Слово «домостроительство» происходит от греческого слова обозначающего буквально обустройство жилища, заботу об управлении домашним хозяйством. Господин стройки. «Ибо всякий дом устрояется кем-либо и чем большую честь имеет» - /Евр.3.4.3/.
«Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Бога Отца при общении Святого Духа. Во Христе исполняется замысел Промысла Божия обо всем мире, домостроительство Благодати Божией о всем творении, направленное на спасение, освящение и обожение всех в Иисусе Христе» - /Азбука веры/.
«Мы взыскали Господа, и Он дал нам покой со всех сторон. И стали строить, и имели успех» - /2Пар.14.7/.
«Если воспитатель-пастырь не пройдёт тяжкий путь душевных тревог, то, из какого материала он будет строить свои уроки?»- /Е.Н.Ильин/
Историк Кристиан Жак в книге «Послание строителей соборов» так пишет о средневековых мастерах-каменщиках: «Нет никакого романтизма в крайне суровой работе этих людей, никакой преувеличенной сентиментальности в постоянной рутине строек. Духовный поиск для них — повседневное приключение, сражение за то, чтобы раскрыть свою подлинную природу, познать себя через истину архитектуры, скульптуры и овладение профессиональным мастерством».
«Строитель ничего не изобретает, он проводник небесных законов на земле, скромное звено в цепочке тех, кто передает Мудрость. Духовные узы и совместный труд объединяют множество рук, сердец и голосов — от мастера, который создает планы собора и руководит стройкой, до ученика, который обтесывает камень. Став посредниками между Богом и миром, мастер и ученик воплощают на земле божественный план и таким образом сакрализуют природу. Они становятся инструментом в руках Бога. Но для этого, для того чтобы божественный свет беспрепятственно проходил через человека и воплощался в творениях его рук, он должен достичь внутренней чистоты, устранить «непрозрачность», порожденную личными стремлениями и грубыми инстинктами, то есть полностью измениться, забыть себя, свое «я». Настоящий Строитель знает, что он — духовный инструмент и что величина его дела превосходит его самого; именно оно, дело, его подлинная суть. Молитва строителя — в работе и в преобразовании материи.
Во главе братства строителей стоял Мастер. Его уважали не за личностные качества, а за добродетели души, профессиональный опыт и исключительно важную роль, которую он играл в братстве. Его главной обязанностью, помимо общей организации работы и утверждения планов, была забота о духовном развитии всех его учеников.
Притча: «Один паломник пришел в священную место и увидел множество строителей, работающих на восстановлении этого монастыря. Он спросил их, есть ли в монастыре духовный строитель, который научил бы его, как построить дом души. Его направили к старцу, который сказал ему: «Копай место для фундамента глубоким богомыслием. Фундаментом сделай камень заповедей Христовых. Погаси известь слезами покаяния, добавь в известь по больше песка молитвы. Смешай штукатурку с цементом любви к Богу, укрепи каждый кирпич молотком веры. Построй леса из твердой надежды, проверь отвесом послушания. Намажь стены маслом милосердия, покрой крышей из псалмов и духовных песен, жития ближним поставь вместо столбов, двери и окна сделай из дерева, порода которого называется бодрствование, полы всех комнат выложи досками терпения, поставь мебель из добрых дел, освяти дом знамением любви и вселись в него. Такой дом не разорит ни время, ни вечность, и душа твоя жива, будет» - /N?/.
Поэтому, на ряду со строительством церкви необходимо строительство нравственной личности человека, создание такого типа гражданина, который был бы более чутким к своим обязанностям, чем к своим правам. Мы, люди верующие, понимаем, что это строительство возможно только при помощи христианской веры, Евангелии и учения Христа. Необходимость духовного объединения таких людей ведет к понятию о церкви. На этом основано строительство христианское, т.е. строительство первохристианской церкви, или духовного жилища Божия.
Основание для строительства «потребное для строительства я, - говорит царь Давид, - приготовил» - /1Пар.28.2/, указано ап. Павлом очень ясно. Никто не может положить иного основания, кроме - положенного, которое есть Христос. Ап. Петр в Деяниях Апостолов говорит: «ибо нет другого имени, данного под небом, которым бы надлежало нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа» - /Деян.4.12/, а в своем послании Петр называет Христа краеугольным камнем духовного дома. Если люди хотят, чтобы их духовная постройка устояла, необходимо, чтобы она воздвигалась исключительно на основании Христа, на Его заповедях любви и мира, на Его призывах к совершенствованию, на чистых началах Его учения. «Христос был камнем, который служит не только крепости, твёрдости и длительности, но и для жизни в строении духовного храма; но в то же время Он является драгоценным камнем как основание евангельской церкви» - /Мэтью Генри/. Всякое отклонение от этого и воздвижение каких-либо личностей, как авторитетов при духовном строительстве, кроме Христа, может привести всю постройку к катастрофе, ибо всякие человеческие авторитеты непрочны, как песок. Подуют ветры, разольются реки, песок будет вымыт и унесен, а дом упадет, и падение его будет великое. Христос есть камень, Он есть скала. Никакие ветры, никакие бури не могут потрясти или разрушить дом, воздвигнутый на этой скале.
Материалы для строительства должны удовлетворить строго определенным условиям. Ап. Павел /1Кор.3.12/ говорит о золоте, серебре, драгоценных камнях, дереве, сене и соломе. Главный разрушитель зданий есть огонь. С этой точки зрения дерево опасный материал, а тем более сено и солома. Этими словами ап.Павел запрещает употреблять для духовного строительства все то, что служит похотью для очей и воспаляет человеческие страсти честолюбия, властолюбия и т. п. С другой стороны, он отзывается, очевидно, похвально о золоте, серебре и драгоценных камнях. Однако мы не должны понимать этих материалов в физическом смысле, т.к. пережитое нами в жизни показало, что физическое золото, серебро и драгоценные камни не являются необходимым элементом христианского строя. Но другое дело золото веры, серебро надежды, драгоценные камни - дел любви. Эти элементы, безусловно, необходимы для духовного строительства церкви Господней. Но эти элементы должны сосредоточиться в человеке, который, как камень живой, и является главным материалом для духовного строительства. «Да известно…и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро, и с успехом идёт в руках их» - /Езд.5.8/.
Первым строителем Церкви Христовой был сам Бог, Художник и Строитель всего существующего через Духа Святого, Который излился на всех людей в самом начале строительства, в День Пятидесятницы, в Иерусалиме. Этим фактом определяется характер членов (живых камней) первобытной церкви. Они были объяты силою Духа Святого и изобиловали духовною жизнью. Все они пребывали ежедневно в общении с Господом, все они получали откровения и вразумления от Бога, через слово и видения, и все горели ревностью благовестия и духовного трудолюбия. Все пребывали в Господе, а Он в них. Каждый из них переживал опыты личной духовной жизни.
Дух Божий, как огонь, сожигал в них все неугодное Богу и выплавлял металл внутренней и внешней чистоты. У ап. Павла есть выражение «мы соработники Бога», у Строителя Духа Святого. Соработниками или строителями являлись, прежде всего, все ответственные работники церкви. В Иерусалимской церкви эти строители были истинными проводниками строительной силы - Духа Святого, и только потому их труд увенчался мировым успехом. Для успеха строительства церкви и в наше время необходимо соблюдение указанных руководящих начал относительно основания, качеств материалов, плана и общего характера воздвигаемой церкви. Но не менее важны условия, предъявляемые Богом к руководителям строительной работы.
Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке. Матфея 7.24—27. Ведь Бог не строит стену. Он строит дом. Понимаете?» Проект дома делает Архитектор, а строитель строит то, что составлено по плану, исполняя в точности. Важность точное исполнения, иначе всё разрушится. «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» - /1Кор.4.1.2/. Очень большая ответственность ложится на тех, кто строит объект, представляющий собой большое особое значение. Поэтому. Этот объект, строительства представляется тайной – скрываемой от других. И даже при строительстве строитель, что даже возможно не знает, что он строит. Это тайна. Бог так распределил. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему…» - /Вт.29.29/.
Христос сказал следующую притчу: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного»-/Мт.7.21/. «Итак, всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан, был на камне» - /Мт.7.24.25/.
Всякий, кто видал, как строится дом, знает, что чем твёрже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком: ему в жизни приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями; и только тогда он устоит против них, если он утвердит жизнь свою на твёрдом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и покорность Его заповедям.
«Чтобы построить хороший парусный корабль, нужно было старательно выбирать лес для постройки, долго и тщательно просушивать каждое бревно, учитывая его сорт и вид, направление и силу ветра, влажность и даже освещённость будущего корабля солнцем. Не менее важным делом было промасливание дерева, пропитка его дёгтём и смолой. Важно было знать, как именно пропитывать древесину, сколько брать смолы и какого сорта, до какой температуры нагреть, сколько раз пропитать. Мастера хранили секреты собственных смесей для пропитания корабельной древесины. Они воровали эти секреты. Верфи и государства переманивали и перекупали друг у друга опытных корабелов, хранителей секретов пропитки. Чем старательнее соблюдалась технология сушки и пропитки, тем дольше мог служить корабль. И в Европе и у холмогорских мастеров корабль мог служить 150 и даже 200 и дольше» - /В.Мединский – доктор политических наук/.
«Когда мы вступаем на путь веры, то уподобляемся человеку, задумавшему «построить башню, который должен вычислить издержки на её строительство» - /Лук.14.28/. он должен рассчитывать при этом на значительно, большие расходы, чем скажут ему строители. Ему надо сопоставить стоимость сооружения с содержимым своего кошелька, чтобы не стать посмешищем в глазах окружающих, «когда начнёт строить и не сможет закончить» - /Лук.14.30/. «Когда берёшься за всё сразу, ты не выполнишь ни одного дела как следует» - говорит невролог Джордан Графман. Мы просто не способны сосредоточиться на нескольких делах сразу. Какое-то из них обязательно пострадает. В результате мы делаем что-то лишь поверхностно и плохо запоминаем. Кроме того, частое переключение внимания увеличивает вероятность ошибки, и как писалось в журнале «Тайм», мы выполняем задание «гораздо дольше, подчас в два раза дольше, чем, если бы мы делали всё по порядку». Поэтому не торопитесь совмещать два или несколько дел. Иначе вы рискуете ничего не успеть.
Начинать надо снизу, класть фундамент глубоко, на скале, всё делать основательно, а затем устремляться вверх к небесам. Многие, начавшие строить эту башню, не смогли продолжить, не проявили настойчивости в достижении цели, и это было безумием с их стороны; у них не было мужества и решительности, твёрдых принципов, поэтому они ничего не осуществили. Конечно, никто из нас сам по себе не может завершить эту башню» - /Мэтью Генри/
«То обстоятельство, что средства труда прикреплены к данному месту, пустили свои корни в землю, определяет особую роль этой части строительства в духовной жизни дома» - /К.Маркс и Ф.Энгельс/.
«Дело строителя должно быть делом веселым. В сердце своем он знает здание свое завершенным. Чем полнее и глубже сознает строитель это завершение, тем радостнее путь. В существе своем строитель уже не может быть эгоистом, ибо ведь не для себя же он строит! Строитель, прежде всего, понимает смысл образовательного движения, и потому в мышлении своем он не может быть недвижным. Разнообразны строители. Касаются всех земных пределов. Пусть это творческое разнообразие хранится, ибо и в самом великом творчестве, прежде всего несчетное разнообразие. Везде, где есть хотя бы зачаток строительства, там уже будут оживляться пустыни. Помимо всех материальных пустынь, самыми грозными остаются пустыни духа. Но каждый строитель уже будет оживителем этих самых грозных пустынь. Да живет строение прекрасное» - /Н.Рерих/. «Принимая и используя многоразличные дары Божии, мы должны смотреть на себя всего лишь как на домостроителей и действовать соответственно этому. От домостроителей требуется, чтобы каждый оказался верным» - /Мэтью Генри/.
«Красота строение определяется не в момент закладки первого камня, а по окончании строительства: слава и превосходство христианина определяется тогда, когда он закончил дело веры» - /Т. Ватсон/.
Источники: Библия. И.С.Проханов председатель Всероссийского Союза Евангельских Христиан Произнесенная речь на Первом Всероссийском Съезде Древле - Апостольских Общин 16 марта 1923 г. в Москве. Мэтью Генри – английский толкователь 1662-1714/. Томас Ватсон - пуританский богослов XVII века. Мэтью Генри – 1662-1714 английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности