«Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем»- /Пьер Огюстен Бомарше/
«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» - /Отк.3.17/. Наг - быть голым — значит быть лишенным одежды, и это слово предполагает известную неловкость, которую большинство из нас испытывает в таком состоянии. «Если нагота, — говорит профессор Эликзандер, — трактована так, что возбуждает в зрителе мысли или желания, возникающие по отношению к материальному объекту, то это — ложное искусство и дурные нравы».
«И, наконец, Господь указывает и называет Лаодикию нагой. Наг, то есть не имеющий ничего, чем бы мог прикрыть свою наготу, это положение еще хуже нищеты. Невозможно ярче изобразить чье-либо печальное духовное положение. И ярче этого нельзя изобразить духовное состояние церкви. Не должны ли эти слова оказывать свое поражающее действие на всякого, кто сколько-нибудь честен в отношении себя и Бога, чувствуя, что он избрал золотую середину и остается, доволен своим состоянием, не желая иметь другого» - /И.Каргель/.
«Они были о себе высокого мнения, т.е. богат, продолжаю богатеть и достиг такого уровня, что ни в чём не испытываю недостатка, никакая нужда не может угрожать мне». Возможно, они были хорошо обеспечены материально, и это сделало их равнодушными к своим душам. Или они считали, что их души хорошо обеспечены: они имели образование, заменяющее им христианство, дары, заменяющие благодать, ум, заменявший им истинную мудрость, они соблюдали церковно-христианские установления, и это заменяло им живое общение с Богом. Как мы должны быть осторожны, чтобы не обмануть свои собственные души. Они были наги, их души не имели ни одежды, ни дома, ни пристанища. У них не было ни одежды оправдания, ни одежды освещения. Ни нагота их вины. Ни нагота осквернения не были покрыты. Они всегда были открыты для греха и позора» - /Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714/.
В конце концов, возвращение в «первый век» условно. Нет никаких гонений, есть накопленный веками опыт, святость святых и, главное, сам Основатель христианства. Единственное неудобство — отсутствие исключительности. При всем многовековом багаже, со всеми своими храмами, книгами и традициями богослужения церковь оказалась голой, как в первом веке, — одной из многих. Золото и киноварь больше не в помощь — и, по большому счету, никогда не были. Это просто красиво, не более того» - /Максим Трудолюбов/.
Выбирай епанчу по своему плечу. Датскому писателю Гансу Андерсену (1805-1875) мировую славу принесли его сказки. В них сочетается романтика и реализм, фантазия, ирония и сатира. Сказка красна складом, а песня – ладом. В сказке «Новое платье короля» рассказывается, как два обманщика пообещали сшить для короля платье из тончайшей ткани. Якобы эта ткань была такой утончённой, что её могли видеть только глупые люди. Когда король надел платье, сшитое первоклассными мастерами из небывалой ткани, то он и его придворные восхищались искусной работой портных, хотя на самом деле ничего не видели, но признаться, что не видят, - значит прослыть глупцами. Обычай бычий, а ум телячий. Король со свитой отправились торжественно шествовать по городу, «И сказал: кто сказал тебе, что ты наг?» - /Быт.3.11/, и один мальчик вдруг закричал: «Смотрите, король-то совсем голый!». «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» - /Быт.3.7/. Тогда все поняли, что они одурачены. Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде. Так, с лёгкой руки знаменитого датского сказочника, пошла, гулять по свету крылатая фраза: «голый король». Её стали употреблять в тех случаях, когда вдруг обнаруживается, что достоинства какого-либо человека оказались мнимыми, качества – показными, авторитет – незаслуженным. Религия восседает на троне мертвых традиций с огромным ярмом, которое возлагается на всякого, кто склоняется перед ней. Если Господь призывает тебя к труду и у тебя есть такая необходимость привлекать в служение других людей, то молись, чтобы он послал тех, кто станет созидать твое строение.
Очень быстро ты обнаружишь вокруг себя толпы скучавших в труде «умудренных жизнью служителей», которые попытаются стать твоей свитой. Просто посмотри на их плоды. Пребывает ли Дух Божий на этих мужах? Является ли слово в их устах солью не потерявшей силу или это ропотники и ворчуны, которые отравят болотной горечью твой дух? Пойми, свита делает короля! И если свита твоя нищая, духовно голая и убогая, то очень скоро ты будешь обворован этой разбойничьей шайкой. Беги от таких людей. Наблюдай за праведником, потому-то будущность такого человека есть мир
Понимаю, как воспримет христианский читатель упоминание о сказке-притче, которая имеет определённый смысл и намёк на реализм, порой не безоблачный, намёк на упреждение нежелательных последствий. Есть такое чтение о попугае, который выучил одну-единственную фразу: «Я счастлив!». Когда загорелся дом, несчастный «счастливец» во всю птичью мощь отчаянно повторял заученную фразу, но сгорел. Опять сказка или шутка, скажете вы. На самом деле всё весьма серьёзно. Лукавый околпачивает народ, внушая ему, что он счастлив, как попугай в горящем доме. Так не бывает? Или бывает, но редко? О если бы редко! К сожалению, действия лукавого глобальны. Пожалуй, случай с попугаем редкий или единичный.
Откроем самую серьёзную книгу и прочитаем: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» - /2Кор.4.3.4/. Слепой слепому не указчик.
Начиная с классической работы английского искусствоведа сэра Кеннета Кларка (Clark, 1960), историки искусства, а за ними и другие ученые разграничивают понятия голого и нагого. «Голое (naked) - это всего лишь раздетое человеческое тело, голый - человек без одежды, каким его мама родила». Итак, рассматривая, понимая в духовности, это тот младенец, для которого голое тело как Адам и Ева в раю «и не стыдились» - /Быт.2.25/. У младенцев нет понятия стыд, «Им не нужна была одежда, ради приличия и у них не было повода стыдиться. «Они не знали, что такое стыд» - говорит халдейский перевод». Как и духовные младенцы. «Когда я был младенцем, - пишет ап. Павел, - то по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал» - /1Кор.13.11/. «Какие узкие взгляды, какие путанные и неясные понятия имеют взрослые дети в сравнении с взрослыми людьми» - /Мэтью Генри/. Апостол говорит о христианах в младенческом возрасте, они не доросли, до зрелости и для них нет, стыда: голое тело.
«Напротив, нагота (nudity) - социальный и эстетический конструкт; нагое тело не просто не прикрыто, а сознательно выставлено напоказ с определенной целью, в соответствии с некими культурными условностями и ценностями. Быть голым - значит быть самим собой, натуральным, без прикрас. Быть нагим - значит быть выставленным напоказ. Чтобы голое тело стало нагим, его нужно увидеть как объект, объективировать. «Голое открывает себя. Нагота выставлена напоказ... Голое обречено на то, чтобы никогда не быть нагим. Нагота - это форма одежды» - /Berger/. Голым человек может быть как на людях, так и в одиночестве. Голый человек (например, в бане) просто является сам собой, не чувствует себя объектом чужого внимания, не замечает своей обнаженности и не испытывает по этому поводу особых эмоций. Но если только голый чувствует, что на него смотрят, он смущается и начинает прикрываться или позировать. А в церкви нагота тоже, что в бане, не обращаешь внимания – значит нормально. Так что нужно обращать внимание, чтобы устыдить в наготе духовной.
Нагое тело необходимо предполагает зрителя, оценивающий взгляд которого формирует наше самовосприятие. Стриптизер или бодибилдер, демонстрирующий себя публике, сознательно делающий свое тело объектом чужого взгляда, интереса, зависти или вожделения, остается субъектом действия, он контролирует свою наготу, гордится своими мускулами, силой, элегантностью или соблазнительностью. «Непристойность, вульгарность и бесстыдство имеют отношение только к человеку; он придумал их. Среди высокоразвитых животных от этого нет даже никакого следа, Они не скрывают ничего. Они не стыдятся» - /Марк Твен «Письма с Земли»/.
Напротив, человек, которого насильно оголили или заставили раздеться, чувствует себя объектом чужих манипуляций и переживает стыд и унижение, независимо от того, красив он или безобразен. Иными словами, если голое представляется объективно данным, то нагота создается взглядом.
«Они уже достигли. Им ничего не надо, - говорит У.Бранхам, - но Бог увидел это иначе. Он сказал: Вы не знаете этого, но вы несчастные, жалкие, нищие, слепые и нагие -/Отк.3.17/. Когда с людьми такое дело, особенно, если нагие и не знают этого, должно быть что-то ужасно плохо. Конечно, это что-то происходит. «Они нищие». Конечно, это означает духовную нищету. Знак окончания этого периода — это большие и красивые церкви, где всё больше и больше людей, всё больше и больше проявлений того, что предполагается демонстрацией Святого Духа. Но, люди, выходящие вперёд по призыву, действие даров Духа, значительная посещаемость — это не ответ от Бога, потому что те, кто проходит вперёд для молитвы, редко продолжают свой путь с Богом. И где все эти люди после окончания этих больших кампаний, где все те, которые проходили между рядами на покаяние? Они послушали человека, они услышали призыв, они попали в сеть, но они не были рыбой и по-черепашьи поползли обратно в свои мутные воды».
В народной сказке: «Семилетка» говорится: «…говорит царь. - А раз твоя семилетка так хитра да мудра, пусть наутро сама ко мне явится - не одетая, не раздетая». …На другой день поутру сбросила семилетка свою одёжку и накинула на себя старую рыбачью сеть. Вот она и не одета и не раздета!». Так и церковь в наше время находится в сетях: ни одета, ни раздета. Мудра в своём: «не зная в чём она?»
«Ты слеп и наг». Это действительно отчаянное положение. Как можно быть слепым и нагим и не знать этого? Однако сказано, что они слепые и нагие и не могут это ощущать. Ответ в том, что они — духовно слепые и духовно нагие.
«Ты думаешь, что у тебя все есть, что ты, как бы сейчас сказали, крутой, а ты нищ, слеп, наг. И гордиться тебе совсем нечем. Оказывается, каждый из нас находится в таком вымышленном иллюзорном мире, который создают его страсти, и мысли о котором ему могут внушать бесы. А если снять очки иллюзий, то окажется, что мы нищие, и слепые, и нагие. Ничего у нас нет, и нам надо прикрыть свою наготу, омыть себя от слизи, от грязи – и облечься в одежду славы Божьей» - /Иоанн Лествичника/.
А вот и голый Лаодикийский «король»: «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» - /Откр.3.17-18/.
«Тот слеп рассудком, кто душою глух
К учению Евангелия святого.
Надменье знаньем поражает дух
И не родит целительного слова.
Мой бедный друг, ты нищ, и слеп, и наг,
И Истина даст тебе ответа:
Ищи её не в спорных письменах,
А в светлых строках Нового Завета» - /DmitriyLalayev/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь Библии (1662-1714/. Уильям Маррион Бранхам – проповедник США 1909-1965/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Удел колена Симеонова - Николай Погребняк Обычно читающие книгу Иисуса Навина пропускают те главы, в которых описывается распределение наделов среди колен Израилевых. И действительно, кажется, какое назидание мы, христиане, можем получить из перечня городов? А оказывается...