говорит М.Генри, - заметьте: почётный титул, который она (Мария) применяет по отношению к Нему (Христу): Учитель – учащийся мастер. Иудеи называли своих учёных мужей раввинами, т.е. великими людьми, «господин -Учитель». Поэтому мы должны помнить о том, что Христос остаётся для нас Учителем – Раввуни, и поэтому должны приближаться к Нему с благоговением и страхом».
«…должен быть учителен» - /1Тим.3.2/, который способен и склонен учить других, передавать им те знания, какими наделил его Бог, который может учить и готов использовать все возможности для наставления других, будучи сам хорошо наставлен в истинах Царства Небесного и могущий передать свои знания другим» - /М.Генри/. Есть старая мудрость: «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». «Рассказывать тоже надо учиться» - /Х.Мэнд/
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» - /Л. Толстой/. Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой».
«Если учитель ленится вдумчиво, с полной отдачей сил и большой любовью к людям планировать жизнь учащихся на каждый школьный день, на каждый урок, то это обернется, потом ленью десятков и сотен его учеников быть внимательными на уроке, готовить домашние задания, выполнять общественные поручения. Что лень школьников порождает ленью их учителя, и этот ленивый учитель, проводивший уроки порой на «двойки», осмеливается жаловаться на своих учеников и утверждать что мол, современная молодежь ничего не хочет делать» - /Ш.Амонашвили – педагог/.
Педагог-богослов Сурова пишет: «Педагогика Благовестия — это Откровение о Новом человеке, человеке - личности, который больше мира, потому что имеет в себе духа. Силой этого духа человек и способен преображать жизнь… Цель педагогики Благовестия — духовная жизнь людей. Не новый нравственный кодекс, не некая духовная норма, которой надо следовать, но жизнь с памятью о Боге».
«Способным учить тех, кто хочет учиться. Снисходительным и терпеливым перед лицом разномыслия. Даже со своими противниками должен быть кротким». Верующий во Христа, обязан оказывать доброе воздействие на окружающих, являя им в своём вежливом и дружелюбном поведении – любовь Господа Христа» - /ТНЗ/.
Царь Соломон говорит: «Чтобы упование твоё было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни» - /Прит.22.19/. «Чтоб они слушали и учились и чтобы боялись Господа Бога вашего» - /Вт.31.12/. «И знай в сердце твоём, что Господь Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» - /Вт.8.5/.
Притча о церкви: «У маленьких духовных учеников спросил один из мудрецов: «А кто умеет, учиться узнавать?» Рук поднялось, – не сосчитать. Юношеский возраст, мудрец и тут спросил учеников: «Ну, кто умеет рассуждать?». Рук поднялось примерно пять. Мужской возраст, - старец, опять спросил учеников: «Так кто же умеет тематически понимать». Рук поднятых не видать. А ведь друзья, в самом деле - когда-то начинали так хорошо. Умели! и солнце на лицах в глазах радовалось! Куда всё это подевалось?» - /В.Берестов – поэт/.
Притча в наставление: «Не любил обсуждений, считал, что управлять легче всего – приказывая. Ходить на уроки учителей тоже не любил. Хотя он был новым руководителем, ничего нового в нём не было. Иным директорам, конечно, спокойнее, когда учителя работают по инструкциям, не поднимают нарушающие привычный порядок вопросы. Творческая деятельность учителя – это же такая штука, когда надо хорошо уразуметь: нет ли в ней чего-то такого, что противоречит нашим убеждениям, традициям. Ну и что же, что некоторые традиции в педагогическом деле становятся помехой движению вперёд, зато они живучи, и таким директорам легче сохранить их, чем бороться против них. В общем, пришёл в школу новый директор без свежих идей, без страсти возглавить творческий поиск коллектива и спустя год этот коллектив изменился. Педагогические советы? Они превратились в своего рода судилища: кто-то своевременно не сдал воспитательный план, кто-то не проводит, а кто-то на так проводит кружковое занятие, у кого-то на уроке шумели дети и т.д. А разве можно мыслить творчески на педагогическом совете, где директор постоянно раздражён, грубо обращается с учителями, не даёт им право высказаться, становится педагогообразным ментором для всех. При таком директоре коллектив легко распадается на замкнутые, может быть, и враждующие между собой группы, по углам начинают о чём-то секретничать, шушукаться. Что же я мог записать в своих «Размышлениях в учительской?» -/Ш.Амонашвили – педагог/
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» - /Дмитрий Менделеев/. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло. Будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах».
«Должность учителя в апостольское время была в церквах: в Антиохии - /Деян.13.1/; у Коринфян - /1Кор.12.38/; у Римлян - /Рим.12.7/; у Ефесян - /Ефес.4.11/. Судя по некоторым местам Писания, а также историческим документам, достигшим наших времен, названные церкви были многолюдны. Требовалось очень много усилий, чтобы нравственно развращенных людей, обращенных из язычников, воспитывать в святости и чистоте, и это было возложено на учителей. В наши времена, служение учителя рассматривается в братстве, как сопресвитера, т.е. помощника пресвитера. Доктора богословия двояко рассматривают звание учителя; одни считают, что звание учитель, благовестник - однозначащее с пресвитером, т.к. требования, права и обязанности их совершенно одинаковы» - /из источника баптистов/. Рассматривая такой, на современный взгляд в церкви, можно понять: нужен ли учитель в церкви? В Писании написано: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями» - /Иак.3.1/. Но это не значит, что нельзя быть учителем! Может быть и Учителя Христа, как такого сместить на должность наблюдателя со стороны вне церкви?
Нарушают то, что написано: «И иных Бог поставил в Церкви:…учителями» - /1Кор.12.28; Еф.4.11/. имеющих особое служение, которую мы находим в первоначальной церкви, это — учители (didaskaloi). О них упоминает ап. Павел, и о них говорится в «Учении 12-ти апостолов».
«Но служение учителя более предназначено для Церкви, потому что необходимо, чтобы святых учили, наставляли и растили через учение Слова. Кроме того, чудотворение и дары исцеления (или любой духовный дар) никогда не утвердят христианина в вере. Но это сделает учение Слову. Некоторым кажется, что дар учителя - это низшее призвание. Но это не так. Помните - мы нуждаемся друг в друге и в учителе - /Кеннет Хейгин/.
«Наш учитель есть великий Учитель всякой мудрости, и весь мир, включая Афины и Грецию, принадлежит Ему» - /Климент Александрийский/
Естественные способности или наклонности могут быть базой для этого дара, но дар учителя — это не естественный дар; это божественное вложение — учить Слову Божьему.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Библейский словарь Нюстрема. Хельо Мэнд – писательница, Эстония/. Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия)) - известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности