«Настоящее богатство человека – это то добро, которое он делает в этом мире» - /Магомет/.
«Но, несомненно, в ещё большей степени, и то, что познание, почерпнутые из опыта прошлого, помогают творить настоящее» - /А.Грибачев – предисловие к книге «Афоризмы»/.
Заглянем в словарь русского языка… «Богатство – обилие материальных ценностей, денег». А теперь давайте обратимся к этимологии, т. е. происхождению этого слова. В слове богатство главная корневая основа – Бог. Древнеславянский корень Бог означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что индоевропейское происхождение говорит о том же: bhaga - «благосостояние», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий». В греческом языке это слово несет в себе такие понятия, как «ломоть хлеба», «владыка», «царь». Как видим, в современном определении этого слова и в корневом смысловом значении заключена большая разница.
Не тот человек богат, который имеет много денег, хотя в нашем обществе принято считать именно так. А главное — всегда помните, что богатство в первую очередь — это жить здоровым и счастливым в кругу любящих людей, а деньги — только инструмент, который может помочь вам или наоборот, помешать, если вы поставите его во главу угла вместо истинных ценностей.
Притча, рассказанная Юст Мюллер - Бон: «Как-то отправился человек в путешествие. Усталый и расстроенный пришёл он в один ресторан и заказал кружку пива и кусок чёрного хлеба. Этот человек был недоволен, что должен путешествовать пешком и при этом ничего лучшего не мог покушать. Он не долго сидел в ресторане, как подъехала хорошая карета, в которой сидел богато одетый мужчина. Ему принесли кусок жареного мяса и бутылку вина прямо в карету. «Мы вас кормим исключительно из любви к деньгам!» - /Макдоналдс/ Сидящий человек с завистью глядел на такое обслуживание и думал: «Если бы и мне так хорошо было, и так обслуживали».
Богатый как будто прочитал его мысль: - «Ты хотел бы со мной поменяться?». А кто бы ни хотел, и отказался от такого предложения!
– «Отдайте мне вашу карету и ваше богатство, и я отдам вам всё, что имею». Смелое заявление, не правда ли! Поспешное решение: «я так хочу» - сгоряча.
Тогда богатый приказал своим слугам поднять его. Какое зрелище! Ноги его были парализованы, он не мог стоять, и слуги должны были держать его, пока не поднесут костыли, на которые он мог опереться.
« -Ну, - спросил богатый, подсаживаясь к столу, - ты всё ещё хочешь, желаешь поменяться со мной?». Это вопрос для каждого: быть богатым, но больным, инвалидом? Или…
Спросите любого калеку, хотелось ли ему вернуть свое настоящие тело, или же ему нравиться жить с костылями? Любой ответить, что он хочет все вернуть,…а ведь костыли то удобней – их можно в любое время снять, и в любое время опять установить. Как с фальшивой любовью – в любое время разлюбить и опять полюбить. Тогда, почему все люди, хотят вернуть былое, ведь жить искусственно намного проще?
- «Ни за что на свете, нет! – ответил испуганный, человек, взявший свои слова назад, - я хочу лучше есть чёрный хлеб и быть господином над собой, чем пить вино, есть жаркое и позволять себя носить, как маленького ребёнка. Господь сохрани вас!» – с этими словами он встал и ушёл.
- «Ты прав, - сказал богатый ему вслед, - если б ты мог отдать мне твои здоровые ноги, ты получил бы мою карету, мои деньги – всё, всё. Но бедный здоровый мужик счастливее богатого калеки».
Будем помнить: «что здоровье большое богатство». Здоровье — это самое большое богатство! Богатство, которое нельзя заработать или купить. Его можно только укреплять, беречь.
Он был калекой - без ног. Вроде думаешь: «А что такого, с кем не бывает. Все мы попадаем в разные ситуации, и не всегда они приносят нам хорошие плоды». Но потом понимаешь: «А если бы я был такой? Стали бы обо мне заботиться? И вообще, нашлись бы люди, которым захотелось заботиться об инвалиде? Полюбил ли кто-то меня такого? Посвятил ли мне такому кто-нибудь свою жизнь?». «Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он был бы, отвергнут с презрением» - /Песн.8.7/.
Калека шел, и на его лице играла улыбка. Наверное, он улыбался утреннему солнцу, а может небу, а вдруг всему миру. И тогда догадываешься: «Он здоров, как никто в этом мире. Может пусть и не физически, но точно душевно».
А сейчас возникает вопрос: «Что это, значит, быть душевным калекой?» Да, они здоровые, успешные, богатые, красивые люди, но они несчастны. Не верите? А вы присмотритесь внимательно.
Богат тот, который имеет личные достижения и моральные, высоконравственные качества. Как говорил Наполеон Бонапарт: «Суть богатства заключается не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». И как показывает жизнь, это утверждение очень правильное и точное. «Ну, хорошо скажет кто-то, это падшие люди, но ведь большинство ведёт здоровый образ жизни, имея собственные виллы, яхты, теннисные корты. По тому же принципу, по которому атлет стремится быть более сильным, а женщина – более красивой, богатый желает ещё более разбогатеть.
«Деньги – корень всех бед». Это выражение часто приписывается Библии. Однако на самом деле в ней сказано, что «корень всего злого – любовь к деньгам, есть сребролюбие - и сами себя подвергли многим скорбям» - /1Тим.6.10/. У некоторых людей развилась эта любовь, и они посвятили себя накопительству. «Не мучь безмерно душу каждый час исканьем в мире власти и богатств» - /А.Джами/. Кто-то даже становится рабом денег и пожинает горькие плоды. Но если деньгами распоряжаться умело, они могут служить во благо. В Библии говорится, что «деньги…обеспечивают всё, и за всё отвечает серебро» - /Еккл.10.19/. Если умело распоряжаться деньгами, то жизнь станет легче и радостнее». Но сами по себе деньги - лишь средство. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту.
Бог же желает, чтобы мы «богатели добрыми делами», чтобы не жили, как те, «кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» - /Лук.12.21/, т.е. чтобы богатели духовно, а не материально. Это не означает, однако, что мы должны отказываться от материального, ибо есть вещи чрезвычайно важные в напряжённой повседневной жизни, без которых трудно обойтись, - вещи, облегчающие быт и позволяющие экономить время. Так что владеть деньгами, владеть деньгами можно, но нельзя позволить, чтобы деньги овладевали нами. «Человек оказывается во власти денег чаще, чем деньги во власти человека». Вместо того чтобы обрастать излишествами богатства, не лучше ли использовать имеющиеся средства для разумного служения?
«Богатство зависит от того, в чём видит каждый высший смысл жизни – высшая точка морального достоинства, доблести, красоты» - /В.Сухомлинский – советский педагог/. Даже добрый самарянин (от Луки 10.30-35) не сумел бы помочь несчастному, будь у него только добрые намерения, но у него были ещё и деньги для ухода. Однако, как мы видим из примера, деньги оказались у него на месте: «отъезжая, вынул два динария»-/Лук.10.35/. Как говорит М.Генри: «он оставил хозяину деньги на его содержание и дал слово, что доплатит, если тот истратит больше». «Деньгами надо управлять, а не служить им» - /Луций Анней Сенека/. Деньги как говорит Д.Фонфизин: «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундуке, а тот, который отсчитывает у себя, чтобы помочь тому, у кого нет нужного».
Что же касается человека, которые «собирает сокровища для себя», можно не сомневаться, что мамона овладела его душой: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром» - /Еккл.5.9/. В рекламе известного банка говорит: «Деньги – не зло. Всё зависит от того, в чьём они кармане». Отчасти это верно, поскольку иные филантропы щедро жертвуют на благотворительность. Некоторые из них жертвуют на Божье дело. Однако то, что деньги не зло, мудрость человеческая. Да, деньги – не зло, всё зависит от отношения человека к ним. Вот что говорит мудрость Божья: «Корень всех зол – сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» - /1Тим.6.10/.
Давид, перейдя на сторону филистимлян совершал со своими людьми разбойничьи нападения на окружающие страны и народы, забирая всё, что у них было, и не оставляя в живых ни мужчин, ни женщин /1Цар.27.7-11/. Соломон, овладевший несметными богатствами, в течение семи лет занимался построением Иерусалимского храма, но как только построил его, приступил к построению собственного дома, в два раза превысившего размеры храма и потребовавшего для строительства долгих тринадцать лет. Семьсот жён и триста наложниц развратили сердце царя, и как сказано в Писании, он «уклонил сердце своё от Господа» - /3Цар.11.9/. А ведь эти два мужа были Божьими избранниками, хранимыми Господом, но и они не устояли.
Как идущий в ломбард закладывает ценность, чтобы затем выкупить её, так стремящийся к обогащению закладывает душу. Заложенную ценность ещё можно выкупить, но как быть с душой? Дьявол – самый хитрый ростовщик и держится за душу мёртвой хваткой. За деньги можно купить самое дорогое на земле, но не купить даже самого маленького сокровища на небе. Деньги открывают любые земные двери, но никакие миллионы и миллиарды не откроют небесные врата. Ещё немного времени – и всё, что человек с таким трудом приобрёл, всё, чем так сегодня дорожит и гордится, выпадет из рук, когда Господь, проявлявший к нему милость и долготерпение, объявит: «Безумный!.. Кому же достанется то, что ты заготовил?» - /Лук.12.20/.
Послушаем, что говорит Спаситель: «Как трудно надеющемуся на богатство войти в Царствие Божие! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие» - /Мк. 10.23-24/. Ясно, что когда человек поглощен чем-то земным, то он уходит от Царства Небесного. Господь выделил именно страсть к богатству среди других страстей, потому что это одна из самых всепоглощающих, одна из самых злых страстей, действующих в течение всей истории человечества. Эта страсть и является грехом. Если она овладевает сердцем, то в сердце не остается места благодати Божией. А деньги являются просто выражением этой страсти. Не сами по себе бумажки зеленые или какие-то другие несут в себе дьявольский заряд, они просто материализуют эту страсть. «Опасность возникает не столько от обладания богатством, сколько оттого, что человек надеется на него, черпает в нём уверенность, ожидает от него защиты и обеспечения, считает его своим уделом, говорит своему золоту то, что должно говорить только Богу: «Ты надежда моя» - /Иов 31.24/. Те, кто как в этом случае, ценят богатство этого мира, никогда не смогут по достоинству оценить Христа и Его благодать. Вот оно, богатство этого мира; как часто люди из последних сил стараются добыть его как благословение, но пробивает час, и богатство становится бременем. Притом не просто тяжёлым, для того чтобы его можно было пронести через всю жизнь в целости и сохранности, но и достаточно тяжёлым, для того чтобы оно могло утащить за собой на дно омута владеющим им. «Богатство, сберегаемое владетелем его, часто бывает во вред ему» - /Еккл.5.12/, и наоборот, расставание с ним часто бывает на пользу. Но посмотрите, насколько безрассудны сыны века сего: они бросают своё имение ради спасения собственной жизни и жалеют его для дел благочестия и милостыни и для страданий за имя Христа. И это несмотря на то, что самой предвечной истиной они научены тому, что таким образом потраченное богатство возместится им более чем в тысячу раз» - /Мэтью Генри/
Денежная энергия — это поток: деньги «плывут» к нам и уплывают от нас, у кого-то они «протекают сквозь пальцы», а кто-то умудряется накопить «океан денег». В этом плане нужно уметь правильно управлять потоком: не блокировать его, расширять его русло, готовить резервуары для хранения. Представьте себе, что бурный поток ворвется в русло тоненького ручейка. Произойдет наводнение, и ничего хорошего, вода только нанесет вред всему вокруг, и скоро уйдет в землю. Так происходит, когда неподготовленным людям достается большое наследство или когда они выигрывают миллионы в лотерею: чаще всего люди спиваются, очень быстро растрачивают все деньги и оказываются на прежнем месте или хуже того. Расширение русла — это в первую очередь работа над своей зоной комфорта, очень часто поток денег блокируется страхом успеха (мало кто подозревает в себе этот страх, однако большинство из нас как раз незаметно для себя им страдает). Также расширить русло и усилить поток можно за счет правильного распределения средств: если деньги не застаиваются, а равномерно и успешно распределяются, то и приходит их больше.
Власть денег связана с тем, что деньги дают какие-то возможности, то, что называется «деньги дают свободу»? На самом деле деньги никакой свободы не дают. Они, конечно, дают возможность есть повкуснее, или ездить на дорогих машинах, или ездить за границу раз в две недели. Но эта возможность не имеет ничего общего с внутренней свободой. А внутреннюю свободу деньги отнимают. Потому что любая страсть делает человека рабом отношений, построенных на страстях. Построенные на стремлении к богатству рыночные и политические отношения диктуют человеку его поведение, властно принуждают его поступать так, а не иначе. Он вынужден общаться с теми людьми, которые как-то задействованы в его денежных операциях, и плясать под их дудку. Ведь если он ведет себя не так, как они, то он потеряет с ними контакт и может разориться.
А с другой стороны, когда человек все время чувствует, что у него больше денег, чем у других, то ему очень трудно остаться смиренным, скромным. Он привык себе многое позволять, почему же он не может позволить себе еще вот это, это и это? У него возникает другое мироощущение. И он перестает замечать, что в то время как он себе позволяет роскошествовать, рядом очень много людей бедствует. Он перестает их видеть. То есть богатство может способствовать развитию нравственной слепоты в человеке, снизить уровень его нравственного чувства, разрушить его совесть»- /Протоиерей Владимир Воробьев/
«Богатство, разумеется, не есть мира заслуг. Напротив, часто – можно сказать обычно – его приобретают люди с низкой душой и ничтожными способностями. Своему обладателю оно не приносит в дар никаких добродетелей, но способствует повреждению его ума и порче нравов» - /Т.Смоллет /. «В богатстве сердце отвердевает скорее, чем яйцо в кипятке»-/Карл Берне – немецкий публицист/
«Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, - они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью» - /Ж.д.Лабрюйер/. «В зарабатывании денег, - говорит Д.Гудинг- - самом по себе нет ничего порочного. Однако бессердечно использовать припадки близкой к умопомешательству молодой женщины ради получения прибыли – несомненное зло. Возражать против её выздоровления и возбуждать общественное мнение против Евангелия на том основании, что иссяк доход, - гнусно и бесчеловечно».
Во времена материального процветания денежные проблемы тоже не обходят людей стороной, как это было в последние годы. Например, в южноафриканской газете «Уитнесс» сообщалось, что «прогрессирующая социальная болезнь сверхпотребления, коммерциализации и завзятого вещизма» активно распространялись в мире. В газете перечислялись некоторые симптомы этой болезни: «стресс, долги, расточительство, переутомление, чувство неудовлетворённости, зависть и депрессия». Качество жизни во многих неуклонно снижалось, и, по мнению многих, причина тому – деньги. Значение денег, исследователи отметили, что жизнь одних людей «вращается исключительно вокруг денег и зависит от них. Последствия этого – стресс и неврозы.
Относительно богатства и бедности представления ВЗ и НЗ кажутся диаметрально противоположными. Указывая на Царство Небесное как на бесценное сокровище, ради которого стоит пожертвовать всем своим имуществом: «продал всё, что имел, и купил её» - /Мф.13.44/. И Христос вскрывает несостоятельность всех человеческих богатств, как бы они ни были велики. В то же время Он подтверждает Ветхозаветный взгляд, согласно которому богатство, полученное не как дар Божий, тщетно и опасно, и Он не отменяет, а исполняет древние обетования о том, что Бог обогащает Своих избранных. Если в богатстве кроется опасность, и если благая весть совершенство заключается в отрешении от него, то не оттого, что оно само по себе представляет некое зло, но оттого, что «благ» только Один Бог /Мф. 19.17/ и Он Самого Себя соделал нашим богатством.
Бог обогащает друзей Своих, но это не значит, что всякое богатство - плод Его благословения. Древняя народная мудрость отнюдь не упускает из вида существование неправедного богатство, но при этом постоянно повторяется, что неправедно приобретенные блага не идут на пользу: «Приобретение сокровища лживым языком – мимолётное дуновение ищущих смерти» - /Притч 21.6/; «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои» - /Прит.23.4/; «и кто не собирает со Мною, - говорит Христос, - тот расточает» - /Мт.12.30/.
Поистине неправедно то богатство, которое приводит к отдалению массы людей от земных благ и к предоставлению этих последних небольшому числу привилегированных: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» /Ис. 5.8/.; «дома их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели» /Иер. 5.27/.
Нечестивы также богачи, думающие, что они могут обходиться без Бога: они надеются на свое имущество как на своего рода крепкий город /Прит. 10.15/ и забывают Бога, единственно верную крепость: «Вот человек, который не в Бога полагал крепость свою, а надеялся на множества богатства своего, укреплялся в злодействе своём»-/Пс.51.9/. Если «наполнилась земля серебром и золотом... и конями, и колесницами без числа», то очень скоро она станет и «землей, наполненной идолами» - /Ис. 2.7/.
«Надеющийся на богатство своё упадет» - /Прит. 11.28/. Вместо того чтобы укреплять верность Союзу-Завету, Божий дары могут дать повод к отступничеству от него: «а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня (Бога)» - /Ос 13.6/. Трудно оставаться верным в богатстве, ибо от жира замыкается сердце /Втор. 31.20; «и стал он упрям» - /Втор. 32.15/;
Мудрость, даже для царей, заключается в том, чтобы не доверять серебру и золоту не умножал себе чрезмерно - /Втор 17.17/ и повторять молитву, в которой Агур так выражает перед Богом итог своего опыта: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: кто Господь? и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» -/Притч 30.8.9/. НЗ воспринимает от ВЗ все эти оговорки относительно богатство. У ап. Иакова обличение пресыщенных богачей и их сгнившего богатство не уступает по силе самому резкому, что говорили пророки: «Богатство ваше сгнило» - /Иак 5.1-5/. «Богатых в настоящем веке надо увещевать не высокомудрствовать и не возлагать надежды на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно» - /1Тим 6.17/. «Гордость от богатства» - это мир.
Отказаться от богатства - не обязательно значит перестать быть владельцем имущества. Даже в окружении Иисуса были отдельные зажиточные люди, и никто иной, как богатый человек из Аримафеи, принял в принадлежавшую ему гробницу тело Господа /Мф.27.57/. Евангелие не предписывает избавляться от имущества как от тяжкой обузы, но учит раздавать его бедным /Мф.19.21/ приобретая друзей «богатством неправедным» - а какое богатство в мире сем чисто от всякой неправды? - богатые также могут надеяться, что Бог откроет и им трудный путь ко спасению /Лк 16.9/. Соблазн не в том, что существует богатый и существует нищий Лазарь, а в том, что Лазарь хотел бы «насытиться тем, что падало со стола богача» - /Лк 16.21/, но не получал ничего. Богатый отвечает за бедного; тот, кто служит Богу, дает свои деньги бедным, тот, кто служит мамоне, сохраняет их, чтобы иметь в них свою опору.
Подлинное богатство в конечном итоге не то, которым владеют, а то, которое отдают, потому что этой отдачей вызывается щедрость Божия; дающий и принимающий объединяются в общем, благодарении /2Кор 9.11/, и богатый сам получает возможность познать на опыте, что «блаженнее давать, чем принимать»- /Деян. 20.35/.
Некоторые люди пытаются с помощью денег стать счастливыми. Но это невозможно. Счастье возникает в душе из чувства удовлетворения своей жизнью и никак от денег не зависит. Погоня за деньгами – процесс нескончаемый. Заработав на маленькую «лодку», хочется заработать на «лодку» побольше. Отсюда страхи, неврозы, бессонница, депрессия.
Страдаете ли вы денежным синдромом? По некоторым данным, этой болезнью поражена значительная часть населения планеты. Что это за синдром? Впервые о нём заговорил Роджер Хендерсон, британский исследователь-психиатр. Денежным синдромом он назвал психологическое состояние, при котором у человека из-за беспокойств, связанных с деньгами, пропадает аппетит, появляется одышка, головная боль, тошнота, сыпь, беспричинный гнев, нервозность и негативные мысли. Денежные беспокойства – частая причина стресса. Неудивительно, что в последние месяцы растёт число тех, у кого наблюдаются болезненные проявления денежного синдрома. В связи и разразившимся финансовым кризисом люди во многих странах теряют работу, дома, личные сбережения. Рушатся крупные финансовые институты, и даже самые развитые страны прибегают к экстренным антикризисным мерам. Что касается развивающихся стран, то растущие цены на продукты питания и товары первой необходимости тоже вызывают большую обеспокоенность.
Деньги, на самом деле, имеют ценность только тогда, когда их тратишь. Пока они лежат где-то, они ценности никакой не имеют, они не представляют собой ничего, кроме каких-то бумажек. «Деньги могут купить кровать, но не сон; книги, но не ум; еду, но не аппетит; пышные украшения, но не красоту; дом, но не семейный очаг; лекарства, но не здоровье; предметы роскоши, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение» - /Зиг Зиглар/.
Многие считают, что были бы счастливее, имей они больше денег. Однако если деньги станут для нас главным в жизни, мы можем «пронзить себя многими страданиями» - /1Тим.6.10/. Сколько людей, покупая лотерейные билеты, тратя деньги в казино или безрассудно играя на бирже, мечтают сделать себе состояние! Но мало кому это удаётся. А те, кто сумел неожиданно разбогатеть, часто не чувствуют, что стали от этого счастливее. Истинное же счастье приходит тогда, когда человек исполняет волю Бога, действующим под руководством Святого Духа.
«Дабы утешились сердца их соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения» - /Кол.2.2/. «Большие познания, - говорит М.Генри, - и сильная вера делают душу богатой. Это означает богатеть в Бога, быть богатым верой, иметь истинное богатство».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь 1662-1714г/. Дэвид Гудинг - д-р философии, Ирландия. Тобайас Смоллетт - английский писатель. А.Джами – персидский поэт-учёный. Жан де Лабрюйер - французский писатель.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности